Индивидуальный план профессионального развития
материал

Горностаева Римма Ахатовна

Цель: Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в

речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Высокогорский Детский сад «Сандугач» комбинированного вида Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

 Индивидуальный план профессионального развития

по теме:

«Логоритмика»

        Музыкальный руководитель:

Горностаева Римма Ахатовна

Содержание работы по самообразованию

Этапы

Деятельность воспитателя

1

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Планирование работы по самообразованию

2

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

3

Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми)

4

Подведение итогов самообразования

Выбор темы: «Логоритмика»

В своей работе с детьми придерживаюсь следующих педагогических принципов:

Принцип систематичности. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем, например сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной и др.

Принцип сознательности и активности. Активность детей дошкольного возраста на логоритмических занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми правилами и упражне­ниями.

Принцип наглядности в логопедической ритмике осуществля­ется путем безукоризненного практического показа движения педа­гогом — непосредственной зрительной наглядности, рассчитанной на конкретное представление движения, правильное двигательное ощущение и желание воспроизведения.

Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей у дошкольников с речевыми  нарушениями.

Цель: Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в

речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи :

1. Оздоровительные:

- укреплять костно-мышечный аппарат;

- формировать правильную осанку, походку;

- развивать координацию движений и моторных функций;

- развитие дыхания.

2. Образовательные:

- формировать умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать переключаемость и координацию движений;

-развивать ритмическую выразительность;

- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;

-развивать коммуникативные умения и навыки;

3. Воспитательные:

- воспитание и развитие чувства ритма;

- воспитывать способности ощущать в музыке, движениях и речи

ритмическую выразительность;

- воспитывать положительные личностные качества у дошкольников

(коллективизм. дисциплину);

- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства

4. Коррекционные:

- укрепления мышц органов артикуляторного аппарата;

- развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;

- развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям

детей;

- развития голоса;

- развития дыхания;

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие фонематического слуха.

Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия

логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от

вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный

настрой, учат общению со сверстниками.

В основе своей темы по самообразованию я использовала методическое

 пособие М.Ю. Картушиной, Боромыкина, Железнова, Овчинникова и др. которые содержат занятия, составленные с опорой

 на лексические темы. Многократное повторение изучаемого материала

способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих

навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения

речевого материала. Построение их в форме сказок и игр создаёт

 доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного

творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребёнка принять активное

участие в познавательном процессе.

Планируемые результаты:

 Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.

 Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.

 Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в

слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.

 Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для

улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица

и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

 Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном

направлении.

 Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания,

памяти.

 Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих

способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети

внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и

содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на

музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки,

танцевальные и общеразвивающие движения).

Содержание по логоритмике

Логоритмическое занятие имеет следующие составные части:

 Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

 Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают

Умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям

дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими

 Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая

артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для

 детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они

подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это

задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата –

основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет

уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка,

челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

 Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,

помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,

силу и правильное распределение выдоха.

  Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают

основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В

 холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве

профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются

фонопедические упражнения по В. Емельянову,  не только развивающие

 голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

 Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:

зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей,

способность быстро реагировать на смену деятельности.

 Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью

автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения,

отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей

развивается фонематический слух и слуховое внимание.

 Речевые игры могут быть представлены в различных видах:

ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со

звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах,

театральные этюды, игрыдиалоги и др. Использование простейшего

стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки,

считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает

выполнение логоритмических задач.

 Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации

Сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в

ритмической основе слов, фраз.

 Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление,

 Эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой

аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс

 развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен

 не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию

 голоса, артикуляции, дыхания.

 Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие

подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,

 развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему

речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных

занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка

звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами,

выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста

игры.

 Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах

развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание,

 память, а также остальные психические процессы, сопровождающие

исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных

инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на

самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых

бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических

трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой

удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

 Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями

маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут

быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды

развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и

щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую

фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности

в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в

движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными

переживаниями.

 Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом

человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы

общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

 Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации

 слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену

 движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания,

ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Условия реализации:

Занятия проходят 1 раз в неделю продолжительность 25 минут

Музыкально-коррекционные занятия проводятся в подгрупповой форме.

Интеграция с другими образовательными областями

 «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование представления о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие навыков игровой деятельности; формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Развитие свободного общения о музыке с взрослыми и сверстниками.

 «Познавательное развитие»

Расширение музыкального кругозора детей;

Сенсорное развитие;

Формирование целостной картины мира средствами музыкального искусства, творчества.

«Речевое развитие»

Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений;

Практическое овладение детьми нормами речи;

Обогащение «образного словаря»

 «Художественно-эстетическое развитие»

1. Развитие детского творчества;

2. Приобщение к различным видам искусства;

3. Использование художественных произведений для обогащения содержания музыкальных примеров;

4. Закрепления результатов восприятия музыки.

5. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

  «Физическое развитие»

Развитие физических качеств в ходе музыкально – ритмической деятельности;

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Формирование представлений о здоровом образе.

Для проведения музыкально-коррекционных занятий создано безопасное

пространство, обстановка подобрана специально для музыкальной

терапии:

 хорошо освещённая, проветриваемая, просторная комната или муз зал с

хорошей звукоизоляцией;

 набор музыкальных инструментов, включая фортепиано, шумовые

инструменты, не требующие особых навыков;

 ростовые стулья по количеству всех участников

 аудиовоспроизводящая техника;

 наглядно-образный материал:

 иллюстрации и репродукции;

 дидактический материал;

 игровые атрибуты;

 игрушки из театра «Би-ба-бо»

Методы обучения:

Словесные (беседа, лекция, объяснение нового материала)

Наглядные (личный показ педагога, работа с таблицами)

Практические (выполнение упражнений)

Метод оценивания своего исполнения и других учащихся

Репродуктивные (исполнение выученного материала)

Демонстрационные (прослушивание музыки)

Применяемые технологии.

Технология развивающего обучения

Технология дифференцированного обучения

Технология игрового обучения

Технология личностно-ориентированного обучения

Информационная технология

Здоровьесберегающая технология

Диагностика

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется муз руководителем в процессе проведения занятий, выполнения воспитанниками индивидуальных заданий, проводится 2 раза в год  (октябрь, май)

Цели аттестации: установить соответствие достигнутого уровня знаний и

умений на определенном этапе обучения. Контроль знаний, умений

и навыков, выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:

- систематичность;

- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

Критерии

Примерные показатели освоения программы детьми за год обучения

Базовый уровень:

 восприятие и различение эмоционального содержания и характера музыкальных произведений;

 вслушивание в звучание песен и инструментальных пьес, дослушивание звучания до конца, различение маршевой и песенной музыки, ощущение и понимание настроения музыки;

 освоение умения ритмично двигаться под музыку, изменять движения в

соответствии со сменой динамики и частей в музыкальном произведении, останавливаться с окончанием музыки;

 освоение умений выполнять музыкально-ритмические движения в разных темпах: ходьба по кругу по одному, парами, тройками; расхождение и свободная ходьба по залу; бег на носках по кругу по одному или парами; кружение на месте по одному и в паре; хлопки; прыжки на месте на двух ногах; «пружинка» с поворотом вправо, влево, прямо; выставление поочерёдно

ног на носок и пятку; движение приставными шагами по кругу, подсоки; движение с предметами в двух или одной руке в сочетании с бегом, ходьбой, прыжками;

 участие с удовольствием в инсценировках песен, стихов, сказок и сценок с

музыкальным сопровождением; знание звучания

 металлофона, трещотки, кастаньет; правильное их удерживание и извлечение

ритмических последовательностей звуков, создание

 элементарных аккомпанементов.

Уровень ниже базового:

 отказ и нежелание участвовать в музыкальной деятельности, неприятие

предложенной взрослыми помощи;

 нарастание эмоционального и двигательного возбуждения при восприятии музыки, неадекватность эмоциональных проявлений на музыкальное звучание;

 низкий уровень (отсутствие) умений правильно интонировать мелодию,

модулировать силу голоса, но при этом доступность для выполнения заданий на различение тихого и громкого звучания музыки, дифференциацию тембровых свойств звуков в условиях оказываемой помощи;

низкий уровень (отсутствие) певческих и двигательных навыков, затрудняющий активное самостоятельное участие в исполнительской деятельности, тем не менее, возможное в условиях оказываемой взрослым помощи.

Высокий уровень:

- артистичное поведение на сцене;

- увлечённость исполнением;

- художественное исполнение средств музыкальной выразительности соответствии с содержанием музыкального произведения;

- слуховой контроль собственного исполнения;

- выразительность интонирования;

- единство темпа;

- ясность ритмической пульсации;

- яркое динамическое разнообразие.

Средний уровень:

- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

музыкальной выразительности;

- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;

- выразительность интонирования;

- попытка передачи динамического разнообразия;

- единство темпа.

Низкий уровень:

- неустойчивое психологическое состояние на сцене;

- метро-ритмическая неустойчивость

- однообразие и монотонность звучания.

- частые «срывы» и остановки при исполнении;

- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

План по реализации

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1

Животные и птицы

-

7

7

1.1

«Белая козочка»

1

1

Беседа

1.2

«Как коза в лесу избушку построила»

1

1

Беседа, наблюдение, практическое задание

1.3

«Спор грибов и ягод»

1

1

Беседа, наблюдение

1.4

«История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали»

1

1

Беседа, наблюдение практическое задание,

1.5

«Гуси-лебеди» (по мотивам русской народной сказки)

1

1

Беседа, наблюдение

1.6

«Палочка-выручалочка» (по мотивам В. Сутеева)

1

1

Беседа, наблюдение, практическое задание

1.7

«Дорога на мельницу» (по мотивам сказки В Степанова)

1

1

Беседа, наблюдение, практическое задание

2

Зима

8

8

2.1

«Теремок-холодок»

Беседа, наблюдение, практическое задание

2.2

«Разноцветная книга»

1

1

Беседа, практическое задание

2.3

«Проказы зимы» (по мотивам сказки К Ушинского)

1

1

Беседа, практическое задание

2.4

«Снежная книга» (по мотивам сказки В Бианки)

1

1

Беседа, практическое задание

2.5

«Мороз, солнце и ветер» (по мотивам русской народной сказки

1

1

Беседа, практическое задание

2.6

«Дед Мороз построил дом»

1

1

Беседа, практическое задание

2.7

«Отчего у белого медведя нос чёрный»

1

1

Беседа, практическое задание

2.8

«Зима-пекариха»

1

1

Беседа, практическое задание

3

Весна

12

12

3.1

«Колесо»

1

1

Беседа, практическое задание

3.2

«А что у вас?» (по мотивам сказки Б. Заходера)

1

1

Беседа, практическое задание

3.3

«Вот так мастера!»

1

1

Беседа, практическое задание

3.4

«Возьми меня с собой»

1

1

Беседа, практическое задание

3.5

«Как стать большим»

1

1

Беседа, практическое задание

3.6

«Даша и Маша»

1

1

Беседа, практическое задание

3.7

«Горшочек каши»

1

1

Беседа, практическое задание

3.8

«Как мышонок трудолюбивым стал»

1

1

Беседа, практическое задание

3.9

«Откуда у носорога шкура?»

1

1

Беседа, практическое задание

3.10

«История о том, как мышата помогли зайчонку найти свой дом»

1

1

Беседа, практическое задание

3.11

«Колобок»

1

1

Беседа, практическое задание

3.12

«Как муравьишка дом солнышка искал»

1

1

Беседа, практическое задание

3.13

«Пасха»

1

1

Беседа, практическое задание

Итого

28

28

 

Содержание

1.        ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ № 1 – 7

№ 1 «Белая козочка»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: ритмическое упражнение «Коза» (Железновы), пение «Петух» № 43 (диск № 1), Слушание музыки П.И. Чайковский «Октябрь» (из цикла «Времена года»), логопедическая игра «Поезд», пальчиковая игра «Улитка», речедвигательное упражнение «Цветы», работа с чистоговоркой (ШК), игра на развитие внимания «Бабочка», двигательное упражнение «Ёжики» (Железновы).

№ 2 «Как коза в лесу избушку построила»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: пение «Петух» № 43 (диск № 1), работа с чистоговоркой (Д), дыхательное упражнение «Ветерок», пальчиковая игра «Строим дом», логопедическая гимнастика, игра на развитие внимания «Замри», двигательное упражнение «Ёжики» (Железновы), коммуникативная игра «Здравствуй, дружок», игра с мячом «Передай мяч другому».

№ 3 «Спор грибов и ягод»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: пение «Осень» (диск № 1), ритмическое упражнение «Дождик» с муз. интрументами, работа с чистоговоркой (С), русская народная закличка «Дождик, лей!»,пальчиковая гимнастика «Грибы», игра с мячом «Какое варенье», двигательное упражнение «Прогулка в лес», двигательное упражнение «Грибочки», двигательное упражнение «Ёжики» )Железновы), упражнение на развитие внимания «По ягоды», упражнение на нормализацию мышечного тонуса «Разноцветные сны» (слушание музыки).

№ 4 «История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: пение «Петух» № 43 (диск № 1), ритмическое упражнение с муз. инструментами «Кукушка» (Железновы), логопедическая игра «Поезд», пальчиковая игра «Улитка», арт. гимнастика, работа с чистоговоркой (С), речевая игра с мячом «Назови части тела ласково», двигательное упражнение «Птички», игра на внимание «Бабочки», упражнение на расслабление.

№ 5 «Гуси – лебеди» (по мотивам русской народной сказки)

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: ритмическое упражнение с муз. инструментами, фонопедическое упражнение, пение «Семья» (диск № 2), упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки», арт гимнастика, работа с чистоговоркой (К), упражнение на развитие внимания «На лошадке», коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!», подвижная игра «Спрячься от гусей – лебедей!», упражнение на нормализацию мышечного тонуса «Разноцветные сны» (слушание музыки).

№ 6 «Палочка – выручалочка» (по мотивам сказки В. Сутеева)

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: пение «Ненастье» № 21 (диск № 1), ритмическое упражнение с муз. инструментами «Кукушка» (Железновы), пальчиковая игра «Осень», работа с чистоговоркой (Н), логопедическая гимнастика, двигательная игра «Огородная – хороводная», упражнение на развитие внимания «Замри», подвижная игра «Волк», двигательное упражнение «Зайка серенький сидит».

№ 7 «Дорога на мельницу» (по мотивам сказки В. Степанова)

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: пение «Ненастье» № 21 (диск № 1), ритмическая игра «Воробушки в гнёздышках» с муз. инструментами (Железновы), пальчиковая игра «Листопад», дыхательное упражнение «Ветерок», работа с чистоговоркой (Ш), игра на внимание «На коне – скакуне», ритмическое упражнение «Коза» (Железновы), двигательная игра «Огородная – хороводная», двигательная игра «Белочки»

2.        ЗИМА

№ 8 – 15

№ 8 «Теремок – холодок»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: пение «Кормушка» № 20 (диск № 1), фонопедическое упражнение,

слушание музыки А. Вивальди «Времена года. Ноябрь», работа с чистоговоркой «Холода» (Д), арт. гимнастика, пальчиковая игра «Строим дом», двигательное упражнение «Белочки», подвижная игра «Волк», игра на внимание «Птицы», музыкальная игра на ускорение «Динь-дон, часики»

№ 9 «Разноцветная книга»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: пение «Петух» № 43 (диск № 1), ритмическая игра с муз. инструментами «Кукушка» (Железновы), дыхательное упражнение «Цветы», работа с чистоговоркой (З), арт. гимнастика, двигательное упражнение «Танец червяков», речедвигательное упражнение «Кап-кап-кап», пальчиковая игра «Осень, осень», слушание музыки А. Вивальди «Времена года. декабрь»

№ 10 «Проказы зимы» (по мотивам сказки К. Ушинского)

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: ритмическая игра с муз. инструментами «Птички и медведь» (Железновы, пение «Гололёд» (диск № 1), речедвигательная игра «Кап-кап», работа с чистоговоркой (шипящие), пальчиковая гимнастика «Пирожки», упражнение на развитие внимания «Замри», двигательное упражнение «Мы погреемся немножко».

№ 11 «Снежная книга» (по мотивам В. Бианки)

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: ритмическая игра с музыкальными инструментами «Воробушки» (Железновы), пение «Гололёд» № 10 (диск № 1), упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки», пальчиковая игра «Снеговик», коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!», двигательная игра «Белочки», двигательная игра «Зайка серенький сидит», игра с мячом «Передай мяч другому».

№ 12 «Мороз, солнце и ветер» (по мотивам русской народной сказки)

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: фонопедическое упражнение «Кто как рычит», пение «Гололёд» № 10 (диск № 1), ритмическое упражнение «Птички и медведь» (Железновы), фонопедическое упражнение «Ветер», упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки», пальчиковая игра «Пирожки», игра на внимание «На коне – скакуне», двигательное упражнение «Ёжики» (Железновы), коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!», работа с чистоговоркой (Л).

№ 13 «Дед Мороз построил дом»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: двигательное ритмическое упражнение «Прогулка в лес», пение «Ёлочка» № 63 (диск № 1), ритмическое упражнение «Мороз», слушание музыки падее из балета Чайковского «Щелкунчик», работа с чистоговоркой (Л), фонопедическое упражнение, пальчиковая игра «Строим дом», игра на внимание «Лесные звери», двигательное упражнение «Мы погреемся немножко».

№ 14 «Отчего у белого медведя нос чёрный»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: ритмическое упражнение «Птички и медведь» (Железновы), пение «Ёлочка» № 63 (диск № 1), работа с чистоговоркой (С), пальчиковая гимнастика «Снеговик», фонопедическая зарядка, вигательное упражнение «Мы погреемся немножко», упражнение на развитие внимания «Белый медведь».

№ 15 «Зима – пекариха»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: пение «Кормушка» № 14 (диск № 1), ритмическое упражнение с муз. инструментами «Воробушки в гнёздышках» (Железновы), работа с чистоговоркой (Д), двигательное упражнение «Зайка серенький сидит», игра на внимание «Лесные звери», упражнение на нормализацию мышечного тонуса «Разноцветные сны».

3.        ВЕСНА

№ 16 – 28

 № 28 «Колесо»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: слушание звуков машин, узнавание, игра «Ритмическое эхо», пение «Щенок» №14 (диск № 1), речевая игра «Скажи слово наоборот» с мячом, пальчиковая игра «Улитка», работа с чистоговоркой (В), арт. упр. «Насос», игра на внимание «Автомобиль», двигательное упражнение «Коза», коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!», игра на межполушарное взаимодействие «Коза - заяц», подвижная игра «Светофор».

№ 17 «А что у вас?» (по мотивам стихотворения Б. Заходера)

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: пение «Щенок» № 16 (диск № 1), ритмическое упражнение с муз. инструментами «Яблочко», упражнение на развитие дыхания «Воздушный шар», упражнение на координацию речи и движения «Умелые руки», работа с чистоговоркой, арт. гимнастика, двигательное упражнение «Котята», игра на внимание «Автомобиль», коммуникативная игра «Оладушки».

№ 18 «Вот так мастера!»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: пение «Выше дома» № 1 (диск № 1), ритмическое упражнение с муз. инструментами «Яблочко», арт. гимнастика, пальчиковая игра «Строим дом», беседа о профессиях, работа с чистоговоркой «Про покупки», игра – соревнование «Разложи предметы».

№ 19 «Возьми меня с собой»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: фонопедическое упражнение «Машина», ритмическое упражнение «Яблочко» с муз. инструментами, пение «Чашка» № 41 (диск № 1), упражнение на развитие дыхания «Самолёт», пальчиковая игра «Капитан», работа с чистоговоркой , арт. гимнастика, подвижная игра с флажками, игра на внимание «На коне – скакуне».

№ 20 «Как стать большим»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: пение «Игрушки» № 74 (диск № 1), ритмическая игра с муз. инструментами «Рыцари» (Железновы), речедвигательное упражнение «Тик – так», пальчиковая игра «Иголка», игра на развитие дыхания «Воздушный шар», русская народная закличка «Дождик, лей!», работа с чистоговоркой (В).

№ 21 «Даша и Маша»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: пение «Веснянка» № 73 (диск № 1), упражнение на развитие слухового внимания с муз. колокольчиками, гра в оркестре с муз. инструментами, пальчиковая игра «Иголка», русская народная закличка «Солнышко», упражнение на развитие дыхания «Воздушный шар», работа с чистоговоркой (Н, Д), речедвигательное упражнение «Тик-так».

№ 22 «Горшочек каши»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: пение «Веснянка» № 73 (диск № 1), ритмическое упражнение с муз. инструментами «Яблочко», музыкальная игра с бубнами «Ой, лопнул обруч», русская народная закличка «Солнышко», пальчиковая игра «Иголка», работа с чистоговоркой (Ш), речедвигательная игра «Тик-так».

№ 23 «Как мышонок трудолюбивым стал»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: хоровод «Весной», игра в оркестре «Рыцари», музыкальная игра с танцевальными движениями «Шла коза по мостику», пение «Веснянка» № 73 (диск № 1), двигательное упражнение «Огородная – хороводная», работа с чистоговоркой (Ч), русская народная закличка «Солнышко», пальчиковая игра «Строим дом».

№ 24 «Откуда у носорога шкура»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: игра в оркестре «Яблочко», пение «Веснянка» № 73 (диск № 1), упражнение на координацию речи и движения «У моря», пальчиковая игра «Две мартышки», самомассаж «Черепаха», работа с чистоговоркой (ШК), упражнение на развитие дыхания «Самолёт», упражнение, регулирующее мышечный тонус «Морские камешки», игра на внимание «Купание».

№ 25 «История о том, как мышата помогли зайчонку найти свой дом»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: музыкальная игра с бубнами «Ой, лопнул обруч», пение «Петух» № 43 (диск № 1), ритмическое упражнение с муз. инструментами «Кукушка» (Железнова), логопедическая гимнастика, работа с чистоговоркой (шипящие), двигательное упражнение «Мышиная зарядка», самомассаж рук «Умывалочка», хоровод «Весной», подвижная игра «Филин и мыши».

№ 26 «Колобок»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: пение «Петух» № 43 (диск № 1), фонопедическое упражнение «Полюбуйся, весна», ритмическая игра «Кукушка» с муз. инструментами, работа над дикцией, работа с чистоговоркой (С), двигательное упражнение «Петушок», хоровод «Весной», упражнение, регулирующее мышечный тонус «Морские камешки», подвижная игра «Волк».

№ 27 «Как муравьишка дом солнышка искал»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: двигательное упражнение «Танец червяков», пение «Пчела» № 71 (диск № 1), игра в оркестре «Рыцари» (Железновы), танцевальное упражнение, пальчиковая игра «Улитка», дыхательное упражнение «Цветы», работа с чистоговоркой (Ж), речедвигательное упражнение «Солнышко», коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!», кинезеологическое упражнение «Цветы».

№ 28 «Пасха»

Задачи: развитие внимания, артикуляционной, мелкой и общей моторики, формирование чувства ритма, правильного речевого и музыкального дыхания.

Содержание: танцевально-ритмические упражнения, музицирование, речедвигательные и коммуникативные игры.

Дидактические игры: пение «К солнцу» № 2 (диск № 1), ритмическое упражнение с муз. инструментами «Яблочко», слушание музыки, беседа, работа над дикцией, работа с чистоговоркой (Н), пальчиковая игра «Плюшки», двигательное упражнение «Петушок», подвижная игра «Петушок», двигательное упражнение «Ёжики» (Железновы), хоровод «Весной».

Используемая литература:

1. Картушина М.Ю. Логоритмика. Конспекты занятий с детьми 6-7 лет «ТЦ «Сфера» Москва 2007.

2. Картушина М.Ю. Логоритмика. Конспекты занятий с детьми 5 - 6 лет «ТЦ«Сфера» Москва 2008.

4. Картушина М.Ю. Логоритмика. Оздоровительные досуги для детей 5 - 6 лет «ТЦ«Сфера» Москва 2004.

5. Картушина М.Ю. Логоритмика. Оздоровительные досуги для детей 4 - 5 лет «ТЦ«Сфера» Москва 2004.

6. Кузнецова Е. Логопедическая ритмика в играх упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Изд. Гном и Д. Москва 2002.

7. Гоголева М.Ю. Логоритмика в дет саду. «Академия развития» Ярославль 2006.

8. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. «Детство-пресс» Санк-Петербург 1999.

9. Е. Раевский, С. Руднева, Т. Соболева, З. Ушакова « Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» М. 1969 г.

10. О.А. Новикова «Логоритмика

 для дошкольников в играх и упражнениях» С-Пб. 2008 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности

Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики рук  детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности».Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.Когда п...

Индивидуальный план профессионального развития «Использование современного сенсорного и мелко-моторного развития у детей младшего дошкольного возраста»

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Пигасовой Анны Александровны  межаттестационный период на пять лет (с 2013 по 2018 гг.)...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 1 "Бэлэкэч" Воспитателя Кукаркиной Оксаны Олеговны

Цель:- повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность,  формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;- внедрять в работу новые методы и направле...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №1 «Бэлэкэч»» Воспитателя Гилфановой Венеры Маратовны

Методическая тема: «Гендерное воспитание дошкольников»Цель:повышение профессионального уровня по теме,  развитие профессиональных компетенций  в соответствии с требованиями и ста...

Индивидуальный план профессионального развития «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» Саляевой Татьяны Николаевны на 2019 – 2024 уч.г.

Индивидуальный план профессионального развития«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»воспитателя Саляевой Татьяны Николаевнына 2019 &nda...