«Предметно-протранственная среда в ДОУ, как фактор формирования личности ребёнка дошкольного возраста»
презентация на тему
Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребёнка , его всестороннего развития , для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-protranstvennaya_sreda_v_dou_kak_faktor.ppt | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Подготовила и провела : Воспитатель Таркова Марина Михайловна
Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребёнка , его всестороннего развития , для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в детском саду.
Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребёнка является окружающая среда. В детском саду – это среда, в которой ребёнок живёт, занимается, отдыхает, успешно развивается. Создание уютного и красивого интерьера в детском саду, удобного для работы, способствует пробуждению эстетических чувств у ребёнка дошкольного возраста. Постоянно воздействуя на ребёнка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность.
На ребёнка оказывает влияние любая среда, и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Среда – это, прежде всего, то, что создано человеком. «Это – человеческое творчество, это культура»
«Ребёнок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь». Моделирование предметно-пространственной развивающей среды, позволяет ребёнку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно – эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Существование предметно-пространственной среды обуславливает её изменчивость, динамизм, развертывание и саморазвитие среды в результате взаимодействия с ней ребёнка. Примером этому может служить «перетекание» мини-сред:
Главное – гармонировать среду как жизненное пространство, внутри которого ребёнок будет приобретать умение: мыслить, размышлять, изучать свои внутренние силы и возможности; экспериментировать с материалами; определять свои отношения с миром, достигать жизненного диалога, овладевать способами креативного поведения и научиться пользоваться этой средой для саморазвития и самосохранения.
Художественно-эстетическая среда Художественно-эстетическая среда является структурным элементом образовательного пространства и содержит потенциал для творческого саморазвития личности в период дошкольного возраста, актуализирует все сферы личности и стимулирует изобразительную деятельность.
Создание художественно-эстетической среды в дошкольном учебном заведении обеспечивает ребенку: Чувство психологической защищённости, доверия в миру, радости существования. Интеллектуально - эстетическое развитие. Возможности самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности. Социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).
Предметно-пространственная среда должна стать «творческой ареной», на которой ребёнок может преодолеть неуверенность, нерешительность и зажечься искрой творчества. В детском саду можно создать «галерею искусств», «мастерскую народных ремесел», «музей», «уголки красоты», «кукольный дом» и т.д.
Следует отметить, что художественно-эстетическая среда позволяет ребёнку самостоятельно принимать образ (художника, музыканта, поэта), разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизации) как составляющую часть коллективного события (игрового, досугового, праздничного и т.п.).Эффект среды зависит не столько от условий, сколько в большей мере от характера общения педагога с ребёнком, от ситуаций, заданий, способов, стимулирующих общее его творческое мышление, самостоятельность.
В созданной художественно-эстетической среде во время изобразительной деятельности разворачивается поэтапный процесс комплексного развития личности, который предполагает: формирование и развитие способности художественного мироощущения; введение в мир искусства и художественной практики, приобщения к диалогу с произведениями искусства, с художником, материалами; самовыражение в изобразительной деятельности.
Безусловно, диалог культур немыслим без участия в этом процессе музеев, в частности краеведения или изобразительных искусств . Музейно-педагогическая программа работы с детьми дошкольного возраста дополняет и обогащает процесс вхождения их в художественную культуру, позволяя глубже познать смысл бытия, расширяя границы художественной картины мира.
Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, дома , на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя. Задача педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Иными словами, речь идёт об «образовании культурой».
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что создание предметно-пространственной среды зависит от: умения педагога общаться с ребёнком; созданных ситуаций; творческих заданий, средств, способов, стимулирующих общее, художественно-эстетическое развитие дошкольника, его творческое мышление, самостоятельность.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование личности ребёнка дошкольного возраста, через ознакомление с природой».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему:«Формирование личности ребёнка дошкольного возраста, через ознакомление с природой»....
Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста
Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста...
Консультация для родителей: «Роль и значение физического развития на формирование личности ребёнка дошкольного возраста»
Физическая культура занимает важное место в общечеловеческой культуре «Здоровый образ жизни», «Физическая культура личности», «Физкультурная образованность» - эти с...
Влияние классической музыки на формирование личности ребёнка дошкольного возраста
Статья раскрывает важность музыки, которая занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста....
«Влияние взаимоотношений в семье на формирование личности ребёнка дошкольного возраста»
Самые дорогие и любимые люди в жизни ребёнка - это родители...
статья "Влияние оригами на формирование личности ребёнка дошкольного возраста."
статья "Влияние оригами...."...
статья "Влияние оригами на формирование личности ребёнка дошкольного возраста."
статья "Влияние оригами...."...