Творческая мастерская "Умелые ручки"
рабочая программа (старшая группа)

Ташина Александра Александровна

Творческая мастерская "Умелые ручки"  старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад №21 «Звездочка» комбинированного вида»

662603, г. Минусинск, ул. Борцов Революции, 50 «А», тел. 8(39132) -5 – 01 - 91

E-mail: ds21zvezdochka@yandex.ru

План работы творческой мастерской

на 2022-2023 у. г.

 

 Тема: «Умелые ручки»

 Воспитатели: Медведева Л.В.  

Ташина А.А.

                                                                                                                       

г. Минусинск, 2022

Пояснительная записка.

Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.

Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Занятия, связанные с ручным трудом, способствуют развитию логического мышления, воображения, внимания, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, воспитанию трудолюбия, выработке усидчивости и активизации детей.

Работа творческой мастерской «Умелые ручки» нацелена на общее развитие детей дошкольного возраста и содержит задания различных видов с различными материалами.

Творческая мастерская «»Умелые ручки» проводится 2 раз в неделю во второй половине дня.

Актуальность.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представление малышей об окружающем мире, они осмысливают качество предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся, осознано их использовать.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию, ручному труду способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель и многие русские преподаватели, педагоги и психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого.

Изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности.

Цель и задачи.

Цель: Создать условия для развития творческих способностей  детей путём создания поделок с использованием различных материалов и оборудования, их свободное применение в играх и творческой деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами различных материалов.
  2. Сформировать у детей технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
  3. Развивать у детей мелкую моторику, чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
  4. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.

Направления работы:

1. Развитие творческих способностей

2. Художественно-эстетическое развитие

3. Познавательное развитие

Планируемый результат.

К концу учебного года дети должны уметь:

- Использовать нетрадиционный материал (подручный, бросовый), самостоятельно находить новые способы в изготовлении.

- Знать различные способы использования бумаги, уметь делать объемные фигурки из бумаги;

- уметь работать с любым пластическим материалом.

- освоят умение анализировать подделку.

 В течение года:

- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

- Тематические выставки в ДОУ.

Содержательный раздел.

Учебно-тематический план по творческой мастерской «Умелые руки»»  на 2022-2023 учебный год.

ОКТЯБРЬ

№ п/п

Тема занятия

Материалы

Программное содержание

1

«Осенние фантазии» (из природного материала)

Листья (березы, дуба, клена…), цветы, картон, ножницы, клей.

Продолжать учить детей создавать несложную композицию; по-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции.

2

«Гусеницы в груше»  (гофрированные модели).

Гофрированный картон, цветная бумага, клей, ножницы.

Учить складывать способом гофрирования, использовать яркие цвета для передачи веселого настроения, воспитывать аккуратность, желание помочь.

3

 «Наш веселый огород, что здесь только не растет» (изготовление фруктов и овощей из пластилина).

Пластилин, стеки, доска для лепки.

Учить лепить несложные фигуры и раскрашивать их.

4

«Осеннее дерево» (крупа).

Цветной картон, крупа, клей.

Учить правилам безопасной работы с клеем, салфетками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

НОЯБРЬ

№ п/п

Тема занятия

Материалы

Программное содержание

1

«Рябина» (квилинг, оригами).

Гофрированная бумага (зеленая, желтая, оранжевая, красная), картон, ножницы, карандаши, клей, шаблоны (для листьев).

Познакомить детей с квилингом, учить аккуратно, накручивать полоски бумаги на зубочистку, учить составлять изображение из частей. Развивать творческое воображение.

2

«Украшение тарелочки» (декупаж).

Пластиковые тарелочки, акриловая краска, клей ПВА, салфетки.

Познакомить детей с декупажем, показать образцы изделий. Учить детей аккуратно наклеивать салфетки, учитывая рисунок. Развивать мелкую моторику.

3

«Моя любимая мамочка» (портрет).

Бумага для акварели, гуашь, восковые мелки, нитки).

Учить детей рисовать портрет, соблюдая пропорции, показать, как из ниток сделать прическу.

4

«Дерево» (обрывание бумаги).

Синий картон, фломастер черный (для рисования дерева), белая бумага, клей.

Развивать способность эмоционально реагировать на красоту природных объектов и результаты личной и совместной деятельности. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие.

ДЕКАБРЬ

№ п/п

Тема занятия

Материалы

Программное содержание

1

«Снежинка» (из манки).

Манка, картон, трафарет, клей ПВА, кисть.

Учить детей работать с разным материалом (манкой).  Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

2

 Аппликация с использованием бумаги и ваты «Зимнее кружево».

Картон, цветная бумага, вата, клей, ножницы.

Познакомить детей с новым видом комбинированной аппликации, техникой исполнения работы. Воспитывать любовь к природе.

3

Изготовление елочных украшений.

Нитки, цветной картон, цветная бумага, паетки для украшения.

Продолжать учить детей работать с разным материалом, развивать творческое мышление.

4

«Гирлянда»

(из полосок цветной бумаги).

Полоски цветной бумаги, карандаш, ножницы, клей.

Учить детей делать гирлянду. Продолжать учить работать сообща. Развивать воображение.

ЯНВАРЬ

№ п/п

Тема занятия

Материалы

Программное содержание

1

«Рождественский подарок. Ангелочек».

Картон, ватные диски, ножницы, клей ПВА, салфетка.

Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Формировать желание сделать подарок для родных.

2

 Аппликация «Маленькая рощица зимой» (из бумаги и крупы).

Разно фактурная бумага, картон, крупы, клей.

Познакомить детей с аппликацией из разно фактурной бумаги и круп, развивать творчество.

3

«Снеговичок» (бумагопластика, оригами).

Гофрированная бумага, ножницы, клей – карандаш, клеенка, карандаш.

Закрепить знания детей в технике «надрывания» полоски бумаги. Воспитывать интерес к природе и конструированию из бумаги.

4

«Елка под снегом» (пластилинография).

Ознакомление детей с новым приемом лепки – пластилиновой растяжки

Картон, пластилин, трафарет елочки, стека.

ФЕВРАЛЬ

№ п/п

Тема занятия

Материалы

Программное содержание

1

Сердечки» (валентинки из (соленого теста)).

Соленое тесто, гуашь, кисточки.

Закрепление умения лепить из теста предметы или их части, пользуясь движением всей кисти рук.

2

Открытка в подарок папе к 23 февраля.

Клей, ножницы, цветной картон (разного цвета), салфетки (разного цвета), цветная бумага, шаблоны, клеенка, поздравление.

Показать разные способы аппликации.

Формировать интерес к ручному труду, желание изготовить поделку своими руками;

Развивать творческие способности детей.

3

«Парусник» (техника обрывной аппликации).

Картон, цветная бумага, клей.

Закрепление нетрадиционного метода рисования – обрывание бумаги, развивать мелкую моторику, воспитывать  чувство прекрасного.

4

«Зима» (пластилинография).

Пластилин разного цвета, лист белого картона, стека, салфетка.

Продолжать учить лепить способом налепа на белом фоне, закрепить способ раскатывания столбика и расплющивание, добиваться аккуратности в работе.

МАРТ

№ п/п

Тема занятия

Материалы

Программное содержание

1

«Подснежник» (объемное наклеивание).

Альбомный лист, 2 белые бумажные салфетки, 3 прямоугольника зеленого цвета размером 3 х7см, ножницы, клей ПВА, кисть, зеленый фломастер.

Учить детей изготавливать цветы, пользуясь шаблонами, составлять композицию, развивать чувство прекрасного.

2

Коллективная работа. «Перелетные птицы».

Картон, трафарет, клей, кисть, ватные диски, крупы

Учить детей работать с ватой и клеем, крупой. Работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

3

«Тюльпаны» (оригами).

Цветная бумага.

Продолжать развивать  навыки складывать тюльпан способом оригами.

4

«Рыбка »

(оригами).

Цветная бумага, цветные карандаши, ножницы.

Развивать способность эмоционально реагировать на красоту природных объектов и результаты личной и совместной деятельности.

АПРЕЛЬ

№ п/п

Тема занятия

Материалы

Программное содержание

1

«Подснежник на проталине»
(коллективная работа).

Тонированный лист ватмана формата А3. Гофробумага зеленого, белого цветов. Цветная бумага, салфетки, полоски для квиллинга белого, зеленого, голубого цветов. Зубочистки. Клей ПВА, ножницы, кисти.

Продолжать учить выполнять коллективную работу. Совершенствовать умения и навыки при выполнении основных элементов квиллинга.

Продолжать учить передавать характерные особенности строения и окраски подснежников. Воспитывать интерес к живой природе.

2

Конструирование из цветных салфеток. «Букет цветов».

Цветные салфетки, степлер, ножницы, клей, цветная бумага.

Познакомить детей с конструированием из салфеток, учить делать цветки и составлять из них букет. Воспитывать умение работать в коллективе.

3

«Пора в космос» (оттиск, набрызг, тычкование).

Бумага для акварели, краски, кисточки.

Развивать у детей  воображение, творческое  мышления посредством нетрадиционных техник рисования.

4

«Закладка для книг» (переплетение бумажных полос).

Развивать умения вырезать ровные полоски из бумаги, переплетать в шахматном порядке, прививать интерес к книге.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей.

МАЙ

№ п/п

Тема занятия

Материалы

Программное содержание

1

«Носит одуванчик желтый сарафанчик» (коллективная работа).

Картон, салфетки желтого и зеленого цвета, клей.

Учить детей делать одуванчики желтые из салфеток, воспитывать любовь к природе.

2

Праздничный салют» (рисования тычком жёсткой полусухой кистью).

Бумага для акварели, краски, жесткая кисть.

Развивать воображение и интерес к художественному творчеству, продолжать знакомить  с новой техникой рисования тычком.

3

Открытка ветеранам «С праздником Победы» (аппликация с оригами).

Картон, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки.

Совершенствовать навыки оригами, Воспитывать уважение к ветеранам, гордость за нашу страну.

4

«Картина из пластилина»

(пластилинография).

Пластилин, дощечка, стека, салфетка, белый картон.

Продолжать закреплять навыки работы с пластилином, вылеплять из пластилина мелкие детали изделия.

Список литературы:

  1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из ниток и пряжи // Учебное издание ООО «Издательство Оникс», 2010.
  2. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.: Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  5. Давыдова Г.Н.  Пластилинография  - Детский дизайн . – М.: Издательство Скрипторий ,2003.
  6. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2
  8. Колдина Д.Н. Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет: Конспекты занятий. – М.: МАЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  9. Кулакова  Л. Цветы из бумаги: Техника. Приемы, Изделия: Энциклопедия»  М.: «Аст-Пресс Книга», 2007г
  10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.- Москва.2007.
  11. Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
  12. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  13. Сухаревская. О. Оригами для самых маленьких. - М.: Айрис-Пресс, 2008.
  14. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  15. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.
  16. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.
  17. Хананова. И.А. Солёное тесто.2008г.
  18. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные занятия кружка "Умелые ручки". Творческие проекты детей как мотивация к познанию.

Совместно с воспитателем воспитанники старшей-подготовительной группы детского сада изучают элементы деятельности по конструированию, моделированию, ручному труду. В рамках учебного раздела программы ...

Историко-патриотический, исследовательский, творческий проект "Русь сильна богатырями"

«Богатырская тема» понятна и интересна детям, так как, неся в себе определенный сказочный смысл, раскрывается перед ребятами на  понятном для них языке. Постепенный переход от сказки к «был...

Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Умелые ручки»

Дополнительная образовательная программакружка творческой деятельности«Умелые ручки»...

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Умелые ручки» для детей: 5-7 лет

Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками худож...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОГО ЗАНЯТИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ» ТЕМА:«Знакомство с двигательно-речевыми миниатюрами и необычное рисование по теме: «Волшебные ладошки»

Совместные занятия родителей и детей способствуют установлению партнерских отношений между нми. В занятии, родителей учат использовать пальчиковые игры, для развития мелкой моторики детей, вместе с де...

Методическая разработка Информационно- творческий проект "Русь- красавица мастерами славится"

Информационно-творческий проект направленный на формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно- продукт...