Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
рабочая программа (старшая группа) по теме

Шпилевая Ирина Евгеньевна

На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру  наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории родной земли, не могут различать народные промыслы. В этой связи, мы предлагаем формировать  толерантное   сознание  и поведение дошкольников, воспитывать миролюбие и взаимную терпимость детей через приобщение к истокам русской народной культуры. 

В данной разработке представлена программа психолого-педагогического сопровождения толерантного развития дошкольников «Путешествие в историю». Данная программа рассчитана на детей от 5 –до 7 лет и построена с точки зрения развития толерантного сознания дошкольников, сочетающая опору на культурно-историческую традицию и инновационную направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_priobshchenie_k_istokam_r.n.k.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогическая программа «Развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»

Актуальность темы обусловлена тем, что вместе с обновлением содержания образовательных программ дошкольного воспитания образовался вакуум в разделе «Развитие толерантного сознания». Кроме того, актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни нашей страны. На сегодняшний день, в век развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают  культуру  наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории родной земли, не могут различать народные промыслы. В этой связи, мы предлагаем формировать  толерантное   сознание  и поведение дошкольников, воспитывать миролюбие и взаимную терпимость детей через приобщение к истокам русской народной культуры.

Мы считаем, что в решении задач формирования толерантного сознания особая роль должна быть отведена  дошкольному  образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном  развитии   ребенка. Период  дошкольного  детства сенситивен для  развития  личности  ребенка: на протяжении всего  дошкольного  периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом  возрасте  активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.

Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности  ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. Культурно - досуговая сфера рассматривается в данной работе как пространство  толерантного  воспитания дошкольников, поскольку методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру  ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания  толерантных  начал.

Задачи  по развитию толерантного сознания детей должны решаться во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только чувства миролюбия и терпимости, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В ходе занятий у детей воспитывают любовь к Родине, они узнают о том, как жили и трудились наши предки. Особенностью является то, что знания должны быть эмоциональны и побуждать ребенка к практической деятельности.

Для более эффективной работы по развитию толерантности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду должны быть созданы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем развития толерантного сознания детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

В нашей работе мы предположили, что использование в работе со старшими дошкольниками  историко-культурного материала родной страны позволит решить проблему формирования толерантного сознания детей данной возрастной группы.

Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у  детей  старшего  дошкольного   возраста  определяют противоречия между:

-  потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на  толерантной  основе, и недостаточным использованием потенциала  дошкольного  образовательного учреждения в формировании толерантности  детей  старшего  дошкольного   возраста;

- потенциальной возможностью культурно - досуговой деятельности в формировании толерантности  детей  старшего  дошкольного   возраста  и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике  дошкольных  учреждений;

- необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе  дошкольного  воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования  толерантной  среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.

Целью данной программы является развитие толерантного сознания детей дошкольного возраста через ознакомление с жизнью  бытом русского народа и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно – прикладное искусство.

Задачи программы:

Образовательные:

1.Утверждать социально-значимые ценности, взгляды, убеждения через воспитание у старших дошкольников чувств миролюбия и терпимости в процессе ознакомления с достопримечательностями родной страны.

2.Совершенствовать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родной стране.

3.Прививать чувство почитания к традициям родной страны, его культуре, историческому и духовному наследию.

4. Ориентировать родителей на привитие детям интереса к истории родной стране, культуры поведения в общественных местах. Проводить обмен опытом по этим вопросам между родителями.

Развивающие:

1.Прививать интерес к культурному и историческому наследию родной страны;

2.Стимулировать у старших дошкольников стремление к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накапливать опыт участия в общественно полезной деятельности;

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь, уважение к родной стране, гордость за то, что являешься её жителем.

2.Формировать бережное отношение к культурно-историческому наследию родной страны.

3.Воспитывать эмоционально - деятельностное отношение, чувство сопричастности, привязанности, собственного достоинства и осознания себя частью родной страны.

4. Приобщать к эстетической культуре.

Данная программа рассчитана на детей от 4 –до 7 лет и построена с точки зрения развития толерантного сознания дошкольников, сочетающая опору на культурно-историческую традицию и инновационную направленность.

Программа разрабатывалась, базируясь на конкретных научных подходах.

1.Системный подход, как важнейшее условие разработки и реализации поставленных задач, представленный на разных уровнях:

- ознакомление с близлежащим окружением ребенка, как системой взаимодействия его с социальным миром;

- усвоение существенных взаимосвязей, происходящих в окружающем его мире, наглядно представленных в виде особенностей системообразующего фактора - деятельности человека;

- усвоение детьми системных знаний о родной стране, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.

2. Диалектический подход, обеспечивающий формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающего.

         У старших дошкольников развивается общее понимание того, что все имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера. Вместе с тем у детей формируется одна из универсальных способностей - способность прогнозирования.

3. Культурологический подход, подчеркивающий ценность и уникальность путей развития родной страны.

Направления:

  1. Идентификация ребенка со своим народом.
  2. Развитие чувств миролюбия и терпимости к окружающему миру
  3.  Знакомство   с  жизнью  и   бытом  русского народа.
  4. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  5. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с  русской  народной  культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов;
  • Дидактические игры;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Развлечения, фольклорные праздники;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в  том   числе хороводов.

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

Предполагаемый результат:

  • Формирование  устойчивого  интереса у детей к истории и культуре нашего народа;
  • Наличие  у  детей  представлений о народных промыслах;  
  • Формирование у детей умения  различать изделия разных народных промыслов;
  • Приобретение   детьми  практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • Развитие   творческих  способностей детей;
  • Формирование  уважения к историческому  наследию родной страны.

Методы оценки результативности программы:

  • Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);
  • Результаты продуктивной деятельности  детей.

Обзор психолого-педагогических исследований по данной проблеме.

Основная установка при организации процесса  приобщения  ребёнка  к   истокам народной   культуры  заключается в том, что  приобщение  должно быть активным.

Анализ имеющейся литературы по данной проблеме – в частности, по проблеме ознакомления детей с историей родной траны, с фольклором, бытом, обрядами, промыслами, - показывает, что в дошкольной педагогике ощущается явный недостаток не только исследований содержания народной  культуры  и её влияния на нравственное развитие ребёнка, но и работ, посвященных поиску наиболее эффективных путей, средств и форм развития толерантного сознания детей.

Воспитательно-развивающая возможность народной культуры, как отмечает А.А. Данилов в своей работе «Возрождение национальной культуры», заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий миролюбия, нравственности, патриотизма. По мнению А.П.Усовой, маленьким детям ещё недоступно сознательное усвоение понятия Родины, патриотическое воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для него. Такой благоприятной почвой и явится народное творчество во всём его многообразии. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Важную роль народного  и декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, В.Я.Езикеева, Н.С.Карпинская, Е.Г. Ковальская, В.М.Федяевская, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию чувств миролюбия, терпимости, патриотизма, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. В.М.Василенко, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, Е.А.Флерина и другие исследователи отмечают, что народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка и связь с окружающей жизнью. Известный педагог Е.А.Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества. Изучив разную литературу по данной проблеме, мы пришли к выводу, что народное искусство как ничто иное, приобщает детей к истории своего народа, к их быту и жизни в целом, дети начинают понимать и осознавать, что они являются частью этой  культуры  и должны поддерживать её возрождение.

Обзор программно-методического обеспечения в детском саду по данному вопросу.

В работе по вопросу  приобщения  детей  к   истокам  народной  культуры  за основы мы использовали базисную программу « Приобщение  детей  к   истокам   русской  народной  культуры » (О.П.Князева, М.Д.Маханева) и «Радость творчества» (О.А.Соломенникова).

В программе О. П. Князевой и М. Д. Маханевой « Приобщение  детей  к   истокам   русской  народной  культуры » четко обозначены приоритеты работы по данной проблеме, чего нет ни в одной другой программе: обогащение предметно-пространственной среды предметами, носящими национальный характер; использование фольклора во всех его формах; народные праздники и развлечения, традиции; ознакомление с народной декоративной росписью.

В программе «Радость творчества» автор предлагает расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров и национальную гордость за мастерство русского народа, что дает возможность формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру. Наличие художественно-творческих способностей у детей 4–7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

Особенности развития детей групп общеразвивающей направленности  от  5 до 7 лет.

В игровой деятельности детей 5-ти лет существуют ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети уже могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Они способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Уже развито образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых. 6 лет это возраст наиболее активного рисования. Рисунки  приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Конструктивная деятельность ребенка 6го года жизни может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ). Продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Дети подготовительной группы (6 – 7 лет) начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации в сюжетно ролевых играх. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что осуществлено не имеющее аналогов теоретико-прикладное исследование формирования толерантности детей старшего дошкольного  возраста  посредством их приобщения к истокам русской народной культуры, что позволило: уточнить понятие "толерантность" в контексте дошкольного  возраста; выявить специфику процесса формирования толерантности старших дошкольников, обусловленную особенностями детей данного  возраста; определить педагогические условия формирования толерантности старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения; спроектировать и обосновать программу формирования толерантности детей старшего  дошкольного   возраста  с учетом концепции "картины мира" ребенка, как системообразующего компонента личности; расширить представления о возможностях использования средств русского народного творчества и быта в формировании толерантности детей старшего  дошкольного   возраста .

Практическая значимость работы определяется: а) возможностью использования теоретических выводов, дидактических и методических материалов в практической деятельности - при разработке программ для  дошкольного  образования; б) внедрением в воспитательный процесс разработанной программы формирования толерантного сознания детей старшего  дошкольного   возраста; в) возможностью использования материалов в системе переподготовки и повышения квалификации работников  дошкольных  образовательных учреждений.

Разработанная программа направлена на расширение представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению традиций, обычаев, творчества, праздников, труда и быта русского народа. Дети знакомятся с многообразием русских промыслов, народной мудростью, получают первые знания по истории Российского государства.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «Я», своей семьи, своих корней - того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому  работа разбита на следующие блоки:

      Блок 1: Все начинается с Родины.

  1.  Моя дружная семья.
  2.  В дружбе наша сила.
  3.  Наша Родина - Россия.
  4.  Москва – столица нашей Родины.
  5.  Кудрявая краса.

Блок 2: Жизнь и быт русского народа.

2.1 Русская деревня.

2.2 Посиделки в русской избе.

2.3 Удивительный сторож избушки.

2.4 Милости просим, милые гости! (гостеприимство).

2.5 Чаепитие у самовара.

2.6 Хлеб - всему голова.

2.7 Чудо – посуда.

2.8 Кто в тереме живет?

2.9 Поэзия народного костюма.

Блок 3: Народная мудрость.

        3.1 Русские пословицы и поговорки.

        3.2 Русские народные песни.

        3.3 Русская частушка.

        3.4 В гостях у сказки.

        3.5 Быль и небыль

        3.6 Приметы на Руси

Блок 4: Я и мои герои.

        4.1 Великая страна – великий народ.

        4.2 Русские богатыри.

        4.3 Защитники Отечества

Блок 5: Русское народное творчество.

  1.  Русская матрешка.
  2.  Гжельская керамика (знакомство с узорами)
  3.   Где живет перо Жар-птицы? (знакомство с хохломой)
  4.  Хохломская роспись (рисование через кальку)
  5.  Чудо – город – Городец! (знакомство с городецким творчеством)
  6.  Городецкая роспись (роспись деревянных пластинок)
  7.  Гончарное мастерство (лепка посуды из глины)
  8.  Вологодское кружево (выдавливание кружева на бумаге карандашом)
  9. Дымковская сказочная страна (лепка человечка из пластилина)

      Блок 6: Русские народные праздники!

        6.1 Новый год снова в гости к нам идет!

        6.2 Праздник Рождества (коляда).

        6.3 Красная горка (Пасха).

        6.4 Масленница.

Для проверки эффективности проведения предлагаемой программы нами были разработаны средства диагностики и проверки полученных знаний также разбитые в соответствии с тематическими блоками.

Блок 1: Все начинается с Родины.

Задание1. Моя семья.

Цель: уточнить знание детей о членах семьи и родственных отношениях.

Ребенку предлагается нарисовать свою семью и рассказать о ней историю (опрос по рисунку).

  1. Кто изображен на рисунке?
  2. Кем герои рисунка являются друг другу?
  3. А у тебя есть еще родственники, которых ты не изобразил на рисунке? Расскажи о них?
  4. С кем ты любишь проводить свободное время? Почему?

Задание 2. Дружеская беседа.

Цель: уточнить знания детей о дружбе, о признаках настоящего друга, о верности.

  1. Как ты думаешь, что такое дружба?
  2. Каким должен быть настоящий друг?
  3. А у тебя есть настоящий друг?
  4. В чем измеряется дружба и можно ли ее измерить?

Задание 3. «Семья»

Цель: оценить состояние межличностного общения и отношений в семье.

Перед ребенком располагают игрушки: волк, заяц, лиса, медведь, слон, кошка, ежик, пёс, сова, и предлагают ему выбрать из них своих членов семьи: маму, папу, брата/сестру, бабушку и дедушку.

Задание 4. Наша Родина.

Цель: уточнить знание своей Родины.

Беседа по вопросам:

  1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
  2. Назовите столицу нашей Родины. (Москва)
  3. Какие вы знаете крупные города России?
  4. Где вы живёте – в городе или в деревне? (в городе). Чем отличается деревня от города?
  5. Как называется город, в котором мы живём? (Славянск-на-Кубани).
  6. Определение по фотографиям «Узнай и назови»

Блок 2. Быт русского народа.

Задание 1. Русское жилище в старину.

Цель: уточнить знание детьми названий и назначений предметов быта в старину (фотографии: изба, самовар, печка, деревня, посуда, терем, домовята, прялка)

Задание 2. Русский народный костюм.

Цель: уточнить представление детей о русском народном костюме (2 рисунка кукол – парень и девушка – на картоне, и вырезанные предметы одежды разных эпох).

Задание 3. Традиции русского гостеприимства.

Цель: оценить знания детей о традициях русского народа (опрос с фотографиями – каравай, хлеб-соль, самовар, рушник)

  1. Знакомы ли тебе предметы изображенные на картинке?
  2. Где можно использовать эти предметы?
  3. А известно ли тебе, как их применяли наши предки?

Блок 3. Народная мудрость.

Задание 1. Мудрёность.

Цель: уточнить знание детьми примет пословиц поговорок русского народа и их значения.

Дополнить фразу знакомых пословиц, примет и поговорок, объяснить их значение:

Ученье - свет, а неученье - ........ ( тьма).

Готовь сани летом, а телегу .......( зимой).

Кто не работает, .......( тот и не ест).
Мал золотник, .......( да дорог).

Поспешишь - .......( людей насмешишь).

Яблоко от яблони ....... (недалеко падает).

Увидал грача – весну ….(встречай).

Году начало – зиме …(середина).

Где в апреле река – там в июле …. (лужица).

Задание 2. Узнай и назови сказку.

Цель: выяснить знание детьми русских народных сказок (отрывки из сказок: «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Гуси - лебеди», «Три медведя», «Мальчик-с-пальчик»).

Задание 3. Спой светик, не стыдись

Цель: оценить знание русских народных песен и частушек.

У ребенка спрашивают какие русские народные песни и частушки он знает и предлагают спеть их вместе с ним.

Блок 4. Я и мои герои.

Задание 1. Кто я?

Цель: выяснить уровень развития толерантного сознания ребенка и уровень его идентификации (картинки лиц детей разных национальностей, опрос по ним).

  1. В какой стране ты живешь?
  2. Как называются жители этой страны?
  3. Знаешь ли ты, что  в нашей стране живут люди разных национальностей?
  4.  Какие ты знаешь национальности?
  5.  Как ты думаешь, чем отличаются люди разных национальностей?
  6.  Как ты узнал о том, что люди бывают разных национальностей?
  7. Кто ты по национальности?
  8. Кто по национальности твои родители?
  9. Если бы тебе предложили выбрать национальность, то какую бы ты выбрал?

Задание 2. Мои герои.

Цель: уточнить знание детьми богатырей русских и воинов Отечества (работа по картине «Три богатыря», опрос по фотографиям о защитниках Отечества, Дне победы, предках - защитниках)

  1. Известно ли тебе, кто изображен на этой картине?
  2. А как звали всем известных  трех богатырей?
  3. Чем занимались три богатыря?
  4. Кто изображен на фотографии?
  5. Как ты думаешь, для чего нашей стране нужна армия  и солдаты?
  6. А слышал ли ты про Отечественную войну? Расскажи?
  7. Для чего погибли солдаты на поле боя?

Блок 5.  Русское народное творчество

Задание 1. Собери картинку.

Цель: уточнить знание детьми декоративной росписи, умение самостоятельно определять ее вид, уровень развития наглядно-образного мышления  (трафареты: вологодского кружева,  хохломской, городецкой и гжельской  росписи одинакового размера и одинаково разрезанные на мозаику)

Блок 6. Веселись народ, праздник в гости идет!

Задание 1. Закончи фразу.

Цель: выяснить уровень знаний детей о русских народных праздниках (известные фразы про Новый год, Масленицу, Пасху, Рождество, опрос про знание традиций праздника)

  1. Любишь ли ты Новый Год? Что это за праздник?
  2. Как в вашей семье готовятся к Новому Году?
  3. Знаешь ли ты что такое Масленница?
  4. А в какие игры мы играем на Масленницу?
  5. Что такое Пасха? Как мы празднуем этот день?
  6. Чем нас угощают на Масленницу? А в Пасху?
  7. Что такое Рождество? Почему мы его празднуем?
  8. Как называются рождественские пения?

Задание 2. Символ праздника

Цель: уточнить знания детей о русских народных праздниках.

Ребенку необходимо сопоставить название праздника и его основной символ (Новый год – елка, подарок, календарь; Пасха – яйцо, пасха, церковь; Масленица – блины, чучело; Рождество – ряженые для коляды, рождение Христа – из библии картинка).

Список используемых источников

  1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании. // Вопросы  психологии, 2003. №3, с. 78 – 82.
  2. Алексахин Н.Н. Голубая сказка. Москва. Народное образование, 2006.
  3. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 2000.
  4. Апресян Р.Г. Толерантность и ценность гражданского общества. //Ценности гражданского общества и личность. М., 2001.
  5. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность (введение в проблему). / М.: Изд.-во МПСИ; Воронеж: Изд.-во НПО «МОДЭК», 2003..
  6. Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 2001.
  7. Бродский Д. Психологические основы толерантности. // Возможно быть другим. Ярославль, 1999.
  8. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме. Сборник авторских и адаптированных программ. / Под ред. В.С.Кукушина. – Ростов – н/Д: ГинГо, 2004.
  9. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. Москва. МИПКРО, 1999.
  10.  Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 2007.
  11.  Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 2001
  12.  Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1998.
  13.  Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
  14.  Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.
  15.  Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Москва. Феникс, 2003.
  16.  Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
  17.  Майорова К., Дубинская К. Русское народное прикладное искусство. Москва. Русский язык, 1990.
  18.  Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2006.
  19.  Попова О.К., Каплан Н.Н. Русские художественные промыслы. Москва. Легкая и пищевая промышленность, 1999.
  20.  Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 2003
  21.  Романова О.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1994.
  22.  Рондели Л.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 2008.
  23.  Симонян Р.Х. От национального самосознания к гражданскому действию. // Массовое сознание и массовые действия. / Под ред. В.Я. Ядова. М., 1994, с. 68-79.
  24.  Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы?//Век толерантности. Выпуск №3-4. М., 2001.
  25.  Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.
  26.  Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст.- 2-е изд., стереотип.- М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
  27.  Толерантность и проблема идентичности: Материалы Международной научно-практической конференции. Ежегодник Российского психологического общества. Т.9 Вып.4 / Отв. Ред. Н.И.Леонов, С.Ф.Сироткин. Ижевск, 2002.
  28.  Шибанова Н.Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2002.
  29.  Фольклор – музыка – театр: Программа и  конспекты занятий педагогов  дополнительного  образования,  работающих с  дошкольниками: программно- методическое   пособие / Под  ред. С.И. Мерзляковой.- М.: Гуманит.  Изд.  Центр ВЛАДОС, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре».

В последнее время всё чаще педагоги говорят о необходимости воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих ценностях и идеалах. Достойное место среди них занимает культура как совокупност...

Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре

приобщение детей к народной культуре является средством воспитания уних патриотических чувств и развития духовнрсти....

Консультация для родителей «Воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»

В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежност...