«Формирование патриотизма и толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов в условиях ДОУ»
статья

Кречковская Светлана Геннадьевна
В статье представлен опыт реализации проекта по воспитанию патриотизма и толерантности у старших дошкольников.Опубликовано в Молодой учёный №13 (460) март 2023 г. Джумалиева, А. Х. Формирование патриотизма и толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов в условиях ДОУ / А. Х. Джумалиева, С. Г. Кречковская, Н. В. Меркулова, М. А. Шустова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 13.2 (460.2). — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/archive/460/97733/ (дата обращения: 13.10.2023).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc288 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование  патриотизма и толерантности у детей  старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов  в условиях ДОУ»

Джумалиева Асия Хайдаровна, воспитатель,

Кречковская Светлана Геннадьевна, старший воспитатель,

Меркулова Наталья Владимировна, музыкальный руководитель,

Шустова Мария Александровна, педагог дополнительного образования

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 73 «Аистенок» г. Волжского Волгоградской области»

В статье представлен опыт реализации проекта  по воспитанию патриотизма и толерантности у старших дошкольников.

Актуальность

В настоящее время одной из актуальных проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

 Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Одним из богатств Росси, ее преимуществ, всегда считалась большая  дружная семья народов, ее населяющих, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Толерантность, уважение, принятие и правильное понимание культур других народов должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду.

Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни человека.

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения.

Сегодня в детской среде нередки: недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм.

Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникает в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей культуры уважительного отношения между детьми, независимо от национальности, - еще недостаточен.

     В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей.

     Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

В последние годы в детском саду увеличилось количество детей казахской национальности.  

Для того чтобы  сделать наш детский сад действительно добрым, теплым, светлым для всех воспитанников, мы считаем необходимым развивать познавательный интерес дошкольников к культуре, традициям, искусству представителей всех национальностей детского сада.

     Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Необходимость решения всех выявленных задач обусловили выбор темы проекта, реализованного в 2021 – 2022 учебном году, «Формирование патриотизма и  толерантности у детей  дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов  в условиях ДОУ».

Проект продолжает работу по  приоритетному направлению   дошкольного образовательного учреждения - нравственно-патриотическое воспитание дошкольников; в рамках проекта разработаны  и реализованы  мероприятия с детьми и родителями в данном направлении.

Педагогические условия формирования толерантности у детей  дошкольного возраста:

- создание толерантного пространства в дошкольном образовательном  учреждении;

- применение в работе с детьми современных педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;

- взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности;

- разработка и внедрение в педагогическую практику сценариев занятий, квестов, дидактических игр и пособий по формированию толерантности у детей дошкольного возраста, а также материалов по истории, культуре, искусству казахов.

Цель проекта: формирование основ патриотизма и толерантности у дошкольников.

Задачи проекта:

- создать условия для развития толерантных отношений у детей среднего и старшего дошкольного возраста;

- продолжать воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей;

- познакомить детей  с традициями и обычаями, культурой казахского народа;

- развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.

- организовать взаимодействие между ДОУ и национальными диаспорами г. Волжского, семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста;

- обобщить и транслировать опыта работы в ДОУ и за пределами образовательного учреждения.

Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети, социальные партнеры

Время реализации проекта: сентябрь – декабрь 2021 года.

Тип проекта: краткосрочный, информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий.

Материально-техническое оснащение:

  • Помещение детской гостиной ДОУ для занятий с детьми;
  • компьютер; магнитофон;
  • проектор для презентации;
  • дидактические пособия, макеты и  альбомы:

-  «Казахское национальное жилище - юрта»;

- «Казахские национальные инструменты»;

- «Казахская национальная одежда»;

- «Казахские национальные украшения»;

- «Предметы обихода казахского народа, посуда»,

-  «Казахские национальные игры», 

- «Казахский национальный орнамент».

Планируемые результаты проекта:

1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность.

2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители  приобретут знания в области воспитания толерантных отношений у своих детей.

3. В группе ДОУ будет создан мини-музей  «Хранители степей. Мы разные, но мы вместе!»

   

         Казахская юрта                       Дастархан собирает друзей (фрагмент праздника)

Стратегия достижения поставленной цели и задач:

 Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста организуется через игровую, образовательную, продуктивную деятельность, развлечения и праздники.

Реализация проекта в образовательных областях:

социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;

речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие

I этап: Подготовительный

Содержание мероприятий

Ответственные и участники

1. Формулирование цели и определение задач проекта. Создание творческой группы.

Творческая группа, родители воспитанников

2. Подбор материалов и анализ информации  интернет – ресурсов и других источников по теме проекта.

Творческая группа, родители воспитанников

3. Вовлечение родителей в работу по проекту: взаимодействие с родителями воспитанников-казахов с целью создания условий для реализации проекта;

 Сбор в семьях воспитанников предметов казахского народного быта и культуры.

Администрация ДОУ, творческая группа

4. Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе и детской гостиной ДОУ в соответствии с задачами проекта.

Творческая группа, родители воспитанников

5. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели казахской культуры в ДОУ

Творческая группа

II этап: Основной. Реализация проекта

Дата

Темы

Мероприятия

Ответственный

Октябрь, 2021

Оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе,

организация информационного пространства для родителей

1.Выставка дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, посвященных теме толерантности

3.Создание картотеки казахских игр

4.Создание альбомов об обычаях и традициях казахов

Воспитатель  группы, родители,

творческая группа

Октябрь,

(последняя

неделя)

Неделя казахской культуры в ДОУ

Понедельник –

Тема: «История, традиции и быт казахского народа» (Казахские обычаи, народные игры: «Юрта», «Такия тастамак», «Кыс алу»)

Воспитатель старшей группы, родители,

творческая группа

Вторник –

Тема: «Музыкальное наследие казахов» (Знакомство с казахскими народными инструментами: домбра, кобыз, шындауыл, асатаяк)

Среда –

Тема: «Национальный казахский костюм»

1.Мультимедийная презентация (элементы костюма: комбол, тюрпан, шапан, бюрик)

2. Казахский национальный орнамент (тюльпан, ласточка, бараний рог)

3. Художественно-творческая деятельность:

аппликация «Украшение камзола»;

рисование песком «Байтерек» 

Воспитатель группы, родители,

творческая группа, представители казахской диаспоры

г. Волжского

Четверг –

Тема: «Художественная литература и казахский фольклор» (казахские народные сказки «Золотая ослица и волшебный заяц»«Каражай»)

Пятница –

Тема: «Экскурсия в мини-музей «Казахская юрта»;

Познавательный квест  «Путешествие к хранителям степей»;

Детско-родительские мини-проекты «Моя казахская семья»;

Праздник «Казахский дастархан собирает друзей!»

III этап: Заключительный. Обобщение результатов проекта

(Распространение опыта работы по реализации проекта среди педагогов ДОУ, города,  участие в городском конкурсе проектов по нравственно-патриотическому воспитанию «Дружба и братство – лучшее богатство».  Презентация проекта на сайте ДОУ, в печатных изданиях.

Октябрь- декабрь

Выстраивание партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста

1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности;

2. Привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОУ

3. Создание и выставки семейных альбомов;

4.Оформление информационных стендов для родителей.

Педагоги ДОУ,

старший воспитатель,

муз.руководитель,

педагог доп.образования

Ноябрь

Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ, городе

1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме;

2. Участие в городском конкурсе проектов по нравственно-патриотическому воспитанию «Дружба и братство – лучшее богатство;

3. Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ, на сайте ДОУ

4. Публикация наработок в СМИ

Педагоги ДОУ,

старший воспитатель,

муз.руководитель,

педагог доп.образования

Список используемой литературы:

  1. Бобинова С. Приемы воспитания толерантности. Педагогическая техника – 2008, №5. – с.40-43
  2. Декларация принципов толерантности. Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.,МГУ, 2001.
  3. Ознакомление дошкольников с историей родного края. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М., Просвещение, 2013.
  4. Строгонова Л.В. Воспитание толерантности. М., Сфера, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к пр...

Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"

Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"...

Формирование основ национальной культуры у детей дошкольного возраста через обычаи и традиции татарского народа

В помощь воспитателю детского сада, работающему в дошкольных учреждениях комбинированного вида, а именно с детьми, имеющими нарушения речи....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ

          Аннотация. В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы знакомства с историей и культурой своей Родины....

Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»

На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру  наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в едини...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство народными инструментами. Презентация лэпбука «Народные инструменты

Воспитание толерантности и чувств патриотизма у старших дошкольников посредством знакомства с народными инструментами, с их выразительными возможностями....