Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский»
ПРИНЯТА решением Педагогического совета МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» протокол от года №. | УТВЕРЖДЕНА приказом заведующего МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» от № |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно- эстетической направленности
«Волшебная бумага»
Возраст детей: 5-6 лет
Срок реализации: 1 года
Автор-составитель:
Богданова Елена Альфредовна, воспитатель
г. Белоярский 2019 года
Содержание
1. | Информационная карта программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Актуальность | 4 |
4. | Новизна | 4 |
5. | Отличительные особенности программы | 5 |
6. | Педагогическая целесообразность | 5 |
7. | Концептуальные основы | 5 |
8. | Цель и задачи | 6 |
9. | Возрастные характеристики детей | 6 |
10. | Планируемые результаты | 7 |
11. | Оценка реализации | 7 |
12. | Содержание и структура программы | 8 |
13. | Условия реализации программы | 8 |
14. | Учебный план | 9 |
15. | Содержание программы дополнительного образования «Волшебная бумага» | 10 |
16. | Список литературы | 15 |
17. | Приложение 1. Карта проверка выполнения программы по овладению техникой оригами детьми | 16 |
18. | Приложение 1 | 19 |
19. | Приложение 3 | 21 |
20. | Приложение 4 | 22 |
21. | Приложение 5 | 25 |
22. | Приложение 6 | 26 |
Информационная карта программы
Наименование ОУ (полное) | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад «Березка» г. Белоярский» |
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности «Волшебная бумага» |
Направленность программы | художественно- эстетической направление |
Сведения о разработчиках | Богданова Елена Альфредовна, воспитатель |
Срок реализации программы | 1 года |
Возраст обучающихся | 5-6 лет |
Характеристика программы | Тип программы: дополнительная общеобразовательная программа Вид программы: модифицированная Форма организации содержания учебного процесса: интегрированное |
Цель программы | развитие творческой активности, мелкой моторики руки у детей 5-6 лет через практическое ознакомление с нетрадиционной техникой работы с бумагой «Оригами». |
Задачи программы | Обучающие
Развивающие
Воспитательные
|
Планируемые результаты | К завершению обучения дети:
|
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная программа» (далее - Программа) является программой художественно-эстетической направленности, разработана на основе методических пособий: «Школа оригами» С.В. Соколова. «Театр оригами» Изд-во Эксмо; 2003г.; С.В. Соколова, «Оригами для старших дошкольников» Соколова С.В. – Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. М.: «Оригами» С.В. Кирсанова Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС.
Основным направлением Программы является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО оно ориентировано на развитие предпосылок восприятия и понимания ребенком произведений искусства и мира природы, а также на реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной музыкальной и др.). Занимаясь по программе «Волшебная бумага», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор. Чем бы ни занимался впоследствии ребенок, увлеченный оригами, это будет интересный человек, принимающий нестандартные решения. Настоящая программа описывает курс подготовки по бумажной пластике и оригами для детей 5-6 лет.
Актуальность
Программа заключается в том, что творческий процесс в оригами не долог, за небольшой промежуток времени дети могут увидеть результаты своего труда. И это особенно привлекательно для дошкольников. А бумага для детей – это доступный и универсальный материал. Главной отличительной чертой дополнительной образовательной программы является то, что она основывается на комплексном подходе к обучению дошкольников, помогает связать между собой занятия по оригами с другими традиционными дисциплинами дошкольного учреждения, объединяя их одним сюжетом, одной темой. Это делает занятия оригами более интересными и содержательными.
Новизна
Особенность Программы заключается в интеграции оригами, как ведущей техники, с другими видами работы с бумагой: аппликацией, конструированием, с использованием элементов изобразительной деятельности. Дети знакомятся с новыми технологическими приёмами, с разнообразием видов бумаги и изделий из нее.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной Программы является расширение блока деятельности по освоению технологии оригами, комбинирование разных приемов творческой работы с бумагой. Занимаясь оригами, дети приходят во взаимодействие со многими явлениями культуры: восточными и западными, духовными и бытовыми, определенными и вероятностными, случайными и закономерными. Кроме того, при складывании фигурок сообщаются детям культурологические сведения, например, о традициях, обычаях родины оригами - Японии; информацию экологического характера, особенно если это фигурки представителей флоры и фауны. Оригами - это увлекательное и одновременно сложное занятие, требующее выдержки, упорства, изобретательности и мастерства, тех качеств, которые ценятся в человеке.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет.
На каждом возрастном этапе предлагаются задания, которые соответствуют возрастным особенностям детей.
Педагогическая целесообразность
Программа состоит в том, что занятия способствуют формированию творческой активности ребенка, то есть готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями, творческими способностями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к постижению окружающего мира, умение быстро адаптироваться в меняющихся экономических условиях. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Как показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. У детей вырабатывается способность критически мыслить и принимать самостоятельные решения.
Концептуальные основы
Программа определяет деятельность, на которой чаще используется репродуктивный метод обучения, т. е. подробный показ детям способов действия, работа по образцу педагога. Деятельность оригами благоприятно воздействуют на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приемы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохраненные в памяти знания и умения. У дошкольников развивается координация движений пальцев и кистей рук, что позволяет им быстрее овладеть письмом. Такая форма работы с детьми помогает развивать у детей абстрактное и образное мышление, логику, воображение, улучшает глазомер, умение действовать по правилам точно и аккуратно.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. В изобразительной деятельности (по рисованию, лепке, аппликации) у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Образовательная деятельность оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей, и подготовке руки к обучению навыкам письма в школе.
Практика убедительно доказывает, что графический навык у ребенка при поступлении в школу не достаточно сформирован. Развитие этого навыка зависит не только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, но также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.
Цель:
развитие творческой активности, мелкой моторики руки у детей 5-6 лет через практическое ознакомление с нетрадиционной техникой работы с бумагой «Оригами».
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умения следовать устным инструкциям.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способностей детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Возрастная характеристика детей
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельной творческой работе. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления об изготавливаемых ими изделий.
Планируемые результаты
К завершению обучения дети:
- приобретают практические навыки работы в технике оригами;
- умеют самостоятельно складывать поделки из бумаги и украшать их дополнительными элементами декора, используя другие виды искусства.
- знают правила безопасности труда;
- работают аккуратно, бережно, терпеливо, опираясь на правила техники безопасности;
- умеют организовывать свое рабочее место;
- знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- умеют работать с бумагой, геометрическими фигурами, получая из исходной геометрической фигуры (квадрата) - другую фигуру (ромб), уметь делать «складку»;
- умеют проглаживать сгибы изделия указательным пальцем на плоскости;
- умеют следовать устным инструкциям педагога;
- умеют красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку;
- умеют рассматривать и выражать эмоциональное отношение к поделке сверстника;
- создают изделия оригами, пользуясь инструкционными схемами.
Оценка результативности
С целью оптимизации образовательного процесса была разработана диагностика. Критерии разработаны исходя из задач Программы, накопленного практического опыта ребёнка, их индивидуальных особенностей. Диагностика проводится два раза в год (сентябрь, май) в рамках мониторинга образовательного процесса и предполагает оценку эффективности педагогических действий, лежащих в основе их дальнейшего планирования развития каждого ребенка. Мониторинг позволяет осуществлять сбор информации, своевременно анализировать происходящие в ней изменения, планировать работу по преобразованию условий на основе полученных результатов, принимать эффективные решения. Основным инструментом педагогической диагностики является метод наблюдения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями в технике оригами:
высокий уровень – задание выполнено правильно, самостоятельно и все компоненты отмечены зеленым цветом
средний уровень - задание выполнено с помощью взрослого или не полностью, и все компоненты отмечены желтым цветом
низкий уровень - задание не выполнено и все компоненты отмечены красным цветом. (Приложение 1).
Содержание и структура программы
Программа рассчитана на три учебных года для детей 5-6 лет, обосновывает определенное количество занятий в год.
Возраст | Кол-во занятий в неделю/ продолжительность | Количество занятий в год | ||
В неделю | В месяц | Всего | ||
Средняя группа | 2*25 | 2 | 8 | 60 |
Группа занимающихся одновременно детей составляет:
- для средней группы (5-6 лет) – 6-8 человек;
Обучение оригами ведется в форме занятий, совместной деятельности воспитателя и детей, индивидуальной работы с отдельным ребенком. При этом курс обучения предполагает проведение двух занятий в неделю, восемь - в месяц, 60 - в год. Продолжительность занятия в средней группе – 25 минут.
Условия реализации программы
Оборудование процесса обучения:
1. Бумага:
Непосредственно рабочая бумага: | Рекомендуемая бумага для фона |
цветная настольная | мраморная |
глянцевая | шагреневая |
писчая, почтовая | обойная |
газетная | чертежно-рисовальная |
калька | картон |
2.Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений)
3. Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)
4. Салфетки: бумажная, тканевая.
5. Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами.
6. Кисти, пластмассовые палочки.
Учебный план
№ | Наименование тем | Кол-во занятий |
5-6 лет | ||
1. | Формирование группы/вводное занятие | 1 |
2. | Диагностика воспитанников | 1 |
3. | Беседа по охране труда | 1 |
4. | Тематические занятия | 52 |
5. | Коллективная работа по русской народной сказке «Колобок» | 6 |
6. | Итоговое занятие | 1 |
ИТОГО: | 60 |
Содержание программы дополнительного образования «Волшебная бумага»
5-6 лет | ||||||
Месяц | № недели | Тема | Содержание | Кол-во занятий | Методическое оснащение | |
ОКТЯБРЬ | 1 | Виды и свойства бумаги. Условные знаки и приёмы складывания | Продолжать знакомство с различными видами бумаги и её свойствами. Повторить условные знаки и приёмы складывания бумаги. | 1 | Конспект НОД | |
Инструменты и материалы. Беседа о технике безопасности при работе с инструментами | Повторить, какие инструменты необходимы для работы, повторить основные правила техники безопасности при работе с ножницами. | 1 | Конспект НОД | |||
2 | Савок | Закреплять умение складывать базовую форму «треугольник». | 1 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.14 | ||
Грибочки | Закреплять умение сгибать квадрат пополам, совмещая стороны, проглаживать линию сгиба. Закреплять умение складывать базовую форму «дверь». | 1 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.66 | |||
3 | Золотая рыбка | Закреплять умение складывать базовую форму «треугольник». | 1 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.41 | ||
Лягушонок | Закреплять умение складывать базовую форму «треугольник». | 1 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.24 | |||
4 | Лошадка | Познакомить детей с базовой формой «блин». | 1 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.119 | ||
НОЯБРЬ | 1 | Воробей | Закреплять умение сгибать квадрат по диагонали, пополам, совмещая стороны, проглаживать линию сгиба. Закреплять умение складывать базовую форму «воздушный змей». | 1 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.89 | |
Почтовый голубь | Закреплять умение складывать базовую форму «треугольник». | 1 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.30 | |||
2 | Любимый щенок с элементами аппликации | Закреплять умение складывать базовую форму «треугольник». | 2 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.48 | ||
3 | Кролик | Закреплять умение складывать базовую форму «воздушный змей». | 2 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.83 | ||
4 | Заяц | Закреплять умение складывать базовую форму «воздушный змей». | 1 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.86 | ||
Кит | Познакомить детей с базовой формой «рыба». | 1 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.125 | |||
ДЕКАБРЬ | 1 | Ветка ели из модулей | Закреплять умение сгибать квадрат по диагонали, пополам, совмещая стороны, проглаживать линию сгиба. Закреплять умение складывать базовую форму «треугольник». | 2 | С.В. Соколова Оригами для самых маленьких, стр.26 | |
2 | Коробочка с птицами | Закреплять умение складывать базовую форму «конверт-блин». | 2 | С.В. Соколова Оригами для самых маленьких, стр.33 | ||
3 | Снегурочка с элементами рисования | Закреплять умение складывать базовую форму «воздушный змей». | 2 | С.В. Соколова Оригами для самых маленьких, стр.27 | ||
4 | Дед Мороз с элементами рисования | Закреплять умение складывать базовые формы «дверь», «воздушный змей». | 2 | С.В. Соколова Оригами для самых маленьких, стр.28 | ||
ЯНВАРЬ | 2 | Церковь | Познакомить детей с базовой формой «водяная бомбочка». | 1 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.149 | |
3 | Звезда | Закреплять умение сгибать квадрат по диагонали, пополам, совмещая стороны, проглаживать линию сгиба. Закреплять умение складывать базовую форму «воздушный змей». | 2 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.242 | ||
Волшебное кольцо | Закреплять умение складывать бумагу гармошкой. | 1 | О. Сухаревская. Оригами для самых маленьких, стр.131 | |||
4 | Салфетка «Лилия» с элементами аппликации | Закреплять умение складывать базовую форму «треугольник». | 2 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.43 | ||
ФЕВРАЛЬ | 1 | Сердце с элементами аппликации | Закреплять умение сгибать квадрат по диагонали, пополам, совмещая стороны, проглаживать линию сгиба. Закреплять умение складывать базовые формы «треугольник», «двойной треугольник». | 2 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.194 | |
2-4 | Герои сказки «Колобок» Лиса, волк, колобок, заяц, медведь (элементы аппликации) | Закреплять умения складывать предметы из квадрата, используя базовые формы. | 6 | Видеоуроки | ||
МАРТ | 1 | Тюльпаны для мамы | Закреплять умение складывать базовую форму «квадрат» | 2 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.160 | |
2 | Лебедь | Закреплять умение сгибать квадрат по диагонали, пополам, совмещая стороны, проглаживать линию сгиба. Закреплять умение складывать базовую форму «воздушный змей». | 2 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.271 | ||
3 | Ирис | Познакомить детей с базовой формой «лягушка». | 2 | Т.Б. Сержантова. 366 моделей оригами, стр.163 | ||
4 | Вертушка | Закреплять умение складывать базовые формы «книжка», «дверь». | 2 | Видеоурок | ||
АПРЕЛЬ | 1 | Ходячий гномик | Закреплять умение сгибать квадрат по диагонали, пополам, совмещая стороны, проглаживать линию сгиба. Закреплять умение складывать базовую форму «водяная бомбочка». | 1 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.151 | |
Ракета | Закреплять умение складывать базовую форму «дверь». | 1 | Видеоурок | |||
2 | Ветка вербы | Закреплять умение складывать базовую форму «дверь». | 2 | Видеоурок | ||
3 | Пасхальное яйцо из модулей | Закреплять умение складывать базовую форму «треугольник». | 3 | Видеоурок | ||
4 | Морской котик | Закреплять умение складывать базовую форму «рыба». | 1 | Т. Сержантова 365 моделей оригами, стр.125 | ||
МАЙ | 1 | Цветки физостегии | Закреплять умение сгибать квадрат по диагонали, пополам, совмещая стороны, проглаживать линию сгиба. Закреплять умение складывать базовые формы «треугольник», «двойной квадрат». | 3 | О. Сухаревская. Оригами для самых маленьких, стр.34 | |
2 | Голубь мира с веткой | Закреплять умение складывать базовые формы «треугольник», «двойной треугольник». | 2 | Т.Б. Сержантова. 366 моделей оригами, стр.177 | ||
3 | Бантик-бабочка | Закреплять умение складывать модель на основе прямоугольника. | 2 | Т.Б. Сержантова. 366 моделей оригами, стр.176 | ||
4 | Итоговое занятие | Выявить умения и навыки, приобретённые за период обучения. | 1 | Конспект НОД |
Список литературы
- Соколова С.В. Оригами для старших дошкольников – Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких – Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
- Сухаревская О. Оригами для самых маленьких – Москва АЙРИС-ПРЕСС, 2015.
- Сержантова Т.Б. 365 моделей оригами - Москва АЙРИС-ПРЕСС, 2000.
- Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами - Москва АЙРИС-ПРЕСС, 2016.
Приложение 1
Карта проверка выполнения программы по овладению техникой оригами детьми
Дата проведения обследования_________________________________
№ | Знания, умения и навыки | Фамилия имя ребенка | ||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | ||
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами | ||||||||||||||||||||
– умеет сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа). | ||||||||||||||||||||
-умеет самостоятельно складывать треугольник из квадрата. | ||||||||||||||||||||
- умеет самостоятельно складывать прямоугольник из квадрата. | ||||||||||||||||||||
-умеет складывать,совмещая противоположные стороны и углы. | ||||||||||||||||||||
– умеет сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «дверь», «прямоугольник», «воздушный змей», «дверь». | ||||||||||||||||||||
– умеет сделать базовые формы оригами: «конверт», «двойной треугольник», «двойной квадрат», «рыба». | ||||||||||||||||||||
II. Умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными схемам. | ||||||||||||||||||||
-умеет складывать изделие, следя за показом взрослого и слушая устные пояснения. | ||||||||||||||||||||
-умеет складывать простые изделия, слушая инструкцию взрослого. | ||||||||||||||||||||
-умение сделать несложное изделие по схеме. | ||||||||||||||||||||
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера | ||||||||||||||||||||
-умеет вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. | ||||||||||||||||||||
– умеет вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду. | ||||||||||||||||||||
– умеет вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру. | ||||||||||||||||||||
– умеет вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру. | ||||||||||||||||||||
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы | ||||||||||||||||||||
-умеет подбирать необходимые цвет и качество бумаги для той или иной работы. | ||||||||||||||||||||
-умеет создавать несложную композицию из поделок оригами. | ||||||||||||||||||||
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков | ||||||||||||||||||||
– организовать свое рабочее место, | ||||||||||||||||||||
– рационально использовать необходимые материалы, | ||||||||||||||||||||
– аккуратность выполнения работы. |
Ф.И.О. педагога_____________________________________________________
уровень усвоения программы:
высокий уровень – задание выполнено правильно, самостоятельно и все компоненты отмечены зеленым цветом
средний уровень - задание выполнено с помощью взрослого или не полностью, и все компоненты отмечены желтым цветом
низкий уровень - задание не выполнено и все компоненты отмечены красным цветом.
Приложение 2
Азбука оригами
Изобретателем азбуки оригами является японский мастер Акира Йошизава. Сама азбука оригами — это последовательность картинок, в которой отражены этапы складывания фигурки.
Каждая картинка сопровождается условными обозначениями, именно эти обозначения позволяют понять, как именно нужно сложить листок бумаги на определенном этапе. Самые значимые знаки в оригами — это линии сгибов, которые принято называть «долина» и «гора» («valleyfold» и «mountainfold»). Сгиб «долиной» обозначается пунктирной линией. Эта линия показывает, что часть листа бумаги, разграниченную ею, нужно сложить на себя. А направление складывания чаще всего определяет стрелочка. Сгиб «долиной» показывает, что сгибать нужно строго по пунктирной линии, после выполнения сгиба линия должна оказаться во внутренней части изделия. Линия сгиба «гора», напротив, показывает, что складывание нужно делать от себя. В случае такого сгиба линия оказывается снаружи — как бы на «горе». Такой сгиб обозначается пунктирной линией с точками. Сгиб осуществляется также строго по линии. Перегиб — эта операция обозначается переломленной стрелкой. По сути, перегиб — это складка. Этот знак обозначает, что вам следует сначала согнуть лист строго по линии, а затем разогнуть его. Смысл операции заключается в нанесении этой складки. Складка «молния» (еще эту складку называют «ступенька»). Обозначение этой складки — сочетание знаков сгиба «горкой» и «долиной». Операция начинается с того сгиба, который обозначен первым в последовательности: если первым идет сгиб долиной, значит, он первым и выполняется. Выгиб наружу (сгиб «шапочка»). Этот сгиб обозначается длинными стрелками, которые показывают направление сгибания части изделия. Суть этой операции: угол изделия нужно загнуть наружу, придавая ему форму шапочки. Предварительно необходимо сделать перегиб. Сгиб внутрь. Этот сгиб обозначается прерывистой стрелкой, которая указывает направление линии сгиба. Суть операции: необходимо раздвинуть края изделия и угол согнуть внутрь (между краями). Также нужно сделать предварительный перегиб.
Поворот в одной плоскости. Этот значок выглядит как кружок из двух стрелок. Обозначает он то, что изделие следует повернуть по часовой стрелке на 180 градусов. Переворот на другую сторону. Эта операция обозначается короткой спиралевидной стрелкой. Суть: нужно повернуть изделие изнаночной стороной наружу, при этом дополнительного вращения по часовой стрелке не требуется. Заворот — знак этой операции включает в себя пунктирные линии и спиралевидную стрелку. Суть операции — изделие нужно завернуть, соблюдая сгибы в местах пунктирных линий. Равные углы, отрезки обозначаются крестиками или дугами с одной черточкой на поверхности. Суть: угол в месте изображения одного крестика должен быть равен углу, где стоит изображение второго крестика. Равные части обозначаются значком с двойным штрихом на непрерывной линии. Части изделия, на которых проставлены эти значки, должны быть равными между собой. Увеличение изображения. Иногда схема сопровождается таким большим количеством операций, что рисунок сильно уменьшается. Чтобы обеспечить удобство работы с такой схемой, используют увеличение. Увеличение изображается большой стрелкой, которая расширяется на конце.
Раскрытие. Обозначается также крупной стрелкой, но прямой. Этим знаком обозначают те участки, которые нужно раскрыть. Повторы. Знак повтора обозначают как длинную прямую стрелку с одним штрихом у основания. Штрих указывает на количество повторов. Если на стрелке обозначено три штриха, значит, операцию следует повторить три раза. Надувание. Этот знак представляет собой стрелку, которая как бы прикреплена к облачку. Иногда надувание изображается просто облачком. Суть операции: изделие следует наполнить воздухом (надуть) и расправить. Надрез. Значок обозначается, естественно, ножницами. Надрез производят по указанной на рисунке линии. Совмещение отмеченных точек. Точки обозначаются жирными кружочками, а между ними пролегает длинная (чаще дугообразная) стрелка. Освоив эту нехитрую азбуку оригами, вы без труда сможете выполнить любую фигурку. Наглядно Азбука Оригами представлена в разделе Схемы.
Приложение 3
Бумага и ее история
Сегодня бумага - один из самых востребованных материалов. Ее используют для хранения информации, для создания книг, которые хранят и передают культурный опыт сквозь поколения уже многие века. Чтобы найти столь удобный для письма материал человек долго изыскивал новые способы письма от выбивания пиктограмм на камнях и костях убитых животный до письма рыбьей костью по пальмовым листам.
Дальше писали на деревянных восковых дощечках с помощью заостренных палочек. Но все это было недолговечно. В Китае сначала выжигали иероглифы на бамбуковой лозе, а потом стали писать специальной тушью на шелковых свитках. Но самый прогрессивный шаг вперед к изобретению сделали египтяне, которые начали использовать для записи информации папирус. Дальше одно время широко использовался пергамент - это телячья кожа особой выделки, которая также заняла важное место в эволюции материалов для письма. Примерно в одно и то же время с пергаментом появляется первая настоящая бумага. Родиной ее до сих пор считают Китай, хотя известно, что технология была перенята жителями этой страны у туркмен. Именно туркмены первыми научились распускать шерсть в воде, прессовать ее и высушивать. Так получался очень тонкий войлок. Китайцы же заменили шерсть растительными волокнами и получили как раз то, что больше всего напоминает современную бумагу. Свои первые листы они делали из коры тутового дерева и из волокон бамбука.
Секрет изготовления бумаги очень долго держался в Китае в строжайшем секрете. Первые листы бумаги стоили очень дорого и обменивались на дорогие ткани и драгоценные металлы. Но все же долгое время монополию на изготовление бумаги Китай держать не смог. Очень скоро данный материал начали изготавливать в других странах. В 610 году странствующий буддийский монах Дан-хо вынес секрет изготовления писчего материала за границу Китая, а точнее в Японию. Вместе с секретом изготовления бумаги он поделился с японским народом и рецептом приготовления туши. Японцы еще усовершенствовали технологию. Они путем недолгих экспериментов нашли намного более удобное и качественное сырье. Они стали использовать не только кору шелковицы, но и коконы шелкопряда. После сбора коконы перерабатывали в однородную массу и оставляли высыхать. После чего образовывались два слоя - шелковата сверху и нижний волокнистый слой. Такие нововведения позволили японским бумажным изделиям значительно превзойти по качеству китайские. В Японии постепенно появились мастерские, а затем и целые фабрики по изготовлению самой прочной бумаги, которая получила название "ваши". Эта бумага могла выдержать намного больше сгибов, чем наша современная бумага, поэтому вместо стекол в Японии в домах часто использовали именно "ваши". Постепенно искусство создания бумаги расползлось по всему миру.
Различные технологии использовались в различных странах мира. Вскоре бумага оказалась настолько распространенным материалом, что высокая цена на этот продукт стала неактуальной и резко упала. Теперь на востоке из бумаги делали книги, амулеты, веера и многое другое.
В Европе первые бумажные мастерские появились в двенадцатом веке в самых развитых странах. В Италии, Англии, Франции и Германии бумага стала незаменимым материалом во многих отраслях жизни от государственного аппарата до торговли и культуры. Из Франции бумага впервые попала в Россию. В селе Ивантеевка под Москвой была построена настоящая бумажная мельница. Но она очень скоро подверглась очень обширному пожару, и все производство выгорело дотла. Вторая попытка наладить производство собственной российской бумаги была предпринята лишь в семнадцатом веке патриархом Никоном. Именно по его распоряжению бумажные мельницы были возведены в Пархе и Яузе. А при Петре Великом производство, наконец, было поставлено на широкую ногу. Он, видя что две мельницы не справляются со все возрастающими запросами активно расширяющейся страны, повелел построить еще несколько фабрик по производству бумаги, но уже европейского образца. Чтобы эти предприятия не нуждались в сырье, он издал указ, чтобы все жители изношенные тряпицы и полотна сдавали в надлежащие органы. Таки образом производство стало вторичным и дешевым. Производство бумаги в России быстро расширялось, и вскоре в импорте бумаги из Европы отпала всякая надобность.
Бумага сегодня - один из самых широко используемых в ежедневной практике материалов. С начала производства бумаги ею стали украшать дома. Бумагой оклеивают стены. На листах рисуют и пишут. Книги в одной самой читающей стране мира печатаются исключительно на бумаге. Бумага стала сырьем для изготовления коробок, упаковок и посуды. Из бумаги делают самые разные декоративные изделия. Сегодня эта индустрия получила самое обширное распространение. Бумага как один из самых доступных материалов обладает волшебным свойством легко преображаться, что часто используется в производстве.
Приложение 4
Оригами история появления
В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.
Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний.
Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы. В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством. Важно отметить, что оригами — не просто развлечение или занятие для рук. На своем долгом пути становления оно впитало в себя массу аспектов философии Японии, а после и Китая. Оригами складывалось изначально на фундаменте различных восточных верований. Особенную роль здесь сыграла философия буддизма.
Массовость искусства оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках. Когда бумага распространилась по всему миру, когда цены на нее значительно упали и сделали этот материал доступными. Понемногу фигурки из бумаги покинули пределы храмов и монастырские стены и стали играть значительную роль в быту мирских людей.
Вскоре бумажные фигурки стали использоваться и в повседневных церемониях - во время свадебных церемоний и праздничных шествий, а не только в таинственных божественных обрядах. Через некоторое время фигурки оригами стали использовать и в качестве украшений для дома.
После некоторые мастера научились писать и прятать в фигурках послания, которые мог прочитать, не порвав, только человек, посвященный в тайну оригами. Такие послания часто принимали красивейшие формы птиц, бабочек, цветов или простых абстрактных геометрических фигур. Но чаще всего использовалась форма журавля, который издревле в Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. С тех далеких времен и по сей день журавлики являются для оригамистов очень важным и светлым знаком. А не так давно журавлик приобрел и новое значение. Он стал символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни. Эта светлая птица, которую так не сложно исполнить в бумаге, является на протяжении многих веков изображением свободы и надежды. Возможно именно связь птицы с небом, а также ее величавость и грациозность послужили этому.
Искусство складывания фигурок из бумаги быстро закрепилось в феодальной Японии. Владение бумагой, как материалом для создания различных форм, стало необходимым признаком хорошего вкуса, грамотного воспитания и образцового образования. Быть учителем по бумажной пластике стало почетной должностью. А зажиточные родители не скупились на зарплату, нанимая оригами-мастеров в учителя своим детям. В какой-то момент по оригами устраивались целые соревнования и турниры. Богатые и знатные люди охотно брались спонсировать данные мероприятия. Любое отношение к оригами в те времена считалось значительным и престижным. Часто доходило до того, что фигурки оригами стали появляться на фамильных гербах знатных и богатых домов. Они стали символами и защитниками дома, семьи, очага, благополучия. А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей.
Япония по праву заслужила звание страны — прародительницы оригами. Именно здесь была создана оригамная «азбука». Япония является законодательницей всех классических принципов оригами, именно здесь находится классическая школа этого искусства. Именно японские фундаментальные фигурки используются до сих пор. Впоследствии появились самые разнообразные школы и направления оригами. Но все они берут свои истоки именно в Японии.
Приложение 5
Схема основа базовых форм
Многие фигурки оригами имеют в своей основе одну и ту же базовую форму. Иными словами, на начальном этапе эти фигурки складываются одинаково. Так из формы Косынка (Треугольник) складываются такие базовые формы, как Воздушный змей, Рыба. Из книжки получатся Дом, Дверь, Катамаран.
Блинчик берет начало у базовых форм Книжка и Косынка. Птица и Лягушка имеют в своей основе базовую форму Двойной квадрат. Но лягушку также можно получить из Двойного треугольника. Некоторые из базовых форм получаются сочетанием других базовых форм. Так Рыба складывается путем наложения Воздушного змея на него же. Ниже приведена схема с указанием того, какие базовые формы из каких можно получить.
Приложение 6
Образцы поделок оригами
Звезда
Для этой модели понадобится прямоугольный альбомный лист. Или лист цветной бумаги формата А 4 (альбомный).
Пошаговая инструкция.
1. Согните альбомный лист пополам как показано на рисунке.
2. Загибаем верхний левый угол полученного прямоугольника до отметки уровня середины нижней грани.
3. Теперь нижний левый угол загибаем наверх как на картинке.
4. Верхний единственный угол загибаем назад.
5. Отрезаем лишнее от полученной сложенной фигуры. Чем острее будет угол среза, тем острее углы получатся на звезде.
Для эффекта объемной звезды, грани загибаем в нужном направлении.
Эту звезду можно использовать как шаблон для изготовления детских поделок из бумаги. Если взять не целый альбомный лист, а половину, тогда звезда получится в два раза меньше.
Котенок.
- Складываем базовую форму Воздушный змей. Опустим верхний уголок фигурки внутрь изделия.
- Перегибаем боковые части и опускаем углы к середине.
- Вогните уголки внутрь и переверните фигурку.
- Сгибаем фигурку пополам от себя.
- Согните левую часть фигурки, захватив все слои.
- Раскройте и расплющите среднюю часть.
- Уголки на ушках согните горой. Вогните угол-хвост, вытягивая его вниз.
- Угол на голове нужно согнуть. Вгибая, вытяните угол-хвост вверх.
- Уголок-носик и уголки-лапки согните.
1 2 3 4 5
6 7 8 9
Оригами машина
Сложите оригами лист пополам и разверните, для отметки линий сгиба.
Нижнюю сторону загните к центру
Согните углы как показано на рисунке
Сложите модель пополам
Нижний край отогните вверх
Загните угол на себя, как показано на рисунке
Оригами машина готова.
Для украшения можно подрисовать окошко или приклеить туда фотографию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Пластилиновая Бусинка»
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности«Пластилиновая Бусинка»Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)
Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки" имеет художественно-эстетическую направленность, направлена на развитие эстети...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Ритмическая мозаика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебные бусинки»
Программа для организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогов ДО....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Танцевальная мозаика"
Программа «Танцевальная мозаика» для детей 6-7 лет направлена на созданиеусловий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствамимузыкально-ритмических и танцевальных дви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...