Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Разработчик:
Мартикян
Тагуи Варужановна,
воспитатель
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №118
«Детский сад комбинированного вида»
Принята на заседании педагогического совета от «____» __________________ 2022 г. Протокол № ___ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ №118 «Детский сад комбинированного вида» _____________ Л.В. Шатравина Приказ № ______от «____» _______ 2022 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Возраст обучающихся: 3-6 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Мартикян Тагуи Варужановна, воспитатель |
г. Кемерово, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ……………………………………………………………… | 3 |
#1055;ояснительная записка…………………………………………………. | 3 |
Цель и задачи программы……………………………………………… | 5 |
Содержание программы……………………………………………….. | 13 |
Планируемые результаты……………………………………………… | 27 |
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ …………………………………………………………………. | 28 |
Календарный учебный график………………………………………… | 28 |
Условия реализации программы……………………………………… | 37 |
Формы аттестации / контроля…………………………………………. | 38 |
Оценочные материалы…………………………………………………. | 38 |
Методические материалы……………………………………………… | 39 |
Список литературы…………………………………………………… | 40 |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» имеет художественную направленность и составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от № 09- 3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Постановление Государственного санитарного врача РФ от г. СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р);
- Устав МБДОУ № 118 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово и локальные акты учреждения.
Уровень программы – стартовый.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов, их особенностями, многообразием материалов, используемых в изготовлении поделок, учатся на основе полученных знаний создавать свои работы. Дошкольники получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление и речь. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Педагогическая целесообразность
Ребенок данной возрастной группы (3-6 лет) совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественного творчества. В этом возрасте закрепляются и активно совершенствуются умения и навыки в изображении и украшении форм, предметов. Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, Дети активно используют в творческой деятельности самодельные инструменты, природные и бросовые материалы
Нетрадиционный подход к изготовлению поделок своими руками, дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, а самое главное - самовыражаться.
Используемые нетрадиционные техники помогают развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности детей. Творчество для детей - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души.
Новизна и отличительная особенность программы
В системе работы используются нетрадиционные методы, самодельные инструменты, природные и бросовые материалы, которые доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве подручных материалов.
Отличительные особенности программы
Данная программа направлена на:
- формирование и развитие художественных и творческих способностей детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет;
- совершенствование мелкой моторики рук;
- выявление и развитие творческих способностей воспитанников;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- формирование общей культуры воспитанников.
Программа предусматривает:
- Развитие творческих способностей.
- Нетрадиционные техники.
- Художественное развитие.
- Познавательное развитие.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей от 3 до 6 лет. Комплектация группы: 7-10 детей. Набор детей производится в свободном порядке.
Объем и срок усвоения программы.
Общее количество учебных часов – 37 часов 30 минут . Срок освоения программы - 1 год обучения.
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия:
- младший дошкольный возраст – 20 минут;
- средний дошкольный возраст – 25 минут;
- старший дошкольный возраст – 30 минут.
Программа подразделяется на разделы, по возрастам:
Первая группа дети 3–4 лет, младший дошкольный возраст;
Вторая группа обучения дети 4–5 лет, средний дошкольный возраст;
Третья группа обучения дети 5–6 лет, старший дошкольный возраст.
Для каждого возраста составлен свой учебно-тематический план.
Форма обучения – очная.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Развитие творческих способностей воспитанников, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, взаимопомощи, взаимовыручки, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Задачи программы:
Образовательные:
- совершенствовать практические умения и навыки в обработке различных материалов;
- обеспечить дошкольников дополнительными знаниями и умениями по трудовому обучению;
- пробуждать интерес к творческой и досуговой деятельности;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- научить правилам техники безопасности при работе с инструментами и разным бросовым материалом;
- научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений.
Развивающие:
- развивать зрительное восприятие;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;
- воспитывать отзывчивость и умение работать в парах, подгруппах, в коллективе;
- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Содержание программы
Учебно-тематический план
Первая группа детей 3-4 лет
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала | 1 час 20 мин | мин | 1час 00 мин | ||
1 | Тема «Семейство ежей» (из шишки и пластилина) | беседа наблюдение выставка | |||
2 | Тема «Рыбка» из сухих листьев | беседа наблюдения выставка | |||
3 | Тема Композиция из природного материала Старичок-Лесовичок | беседа наблюдение выставка | |||
4 | Тема Аппликация «Осенняя открытка» | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина) | 1 час 20 мин | мин | 1час 00 мин | ||
5 | Тема «Бабочка» | беседа наблюдение выставка | |||
6 | Тема «Черепашка» | беседа наблюдение выставка | |||
7 | Тема «Сова» | беседа наблюдение выставка | |||
8 | Тема «Золотая рыбка» из пластилина | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники | 1 час 20 мин | мин | 1час 00 мин | ||
9 | Тема «Тучка» из ваты | беседа наблюдение выставка | |||
10 | Тема «Письмо Деду морозу» | беседа наблюдение выставка | |||
11 | Тема «Ёлочка» | беседа наблюдение выставка | |||
12 | Тема «Новогодняя игрушка» | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги | 1 час | мин | мин | ||
13 | Тема «Снежинки» | беседа наблюдения выставка | |||
14 | Тема Оригами «Бабочка» | наблюдение | |||
15 | Тема «Барашек» | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 5. Различные техники рисования | 1 час 20 мин | мин | 1час 00 мин | ||
16 | Тема «Витраж» | беседа наблюдение выставка | |||
17 | Тема «Сердечко» украшенное ракушками | беседа наблюдения выставка | |||
18 | Тема «Миска для котенка» | беседа наблюдение выставка | |||
19 | Тема Рисунок из акварели «Мой папа - танкист» | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 6. Работа с тканью и с нитками | 1 час 20 мин | мин | 1час 00 мин | ||
20 | Тема «Цветок для мам» | беседа наблюден | |||
21 | Тема «Пушистики» | выставка | |||
22 | Тема «Кукла» | беседа наблюдение выставка | |||
23 | Тема «Зимний лес» | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала | 1 час 20 мин | мин | 1час 00 мин | ||
24 | Тема «Леопард» | беседа наблюдение выставка | |||
25 | Тема «Варежка» | беседа наблюдение выставка | |||
26 | Тема «Бусы» из лапши | беседа наблюдение выставка | |||
27 | Тема «Ромашки» | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.) | 1 час 00 мин | мин | мин | ||
28 | Тема Рисование на фольге «Заяц» | беседа наблюдение выставка | |||
29 | Тема «Рыбки» | беседа наблюдение выставка | |||
30 | Тема «Одуванчик» | беседа наблюдение выставка | |||
ВСЕГО: | 10 ч. | 2 ч. 30 мин | 7 ч. 30 мин |
Вторая группа детей 4-5 лет
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала | 1 час 40 мин | мин | 1 час 20 мин | ||
1 | Тема «Ежик» из шишки | беседа наблюдение выставка | |||
2 | Тема «Рыбка» из сухих листьев | беседа наблюдение выставка | |||
3 | Тема «Солнышко» из вертолетиков-летучек | наблюдение | |||
4 | Тема «Сова» из картона и листьев | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина) | 1 час 40 мин | мин | 1 час 20 мин | ||
5 | Тема «Миска» из глины | беседа наблюдение выставка | |||
6 | Тема «Сердечко с бусинками» | беседа наблюдение выставка | |||
7 | Тема «Елочка волшебная» украшенная бисером, бусинами, паетками, пуговицами | беседа наблюдение выставка | |||
8 | Тема «Крендельки» | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники | 1 час 40 мин | мин | 1 час 20 мин | ||
9 | Тема «Тучка» | беседа наблюдение выставка | |||
10 | Тема «Подарок от Деда Мороза» | беседа наблюдение выставка | |||
11 | Тема «Елочка» | беседа наблюдение выставка | |||
12 | Тема «Новогодняя игрушка» | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги | 1 час 15 мин | мин | 1 час | ||
13 | Тема «Волшебные узоры» | беседа наблюдение выставка | |||
14 | Тема «Гусеница» | беседа наблюдение выставка | |||
15 | Тема «Кошечки и котики» | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 5. Различные техники рисования | 1 час 40 мин | мин | 1 час 20 мин | ||
16 | Тема «Коллаж» | беседа наблюдение выставка | |||
17 | Тема «Сердечко» | беседа наблюдение выставка | |||
18 | Тема «Миска для котенка» | беседа наблюдение выставка | |||
19 | Тема Рисунок из акварели «Мы защитники Отечества» | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 6. Изготовление поделок из ткани и нитей | 1 час 40 мин | мин | 1 час 20 мин | ||
20 | Тема «Цветок для мам» из ниток | беседа наблюдение выставка | |||
21 | Тема «Подвесная птица» из ткани и нити | выставка | |||
22 | Тема Аппликация «Зимний лес» из кусочков ткани, ваты и нитей | беседа наблюдение выставка | |||
23 | Тема «Варежка» украшенная мехом, звездочками, паетками | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала | 1 час 40 мин | мин | 1час 20 мин | ||
24 | Тема «Ромашки» из ватных дисков | беседа наблюдение выставка | |||
25 | Тема «Кукла» из пластиковой вилки (волосы из ниток, платье из ткани) | беседа наблюдение выставка | |||
26 | Тема «НЛО» | беседа наблюдение выставка | |||
27 | Тема «Мышка» из скорлупы грецкого ореха | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.) | 1 час 15 мин | мин | 1 час | ||
28 | Тема «Волшебные цветы» | беседа наблюдение выставка | |||
29 | Тема «Танк» из губки | беседа наблюдение выставка | |||
30 | Тема «Одуванчик» из пластилина и ватных палочек, стебель из трубочки | беседа наблюдение выставка | |||
ВСЕГО: | 12 ч 30 мин | 2 ч 30 мин | 10 часов |
Третья группа детей 5-6 лет
№ п/п | Наименование раздела и темы | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала | 2 часа | мин | 1 час 40 мин | ||
1 | Тема «Заяц» из шишки | беседа наблюдение выставка | |||
2 | Тема «Цыпленок» из сухих листьев | беседа наблюдение выставка | |||
3 | Тема «Осенний букет» из листвы | наблюдение | |||
4 | Тема «Подсолнухи» из тыквенных семян | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина) | 2 часа | мин | 1 час 40 мин | ||
5 | Тема «Дерево жизни» | беседа наблюдение выставка | |||
6 | Тема «Розочки» | беседа наблюдение выставка | |||
7 | Тема «Черепашка» | беседа наблюдение выставка | |||
8 | Тема «Веселые ребята» | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники | 2 часа | мин | 1 час 40 мин | ||
9 | Тема «Декорирование игрушки» | беседа наблюдение выставка | |||
10 | Тема «Волшебные снежинки» из макарон | беседа наблюдение выставка | |||
11 | Тема «Дед мороз» | наблюдение | |||
12 | Тема «Елочные игрушки» | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги | 2 часа | мин | 1 час 15 мин | ||
13 | Тема «Снежные вершины» | беседа наблюдение выставка | |||
14 | Тема «Гусеница» | беседа наблюдение выставка | |||
15 | Тема «Кошечки и котик» | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 5. Различные техники рисования | 2 часа | мин | 1 час 40 мин | ||
16 | Тема «Коллаж» | беседа наблюдение выставка | |||
17 | Тема «Морозные узоры» | беседа наблюдение выставка | |||
18 | Тема «Подводный мир» | беседа наблюдение выставка | |||
19 | Тема Рисунок акварелью «День Защитника Отечества» | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 6. Работа с тканью | 2 часа | мин | 1 час 40 мин | ||
20 | Тема «Закладка» | беседа наблюдение выставка | |||
21 | Тема «Яблочки» | беседа наблюдение выставка | |||
22 | Тема «Цветик-семицветик» | беседа наблюдение выставка | |||
23 | Тема Мороженое «рожок» | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала | 2 часа | мин | 1 час 40 мин | ||
24 | Тема «Дракончик» | беседа наблюдение выставка | |||
25 | Тема «Черепаха» из скорлупы грецкого ореха | беседа наблюдение выставка | |||
26 | Тема Композиция «Ромашки» | беседа наблюдение выставка | |||
27 | Тема «Ёжик» из пластилина и с семян подсолнуха | беседа наблюдение выставка | |||
Раздел 8 Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.) | 1 час 30 мин | мин | мин | ||
28 | Тема «Рисование на фольге» | беседа наблюдение выставка | |||
29 | Тема «Танк» из губки | беседа наблюдение выставка | |||
30 | Тема «Одуванчик» из пластилина и ватных палочек, стебель из трубочки | беседа наблюдение выставка | |||
ВСЕГО: | 15 ч. | 2 ч. 30 мин | 4 ч. 30 мин |
Содержание учебно-тематического плана для детей 3-4 лет
Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала
(1 час 20 минут)
Тема «Семейство ежей» (из шишки и пластилина)
Теория: Чтение сказок и стихов про ёжика, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Показ приема примазывания, вытягивания пластилина.
Практика: Дети раскатывают из пластилина «колбаски», шарики, используя прием примазывания, вытягивания.
Тема . «Рыбка» из сухих листьев
Теория: Чтение сказок и стихов про рыбку, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Показ приема выполнения аппликации из засушенных листьев.
Практика: Дети выполняют аппликацию из засушенных листьев.
Тема . Композиция из природного материала «Старичок-Лесовичок»
Теория: Чтение сказок и стихов, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Показ приема работы с природным материалом.
Практика: Дети выбирают листочки и создают композицию.
Тема . Аппликация «Осенняя открытка»
Теория: Чтение сказок и стихов, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Показ приема работы с природным материалом.
Практика: Дети выполняют аппликацию, используя засушенные листья (листья березы, вяза, осины)
Раздел 2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина)
(1 час 20 минут)
Тема «Бабочка из пластилина»
Теория: Рассматривание иллюстраций, чтение стихов. Знакомства с техникой создания аппликации из круп.
Практика: Создание детьми аппликации «Бабочка» из крупы.
Тема «Черепашка»
Теория: Работа с иллюстративным материалом, описание изделия
Практика: Показ способа лепки черепахи, с передачей характерных особенностей внешнего вида, экспериментирование с художественными материалами для изображения панциря черепахи.
Тема «Сова»
Теория: Рассматривание иллюстраций, чтение стихотворение. Практика: Создание образа птицы, учитывая ее характерные особенности. Закрепление навыков работы с пластичным материалом. Комбинирование техник лепки.
Тема «Золотая рыбка» из пластилина
Теория: Рассматривание иллюстраций, чтение сказки «Золотая рыбка». Развитие умения детей планировать свою работу – отбирать нужное количество материала, определять способ лепки.
Практика: Создание образа рыбки, передача её характерных особенностей (форма, цвет и соотношение частей).
Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники
(1 час 20 минут)
Тема «Тучка» из ваты
Теория: Ознакомление с новыми приемами работы с природным материалом. Рассматривание иллюстраций. Показ способа создания ритмичных узоров.
Практика: Составление композиции из различных повторяющихся элементов.
Тема «Письмо Деду Морозу»
Теория: Отгадывание загадки. Показ приема передачи образа Деда Мороза, используя шаблон, вату и цветную бумагу.
Практика: Создание детьми образа Деда Мороза, с использованием шаблона, ваты и цветной бумаги.
Тема «Елочка»
Теория: Показ приема работы с бумагой (бумагопластика), нанизывания ленты на деревянную шпажку. Чтения стихотворения про елочку.
Практика: Создание елочки по образцу
Тема «Новогодняя игрушка»
Теория: Демонстрация использования нетрадиционной техники работы с нитками (накручивание ниток, смоченных клеем на объемную основу – шар)
Практика: Создание детьми игрушки, с использованием нетрадиционной техники работы с нитками.
Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги
(1 час 00 минут)
Тема «Снежинки»
Теория: Наблюдение за снегопадом из окна. Показ образца и способа создания снежинки из белой бумаги, путем сложения бумаги.
Практика: Дети по образцу выполняют работу.
Тема Оригами «Бабочка»
Теория: Показ приема вырезывания из бумаги силуэта способом «гармошка». Рассматривание иллюстраций.
Практика: Создание детьми оригами «Бабочка», используя новый прием работы с бумагой.
Тема «Барашек»
Теория: Демонстрация мультфильма о белых барашках, чтение стихотворения С. Михалкова «Барашки». Показ способа создания аппликации методом сминания в комок бумажной салфетки.
Практика: Создание аппликации детьми, с использованием нового приема работы.
Раздел 5. Различные техники рисования
(1 час 20 минут)
Тема «Витраж»
Теория: Демонстрация новой техники работы, рисование по контуру. Показ иллюстрации.
Практика: Изготовление витражей.
Тема «Сердечко» украшенное ракушками
Теория: Показ способа создания образа предмета из частей. Чтения отрывка из стихотворения Р. Сефа «Алло! Это море?»
Практика: Рисование детьми по образцу.
Тема «Миска для котенка»
Теория: Показ детям различных картинок котят. Беседа о том, что любят кушать котята и как выглядит миска для котят.
Практика: Самостоятельное выполнение работы детьми.
Тема Рисунок из акварели «Мой папа - танкист»
Теория: Чтение стихотворения, показ иллюстраций. Беседа о празднике «День Защитника Отечества», о способах рисования танка акварелью.
Практика: Рисование танка детьми акварелью.
Раздел 6. Работа с тканью и с нитками (1 час 20 мнут)
Тема «Цветок для мам»
Теория: знакомство детей с различными видами ниток, их качеством. Показ способа создания аппликации с использованием разных видов ниток.
Практика: Создание детьми аппликации.
Тема «Пушистики»
Теория: Беседа с детьми о приеме работы с нитками. Показ создания образа «пушистика».
Практика: Создание фигурки «пушистика»
Тема «Кукла»
Теория: Знакомство с приемами изготовления тряпичной куклы (складывание разноцветных отрезов ткани, сбор ниток в узел), показ куклы.
Практика: Создание детьми куклы.
Тема «Зимний лес»
Теория: Чтение сказки. Показ способа плетения косички из ниток для создания образа дерева.
Практика: Создание аппликации детьми, с использованием нового приема.
Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала
(1 час 20 минут)
Тема «Леопард»
Теория: Чтение сказки. Знакомство с новой техникой аппликации с использованием нестандартных материалов (клея ПВА и крупы гречка).
Практика: Создание образа леопарда на шаблоне.
Тема «Варежка»
Теория: Показ иллюстраций, отгадывание загадки. Показ способа украшения варежки мехом, звездочками, пайетками.
Практика: Украшение шаблона варежки детьми.
Тема «Бусы» из лапши
Теория: Чтение сказки «Бусы»; рассматривание украшений (бус). Показ создания бус из лапши и ниток.
Практика: Создание детьми бус из лапши.
Тема «Ромашки»
Теория: Показ иллюстраций, отгадывание загадок о ромашках. Беседа о знакомом способе создания аппликации путем складывания бумаги «гармошкой»
Практика: Создание композиции детьми.
Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.)
(1 час 00 минут)
Тема Рисование на фольге «Заяц»
Теория: Демонстрация новой техники работы с фольгой, метода чеканки на фольге способом продавливания.
Практика: Создание детьми картинки «Зайка» методом чеканки.
Тема «Рыбки»
Теория: Показ картинок. Демонстрация создания образа рыбки методом бумагопластики. Беседа с детьми об использовании знакомого метода работы
Практика: Создание детьми образа рыбки методом бумагопластики.
Тема «Одуванчик»
Теория: Беседа с детьми о лете, о цветах одуванчиках, загадывание загадок, рассматривание картинок. Показ создания из пластилина и ватных палочек цветоноса одуванчика, а стебля из пластиковой трубочки.
Практика: Создание коллективной композиции. Демонстрация работ на выставке.
Содержание учебно-тематического плана для детей 4-5 лет
Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала
(1 час 40 минут)
Тема «Ежик» из шишки»
Теория: Рассматривание картинки, задание для детей «Найди ёжика», загадывание загадок. Беседа с детьми о знакомых методах работы с пластилином и природным материалом.
Практика: Создание поделки «Ежик».
Тема «Рыбка» из сухих листьев
Теория: Рассматривание иллюстраций. Показ детям различных техник изображения предметов из листьев.
Практика: Создания детьми аппликации «рыбка».
Тема «Солнышко» из вертолетиков-летучек
Теория: Показ детям картинок, где из вертолетиков-летучек сделаны различные фигуры и изображения. Показ техники скрепления частей поделки из семян с помощью пластилина.
Практика: Создание детьми поделки.
Тема «Сова» из картона и листьев
Теория: Чтение стихотворения В. Бианки «Сова». Показ детям техники создания образа совы из природного материала, используя готовые шаблоны.
Практика: Создание поделки детьми.
Раздел 2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина) (1 час 40 минут)
Тема «Миска из глины»
Теория: Беседа с детьми о свойствах глины, показ лепки чашки округлой формы, с использованием стеки.
Практика: Создание детьми поделки по образцу.
Тема «Сердечко с бусинками»
Теория: Показ презентации с изображением ювелирных изделий. Беседа о предстоящем празднике День Матери. Обсуждение приемов украшения миниатюрных подвесных украшений.
Практика: Украшение детьми миниатюрных подвесных украшений.
Тема «Елочка волшебная» украшенная бисером, бусинами, паетками, пуговицами
Теория: Показ деревьев из бисера, различных картинок и презентаций. Показ способов украшения дерева бисером, бусинами, пайетками, пуговицами.
Практика: Создание детьми поделки «елочка» по готовому шаблону.
Тема «Крендельки»
Теория: Чтение стихотворения. Беседа с детьми о знакомых приемах лепки: раскатывание жгутика, прижимание. Показ декорирования изделия.
Практика: Создание детьми поделки.
Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники
(1 час 40 минут)
Тема «Тучка»
Теория: Показ детям различных иллюстраций облаков. Отгадывание загадки. Беседа с детьми о знакомых техниках использования ваты
Практика: Создание детьми аппликации.
Тема «Подарок от Деда Мороза»
Теория: Показ детям различных иллюстраций, чтение стихотворений. Отгадывание загадок. Беседа с детьми о знакомых способах рисования акварелью.
Практика: Рисование желаемого подарка от Деда Мороза.
Тема «Елочка»
Теория: Чтение стихотворения, показ мультфильма. Демонстрация способа создания образа елки из деталей треугольных геометрических фигур из цветной бумаги.
Практика: Составление детьми аппликативного изображения елочки из треугольников.
Тема «Новогодняя игрушка»
Теория: Беседа о предстоящем празднике. Показ способа создания новогодней игрушки: объемного ребристого шара из цветной бумаги.
Практика: Создание детьми объемной поделки.
Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги (1 час 15 минут)
Тема «Волшебные узоры»
Теория: Чтение стихотворения. Обсуждение с детьми знакомых приемов работы с бумагой (скручивание в жгутик креповой бумаги)
Практика: Создание детьми зимней композиции.
Тема «Гусеница»
Теория: Отгадывание загадки. Беседа с детьми о знакомых приемах работы с бумагой (из бумажных цветных полос).
Практика: Создание детьми поделки.
Тема «Кошечки и котики»
Теория: Чтение стих. А. Барто «Котенок»
Показ детям презентации демонстрации создания поделки. Беседа с детьми об использовании знакомых приемов складывания бумаги способом оригами. Инициировать декоративное оформление готовой работы.
Практика: Создание детьми поделки методом оригами.
Раздел 5. Различные техники рисования (1 час 40 минут)
Тема «Коллаж»
Теория: Показ детям презентации алгоритма создания коллажа, Знакомство детей с основным композиционным построением изображения.
Практика: Создание детьми композиций.
Тема «Сердечко»
Теория: Показ детям презентации алгоритма выполнения работы. Беседа о знакомых методах украшения готового изделия.
Практика: Создание детьми поделки, последующее ее украшение.
Тема «Миска для котенка»
Теория: Чтения потешек. Обсуждение с детьми способов рисования акварелью, приемов украшения миски.
Практика: Рисование детьми миски и ее последующее украшение.
Тема Рисунок из акварели «Мы защитники Отечества»
Теория: Беседа с детьми на тему, кто такие защитники Отечества, чтение стихотворения. Беседа с детьми о знакомых способах рисования акварелью.
Практика: Рисование детьми. Выставка «Наша армия сильная»
Раздел 6. Изготовление поделок из ткани и нитей
(1 час 40 минут)
Тема «Цветок для мам»
Теория: Чтение сказок и стихов про маму, отгадывание загадок, показ иллюстраций. Обсуждение с детьми знакомых приемов выполнения аппликации из ткани и нитей.
Практика: Создание детьми поделки.
Тема «Подвесная птица»
Теория: Чтение сказок и стихов, наблюдение за птицами, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Демонстрация способа создания подвесной птицы из ткани и ниток.
Практика: Создание детьми поделки.
Тема Аппликация «Зимний лес» из кусочков ткани, ваты и нитей
Теория: Чтение сказок и стихов, отгадывание загадок. Беседа с детьми о знакомых приемах создания аппликации из кусочков ткани, ваты и нитей.
Практика: Создание детьми аппликации.
Тема «Варежка» украшенная мехом, звездочками, паетками
Теория: Чтение сказок и стихов, беседа о зиме, одежде зимой, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Беседа с детьми о знакомых приемах работы с картоном и ватой, способах украшения.
Практика: Создание детьми поделки.
Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала
(1 час 40 минут)
Тема «Ромашки» из ватных дисков
Теория: Чтение сказок и стихов про ромашку, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Показ способа создания поделки из одинаковых деталей (из ватных дисков).
Практика: Создание детьми поделки.
Тема «Кукла» из пластиковой вилки (волосы из ниток, платье из ткани)
Теория: Чтение стихотворения, отгадывание загадок и просмотр презентации алгоритма выполнения работы (кукла из пластиковой вилки, волосы из ниток, платье из ткани)
Практика: Создание детьми поделки.
Тема «НЛО»
Теория: Чтение стихотворения, отгадывание загадок, просмотр презентации алгоритма выполнения работы, способов соединения деталей.
Практика: Создание детьми космического аппарата.
Тема «Мышка» из скорлупы грецкого ореха
Теория: Чтение стихотворения, отгадывание загадок, показ образца. Обсуждение с детьми алгоритма работы создания мышки.
Практика: Создание детьми поделки.
Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.)
(1 час 15 минут)
Тема «Волшебные цветы»
Теория: Чтение стихотворения, отгадывание загадок, показ образца. Беседа с детьми о знакомых техниках работы с бумагой (бумагопластика).
Практика: Создание детьми фантазийного образа цветов.
Тема «Танк» из губки
Теория: Чтение стихотворения, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций военной техники, беседа на тему о предстоящем празднике. Обсуждение с детьми алгоритма создания поделки из губки для посуды и соломки для коктейля.
Практика: Создание детьми поделки «Танк».
Тема «Одуванчик» из пластилина и ватных палочек, стебель из трубочки
Теория: Чтение стихотворения, отгадывание загадок, показ иллюстрации. Беседа с детьми о цветах одуванчиках. Обсуждение с детьми алгоритма создания поделки (цветоноса из пластилина и ватных палочек, стебля из трубочки)
Практика: Создание детьми поделки.
Содержание учебно-тематического плана для детей 5-6 лет
Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала
(2 часа)
Тема «Заяц» из шишки
Теория: Чтения стихов про зайца, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Показ способа раскатывания из пластилина «колбаски», шарика, используя прием примазывания, вытягивания.
Практика: Создание детьми образа зайца из шишки.
Тема «Цыпленок» из сухих листьев
Теория: Чтение стихов, отгадывание загадок, показ иллюстраций. Показ приема аппликации из засушенных листьев.
Практика: Дети выполняют аппликацию из засушенных листьев по образцу.
Тема «Осенний букет» из листвы
Теория: Чтение стихотворения «Осень», отгадывание загадок, показ иллюстраций. Показ приема выполнения плоскостной аппликации.
Практика: Выполнение детьми плоскостной аппликации.
Тема «Подсолнух» из тыквенных семян
Теория: Чтение стихотворения, отгадывание загадок, показ иллюстрации с изображением подсолнухов. Показ создания элементов аппликации цветка из семян.
Практика: Создание детьми аппликации «Подсолнух».
Раздел 2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина)
(2 часа)
Тема «Дерево жизни»
Теория: Чтение стихотворений о деревьях, отгадывание загадок, показ иллюстраций. Знакомство с новым материалом, его свойствами (соленое тесто). Показ способа создания композиции с использованием соленого теста.
Практика: Создание модели деревьев из соленого теста.
Тема «Розочки»
Теория: Чтения стихотворения про «Розу», отгадывание загадок, показ иллюстраций. Показ нового способа лепки - скручивание пластилина. Беседа с детьми об известных приемах работы с пластилином (скатывание, расплющивание)
Практика: Создание детьми образа розы из пластилина.
Тема «Черепашка»
Теория: Чтение стихотворения про «Черепаху», отгадывание загадок, показ иллюстраций. Беседа о свойствах глины, показ приема работы создания «черепашки» из глины.
Практика: Создание детьми образа черепахи из глины.
Тема «Веселые ребята»
Теория: Чтение стихотворений о животных, отгадывание загадок, показ иллюстраций. Беседа с детьми о приемах создания фигурок из соленого теста.
Практика: Создание детьми коллективной композиции.
Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники
(2 часа)
Тема «Декорирование игрушки»
Теория: Чтение стихотворения, отгадывание загадок, показ иллюстраций. Показ приёмов декорирования готовых форм игрушек.
Практика: Украшение детьми игрушки.
Тема «Волшебные снежинки» из макарон
Теория: Чтение стихотворения «Снежинки», отгадывание загадок, показ иллюстраций. Показ способа создания снежинки, используя разные макаронные изделия.
Практика: Составление детьми композиции из макаронных изделий.
Тема «Дед Мороз»
Теория: Чтение стихотворения про «Дедушку Мороза», отгадывание загадок, показ иллюстраций. Беседа о методе создания аппликации с использованием ваты, клея и картона.
Практика: Создание детьми образа Деда Мороза. Работу дополняли с элементами рисования.
Тема «Елочные игрушки»
Теория: Чтение стихотворения про ёлку, отгадывание загадок, показ иллюстраций. Беседа с детьми о методе нетрадиционной техники работы с нитками.
Практика: Создание детьми елочной игрушки, используя объемную основу-шар.
Раздел 4. «Изготовление поделок из бумаги» (1 час 30 минут)
Тема «Снежные вершины»
Теория: Наблюдение за снегопадом из окна, чтение стихотворения, показ иллюстраций. Показ создания объёмной композиции из мятой и с жатой бумаги.
Практика: Создание детьми объёмной композиции.
Тема «Гусеница»
Теория: Чтение стихотворения про «Гусеницу», отгадывание загадок, показ иллюстраций. Демонстрация приема создания образа гусеницы, с использованием полоски цветного картона и клея ПВА.
Практика: Создание детьми образа гусеницы по образцу.
Тема «Кошечки и котик»
Теория: Чтение стихотворения про «Кошку», отгадывание загадок, показ иллюстраций. Беседа с детьми о знакомых приемах работы складывания бумаги.
Практика: Создание образа кошечки с помощью метода оригами.
Раздел 5. Различные техники рисования (2 часа)
Тема «Коллаж»
Теория: Просмотр иллюстраций. Показ создания коллажа. Беседа с детьми о приемах использования различных техник рисования.
Практика: Коллективное создание детьми коллажа.
Тема «Морозные узоры»
Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Беседа о приемах использования различных техник рисования, знакомство с новой техникой, приемом «вливания одного цвета в другой».
Практика: Рисование морозных узоров.
Тема «Подводный мир»
Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Показ приема работы по заретушированному простым карандашом фону, с помощью ластика.
Практика: Дети изображают подводный мир, используя новую технику.
Тема Рисунок акварелью «День Защитника Отечества»
Теория: Чтение стихотворения, показ иллюстраций. Беседа о празднике «День Защитника Отечества». Беседа о знакомых техниках рисования акварелью.
Практика: Рисование детьми, выставка работ.
Раздел 6. Работа с тканью (2часа)
Тема «Закладка»
Теория: Чтение стихотворения, показ картинок. Знакомство с новой техникой - плетение.
Практика: Изготовление детьми по образцу закладки.
Тема «Цветик-семицветик»
Теория: Чтение сказки, показ иллюстраций, отгадывание загадок. Показ нового метода создания поделки, с использованием элементов макраме.
Практика: Создание детьми цветка.
Тема «Яблочки»
Теория: Чтение стихотворения, показ различных картинок, отгадывание загадок. Беседа о различных техниках создания поделки.
Практика: Создание детьми поделки «яблочки».
Тема Мороженое «рожок»
Теория: Чтение стихотворения, показ различных картинок, отгадывание загадок. Беседа с детьми о знакомых приемах работы тканью, об использовании приема плетения косички и закреплении ее с помощью узелков.
Практика: Создания детьми поделки «мороженое».
Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала
(2 часа)
Тема «Дракончик»
Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Беседа о знакомых приемах работы с клеем, цветной бумагой и ножницами.
Практика: Создание детьми образа дракона.
Тема «Черепаха» из скорлупы грецкого ореха
Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Обсуждение с детьми алгоритма работы создания образа черепахи из скорлупы грецкого ореха и пластилина.
Практика: Создание детьми поделки «черепахи».
Тема Композиция «Ромашка»
Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Обсуждение с детьми алгоритма работы создания композиции, используя знакомые техники работы с макаронными изделиями.
Практика: Создание детьми композиции.
Тема «Ёжик» из пластилина и с семян подсолнуха
Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Обсуждение с детьми алгоритма работы создания поделки из пластилина и семян подсолнуха.
Практика: Создание детьми поделки.
Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.)
(1 час 30 минут)
Тема «Рисование на фольге»
Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, показ иллюстраций. Беседа о знакомой детям нетрадиционной технике рисования на фольге – чеканке, о методе продавливания.
Практика: Создание рисунка на фольге.
Тема «Танк» из губки
Теория: Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций военной техники, беседы на тему о предстоящем празднике, показ использования нового приема создания поделки с помощью пористой губки и соломки для коктейля.
Практика: Создание детьми поделки «танк» по образцу.
Тема «Одуванчик» из пластилина и ватных палочек, стебель из трубочки
Теория: Чтение сказок, отгадывание загадок, просмотр иллюстраций. Беседа с детьми о лете, о цветах одуванчиках. Беседа с детьми о знакомом приеме работы создания цветоноса одуванчика из пластилина и ватных палочек, стебля из трубочки.
Практика: Создание коллективной композиции. Демонстрация работ на выставке.
Планируемые результаты
По окончанию обучения ребенок будет знать:
- как экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- правила техники безопасности при работе с инструментами и разным бросовым материалом;
- как практически использовать поделки в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, для украшения помещений.
Будет уметь:
- эстетически относиться к окружающей действительности;
- доводить начатое дело до конца, уважительно относиться к результатам труда;
- интересоваться творческой и досуговой деятельностью.
Будет владеть:
- практическими умениями и навыками в обработке различных материалов;
- дополнительными знаниями и умениями по трудовому обучению;
- мелкой моторикой пальцев рук;
- аккуратностью, усидчивостью;
- навыками сотрудничества.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Первая группа детей 3-4 года
№ п/п | Месяц, неделя | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
| Октябрь | Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала | 1 час 20 мин |
| ||
1 | 1 неделя | Тема «Семейство ежей» (из шишки и пластилина) | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
2 | 2 неделя | Тема «Рыбка» из сухих листьев | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
3 | 3 неделя | Тема Композиция из природного материала Старичок-Лесовичок | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
4 | 4 неделя | Тема Аппликация «Осенняя открытка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Ноябрь | Раздел 2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина) | 1 час 20 мин | ||||
5 | 1 неделя | Тема «Бабочка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
6 | 2 неделя | Тема «Черепашка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
7 | 3 неделя | Тема «Сова» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
8 | 4 неделя | Тема «Золотая рыбка» из пластилина | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Декабрь | Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники | 1 час 20 мин | ||||
9 | 1 неделя | Тема «Тучка» из ваты | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
10 | 2 неделя | Тема «Письмо Деду морозу» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
11 | 3 неделя | Тема «Ёлочка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
12 | неделя | Тема «Новогодняя игрушка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Январь | Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги | 1 час | ||||
13 | 1 неделя | Тема «Снежинки» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
14 | 2 неделя | Тема Оригами «Бабочка» | групповая | Группа | наблюдение | |
15 | 3 неделя | Тема «Барашек» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Февраль | Раздел 5. Различные техники рисования | 1 час 20 мин | ||||
16 | 1 неделя | Тема «Витраж» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
17 | 2 неделя | Тема «Сердечко» украшенное ракушками | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
18 | 3 неделя | Тема «Миска для котенка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
19 | 4 неделя | Тема Рисунок из акварели «Мой папа - танкист» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Март | Раздел 6. Работа с тканью и с нитками | 1 час 20 мин | ||||
20 | 1 неделя | Тема «Цветок для мам» | групповая | Группа | беседа наблюден | |
21 | 2 неделя | Тема «Пушистики» | групповая | Группа | выставка | |
22 | 3 неделя | Тема «Кукла» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
23 | 4 неделя | Тема «Зимний лес» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Апрель | Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала | 1 час 20 мин | ||||
24 | 1 неделя | Тема «Леопард» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
25 | 2 неделя | Тема «Варежка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
26 | 3 неделя | Тема «Бусы» из лапши | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
27 | 4 неделя | Тема «Ромашки» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Май | Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.) | 1 час 00 мин | ||||
28 | 1 неделя | Тема Рисование на фольге «Заяц» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
29 | 2 неделя | Тема «Рыбки» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
30 | 3 неделя | Тема «Одуванчик» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка |
Вторая группа детей 4-5 лет
№ п/п | Месяц, неделя | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
| Октябрь | Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала | 1 час 40 мин |
|
| |
1 | 1 неделя | Тема «Семейство ежей» (из шишки и пластилина) | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
2 | 2 неделя | Тема «Рыбка» из сухих листьев | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
3 | 3 неделя | Тема Композиция из природного материала Старичок-Лесовичок | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
4 | 4 неделя | Тема Аппликация «Осенняя открытка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Ноябрь | Раздел 2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина) | 1 час 20 мин | ||||
5 | 1 неделя | Тема «Бабочка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
6 | 2 неделя | Тема «Черепашка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
7 | 3 неделя | Тема «Сова» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
8 | 4 неделя | Тема «Золотая рыбка» из пластилина | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Декабрь | Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники | 1 час 20 мин | ||||
9 | 1 неделя | Тема «Тучка» из ваты | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
10 | 2 неделя | Тема «Письмо Деду морозу» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
11 | 3 неделя | Тема «Ёлочка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
12 | 4 неделя | Тема «Новогодняя игрушка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Январь | Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги | 1 час | ||||
13 | 1 неделя | Тема «Снежинки» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
14 | 2 неделя | Тема Оригами «Бабочка» | групповая | Группа | наблюдение | |
15 | 3 неделя | Тема «Барашек» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Февраль | Раздел 5. Различные техники рисования | 1 час 20 мин | ||||
16 | 1 неделя | Тема «Витраж» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
17 | 2 неделя | Тема «Сердечко» украшенное ракушками | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
18 | 3 неделя | Тема «Миска для котенка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
19 | 4 неделя | Тема Рисунок из акварели «Мой папа - танкист» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Март | Раздел 6. Работа с тканью и с нитками | 1 час 20 мин | ||||
20 | 1 неделя | Тема «Цветок для мам» | групповая | Группа | беседа наблюден | |
21 | 2 неделя | Тема «Пушистики» | групповая | Группа | выставка | |
22 | 3 неделя | Тема «Кукла» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
23 | 4 неделя | Тема «Зимний лес» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Апрель | Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала | 1 час 20 мин | ||||
24 | 1 неделя | Тема «Леопард» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
25 | 2 неделя | Тема «Варежка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
26 | 3 неделя | Тема «Бусы» из лапши | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
27 | 4 неделя | Тема «Ромашки» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Май | Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.) | 1 час 00 мин | ||||
28 | 1 неделя | Тема Рисование на фольге «Заяц» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
29 | 2 неделя | Тема «Рыбки» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
30 | 3 неделя | Тема «Одуванчик» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка |
Третья группа детей 5-6 лет
№ п/п | Месяц, неделя | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
| Октябрь | Раздел 1. Изготовление поделок из природного материала | 2 часа |
|
| |
1 | 1 неделя | Тема «Семейство ежей» (из шишки и пластилина) | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
2 | 2 неделя | Тема «Рыбка» из сухих листьев | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
3 | 3 неделя | Тема Композиция из природного материала Старичок-Лесовичок | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
4 | 4 неделя | Тема Аппликация «Осенняя открытка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Ноябрь | Раздел 2. Пластика (работа с пластилином, соленым тестом, глина) | 1 час 20 мин | ||||
5 | 1 неделя | Тема «Бабочка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
6 | 2 неделя | Тема «Черепашка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
7 | 3 неделя | Тема «Сова» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
8 | 4 неделя | Тема «Золотая рыбка» из пластилина | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Декабрь | Раздел 3. Изготовление новогодних поделок, различные техники | 1 час 20 мин | ||||
9 | 1 неделя | Тема «Тучка» из ваты | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
10 | 2 неделя | Тема «Письмо Деду морозу» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
11 | 3 неделя | Тема «Ёлочка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
12 | 4 неделя | Тема «Новогодняя игрушка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Январь | Раздел 4. Изготовление поделок из бумаги | 1 час | ||||
13 | 1 неделя | Тема «Снежинки» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
14 | 2 неделя | Тема Оригами «Бабочка» | групповая | Группа | наблюдение | |
15 | 3 неделя | Тема «Барашек» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Февраль | Раздел 5. Различные техники рисования | 1 час 20 мин | ||||
16 | 1 неделя | Тема «Витраж» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
17 | 2 неделя | Тема «Сердечко» украшенное ракушками | групповая | Группа | беседа наблюдения выставка | |
18 | 3 неделя | Тема «Миска для котенка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
19 | 4 неделя | Тема Рисунок из акварели «Мой папа - танкист» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Март | Раздел 6. Работа с тканью и с нитками | 1 час 20 мин | ||||
20 | 1 неделя | Тема «Цветок для мам» | групповая | Группа | беседа наблюден | |
21 | 2 неделя | Тема «Пушистики» | групповая | Группа | выставка | |
22 | 3 неделя | Тема «Кукла» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
23 | 4 неделя | Тема «Зимний лес» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Апрель | Раздел 7. Изготовление поделок из бросового материала | 1 час 20 мин | ||||
24 | 1 неделя | Тема «Леопард» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
25 | 2 неделя | Тема «Варежка» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
26 | 3 неделя | Тема «Бусы» из лапши | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
27 | 4 неделя | Тема «Ромашки» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
Май | Раздел 8. Смешанные техники (бумага, картон, ватные палочки, ватные диски и т.д.) | 1 час 00 мин | ||||
28 | 1 неделя | Тема Рисование на фольге «Заяц» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
29 | 2 неделя | Тема «Рыбки» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка | |
30 | 3 неделя | Тема «Одуванчик» | групповая | Группа | беседа наблюдение выставка |
Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в специальном кабинете. Кабинет оснащен столами, магнитной доской. Хорошо освящен (большое окно и лампы дневного света).
Наличие материально – технического обеспечения:
Ноутбук, музыкальный центр.
Информационное обеспечение:
- Достаточное количество изобразительных средств
- Методический материал
- Методические игрушки
2. Информационное обеспечение:
- Лыкова И.А. Мастерилка. – Москва: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2014 – 122с.
- Лыкова И.А. Программно-методический комплекс «Мир открытий». – Москва: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012. - 228 с.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно- методическое пособие». – Москва: «Цветной мир», 2010. – 144 с.
- Петрова И.М. Волшебные полоски. – Москва: Геронимус, с.
- Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки. - Москва: АЙРИС-пресс, 2016. - 128 с.
3. Кадровое обеспечение: высшее образование, высшая квалификационная категория, курсы повышения квалификации по направлению программы.
Формы аттестации / контроля
#1060;ормы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- Дневник наблюдений;
- Итоговая диагностика;
- Грамоты, благодарственные письма;
- Портфолио.
2.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- выставки в холлах, группах ДОУ;
- открытое занятие;
- конкурсы (городские, областные, всероссийские);
- совместное обсуждение работ.
Оценочные материалы
К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Для оценки творческих способностей ребёнка, тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей». Также диагностические таблицы, которые позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков является новое, оригинальное, изобретённое и художественно оформленное.
Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить уровни овладения изобразительной деятельностью.
Формы проведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы 3-6 лет
№ | Имя ребенка | Изображе ние предметов | Пропор ции | Композиция | Передача движения | Форма, размер | Владение приемами лепки | Общее число баллов |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
Итого баллов по критери ям |
Методические материалы
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный метод обучения
Дети получают знания в ходе беседы, объяснения из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде.
- Метод проблемного изложения в обучении
Прежде чем излагать материал, перед детьми необходимо поставить проблему, сформулировать познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая различные подходы, показать способ решения поставленной задачи.
- Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире.
- Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
- Метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественно творческой деятельности.
- Метод эвристических и поисковых ситуаций.
- Методы - наглядный, словесный, практический.
- Основной метод обучения - объяснительно-иллюстративный метод обучения (дети получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, демонстрации)
- Беседы
- Игры – коммуникации
- Познавательные игры
- Рисование цветным песком
- Элементы сказкотерапии
Формы организации учебного занятия: основная форма обучения – занятие. Занятия включают теоретическую подачу материала и практическую.
Теоретические занятия:
- беседы;
- рассказ педагога;
- - слушание музыки;
Практические занятия:
- дидактические игры;
- наблюдения, рассматривание;
- художественная деятельность;
- выставки детских работ;
Основные технологии:
- Игровая;
- индивидуальное обучение;
- групповая.
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационный этап (создание эмоционального настроя, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);
2. Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по определенной теме, показ перспективных результатов);
3. Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся знаний, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике);
4. Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия).
При этом учитывается системность подачи материала, наглядность и доступность обучения, цикличность построения занятий, развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Дидактические материалы:
- Картины рассматривания
- Сборники сказок
- Подборка бесед по теме недели
Список литературы
Для педагогов:
- Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность. Методические рекомендации. – Москва: Просвещение, 2017. -159 с.
- Лыкова И.А. Мастерилка. – Москва: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2014 – 122с.
- Лыкова И.А. Программно-методический комплекс «Мир открытий». – Москва: ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012. - 228 с.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно- методическое пособие». – Москва: «Цветной мир», 2010. – 144 с.
- Петрова И.М. Волшебные полоски. – Москва: Геронимус, с.
- Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки. - Москва: АЙРИС-пресс, 2016. - 128 с.
Для родителей:
- Мамаева О.А. Поделки из природного бросового материала детей. Пособие для родителей и педагогов. – Москва: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. - 43 с.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2017. - 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебная нить»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяПрограмма художественной направленности«Волшебная нить» Возраст обучающихся: 6-7 летСрок реализации 1 год...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебный завиток»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебная кисточка" - возраст 5-6 лет
Программа по изо- деятельности...
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Волшебная радуга»
Программа была разработана с целью направленного и последовательного воспитания у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческой самореализаци...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чудо-пальчики" для детей 5-6 лет
Одна из важных задач в области дошкольного образования – эстетическое воспитание и художественное образование детей. В дошкольные годы у ребенка развиваются: ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Пояснительная запискаНародно-прикладное искусство возникло на заре ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Веселые пальчики».
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа «Веселые пальчики» разработана с учетом Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российс...