Развивающая предметно-пространственная среда как фактор формирования личности ребёнка
материал
Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать условиям, способствующим позитивной социализации дошкольников через интеграцию образовательных областей, способствующих гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №6»
«Развивающая предметно-пространственная среда как фактор формирования личности ребёнка».
Выполнила:
Макарова Е. В.
Арзамас 2023 год
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…
Е. И. Тихеева
Развивающая предметно-пространственная среда должна отвечать условиям, способствующим позитивной социализации дошкольников через интеграцию образовательных областей, способствующих гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по требованиям ФГОС.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.
В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда ДОУ, материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной образовательной программы дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Формирование эмоциональной культуры.
Важным компонентом формирования эмоциональной культуры является взаимодействие педагога с детьми. Оно должно быть основано на личностно-ориентированном и деятельностном подходе. Своим примером воспитатель должен транслировать детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживать и поощрять положительные поступки детей. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.
Первый компонентом является взаимодействие педагога с детьми, основанное на личностно-ориентированном и деятельностном подходах, не менее значимым фактором является эмоционально-личностные особенности педагога. Своим примером воспитатель должен транслировать детям образцы доброго внимательного отношения к окружающим, поддерживать и поощрять положительные поступки детей. Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие. Следующим основным компонентом эмоционально-развивающей среды является оформление интерьера группового помещения - благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы, создание уголка уединения, передвижной ширмы, наглядно дидактические пособия - набор тематических сюжетов «Наши чувства и эмоции, для ознакомления с опытом дружеского общения со сверстниками и уважительного отношения к окружающим взрослым, воспитания эмоциональной отзывчивости к пожилым людям, для освоения форм позитивного общения, набор пазлов- для совместных игр и труда, с целью договариваться между собой, помогать друг другу, проявлять такие качества, как организованность, дисциплинированность, коллективизм.
Формирование культуры поведения
Под термином “культура поведения” мы подразумеваем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Компоненты культуры поведения:
• культура деятельности,
• культура общения,
• культурно-гигиенические навыки и привычки.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет. В результате ребенок имеет привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту. Мы проводили различные мероприятия, такие как: дидактические игры «Оцени поступок», «что такое хорошо, что такое плохо» и упражнения «Кто первым поздоровается», «Вежливый ручеек», «Подбери правильные вежливые слова»; разучивали пословицы и поговорки об общении людей, проводили знакомство с крылатыми выражениями, организовывали дежурство по желанию детей.
В результате ребенок придерживается норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также у него формируется вежливое поведение в общественных местах, в быту.
Если говорить о воспитание культурно-гигиенических навыков, то они включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр и ряда сюжетных игр.
Формирование культуры речи.
Речевое развитие – включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д. В группе собраны дидактические игры направленные на развитие речи («Что сначала, что потом», «Словодел», «Антонимы», «Противоположности». Театральная деятельность так же способствует развитию культуры речи детей.
Набор предметов, игрушки. Различные предметы для развития умений составлять рассказы из личного опыта, совершенствования диалогической и монологической форм речи, для обучения составлению плана рассказа. Наборы карточек. Наборы карточек для употребления частей речи и построения фраз или ответов на вопросы. Наглядно-дидактические пособия. Тематические картинки, книги и игрушки для использования разных частей речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Формирование экологической культуры.
Воспитание правильного отношения непосредственно к самой природе, к людям, охраняющим и созидающим её, формирование отношения к себе как к части природы.
Экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
В жизни детей дошкольного возраста, а особенно младшего дошкольного возраста, основным практическим методом является игра. В своей работе используем дидактические игры. Например: «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Угадай по описанию», «Что изменилось?».
Предметные игры. Например: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету» и др.
Словесные игры. Это игры типа «Назови, кто летает, бегает, прыгает?», «Когда это бывает?», «Нужно - не нужно» и др.
Подвижные игры экологического характера. Например: «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и др.
Игры-путешествия. Например, «Путешествие в сказочный лес, «В гости к зайке» и др.
Центр воды и песка. Строительные игры с природным материалом.
Формирование культуры здоровья.
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников - одно из ведущих направлений деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье—это радостное отношение к трудностям.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возраста, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей.
Полоскание рта, массажные дорожки, утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, точечный массаж, соблюдение гигиенических норм всё это применяется для формирования культуры здоровья детей, использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
Формирование музыкальной культуры.
Музыкальная культура воспитателя дошкольного учреждения является личностным качеством, формируемым в музыкальной деятельности в опоре на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкального мышления и воображения, всех компонентов музыкально - эстетического сознания (чувств, потребностей, интересов, вкусов, идеалов) проявляющееся в ценностном отношении к музыке и профессионально - музыкальной компетентности (наличии опыта восприятия музыки, музыкальных знаний и умений применения их в работе с детьми).
Музыкальное воспитание дошкольников осуществляется не только во время занятий, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время прогулок, утренней гимнастики и т.
Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями. В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче – воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки – большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Предметно-протранственная среда в ДОУ, как фактор формирования личности ребёнка дошкольного возраста»
Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребёнка , его всестороннего развития , для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в детском са...
предметно-развивающая среда как фактор формирования личности ребенка
Воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности – одна из главнейших х задач...всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляется в условиях обогащённой разви...
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...