«Формирование патриотизма и толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов в условиях ДОУ»
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 288 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование патриотизма и толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов в условиях ДОУ»
Джумалиева Асия Хайдаровна, воспитатель,
Кречковская Светлана Геннадьевна, старший воспитатель,
Меркулова Наталья Владимировна, музыкальный руководитель,
Шустова Мария Александровна, педагог дополнительного образования
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 73 «Аистенок» г. Волжского Волгоградской области»
В статье представлен опыт реализации проекта по воспитанию патриотизма и толерантности у старших дошкольников.
Актуальность
В настоящее время одной из актуальных проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Одним из богатств Росси, ее преимуществ, всегда считалась большая дружная семья народов, ее населяющих, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Толерантность, уважение, принятие и правильное понимание культур других народов должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду.
Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни человека.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения.
Сегодня в детской среде нередки: недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм.
Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникает в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей культуры уважительного отношения между детьми, независимо от национальности, - еще недостаточен.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей.
Мы живем в многонациональном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.
В последние годы в детском саду увеличилось количество детей казахской национальности.
Для того чтобы сделать наш детский сад действительно добрым, теплым, светлым для всех воспитанников, мы считаем необходимым развивать познавательный интерес дошкольников к культуре, традициям, искусству представителей всех национальностей детского сада.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.
Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Необходимость решения всех выявленных задач обусловили выбор темы проекта, реализованного в 2021 – 2022 учебном году, «Формирование патриотизма и толерантности у детей дошкольного возраста через знакомство с традициями и культурой казахов в условиях ДОУ».
Проект продолжает работу по приоритетному направлению дошкольного образовательного учреждения - нравственно-патриотическое воспитание дошкольников; в рамках проекта разработаны и реализованы мероприятия с детьми и родителями в данном направлении.
Педагогические условия формирования толерантности у детей дошкольного возраста:
- создание толерантного пространства в дошкольном образовательном учреждении;
- применение в работе с детьми современных педагогических технологий, ориентированных на развитие толерантности;
- взаимодействие педагогов и родителей детей в воспитании толерантности;
- разработка и внедрение в педагогическую практику сценариев занятий, квестов, дидактических игр и пособий по формированию толерантности у детей дошкольного возраста, а также материалов по истории, культуре, искусству казахов.
Цель проекта: формирование основ патриотизма и толерантности у дошкольников.
Задачи проекта:
- создать условия для развития толерантных отношений у детей среднего и старшего дошкольного возраста;
- продолжать воспитывать у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей;
- познакомить детей с традициями и обычаями, культурой казахского народа;
- развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.
- организовать взаимодействие между ДОУ и национальными диаспорами г. Волжского, семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста;
- обобщить и транслировать опыта работы в ДОУ и за пределами образовательного учреждения.
Участники: воспитатели, специалисты детского сада, родители, дети, социальные партнеры
Время реализации проекта: сентябрь – декабрь 2021 года.
Тип проекта: краткосрочный, информационно-практический, социально-просветительский, познавательно-творческий.
Материально-техническое оснащение:
- Помещение детской гостиной ДОУ для занятий с детьми;
- компьютер; магнитофон;
- проектор для презентации;
- дидактические пособия, макеты и альбомы:
- «Казахское национальное жилище - юрта»;
- «Казахские национальные инструменты»;
- «Казахская национальная одежда»;
- «Казахские национальные украшения»;
- «Предметы обихода казахского народа, посуда»,
- «Казахские национальные игры»,
- «Казахский национальный орнамент».
Планируемые результаты проекта:
1. У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества, как отзывчивость, справедливость, скромность.
2. Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители приобретут знания в области воспитания толерантных отношений у своих детей.
3. В группе ДОУ будет создан мини-музей «Хранители степей. Мы разные, но мы вместе!»
Казахская юрта Дастархан собирает друзей (фрагмент праздника)
Стратегия достижения поставленной цели и задач:
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста организуется через игровую, образовательную, продуктивную деятельность, развлечения и праздники.
Реализация проекта в образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие
I этап: Подготовительный | ||||
Содержание мероприятий | Ответственные и участники | |||
1. Формулирование цели и определение задач проекта. Создание творческой группы. | Творческая группа, родители воспитанников | |||
2. Подбор материалов и анализ информации интернет – ресурсов и других источников по теме проекта. | Творческая группа, родители воспитанников | |||
3. Вовлечение родителей в работу по проекту: взаимодействие с родителями воспитанников-казахов с целью создания условий для реализации проекта; Сбор в семьях воспитанников предметов казахского народного быта и культуры. | Администрация ДОУ, творческая группа | |||
4. Организация предметно-пространственной развивающей среды в средней группе и детской гостиной ДОУ в соответствии с задачами проекта. | Творческая группа, родители воспитанников | |||
5. Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели казахской культуры в ДОУ | Творческая группа | |||
II этап: Основной. Реализация проекта | ||||
Дата | Темы | Мероприятия | Ответственный | |
Октябрь, 2021 | Оснащение и обогащение предметно – развивающей среды в группе, организация информационного пространства для родителей | 1.Выставка дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов, посвященных теме толерантности 3.Создание картотеки казахских игр 4.Создание альбомов об обычаях и традициях казахов | Воспитатель группы, родители, творческая группа | |
Октябрь, (последняя неделя) | Неделя казахской культуры в ДОУ | Понедельник – Тема: «История, традиции и быт казахского народа» (Казахские обычаи, народные игры: «Юрта», «Такия тастамак», «Кыс алу») | Воспитатель старшей группы, родители, творческая группа | |
Вторник – Тема: «Музыкальное наследие казахов» (Знакомство с казахскими народными инструментами: домбра, кобыз, шындауыл, асатаяк) | ||||
Среда – Тема: «Национальный казахский костюм» 1.Мультимедийная презентация (элементы костюма: комбол, тюрпан, шапан, бюрик) 2. Казахский национальный орнамент (тюльпан, ласточка, бараний рог) 3. Художественно-творческая деятельность: аппликация «Украшение камзола»; рисование песком «Байтерек» | Воспитатель группы, родители, творческая группа, представители казахской диаспоры г. Волжского | |||
Четверг – Тема: «Художественная литература и казахский фольклор» (казахские народные сказки «Золотая ослица и волшебный заяц», «Каражай») | ||||
Пятница – Тема: «Экскурсия в мини-музей «Казахская юрта»; Познавательный квест «Путешествие к хранителям степей»; Детско-родительские мини-проекты «Моя казахская семья»; Праздник «Казахский дастархан собирает друзей!» | ||||
III этап: Заключительный. Обобщение результатов проекта (Распространение опыта работы по реализации проекта среди педагогов ДОУ, города, участие в городском конкурсе проектов по нравственно-патриотическому воспитанию «Дружба и братство – лучшее богатство». Презентация проекта на сайте ДОУ, в печатных изданиях. | ||||
Октябрь- декабрь | Выстраивание партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста | 1. Консультирование семей по проблеме формирования толерантности; 2. Привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОУ 3. Создание и выставки семейных альбомов; 4.Оформление информационных стендов для родителей. | Педагоги ДОУ, старший воспитатель, муз.руководитель, педагог доп.образования | |
Ноябрь | Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ, городе | 1. Проведение методических мероприятий по данной проблеме; 2. Участие в городском конкурсе проектов по нравственно-патриотическому воспитанию «Дружба и братство – лучшее богатство; 3. Презентация проекта на педагогическом совете ДОУ, на сайте ДОУ 4. Публикация наработок в СМИ | Педагоги ДОУ, старший воспитатель, муз.руководитель, педагог доп.образования |
Список используемой литературы:
- Бобинова С. Приемы воспитания толерантности. Педагогическая техника – 2008, №5. – с.40-43
- Декларация принципов толерантности. Век толерантности: научно-публицистический вестник. М.,МГУ, 2001.
- Ознакомление дошкольников с историей родного края. Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М., Просвещение, 2013.
- Строгонова Л.В. Воспитание толерантности. М., Сфера, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с традициями и культурой своего народа
Данный проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста. Он способствует формированию нравственно – патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к пр...
Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"
Выступление на тему: "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через приобщение к традициям мордовской народной культуры"...
Формирование основ национальной культуры у детей дошкольного возраста через обычаи и традиции татарского народа
В помощь воспитателю детского сада, работающему в дошкольных учреждениях комбинированного вида, а именно с детьми, имеющими нарушения речи....
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ
Аннотация. В статье освещается проблема патриотического воспитания, раскрываются формы и методы знакомства с историей и культурой своей Родины....
Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в едини...
Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство народными инструментами. Презентация лэпбука «Народные инструменты
Воспитание толерантности и чувств патриотизма у старших дошкольников посредством знакомства с народными инструментами, с их выразительными возможностями....