ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебная кисточка»
учебно-методический материал
Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка» по обучению правополушарному рисованию имеет художественно-эстетическую направленность, по уровню усвоения – базовая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnaya_kistochka_pravopolusharnoe.docx | 86.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 426 г. Челябинска"
|
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ №426 г.Челябинска Протокол №_______ | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ №426 г.Челябинска» ________________ Ю.В.Струкова |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Волшебная кисточка»
Составила: Дятлова Наталья Ильвировна –
воспитатель
Челябинск, 2021 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка 1.1.1. Цель и задачи реализации Программы 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 1.1.3. Характеристики особенностей развития детей среднего и старшего дошкольного возраста 1.2. Целевые ориентиры образования детей среднего и старшего дошкольного возраста 1.3. Промежуточные планируемые результаты 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Особенности планирования образовательного процесса 2.2.Перспективное и календарное планирование образовательной деятельности 2.3. Перечень программ и технологий, используемых в работе с детьми 2.3.1. Технологии воспитания, обучения и развития детей 2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Особенности организации образовательного процесса 3.2. Материально-техническое обеспечение СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 3 3 7 10 8 11 13 15 15 16 22 23 27 30 31 32 33 |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка» по обучению правополушарному рисованию имеет художественно-эстетическую направленность, по уровню усвоения – базовая.
Правополушарное рисование– это не только и не столько обучение изобразительному искусству. Это скорее психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Основа метода правополушарного рисования заключается в активации правого полушария в режим творчества. Такое рисование позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, помогает раскрыть творческий потенциал ребенка. Это возможность открыть источник творческих способностей и приобрести чувство вдохновения. Режим творческого полета открывается у детей с хорошо развитым правым полушарием и этому способствует методика и техника правополушарного рисования.
Актуальность: Правополушарное рисование – метод, основанный на активизации работы правого полушария головного мозга. Который не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов. Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности. При работе игнорируются мнения из памяти о том, как объект должен выглядеть. Вместо этого художник «видит объект на самом деле» — сравнивая его размер в целом, размер отдельных элементов, отношение пространства, света и тени и объединении всего этого в единую картину.
Гармонизация работы правого и левого полушарий с помощью тренинга
Дети, у которых развиты оба полушария, меньше устают, повышается работоспособность.
Правополушарное рисование не только раскрывает истинный потенциал ребенка и помогает ему легче усваивать материал, но и бережет от перегрузок и стрессов.
Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность
увидеть мир «по-новому».
Программа дополнительной образовательной услуги – кружка «Волшебная кисточка» является инновационным образовательным программным документом.
Инновация - приобщение детей к художественному творчеству посредством
правополушарного рисования в образовательной области «Художественное – эстетическое развитие»
Данная программа, позволит закрепить с детьми, такие понятия как:
-композиция, передний, средний, задний планы, линия горизонта, плоскость, блик, фон, драпировка, объемное изображение, набросок.
Новизна: методика правополушарного рисования основана на теории американского невролога, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри, доказавшего, что правое и левое полушария человеческого мозга отвечают за совершенно разные виды деятельности. Левое – за логику и аналитическое мышление, а правое – за творчество и интуицию, восприятие формы и цвета. Суть методики в том, чтобы во время рисования избавить человека от анализа своих действий, активировать способности правого полушария, раскрыть его творческий потенциал. Он не должен задумываться о том, как нарисовать какой-либо предмет, с чего начать, какие кисти и цвета подходят. В итоге он создает рисунки, на которые прежде не был способен.
Инновационные подходы, используемые в учебном курсе, позволяют любому малышу в короткие сроки научиться рисовать. Дело в том, что в традиционных художественных школах делается упор на левополушарный режим человеческого мозга, вследствие чего и такой длительный период обучения, шаг за шагом. Благодаря специальным техникам правополушарного рисования, которые были разработаны выдающимся психологом, профессором изобразительно искусства Бетти Эдвардс левое полушарие отключается (снижается его активность), а правое полушарие активнее включается в режим творчества. Заметим, что для взрослых людей отключить левое полушарие намного сложнее, но именно оно мешает творить, напоминая нам, что "все это так сложно", "художники учатся годами, имея талант с детства" и что наверно "нужно соблюдать пропорции". А вот ребенок, особенно маленький, еще не «испорчен» подобными внушениями, он смотрит на педагога и пытается творить, и у него это получается!
Нормативно-правовую основу для разработки данной программы составили:
Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 г. Москва "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
1.1.1.Цель и задачи реализации Программы:
Педагоги и психологи (Выготский, Венгер и др.) считают, что развитию творческого воображения положено начало именно в дошкольном возрасте. Главное, вовремя увидеть и заинтересовать ребенка, поддержать его.
Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.
Кружковая работа способствует самовыражению и самоутверждению своих членов. В ней ребёнок обогащает свой жизненный смысл, удовлетворяет потребность в общении, приобщается к культуре, а также реализует свои творческие возможности в социально значимой деятельности.
В среднем и старшем дошкольном возрасте у детей сохраняется устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности (конструктивная и различные виды рукоделия). Так, дети с особым интересом и желанием любят украшать новогоднюю ёлку, делают ёлочные игрушки своими руками, используя при этом самые обычные предметы, которые всегда под рукой: картон, фольга, кусочки тканей и т.д.
Этому способствует целый ряд причин, а именно:
- у детей появляются любимые «ручные» занятия и в связи с ними широкий набор разнообразных мотивов и взаимосвязанных целей данной деятельности, которые они стремятся реализовать;
- дети приобщаются к разнообразным умениям и навыкам, активно овладевают способностями практических действий;
В данном возрасте действительно начинает получаться достаточно качественный продукт, и ребёнок может довольно долго работать над ним, доделывать, совершенствовать, улучшать, а затем использовать по своему желанию;
ощущение успешности в продуктивных видах деятельности не только позволяет ребёнку испытывать чувство удовлетворения и гордости результатом своего труда, но и в значительной степени определяет его эмоциональное благополучие и душевный комфорт в коллективе сверстников.
Цель программы: Развитие творческих способностей детей через погружение их в мир изобразительного искусства, посредством правополушарного рисования.
Задачи программы:
Обучающие:
Обучать ребенка видеть контуры, вместо фигуры, видеть перспективу и соотношение предметов, видеть работу света и тени собирать отдельные элементы в целостное восприятие;
Обучать использовать образно-выразительные средства для решения творческих задач;
Обучать использовать в работе кисточку в разных формах («разлохмачивание», «сплющивание», рисование концом кисти) в зависимости от сюжета рисунка;
Закреплять знания теплых и холодных тонов;
Развивающие:
Развивать мелкую моторику рук;
Развивать воображение, мышление, творческий потенциал, творческое самовыражение, художественный вкус;
Развивать коммуникабельные способности;
Воспитательные:
Воспитывать у детей желание к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию, умению доводить работу до конца;
Воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству.
воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
прививать и совершенствовать у детей такие качества как трудолюбие, внимательность, аккуратность.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы:
Программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования и является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности педагога в рамках реализации дополнительного образования.
В основу данной программы художественно-эстетической направленности положены методические рекомендации:
Давыдовой Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М.: Издательство «Скрипторий», 2003; Давыдовой Г.Н.. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М. 2008, Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит, изд. центр Владос, 2000; Комаровой Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации: М.: Мозаика-Синтез, 2006; Никитиной А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей, - СПб.: Каро, 2007; Лыковой И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. –М.: Издательство «Карапуз- дидактика» творческий центр СФЕРА, 2007.
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
Раннее приобщение ребенка к искусству играет ведущую роль в формировании его художественной культуры. В художественной деятельности реализуются первые творческие проявления ребенка и его потенциальные возможности. Младший, средний и старший дошкольный возраст - это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Различают произведения изобразительного искусства (живопись, народное декоративное искусство, графика. Выделяют выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Используют разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
В среднем и старшем дошкольном возрасте продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, величины и строение предметов. Развивается образное мышление, совершенствуется обобщение, что является основой словесно - логического мышления. Достижения этого возраста характеризуются:
- распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства;
- дальнейшим развитием изобразительной деятельности отличающейся высокой продуктивностью.
- Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
В жизни каждого ребенка огромное значение для развития познавательного интереса к изобразительной деятельности имеют творческие эксперименты с художественными материалами, что является основой художественно-эстетического развития личности. Нетрадиционные техники рисования очень привлекательны для детей дошкольного возраста демонстрацией необычных сочетаний художественных материалов и инструментов
1.2. Целевые ориентиры в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте
- у ребенка формируются способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей формы, пропорций, цвета, фактуры;
- ребенок учится находить связь между предметами и явлениями окружающего мира, учится «входить в образ»;
- ребенок учится ориентироваться в таких понятиях, как форма, цвет, величина, количество;
- ребенок знакомится с разнообразием пластических материалов;
- ребенок учится отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;
- ребёнок продолжает овладевать основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет самостоятельность и инициативу в игре, общении, различной деятельности;
- у ребёнка продолжает формироваться положительное отношение к миру, к разным людям, к разным видам труда;
- у ребёнка формируется понимание, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, религиозных и других верований, этнической принадлежности;
- у ребёнка развивается воображение, которое реализуется в разных видах деятельности; продолжают формироваться различные формы и виды игр;
- у ребенка формируется устная речь, может выражать свои мысли и желания;
- формируется волевые способности, усидчивость, может следовать социальным нормам , может соблюдать правила личной безопасности и навыки личной гигиены;
- продолжает развиваться крупная и мелкая моторика, ребёнок владеет основными движениями;
- у ребёнка формируется любознательность, он задаёт вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- эмоционально отзывается на красоту окружающего мира (музыку, танцы, театральную и изобразительную деятельность);
- имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях;
- формируется умение соблюдать элементарные общепринятые нормы, стремиться поступать хорошо.
- Промежуточные планируемые результаты
Согласно пункта 3.2.3. Стандарта «…при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Предполагаемый результат, в результате реализации задач программы.
Благодаря освоению техник рисования, предлагаемых в ходе данного курса, гарантирована гармонизация работы обоих полушарий головного мозга ребенка. Помимо этого, его творческий потенциал раскроется полностью, и он сможет легко усваивать материал и избавляться от ненужных нагрузок и стрессов, с легкостью переключаться с левополушарного режима в правополушарный. Приобретая такой навык, каждый ребенок может им воспользоваться при необходимости и в первом классе и в дальнейшем. В результате снижается уровень стресса, просыпается вдохновение и желание действовать, творить и прилежно учиться в начальной школе.
• Снятие детских страхов;
• Развитие уверенности в своих силах;
• Развитие пространственного мышления;
• Умения свободно выражать свой замысел;
• Побуждение детей к творческим поискам и решениям;
• Умения детей работать с разнообразным материалом;
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие творческих способностей, воображения и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
2.Содержательный раздел
2.1. Особенности планирования образовательного процесса
Образовательная деятельность осуществляется в форме занятия, в структуру которого входят:
- организационный момент (мотивация детей с использованием игровых моментов, художественног слова, музыкального материала);
знакомство с темой и изобразительным материалом;
- практическая часть (самостоятельная и совместная деятельность детей);
физкультминутка (с использованием пальчиковых игр);
- итог занятия (с использованием игрового персонажа).
Широкое включение в образовательный процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций способствует созданию личностно значимой для ребенка для ребенка мотивации обучения, усвоению знаний, овладению навыками и умениями, развитию творчества.
Планирование образовательной деятельности осуществляется по принципу: от простого к сложному. В начале дети знакомятся с новым приемом, на последующих занятиях происходит закрепление.
В процессе планирования образовательной деятельности обеспечивается интеграция всех образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
2.2. Перспективное планирование образовательной деятельности детей
2.3.1 Перечень программ, методических пособий и технологий, используемых в работе с детьми
- Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография - М.: Скрипторий 2003г, 2008;
- Дубровская Н.В. Игры с цветом. Знакомство дошкольников 4-7лет с основами цветоведения. – М.: Детство-пресс, 2005.
- Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации: М.: Мозаика-Синтез, 2006;
- Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей, - СПб.: Каро, 2010;
- Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике: – М.: Скрипторий 2003, 2007;
2.3.1 Технологии воспитания, обучения и развития детей.
Данные технологии обеспечивают выполнение программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.
Технологии, опирающиеся на творческие потребности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер)
Концептуальные идеи и принципы:
- теоретические знания - катализатор творческого решения проблем и инструмент, основа творческой интуиции;
- взаимодействие на основе диалога всех возникающих точек зрения диалоговое взаимодействие
- уважение самости обучающегося, его уникальной позиции в мире;
- коллективная деятельность как средство создать мощное творческое поле;
- создание условий для проявления и формирования основных черт творческой деятельности.
Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности
Игровые технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- игра – ведущий вид деятельности и форма организации процесса обучения;
- игровые методы и приёмы - средство побуждения, стимулирования обучающихся к познавательной деятельности;
- постепенное усложнение правил и содержания игры обеспечивает активность действий;
- игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует;
- использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины;
- цель игры – учебная (усвоение знаний, умений и т.д.). Результат прогнозируется заранее, игра заканчивается, когда результат достигнут;
- механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Технологии, основанные на коллективном способе обучения
(В.Дьяченко, А.Соколов, А.Ривин, Н.Суртаева и др.)
Технологии сотрудничества.
Концептуальные идеи и принципы:
- позиция взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность;
- уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность точек зрения, ориентация каждого на понимание и активную интерпретация его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимная дополнительность позиций участников совместной деятельности;
- неотъемлемой составляющей субъект-субъектного взаимодействия является диалоговое общение, в процессе и результате которого происходит не просто обмен идеями или вещами, а взаиморазвитие всех участников совместной деятельности;
- диалоговые ситуации возникают в разных формах взаимодействия: педагог - ребенок; ребенок - ребенок; ребенок - средства обучения; ребенок – родители;
- сотрудничество непосредственно связано с понятием – активность. Заинтересованность со стороны педагога отношением ребёнка к познаваемой действительности, активизирует его познавательную деятельность, стремление подтвердить свои предположения и высказывания в практике;
- сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге - фактор развития дошкольников, поскольку именно в диалоге дети проявляют себя равными, свободными, раскованными, учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Парацентрическая технология (Н.Суртаевой)
Концептуальные идеи и принципы:
- целевые ориентации: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.
- построение образовательного процесса на основе следующих гуманных направлений: учиться знать, учиться действовать, учиться быть, учиться жить вместе, учить без напряжения с учетом индивидуальных возможностей обучающихся;
- признаки: проектируемость; целостность; осознанность деятельности педагога и обучающегося; самостоятельность деятельности обучающегося в образовательном процессе (60- 90% учебного времени); индивидуализация; предоставление права выбора способа обучения; диагностичность; контролируемость; отказ от традиционной классно-урочной системы; иная функция педагога (организатор, помощник, консультант); эффективность; мобильность; валеологичность; открытость;
- в центре - личность ребёнка, обеспечение комфортности, бесконфликтности и безопасности условий её развития.
Данную технологию можно рассматривать как личностно ориентированную, с точки зрения реализации функции взрослого по отношению к ребёнку, её можно характеризовать как педагогику сотрудничества. Кроме того, её надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии.
Здоровьесберегающие технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- физкультурно-оздоровительная деятельность на занятиях по физическому воспитанию, а также в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.;
- обучение грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей;
- мотивация детей к ведению здорового образа жизни,
- предупреждение вредных привычек;
- обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;
- конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Психолого-педагогические технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
- обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья;
- создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья.
- в данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
Организационно-педагогические технологии
Концептуальные идеи и принципы:
- определение структуры учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – СанПиН;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливан организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.)
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
Семья – социальный микромир, отражающий в себе всю совокупность общественных отношений: к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному бюджету и хозяйству, книге, соседям, друзьям, природе и животным. Семья – первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях.
Основанием для определения форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников являются нормативные документы, закрепляющие основу взаимодействия (основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного уровня), а также современные исследования основных направлений взаимодействия ДОУ и семьи (психолого-педагогическое сопровождение семьи в вопросах воспитания детей, защита прав ребенка, работа с семьями, требующими повышенного внимания и нуждающимися в особой помощи и др.).
В современной науке принято выделять несколько групп методов и форм работы с родителями:
– наглядно-информационные (нацелены на знакомство родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также аудиозаписи бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов и др.);
– информационно-аналитические (способствуют организации общения с родителями, их основной задачей является сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения и построение грамотного общения с родителями);
– информационно-ознакомительные (нацелены на преодоление поверхностных представлений о работе дошкольного учреждения путем ознакомления родителей с самим дошкольным учреждением, с особенностями его работы и педагогами. К ним можно отнести «Дни открытых дверей» и др.).
Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьей являются педагогические беседы с родителями. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, ее особенность заключается в активном участии и педагога, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей, и педагога.
Тематические консультации помогают ответить на все вопросы, интересующие родителей. Отличие консультации от беседы в том, что беседы предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации – родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
В содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми программы дополнительного образования по изобразительной деятельности включены разнообразные формы работы с родителями воспитанников:
- анкетирование;
- родительские собрания;
- беседы;
- консультативные встречи;
- открытые просмотры.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации образовательного процесса
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 5-7 лет Наполняемость групп – от 5 до10 человек.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма и режим занятий: групповая.
Режим занятий – 2 раза в неделю.
Продолжительность: 30 мин
Общее количество часов в год – 64.
Возрастные группы (возраст) | Способ организации | Продолжительность занятия | Количество недель | Диагностика | Зимние каникулы | |
1 полугодие | 2 полугодие | |||||
Младшая (3-4 года) | Подгруппа (5-10 детей) | 30минут | 9 | 20 | 3 неделя мая | 01.01.20-09.01.21г. |
Средняя (4-5 лет) | Подгруппа (5-10 детей) | 30 минут | 9 | 20 | 4 неделя мая | 01.01.20-09.01.21г. |
Подготови тельная (6-7 лет) | Подгруппа (5-10 детей) | 30 минут | 9 | 20 | 4 неделя мая | 01.01.20- 09.01.21г. |
Состав подгрупп формируется с учетом возрастных особенностей детей, является открытой системой, меняется по усмотрению воспитателя в зависимости от посещений ребёнком детского сада.
Базовые упражнения:
- Перевернутый рисунок;
- Зеркальное рисование;
- Рисование двумя руками одновременно;
- Упражнения вслепую;
- Упражнения, направленные на развитие мыслительных операций, произвольного внимания, памяти, и т.д.
- Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
Метод правополушарного рисования позволяет:
- Проявить индивидуальность
- Упростить творческий процесс
- Отключить анализ деятельности
- Обрести внутреннюю гармонию
- Раскрыть творческие способности
- Избавиться от внутренних преград
Стать более внимательными к людям и окружающему миру.
3.2. Материально-техническое обеспечение
Оснащение кабинета:
- столы для детей – 10 штук
- стулья детские – 10 штук
- магнитная маркерная доска;
- шкафы для пособий;
- полки для дидактического материала;
- коробки и папки для пособий;
- магнитофон.
Дидактическое обеспечение:
- гуашь 12 цв, фирмы «Луч»
- кисточки:№1- синтетика, № 6,14- щетина
- Простой карандаш стандартной твердости НВ
- Влажные салфетки
- Бумага для акварели от 180г/м.кв, формат А4
- Фартук, нарукавники.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бетти Эдвардс «Открой в себе художника» 2-е издание Попури,2017
- Бетти Эдвардс «Открой в себе художника» .Рабочая тетрадь. Минск
- 2015.
- Источник интернета :https://www.maam.ru/detskijsad/plan-konspekt-master-klasa-ovladenie-metodikoi-pravopolusharnogo-risovanija.html
- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009 7.
- И. Лыкова «Цветная мозаика» М. ,2000.
- О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
- А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)
Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебные бусинки»
Программа для организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогов ДО....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Волшебные бусинки" (для детей 6-7 лет)
Программа по дополнительному образованию, бисероплетение. Для использования педагогами ДО, воспитателями и учителями начальных классов...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности «Волшебный фоамиран»
Пояснительная запискаПрограмма имеет художественно-эстетическую направленность. В процессе обучения дети получают определенные программой знания, умения, навыки, развивают внимательность, моторику рук...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебные пальчики»
Направленность программыНаправленность программы художественно-эстетическая: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования и спо...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Волшебные ладошки»
Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его гла...