Театральная деятельность с детьми 5–6 лет.
план-конспект занятия (старшая группа)

Тарбеева Ольга Николаевна

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_deyatelnost._zanyatiya_s_detmi_5-6_let.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Театральная деятельность с детьми 5–6 лет.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Конспекты занятий

Занятие 1. «Пока занавес закрыт»

Цель. Развивать интерес детей к сценическому искусству. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками. Совершенствовать внимание, память, наблюдательность.

Ход занятия

1. Вводная беседа.

Зал празднично украшен флажками, воздушными шарами, звучит музыка – песни из мультфильмов. Педагог проводит детей по залу и сажает в творческий полукруг. После приветствия он говорит: «Почему сегодня в зале так красиво? (Потому что сегодня праздник!) Верно! Сегодня праздник – начало работы театральной студии. И этот праздник мы должны провести очень весело, так как играть всегда интересно».

 Игра «И я тоже!». Педагог говорит, что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я тоже!»: Утром я встаю… (И я тоже!) Умываюсь… Чищу зубы… Надеваю чистую одежду… Завтракаю… Выхожу на улицу… Сажусь в грязную лужу…»

П е д а г о г. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю… Я самый аккуратный… Я на улице гуляю… Всех ребят я обижаю…

П е д а г о г. Это кто же здесь у нас такой смелый – обижает ребят? Ребят обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку… (И я тоже!) Я танцую вместе с друзьями… (И я тоже!) А теперь покажите, как вы умеете танцевать.

Звучит музыка. Дети танцуют.

 Игра на знание театральной терминологии.

П е д а г о г. Как называется здание, где актеры играют спектакль? (Театр.) Как называется ткань, которая отделяет сцену от зрительного зала? (Занавес.) Как называются вещи, подлинные или бутафорские, необходимые по ходу действия спектакля? (Реквизит.) Кто раздает роли, руководит актерами и постановкой спектакля? (Режиссер.) Как называется положение актеров на сцене в определенный момент? (Мизансцена.) Мы сегодня вспомнили слова «театр», «занавес», «реквизит», «режиссер», «мизансцена». Давайте еще раз повторим их.

Игра «Птицы, на гнезда!»

Дети стоят в кругу; они – «птицы». Водящий (педагог) находится в середине круга. Он ходит мимо играющих и, обращаясь к кому-либо из ребят, говорит: «Птица улетает!» Ребенок, которому он сказал эти слова, идет за водящим. Так образуется целая вереница «птиц». Водящий на ходу выполняет разные движения, а «птицы» повторяют их за ним. Неожиданно водящий кричит: «Птицы, на гнезда!» и быстро занимает чье-нибудь место в кругу. Остальные игроки занимают любые свободные места. Тот, кто опоздал, становится водящим.

Игра проводится под музыкальное сопровождение: «птицы» идут за водящим танцевальным шагом, а стоящие на месте дети прихлопывают и притопывают.

Занятие 2. Сказку ты, дружок, послушай и сыграй

Цель. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию. Совершенствовать память, внимание, воображение, общение детей.

Ход занятия

1. Упражнения «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок».

2. Скороговорка «Шесть мышат в камышах шуршат».

3. Сказка «Зайчик и ежик».

Занятие начинается с упражнений на дыхание «Мыльные пузыри» и «Веселый пятачок».

Затем педагог медленно произносит скороговорку: «Шесть мышат в камышах шуршат». Дети повторяют ее. При этом нужно следить за точной артикуляцией буквы ш. Постепенно темп увеличивается.

Сказка «Зайчик и ежик».

П е д а г о г. А почему бы нам не посмотреть сейчас какую-нибудь интересную сказку? Готовы ли вы все вместе сочинить сказку? (Готовы.) Начнем! Ярко светит солнце.

Педагог приглашает исполнителя роли Солнца. Солнце начинает изо всех сил «ярко светить» – разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте.

П е д а г о г. Неожиданно подул ветер.

Два-три ребенка исполняют роль Ветра – выбегают и усиленно дуют на Солнце.

П е д а г о г. На солнце набежала маленькая тучка.

Выбегает девочка и заслоняет Солнце.

П е д а г о г. Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки. (Дети изображают деревья.) К дереву подбежал зайчик. (Появляется Зайчик.) Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко. (Выходит Ежик, у него в руках бутафорское яблоко.) Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег. (Девочки-Снежинки исполняют танец.) Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика. (Девочки-Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика.) Но вот снова выглянуло солнце. (Девочка-Тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко-ярко. (Солнце «направляет лучи» на Снежинок.) И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.

Заяц и Еж уходят под музыку, машут ребятам на прощание лапками.

П е д а г о г. Ребята, мы разыграли сказку. Герои сказки не сказали ни слова, все исполняли молча. Такая игра на сцене называется пантомима – это игра без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела. Эту сказку мы сыграем еще раз на следующем занятии.

Занятие 3. Сказка «Зайчик и Ежик»

Цель. Развивать умение детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Ход занятия

1. Упражнение на ритмопластику «Медведи в клетке».

2. Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

Дети в творческом полукруге.

П е д а г о г. Сегодня мы начнем занятие с ритмопластики. Встаньте в круг и под музыку выполняйте движения, которые я буду вам показывать.

Звучит марш (размер четыре четверти). Педагог показывает движения: на счет один – руки вперед, на счет два – руки в стороны, на счет три – руки вверх, на счет четыре – руки вниз. Дети повторяют движения.

Затем педагог меняет движения: на счет один – правая рука вперед, левая в сторону; на счет два – левая рука вперед, правая в сторону; на счет три – левая рука вперед, правая вниз; на счет четыре – левая рука вниз. Дети повторяют движения.

Упражнение выполняется очень медленно; сначала можно отрепетировать движения рук, а затем повторить синхронно.

Упражнение «Медведи в клетке».

Это упражнение развивает ловкость и координацию движений. Дети-«медвежата» встают на колени, затем садятся на пятки, ладони кладут на пол – они сидят в клетке и пытаются выбраться из нее к маме в лес. Педагог произносит слова, дети выполняют соответствующие движения.

П е д а г о г. Правую руку вперед, затем левую. (Не поднимая головы, вытянуть вперед правую руку по полу, потом левую руку.) К себе, к себе. (По очереди вернуть руки в исходное положение.) В стороны, в стороны. (Вытянуть руки по полу в стороны: сначала правую, потом левую.) К себе, к себе. (По очереди вернуть руки в исходное положение.) Правую руку вперед, левую ногу назад. (Опираясь на левую руку, подняться с пяток, потянуться правой рукой вперед, левой прямой ногой назад (как бы пытаясь «раздвинуть» прутья клетки).) Сесть. (Вернуться в исходное положение.) Левую руку вперед, правую ногу назад. (Опираясь на правую руку, подняться с пяток, потянуться левой рукой вперед, правой прямой ногой назад; потянуться.) Ничего не получилось… (Вернуться в исходное положение, уткнуть носы в тыльные стороны ладоней и «заплакать».)

Репетиция сказки «Зайчик и ежик».

П е д а г о г. Зайчик добрый, и его надо играть весело, задорно. Он все время в движении. Ежик – труженик, ходит медленно; он очень ласковый, всех угощает; в данной сцене он угощает зайчика яблоком. Солнце – это всегда хорошо; когда на небе яркое солнце без туч, то у всех на земле замечательное настроение, поэтому Солнцу надо широко расставить в стороны руки, широко раскрыть глаза и улыбнуться. Исполнитель роли Ветра должен быть серьезным и быстро двигаться. Снежинки все время в движении, кружатся.

Роль ведущего исполняет педагог.

Занятие 4. Театральные игры

Цель. Развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.

Ход занятия

1. Игра «Веселые обезьянки».

2. Игра «Поварята».

Игра «Веселые обезьянки».

П е д а г о г. Представьте, что вы все обезьянки и сидите в клетке в зоопарке. Одного из вас мы выбираем на роль посетителя зоопарка. Он будет стоять в центре и делать различные движения и жесты. «Обезьянки» передразнивают посетителя, точно повторяют его жесты и движения.

С помощью считалки выбирают «посетителя»:

Над лучами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Золотая радуга.

(М. Лопыгина. Радуга)

«Посетители» в течение игры меняются несколько раз.

Игра «Поварята».

Дети делятся на две команды (рассчитываются на первый-второй). Первая команда готовит первое блюдо, а вторая – салат. Каждый ребенок придумывает, каким продуктом он будет: луком, морковью, свеклой, капустой, петрушкой, перцем, солью и т. п. – для первого блюда; картофелем, огурцом, луком, горошком, яйцом, майонезом и т. п. – для салата.

Затем все дети становятся в круг – получается «кастрюля» – и поют песню (импровизация):

Сварить можем быстро мы борщ или суп

И вкусную кашу из нескольких круп,

Нарезать салат и простой винегрет,

Компот приготовить – вот славный обед.

Дети останавливаются, а ведущий (педагог) по очереди называет, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя ребенок входит в круг. Когда все «компоненты» блюда окажутся в круге, ведущий предлагает приготовить другое блюдо.

Занятие 5. Действия с воображаемыми предметами

Цель. Способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; учить действовать на сцене согласованно.

Ход занятия

1. Беседа на тему «Действия с воображаемыми предметами».

2. Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

Беседа о действиях с воображаемыми предметами.

П е д а г о г. Ребята, на сцене часто актеры действуют с воображаемыми предметами. Они представляют, как это происходит в жизни, и проделывают необходимые физические действия. Так, играя с воображаемым мячом, нужно представить себе, какой он: большой или маленький, легкий или тяжелый, чистый или грязный. Разные ощущения мы переживаем, когда поднимаем хрустальную вазу или ведро с водой, срываем цветы ромашки или шиповника. Сначала мы будем выполнять действия с предметами, а потом повторим эти же действия без предметов.

Педагог приглашает на сцену ребенка (по желанию). На столе стоит крынка, в ней вода. Нужно взять крынку и налить воду в стакан. Ребенок последовательно выполняет действия. Педагог обращает внимание детей на объем крынки и стакана. Проделав несколько раз действия с предметами, ребенок выполняет эти же действия без предметов. Педагог приглашает еще несколько желающих выполнить это упражнение.

Игра «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем».

Комната делится пополам шнуром. С одной стороны находятся 6 ребят, выбранных с помощью считалки, – «дедушка и пятеро внучат». С другой стороны – остальные дети и педагог; они будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Д е т и. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

Д е т и. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если отгадка дана неправильно, дети называют верный ответ и после слов педагога: «Раз, два, три – догони!» бегут за шнур, в свою половину комнаты, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока ребята не пересекли линию.

После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата». В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, рубят топором дрова и т. п. Педагог хвалит детей за правильные действия с воображаемыми предметами, которые они показывали в загадках.

Занятие 6. Случай в театре.

 Цели:

 − закрепить представления о театре и театральных терминах (публика, билет, касса, спектакль);

− учить взаимодействовать друг с другом, договариваться, инсценировать небольшие произведения, использовать движение как одно из средств, способствующих более точному пониманию и воспроизведению детьми характера персонажа;

 − вызвать желание у детей стать артистами. Оборудование: шапочки героев. Художественный репертуар: «Вежливые слова» (Э. Мошковская).

 Воспитатель читает детям стихотворение «Вежливые слова», затем предлагает изобразить героев данного стихотворения. Дети выполняют.

Воспитатель. Какой пришел ежик?

Дети. Пожилой, чуть живой, плохо видел.

 Воспитатель. Кто пришел вслед за ежиком?

 Дети. Овечка.

Воспитатель. Чем она заплатила за билет?

 Дети. Добрым словом.

Воспитатель. За овечкой пришла утка. Что она сказала?

 Дети. Кряк! Доброе утро!

Воспитатель. Сколько билетов попросил олень?

Дети. Мне, жене и дочке дайте лучшие места.

Воспитатель. Кто всех растолкал?

Дети. Медведь.

Воспитатель. Почему медведю не продали билет в театр?

Дети. У него не было вежливого слова.

Воспитатель. Чем закончилась эта история?

Дети. Медведь зарыдал.

Воспитатель предлагает детям надеть шапочки и изобразить в движении каждого персонажа стихотворения. Дети выполняют. Когда стихотворение будет хорошо выучено, воспитатель предлагает детям инсценировать его.

Воспитатель:                                    В три часа открылась касса,

Собралась народу масса.

Даже ежик пожилой

Притащился чуть живой.

 Кассир: Проходите, милый ежик. Вам билет, в каком ряду?

Ежик: Мне поближе, плохо вижу, Вот... СПАСИБО! Ну, пойду!

 Воспитатель. Говорит овечка... Овечка Мне одно местечко! Вот мое БЛАГОДАРЮ — Доброе словечко.

Воспитатель. А вот и утка. Утка. Кряк! Целый ряд для меня и для утят!

Воспитатель. И крикнула утка... Утка. ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель. Прискакал олень. Олень ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень, Уважаемый кассир, я бы очень попросил Мне, жене и дочке во втором рядочке. Дайте лучшие места. Вот мое ПОЖАЛУЙСТА!

Воспитатель: И вдруг, отпихнув стариков, петухов, барсуков,

 Ворвался косолапый, отдавил хвосты и лапы,

Стукнул зайца пожилого... Медведь. Касса, выдай мне билет!

 Кассир: Ваше вежливое слово? Медведь. У меня такого нет!

Кассир: Ах, у вас такого нет? Не получите билет!

 Медведь. МНЕ БИЛЕТ!

Кассир НЕТ! НЕТ! Не стучите — мой ответ! Не рычите — мой совет! Не стучите, не рычите, ДО СВИДАНИЯ, ПРИВЕТ!

Воспитатель: Кассир медведю билета не дал, Косолапый зарыдал.

Речевые игры. Вьюга.

 Цели: − развивать силу голоса и речевое дыхание; − активизировать мышцы губ. Оборудование: сюжетная картинка «Вьюга».  Воспитатель показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается!» тихо говорят: у-у-у; по сигналу «Сильная вьюга!» громко говорят: у-у-у, по сигналу «Вьюга кончается!» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась!» — замолкают. Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания воспитателя заменить дирижированием: плавное движение руками вверх — дети говорят громче, плавное движение руками вниз — говорят тише.

Зима.

 Цель: развивать интонационную выразительность речи.  Произнести двустишие с интонацией, выражающей разные эмоции (радостно, затем удивленно, грустно). Выполнять сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. Ах ты, зимушка-зима, Все дороги замела.

Снег.

 Цель: развивать мелкую моторику и чувство ритма.  

Падают первые с неба снежинки,

Поднятые вверх руки медленно опускать, совершая легкие колебательные движения пальцами.

 Легкие-легкие, словно пушинки,

соединить последовательно пальцы обеих рук, начиная с больших.

Медленно, плавно на землю ложатся,

соединенные вместе пальцы обеих рук поворачивать то вверх, то вниз.

Белым ковром под ногами искрятся.

Положить ладони на стол, пальцы широко развести в стороны, легко барабанить пальцами по столу.

Веселые утята.

Цель: уметь снимать напряжение мышц шеи, корпуса, рук, ног. Предварительная работа: чтение произведения Е. Чарушина «Утка с утятами».  Дети изображают утят, идущих на речку, плавающих, ныряющих за вкусными водорослями, выходящих из воды, отряхивающихся.

Танцующие куклы.

 Цели: − самостоятельно находить выразительные средства пластической передачи образа танцующей куклы; − развивать творчество и воображение. Предварительная работа: чтение стихотворений о кукле.  Звучит музыка И. Литкова «Кукла танцует». Дети изображают танцующих кукол. С окончанием музыки дети-куклы замирают в какой-либо позе (у куклы закончился завод).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа театральной деятельности с детьми.

Программа театральной деятельности с детьми....

Проект по инклюзивной театральной деятельности с детьми с ОВЗ

Актуальность       Детям с ОВЗ  театральная деятельность помогает  раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь,...

Программа дополнительного образования по театральной деятельности с детьми 3-6 лет

Удивительный мир детства, особенно периода, когда ребенок еще не ходит в школу. И удивителен он не потому, что это беззаботное детство, как кажется взрослым. Нет, это возраст, когда малыш живет в мире...

Театральная деятельность с детьми дошкольного возраста. Изготовление игрушек с детьми для кукольного театра.

Кукольный театр – особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Кукла выступает между ними как посредник, которому ребенок доверяет. Специалисты советуют начинать приобщение детей...

Конспекты по театральной деятельности с детьми по дополнительному образованию

Данный материал очень поможет воспитателям для работы в младших группах....