Индивидуальный маршрут развития
консультация (старшая группа)

Князькина Ирина Владимировна

маршрут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_kulakov.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 204 общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по физическому

направлению развития детей» ______________________

660021 г. Красноярск, ул. Ленина, 165 тел. 221-47-12

Индивидуальный маршрут для ребенка с ОВЗ Марк К.(5 лет 6 мес)

старшая группа комбинированной направленности «Умки»

Разработана:

воспитатель первой квалификационной категории Князькина И.В

Цель ИМ: Содействие индивидуальному развитию ребенка через создание и реализацию условий для его социальной адаптации и коррекции нарушений развития на основе специальных педагогических подходов.

Задачи:

Форма работы: Сопровождение узких специалистов: учитель – логопед; осуществляется в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме работы, 2 - раза в неделю (20минут).

Принципы и подходы

  1. Принцип индивидуального подхода.
  2. Принцип социального взаимодействия.
  3. Принцип междисциплинарного подхода.
  4. Принцип партнёрского взаимодействия с семьёй.
  5. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  6. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
  7. Принцип коррекционной направленности.
  8. Принцип интеграции при организации работы над развитием речи.

Содержание образовательной деятельности по развитию компетенций познавательной сферы

Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной, учебно-познавательной, трудовой и др.). Формирование познавательной компетентности является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, для его социализации в современном мире, формирования жизненной компетенции.

Познавательная компетентность слагается из любознательности, познавательной активности, познавательной мотивации, самостоятельности и креативности и основывается на тесной связи с познавательными психическими процессами (вниманием, памятью, восприятием), единстве эмоционального и интеллектуального мышления.

Владея познавательной компетентностью, дошкольник (соответствии с ФГОС ДО):

- рассматривает свойства и признаки предметов как категории познавательной деятельности;

- может решать познавательные задачи в наглядно-действенном и наглядно-образном плане, способен находить сходство и различие, систематизировать и группировать по разным основаниям;

- владеет несколькими простыми обобщенными способами конструирования и использует одни и те же способы для получения разных результатов;

- понимает многообразие окружающего мира, признаки и свойства растений, животных, взаимосвязь со средой обитания;

- знает структурные характеристики геометрических фигур, количественные отношения в прямом и обратном порядке;

- ставит цель в экспериментальной деятельности, достигает результата;

- понимает, как представить новую информацию, кому она будет интересна.

Индивидуально-ориентируемый план коррекционно-развивающей работы

Педагога-психолога с ребёнком на 2022 – 2023 учебный год.

Приоритетная задача

Дидактическое сопровождение

Ожидаемый результат

1

Расширение представлений об окружающем мире

«Что бывает в каждое время года?»;

«Один - много»;

«Чудесный мешочек»;

«Разрезанные картинки»

«Лото»; «Времена года»; «Части суток»;

Картинки, беседы по темам

Фигурки овощей, фруктов, животных

Развито представление об окружающем мире, знает: овощи, фрукты, ягоды, времена года и их особенности, домашних и диких животных и их места обитания, посуду, одежду и обувь.

2

Развитие памяти, внимания, мышления

«4-й лишний»; «Найди отличие»; «Лабиринт»; «мемори»; «повтори по образцу»; «Заборчик Забрамная»

более развита память, внимание более устойчивое, развитие мышления, отличает категории

3

Развитие сенсорных эталонов

«Чудесный мешочек»; геометрические фигуры; «Опиши по памяти»; «Выложи по контуру»; «Чья это тень»

Знает основные геометрические фигуры, цвета, цифры

4

Развитие моторики

Пальчиковая гимнастика, конструирование по образцу, игры с карандашом, игры с шариками и пуговицами, шнуровка, мозаика, игры с песком, упражнения с мелкими предметами, штриховка.

Развита мелкая моторика и координация движения руки.

5

Формирование элементарных навыков

«застегнуть молнию», «застегни пуговицы», шнуровка, как правильно обучаться

Умеет самостоятельно одеваться


Работа с родителями.

Важную роль в коррекции познавательных и речевых нарушений играют родители ребёнка. Педагоги привлекают родителей к коррекционно – развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме, в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание ребёнка, как в речевом так и в общем развитии.

Форма работы специалистов с родителями ребёнка:

Педагогический мониторинг

  • Анкетирование родителей.
  • Беседы с родителем.
  • Беседы с ребёнком о семье.
  • Наблюдение за общением родителей и ребёнка.

Педагогическая поддержка

  • Психолого – педагогические тренинги.
  • Показ открытых мероприятий с участием ребёнка.
  • Проведение совместных детско – родительских мероприятий, с участием семьи.

Педагогическое образование родителей

  • Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях
  • Формирование адекватной позиции и адекватных способов общения в отношении ребенка с ОВЗ
  • Информации на стендах, сайте ДОУ
  • Круглые столы
  • Семинары
  • Вечера вопросов и ответов
  • Показ и обсуждение видео материала
  • Решение проблемных педагогических ситуаций
  • Выпуск буклетов, и тд.

Совместная деятельность педагогов и родителей

  • Проведение совместных праздников и посиделок.
  • Заседание семейного клуба.
  • Оформление совместных с детьми выставок.
  • Совместные проекты.
  • Семейные конкурсы.
  • Совместно социально – значимые акции.
  • Совместная трудовая деятельность.

В результате такой работы с родителями устанавливаются доверительные отношения между педагогами и родителями;

Повышается уровень родительской компетентности в вопросах развития и оздоровление ребёнка, их активное вовлечение в образовательный процесс; поддерживается уверенность родителей в их собственных педагогических возможностях, что увеличивает эффективность коррекционно – развивающей работы с ребёнком.

Работа с детьми группы

  • Формирование у детей разнообразных способов общения с ребенком с ОВЗ.

Система мониторинга:

Внутренний мониторинг проводится командой специалистов и педагогов, которая работает с ребенком с ОВЗ.

На основании мониторинга происходит коррекция ИМ:

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики узких специалистов.

Мониторинг и диагностика проводятся в виде:

  • Наблюдение;
  • Беседа;
  • Анализ продуктов деятельности;
  • Анализ карт развития;
  • Использование специализированных диагностических комплексов;
  • Деятельностные пробы;
  • Элементы портфолио;
  • Анализ видеоматериалов

Примерная программа

Методические пособия

.

Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. ВЛАДОС, 2003.

Т.А. Ткаченко. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва. 2020 г.

Н.В.Нищева. Играйка-собирайка. Игры и упражнения для развития речи, мышления, тонкой моторики детей старшего дошкольного возраста. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Н.В.Нищева. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

Н.В. Нищева Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Н.В.Нищева. Развитие связной речи детей дошкольного возраста. . СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

Н.В.Нищева. тетради для старшей и подготовительной логопедической группы детского сада. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. Дидактический материал для логопедов по автоматизации свистящих и шипящих звуков. ГНОМ, 2017 г.

В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. ГНОМ, 2016 г.

Н.Жукова. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. ЭКСМОДЕТСТВО. 2016.

Т.В. Волосовец. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. СФЕРА.2008 г.

Т.В. Пятница, Т.В. Башинская. Система

коррекционного воздействия при моторной алалии.

Наглядные пособия и демонстрационные материалы для логопедов, воспитателей и родителей по различным лексическим темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»

Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"

Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...

Индивидуальные маршруты развития детей с нарушениями речи по разделу программы "Развитие речи" и приложение "Игры и игровые упражнения"

Приложение к Индивидуальным маршрутам  развития детей  по разделу программы «Развитие речи»...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...

7. Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)

Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)...