Методическая разработка Информационно- творческий проект "Русь- красавица мастерами славится"
методическая разработка (старшая группа) по теме
Информационно-творческий проект направленный на формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Паспорт проекта | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
« Любимый сердцу уголок»
Всероссийский конкурс идей (проектов)
Россия, г. Санкт- Петербург, декабрь 2013г.
Название проекта: «Русь красавица, мастерами славится»
Номинация: Возрождение и сохранение национальных традиций обычаев
Авторы проекта:
- Скосогоренко Оксана Алексеевна, воспитатель
- Шакирова Жанна Ивановна, воспитатель
- Людыно Ольга Викторовна, музыкальный руководитель
ГБДОУ детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей Красногвардейского района города Санкт- Петербурга
195253, г. Санкт- Петербург, пр. Энергетиков д.50 к.2 8(812)225-31-42
Руководитель проекта:
Скосогоренко Оксана Алексеевна, воспитатель
Россия, г. Санкт- Петербург, 2013 г.
Паспорт проекта
Проект «Русь красавица, мастерами славится»
для детей старшего дошкольного возраста
Тип проекта: Информационно- творческий;
Продолжительность проекта: среднесрочный;
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель;
Актуальность проекта обусловлена большой значимостью возрождения и сохранения национальных традиций и обычаев, а так же воспитание нравственно- патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.
Задачи проекта:
- Знакомить детей с народными традициями России и включать их в детскую жизнь.
- Познакомить детей с народными промыслами;
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи.
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- Развивать навыки художественного творчества детей;
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
Организационный этап
Подготовка материалов:
- Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
- Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
- Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Продуктивный этап
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта:
Проект начинался с тематического вечера-досуга «Приглашение на ярмарку». В заключительной части вечера дети «покупают» игрушки народных промыслов.
Педагог, в целях введения в проблему задает вопросы:
- Понравились ли вам игрушки?
- Чем они отличаются, чем похожи?
-Из чего они сделаны?
-Хотите узнать о них больше?
Тем самым педагог помогает детям понять:
-Что они знают?
-Что хотели бы узнать?
-Что для этого необходимо предпринять?
-Как будем действовать?
Эти вопросы направлены на решение задачи составления примерного плана проекта, основанного на предложениях детского коллектива.
Что могут предложить дети?
-спросить у взрослых;
-прочитать в книгах;
- сходить в музей;
Чем может дополнить план воспитатель?
-можно сходить в библиотеку;
-посмотреть видеофильмы;
-научиться делать самим поделки с элементами народного творчества;
-а как показать то, что мы смастерим и рассказать о том, что мы узнаем?
Таким ненавязчивым образом, с помощью организации совместной деятельности и наводящих вопросов, воспитатель помогает детям определить план предстоящей деятельности, заинтересовать предстоящими событиями.
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
- Познавательная деятельность
- Речевая деятельность
- Художественно-творческая деятельность
- Игровая деятельность
- Работа с родителями
Познавательная деятельность:
- Тематические беседы:
- «Филимоновские игрушки- свистульки»
- «Дымковские мастера»
- «Веселые матрешки»
-«Что такое хохлома?»
- «Гжель сине-голубое чудо»
2. Просмотр презентаций: «Сине-голубое чудо. Гжель», «Золотая хохлома», «Дымковские мастера», «Чудо филимоновских свистулек»
3.Совместная познавательно исследовательская деятельность «Из чего же, из чего же?» (дерево - матрешки, хохлома; глина- дымка и т.п.);
4. Познавательное сообщение на тему «Что такое валенки?»;
5. Экскурсия в ИЗО студию детского сада на выставку народных промыслов;
6. Знакомство с русскими народными инструментами;
Речевая деятельность:
- Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
- Разучивание стихотворений Е.А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»;
- Чтение и обсуждение авторской сказки «Как Коко Ваня для Даренки новые валеночки доставал»;
- Театрализация сказки «Теремок на новый лад»;
- Викторина «Матрешкины загадки»;
Художественно- творческая деятельность:
- Рассматривание альбомов и наглядно- демонстрационного материала;
- Лепка из пластилина «Филимоновские игрушки»;
- Аппликация «Дымковская деревенька»;
- Рисование матрешек;
- Рисование « Укрась тарелочку. Гжель»;
- Изготовление «Чудо валенок» аппликация с использованием не традиционных материалов;
- Раскрашивание тематических раскрасок;
- Прослушивание русских народных песен;
- Разучивание русского народного танца «Кадриль»;
Игровая деятельность:
- Дидактические игры «Найди отличие», «Собери картинку», «Составь узор»;
- Настольно- печатная игра «Собери посуду»;
- Подвижные народные игры;
- Хороводные народные игры «Гори, гори ясно», «Каравай», «Чайничек с крышечкой»;
- Музыкально- дидактическая игра «Угадай инструмент»;
- Сюжетно- ролевая игра «Угостим матрешек чаем»;
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
- Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
- Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
- Помочь детям разучивать стихи;
- В выходные дни посетить с детьми Этнографический музей;
Обобщающий этап
1.Проведение вечера досуга при участии родителей в гостиной «У самовара»;
2.Оформление выставки рисунков и поделок детей;
3. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно- прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
- «Дошкольное воспитание». - №8.- 1998.
- Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр.// Дошкольное воспитание. 2004 №6.
- Гаранина Н.К. Приобщение дошкольников к народной культуре.
- Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
- Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании.- М. : Мозаика- Синтез, 2012.
- Концепция патриотического воспитания граждан РФ.- Управление ДОУ. 2005 №1
- Ляпина Л.А. Народные игры в детском саду.- М. : ТЦ Сфера, 2009.
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии.- СПб: Детство- Пресс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность с детьми старшей группы по теме: "Русь-красавица, мастерами славится!" с использованием технологии "Русский фольклор"
Цель: познакомить с разнообразием русских народных игрушек, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству.Задачи:1. Формировать ...
Россия красавица мастерами славится
Мероприятие направлено на уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа. Развивитие творческих способностей детей. Изготовление деть...
Методическая разработка : Информационно-творческий проект " Нам нужен мир" посвященный 70-й годовщине Великой Отечественной Войны, с использованием презентации.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Нам нужен мир » посвященная 70-й годовщине Великой Отечественной Войны, с использованием презентации. Цель проекта: Формирование нравственных ценностей. Создать условия для озн...
фестиваль "Русь моя красавица мастерами славится"
Праздник, посвященный ремеслам народов Среднего Поволжья...
Методическая разработка интегрированного занятия " Ёлочка красавица детям очень нравится"
Тема: «Ёлочка красавица детям очень нравится» Цели: Познакомить детей со стихотворением А. Барто «Дело было в январе».Развивать понимание стихотворного текста, накапл...
Методическая разработка "Познавательно-творческий проект "Бабочка-красавица""
Проект состоит из трех занятий, которые включают в себя теоретическую часть и практическую.1. "Рождение бабачки"2. "Здравствуй, бабочка"3. "Что же есть у бабочки"...
Краткосрочный проект «Русь красавица, мастерами славится»
Обогащение знаний детей о своей Родине и формирование познавательного интереса к русской народной культуре и культуре народов России через ознакомление с народными промыслами и организацию худож...