Профессиональное выгорание педагога»»
методическая разработка

Условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sentyabr_mo.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации основной образовательной программы дошкольного образования»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации разных видов культурных практик в образовательной деятельности для осмысленного внедрения их в профессиональную деятельность.

                                             План

  1. Теоретическая часть: Беседа – диалог – старший воспитатель Шестакова Т.В.
  2. Консультация «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
  3. Обсуждение сценариев к осенним праздникам, выбор ведущих, дата проведения.
  4.  Обсуждение  мероприятий  к аттестации педагогических работников.
  5. План работы на октябрь
  6. Разное

Теоретическая часть:

1. Беседа-диалог «Сущность культурных практик, их значение и место в образовательной деятельности».

Проектирование образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошкольников. Культурные практики становятся важной структурной единицей образовательной деятельности в ДОО.

ФГОС дошкольного образования:

п. 2.11.2. «В содержательном разделе Программы должны быть представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик».

          С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики дошкольника — это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

         Культурные практики -  это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах и привычные для ребенка виды его самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального   жизненного опыта

Культурная практика –это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

 2.Презентация разных видов культурных практик в образовательной деятельности

Виды культурных практик

           В основной образовательной программе дошкольного образования  обозначены виды культурных практик

В течение дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках педагогом создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

Организация культурных практик носит преимущественно групповой характер:

  • Совместная игра педагога и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
  • Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.
  • _Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр.
  • Музыкально-театральная и литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение педагога и детей на литературном или музыкальном материале.
  • Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги, посвященные особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте).
  • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно-полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
  • Детский совет подразумевает общее собрание группы детей вместе с педагогическим работником, где каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других; принимать участие в определении дневных дел - «что я буду делать сегодня?», подводить итог в середине дня или после сна - «что я сделал?» «что мне понравилось, не понравилось делать?», играть разного рода игры и упражнения (речевые, артикуляционные, элементы психогимнастики, совместные чтения, пение, разучиваются новые упражнения). В этих обсуждениях педагогический работник гибко предлагает темы, подталкивает детей, на основе их свободного выбора, решать общую проблему.
  • Мини-музей является действенным модулем развивающей предметно-пространственной среды. Основу мини-музея составляет коллекция, экспозиция, которая имеет практическое значение. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы педагогического работника, детей и их семей.

Практическая часть «От теории к практике» (работа в группах и представление результатов деятельности) «Развитие универсальных культурных умений в культурных практиках»

Развитие универсальных культурных умений в культурных практиках

Игровая деятельность (сюжетная и с правилами)

- Обладает развитым воображением, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации.

-  Подчиняется различным правилам и социальным нормам (согласовывает свои действия с действиями партнеров по игре).

- Выстраивает связный сюжет, замещает известные предметы для игр.

- В сюжетно-ролевой игре разыгрывает события из личной жизни, дополняя и приукрашивая действительность желаемым.

Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность.

Частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).

Изобразительная деятельность

- Создаёт оригинальные образы, проявляет эмоциональные выражения.

- Владеет  орудиями и инструментами, использует схемы и чертежи.

- Проявляет  творческую активность .

- Выражает свои мысли и желания.

- Придумывает поделки по ассоциации.

- Способен к волевым усилиям.

- Обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы, фиксирует конечный результат.

- Стремится достичь хорошего качества, возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.

Коммуникативная деятельность

- Инициативен в общении.

- Использует различные речевые формы: описания, повествования, рассуждения.

- Использует невербальные средства общения.

- Договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников.

- Избирателен в выборе партнеров, осознанно стремится к взаимопониманию     и поддержанию слаженного взаимодействия.

Познавательно-исследовательская деятельность

- Рассказывает о себе,  своих увлечениях, переживаниях.

- Задает вопросы о конкретных вещах и явлениях (что? как? зачем?), высказывает простые гипотезы, осуществляет вариативные действия по отношению к исследуемому объекту с целью добиться нужного результата.

- Использует в деятельности различные свойства предметов и явлений .

- Проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения.

- Проявляет самостоятельность и инициативу, проявляет интеллектуальную    активность.

Двигательная деятельность

-Владеет основными движениями, контролирует и управляет ими.

- Стремится улучшить показатели двигательной активности (прыгнуть дальше, пробежать быстрее).

- Участвует в различных играх подвижного характера.

- Интересуется у взрослого, как выполнить те или иные физические упражнения наиболее эффективно, охотно выполняет различную деятельность, связанную  с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта.

 Восприятие художественной литературы фольклора

-Проявляет интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

- Передаёт выразительно  образы литературных героев в театрализованной деятельности.

- Проявляет творчество, стремиться к импровизации.

- Дополняет прочитанные книги своими версиями сюжетов, эпизодов, образов, сочиняет небольшие стихотворения.

-Использует книжные знания в других видах детской деятельности.

-Различает основные жанры литературных произведений.

-Высказывает свое отношение к образам героев, идеи произведения.

-Выразительно исполняет литературные произведения.

Музыкальная деятельность

- Проявляет интерес к музыкальной деятельности и музыкальному искусству.

-Способен действовать в поисковых и проблемных ситуациях.

-Участвует в создании художественного образа произведения.

-Выбирает себе роль и находит   выразительные средства, которые необходимы для отображения их образного видения произведения.

-Исполняет мелодии песен без музыкального сопровождения и подбирает на слух знакомые и малознакомые попевки и песни. 

-Владеет  некоторыми навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами  звукоизвлечения.

Дошкольное детство — это особый культурный мир, со своими границами, ценностями, языком, образом чувств, мышления, действий. Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его интересами, потребностями и способами самовыражения. Процесс дошкольного образования направлен на обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты