Место педагога в системе взаимоотношений семьи и государства при формировании духовно-нравственных основ личности дошкольника
презентация

Взаимодействие участников образовательного процесса при воспитании духовно-нравственной основы  личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_kruglyy_stol.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

XV Рождественские образовательные чтения Троицкой епархии «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека » Место педагога в системе взаимоотношений семьи и государства при формировании духовно-нравственной основы личности дошкольника педагог – психолог МАОУ «Гимназия г. Троицка» Дошкольное отделение № 7 Ермишкина С. В.

Слайд 2

Процессы , происходящие в обществе и государстве, не могут не отражаться на семейных ценностях, на духовных и нравственных установках каждого человека. Безусловно , в такой ситуации огромное значение приобретает духовно-нравственный выбор каждого человека. Его ответственность перед миром и перед самим собой. Очевидно , что в настоящее время ценностные ориентиры в обществе находятся в динамике: прежние начинают частично утрачивать свою актуальность, а текущие – в стадии формирования, смещения приоритетов . Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье строится в соответствии с системой ценностей его родителей, которая формируется под воздействием нескольких факторов: влияние системы ценностей, доминирующей в обществе; семейных ценностей каждого из родителей; уровня их личностного роста и развития. В этой связи возрастает роль педагога как организатора информационно - просветительской работы с родителями воспитанников.

Слайд 3

Технический прогресс это процесс закономерный в условиях развития любой цивилизации. В настоящее время цифровизация общества идет значительно быстрее, чем человек физиологически эволюционирует и приспосабливается к новым меняющимся условиям. Этот факт необходимо учитывать, особенно при воспитании и развитии ребенка . То количество информации, которую человек ежедневно получает на постоянной основе, человеческий мозг не в состоянии качественно проанализировать и обработать. То есть совершенно очевидно, что любая поступающая информация должна «фильтроваться», должны быть определенные критерии отбора качественной информации. Ознакомить родителей воспитанников с этими критериями задача педагога, которая вполне решаема. Задача родителей и педагогов взять все прогрессивное и целесообразное из сформированных ранее систем ценностей «фундамент» будущей личности и «надстраивать» его современными актуальными приоритетами. Существует система работы, которая позволяет это сделать.

Слайд 4

Составляющие работы с родителями Совместные мероприятия для родителей с детьми Семинары-практикумы, мастер-классы Участие в выставках, конкурсах Тематические родительские собрания Беседы, консультации Открытые показы образовательных мероприятий Родительский клуб «Сказочная семья» Информационно-просветительский материал Представление результатов работы с детьми Включение родителей в подготовку и проведение мероприятий Ежедневное общение с целью повышения авторитета образовательной организации

Слайд 6

Истоки системы духовно-нравственных ценностей заложены в русской народной культуре, которые комплексно проявляются во всех сферах жизни человека. В современных условиях наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознание принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности . Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм), толерантность, то все лучшее, что создано нашими предками, необходимо обратиться к их наследию. Родителям необходимо давать информацию о том, что использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем более значимых результатов мы добиваемся. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры позволяет формировать у детей патриотические, нравственные чувства, развивать духовность . Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребенка, и требованиям с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Слайд 7

Воспитание детей в соответствии с народной культурой строится на основных принципах: широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок). В устном народном творчестве отражены черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представление о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. знакомство с русскими народными играми, считалками . Игра представляет собой богатый материал для работы ума и воображения. знакомство с традициями, народными приметами и обрядами ; театрализованная деятельность ; знакомство с музыкальным фол ьклором (народные песни, хороводы, движения русских народных танцев); знакомство с декоративно-прикладным искусством, историей зарождения народных промыслов.

Слайд 8

Колыбельная песня – первый жанр общения с ребенком. Народная колыбельная песня с позиции современной науки, в том числе физиологии , и на формальном, и на содержательном уровне максимально соответствует степени развития систем восприятия ребенка и особенностям овладения языковой культурой , что делает ее важнейшим инструментом развития человека на начальном этапе его жизни. Одной из самых эффективных форм воздействия на личность была и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь. Заботясь о своих близких, своем народе, он сражается с различными чудовищами и уничтожает их. В сказках часто дается образец отзывчивого отношения к окружающему: животным, растениям, воде, предметам обихода.

Слайд 11

Изменение социальной ситуации в стране, которое наблюдается на протяжении двух последних десятилетий, существенно изменило не только систему ценностей, но и внутрисемейный уклад в подавляющем большинстве семей. Это привело к значительному сокращению времени на общение с детьми и друг с другом. Значительная часть живого общения была вытеснена общением виртуальным, что способствовало снижению уровня развития коммуникативных компетенций детей. Данный факт необходимо учитывать при планировании своей работы педагогу-дошкольнику. Поскольку невозможно свести к минимуму объективные риски виртуального воспитания и образования, необходимо научиться в новой реальности работать эффективно. У современных родителей большой популярностью пользуются «развивающие мультики». Родителям необходимо знать об особенностях восприятия ребенка младшего дошкольного возраста, о том, насколько эффективны эти мультфильмы в плане воспитательной и развивающей функции, и какие опасности таят в себе.

Слайд 12

Что должен нести в себе мультфильм ? Познавательная функция - каково содержание. Насколько подходит реальность возрастным интересам ребенка. Важна логическая связь между событиями, насколько ребенок способен ее проследить, может ли ребенок связать их сам и установить причинно-следственные отношения и установить, что откуда. « Новые и модные» мультфильмы смотреть вредно, потом очень сложно будет приучить к чему-то более эстетичному. Они потом уже не смотрят наши хорошие советские мультфильмы, которые действительно произведения искусства, которые несут в себе красоту и действительно могут послужить подспорьем в воспитании вкуса у ребенка. Очень сбивает с толку родителей значок «0+» в соответствии с новым законом. Развивающие мультики таковой функции не выполняют, как правило, дети запоминают предлагаемую информацию чисто механически. Научно доказано, что пока ребенок не изучил реальный мир вокруг себя, вводить его в виртуальный мир мультфильмов вредно и опасно . В настоящее время много детей, которые обращаются с реальностью как с компьютером. Идет перенос общения из виртуального мира на реальную жизнь, а не наоборот, как это должно быть.

Слайд 13

Можно говорить о том, что безопаснее всего показывать ребенку наши советские, проверенные мультфильмы. Многие родители останавливают свой выбор на них. Эти мультфильмы хороши тем, что там безвременная форма, дети делают то, что делают дети во всех поколениях – показывают концерты, играют, ждут Деда Мороза, поют песни, спасают щенка. В мультфильмах должны быть простые сюжетные линии, отношения и формы, чтобы ребенок точно мог понять, что происходит. Положительные последствия от просмотра мультфильмов: расширяют кругозор; воспитывают положительные черты характера; учат переживать новые эмоции . Негативное влияние виртуального мира на детскую психику появляется из-за двух причин: неправильного выбора мультфильмов и слишком долгого времени просмотра. Психологи называют следующие последствия от злоупотребления анимацией:

Слайд 14

нарушения в работе нервной системы . Длительный просмотр мультфильмов с быстрой сменой кадров (в частности, американских сериалов) тормозит развитие корковых отделов головного мозга. Они отвечают за две важные функции: коммуникативные навыки и координацию движений. То есть ребенок рискует стать необщительным и вялым ; формирование деструктивных моделей поведения , обратная сторона воспитательной функции. Если мультфильмы подобраны неправильно, ребенок может перенимать у персонажей отрицательные черты: эгоизм, хамство, распущенность, агрессию; развитие психической зависимости . Она формируется тогда, когда ребенок часами смотрит мультики и не имеет альтернативных вариантов досуга, родители не уделяют время общению с ребенком; развитие синдрома гиперактивности . Основная черта гиперактивности - это проблемы с вниманием. Из-за сильного эмоционального перевозбуждения ребенок не может сосредоточиться на занятиях, общении, играх и других конструктивных формах взаимодействия. Вспышки гнева сменяются полным отчуждением. Синдром гиперактивности мешает ребенку нормально адаптироваться в обществе.

Слайд 15

Критерии отбора хороших мультфильмов Четкое разделение на положительных и отрицательных персонажей. При этом «злодеи» в конце получают по заслугам. Наличие познавательного контента. То есть мультик дает детям новые знания, в том числе о взаимоотношениях между людьми. Простая, но не скучная подача информации. Логическое развитие сюжета, понятный финал. В противном случае мультфильм будет чрезмерно напрягать психику ребенка, и формировать зависимость. Спокойный звуковой ряд. Чистая и грамотная речь у персонажей . Мультфильм лишь один из элементов системы воспитания. Они оказывают влияние на ребенка, но параллельно с другими факторами: окружением, чтением, играми. Неверно утверждать. Что плохие мультики обязательно сломают детскую психику. Одну и ту же сцену два ребенка воспринимают по-разному.

Слайд 16

Примерный перечень мультфильмов для использования в работе по формированию нравственных качеств у дошкольника Непослушный котенок. Верное средство. Просто так. Пирожок. День рождения бабушки. Пустомеля. А что ты умеешь? Мой друг зонтик. Как стать большим. Живая игрушка. Подарок для самого слабого

Слайд 17

Как быть? Да внушать можно то и се, А средство, по-моему, всем по росту, Тут все очень сложно и очень просто: Будьте хорошими. Вот и все ! (Э. Асадов «Воспитать человека») Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....

ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня  одна  из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

«ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ НОРМАМ И ТРАДИЦИЯМ»

Автором представлена консультация для педагогов с прилагаемым списком художественных произведений, направленных на формирование у дошкольников  общепринятых моральных норм и ценностей....

Формирование духовно – нравственных ценностей у старших дошкольников в рамках реализации педагогического проекта «Сад добрых дел»

Дошкольный возраст – это тот благоприятный период, когда у ребенка возникают первые осознанные нравственные качества. В процессе общения со сверстниками, взрослыми ребенок учится понимать, за чт...

Доклад из опыта работы взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в вопросах формирования духовно-нравственных качеств

Опыт работы по формированию у дошкольников целостной картины мира, духовно-нравственных качеств и любви к Родине...