Индивидуальный маршрут развития
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 204 общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому
направлению развития детей» ______________________
660021 г. Красноярск, ул. Ленина, 165 тел. 221-47-12
Индивидуальный маршрут для ребенка с ОВЗ Марк К.(5 лет 6 мес)
старшая группа комбинированной направленности «Умки»
Разработана:
воспитатель первой квалификационной категории Князькина И.В
Цель ИМ: Содействие индивидуальному развитию ребенка через создание и реализацию условий для его социальной адаптации и коррекции нарушений развития на основе специальных педагогических подходов.
Задачи:
- воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря;
- развитие умения вступать в контакт;
- развитие познавательной деятельности;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие сенсорных эталонов;
- Формирование элементарных навыков;
- Развитие представлений о себе и ближайшем.
Форма работы: Сопровождение узких специалистов: учитель – логопед; осуществляется в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме работы, 2 - раза в неделю (20минут).
Принципы и подходы
- Принцип индивидуального подхода.
- Принцип социального взаимодействия.
- Принцип междисциплинарного подхода.
- Принцип партнёрского взаимодействия с семьёй.
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.
- Принцип коррекционной направленности.
- Принцип интеграции при организации работы над развитием речи.
Содержание образовательной деятельности по развитию компетенций познавательной сферы
Необходимость формирования ключевых компетенций у дошкольников определяется ФГОС, и формируются в ходе всего воспитательно-образовательного процесса, в разных видах активной детской деятельности (игровой, исследовательской, коммуникативной, учебно-познавательной, трудовой и др.). Формирование познавательной компетентности является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, для его социализации в современном мире, формирования жизненной компетенции.
Познавательная компетентность слагается из любознательности, познавательной активности, познавательной мотивации, самостоятельности и креативности и основывается на тесной связи с познавательными психическими процессами (вниманием, памятью, восприятием), единстве эмоционального и интеллектуального мышления.
Владея познавательной компетентностью, дошкольник (соответствии с ФГОС ДО):
- рассматривает свойства и признаки предметов как категории познавательной деятельности;
- может решать познавательные задачи в наглядно-действенном и наглядно-образном плане, способен находить сходство и различие, систематизировать и группировать по разным основаниям;
- владеет несколькими простыми обобщенными способами конструирования и использует одни и те же способы для получения разных результатов;
- понимает многообразие окружающего мира, признаки и свойства растений, животных, взаимосвязь со средой обитания;
- знает структурные характеристики геометрических фигур, количественные отношения в прямом и обратном порядке;
- ставит цель в экспериментальной деятельности, достигает результата;
- понимает, как представить новую информацию, кому она будет интересна.
Индивидуально-ориентируемый план коррекционно-развивающей работы
Педагога-психолога с ребёнком на 2022 – 2023 учебный год.
№ | Приоритетная задача | Дидактическое сопровождение | Ожидаемый результат |
1 | Расширение представлений об окружающем мире | «Что бывает в каждое время года?»; «Один - много»; «Чудесный мешочек»; «Разрезанные картинки» «Лото»; «Времена года»; «Части суток»; Картинки, беседы по темам Фигурки овощей, фруктов, животных | Развито представление об окружающем мире, знает: овощи, фрукты, ягоды, времена года и их особенности, домашних и диких животных и их места обитания, посуду, одежду и обувь. |
2 | Развитие памяти, внимания, мышления | «4-й лишний»; «Найди отличие»; «Лабиринт»; «мемори»; «повтори по образцу»; «Заборчик Забрамная» | более развита память, внимание более устойчивое, развитие мышления, отличает категории |
3 | Развитие сенсорных эталонов | «Чудесный мешочек»; геометрические фигуры; «Опиши по памяти»; «Выложи по контуру»; «Чья это тень» | Знает основные геометрические фигуры, цвета, цифры |
4 | Развитие моторики | Пальчиковая гимнастика, конструирование по образцу, игры с карандашом, игры с шариками и пуговицами, шнуровка, мозаика, игры с песком, упражнения с мелкими предметами, штриховка. | Развита мелкая моторика и координация движения руки. |
5 | Формирование элементарных навыков | «застегнуть молнию», «застегни пуговицы», шнуровка, как правильно обучаться | Умеет самостоятельно одеваться |
Работа с родителями.
Важную роль в коррекции познавательных и речевых нарушений играют родители ребёнка. Педагоги привлекают родителей к коррекционно – развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме, в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание ребёнка, как в речевом так и в общем развитии.
Форма работы специалистов с родителями ребёнка:
Педагогический мониторинг
- Анкетирование родителей.
- Беседы с родителем.
- Беседы с ребёнком о семье.
- Наблюдение за общением родителей и ребёнка.
Педагогическая поддержка
- Психолого – педагогические тренинги.
- Показ открытых мероприятий с участием ребёнка.
- Проведение совместных детско – родительских мероприятий, с участием семьи.
Педагогическое образование родителей
- Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях
- Формирование адекватной позиции и адекватных способов общения в отношении ребенка с ОВЗ
- Информации на стендах, сайте ДОУ
- Круглые столы
- Семинары
- Вечера вопросов и ответов
- Показ и обсуждение видео материала
- Решение проблемных педагогических ситуаций
- Выпуск буклетов, и тд.
Совместная деятельность педагогов и родителей
- Проведение совместных праздников и посиделок.
- Заседание семейного клуба.
- Оформление совместных с детьми выставок.
- Совместные проекты.
- Семейные конкурсы.
- Совместно социально – значимые акции.
- Совместная трудовая деятельность.
В результате такой работы с родителями устанавливаются доверительные отношения между педагогами и родителями;
Повышается уровень родительской компетентности в вопросах развития и оздоровление ребёнка, их активное вовлечение в образовательный процесс; поддерживается уверенность родителей в их собственных педагогических возможностях, что увеличивает эффективность коррекционно – развивающей работы с ребёнком.
Работа с детьми группы
- Формирование у детей разнообразных способов общения с ребенком с ОВЗ.
Система мониторинга:
Внутренний мониторинг проводится командой специалистов и педагогов, которая работает с ребенком с ОВЗ.
На основании мониторинга происходит коррекция ИМ:
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики узких специалистов.
Мониторинг и диагностика проводятся в виде:
- Наблюдение;
- Беседа;
- Анализ продуктов деятельности;
- Анализ карт развития;
- Использование специализированных диагностических комплексов;
- Деятельностные пробы;
- Элементы портфолио;
- Анализ видеоматериалов
Примерная программа | Методические пособия |
. | Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой. Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. ВЛАДОС, 2003. Т.А. Ткаченко. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва. 2020 г. Н.В.Нищева. Играйка-собирайка. Игры и упражнения для развития речи, мышления, тонкой моторики детей старшего дошкольного возраста. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. Н.В.Нищева. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. Н.В. Нищева Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. Н.В.Нищева. Развитие связной речи детей дошкольного возраста. . СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. Н.В.Нищева. тетради для старшей и подготовительной логопедической группы детского сада. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. Дидактический материал для логопедов по автоматизации свистящих и шипящих звуков. ГНОМ, 2017 г. В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. ГНОМ, 2016 г. Н.Жукова. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. ЭКСМОДЕТСТВО. 2016. Т.В. Волосовец. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. СФЕРА.2008 г. Т.В. Пятница, Т.В. Башинская. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Наглядные пособия и демонстрационные материалы для логопедов, воспитателей и родителей по различным лексическим темам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут развития ребенка среднего дошкольного возраста по разделу программы «Развитие речи»
Построение индивидуального маршрута согласно требованиям ФГОС осуществляется с целью реализации индивидуальных потребностей ребенка и оптимального развития его личностных качествОсобенность нашего вре...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...
Индивидуальный маршрут развития ребенка старшего дошкольного возраста по разделу программы "Развитие речи"
Особенность нашего времени - активизация инновационных процессов в образовании. С недавнего времени условием повышения качества дошкольного образования является реализация ФГОС в структуре о...
Индивидуальные маршруты развития детей с нарушениями речи по разделу программы "Развитие речи" и приложение "Игры и игровые упражнения"
Приложение к Индивидуальным маршрутам развития детей по разделу программы «Развитие речи»...
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО
Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО...
Индивидуальный маршрут развития ребенка по ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП)
Примерное заполнение карты маршрута....
7. Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)
Индивидуальный маршрут развития ребёнка с задержкой психического развития Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет "Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)...