Индивидуальный план профессионального развития «Использование современного сенсорного и мелко-моторного развития у детей младшего дошкольного возраста»
материал по теме
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Пигасовой Анны Александровны межаттестационный период на пять лет (с 2013 по 2018 гг.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План | 21.91 КБ |
отчет по самообразованию | 916.91 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
«Использование современного сенсорного и мелко-моторного развития у детей младшего дошкольного возраста»
Индивидуальный план работы воспитателя Пигасовой Анны Александровны межаттестационный период на пять лет (с 2013 по 2018 гг.)
МБДОУ № 29 «Ёлочка»
Самообразование – целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений.
(Педагогический словарь)
Тема самообразования изучаемая «Использование современного сенсорного и мелко-моторного развития у детей младшего дошкольного возраста»,
Цель: развитие у детей младшего дошкольного возраста мелкой моторики и сенсорного восприятия.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме самообразования.
2. Разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год.
3. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.
4. Формирование у дошкольников основных ключевых компетенций и способностей к исследованию.
5. Организовать работу с воспитателями по консультированию по теме «Совместная работа воспитателя по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в предметно-игровой форме»
6. Принять участие в семинаре, методическом объединении.
7. Проведение открытого занятия для педагогов по теме
8. Создать как можно больше дидактического материала и дидактических игр влияющих на сенсорное развитие детей.
9. С помощью ИКТ побуждать детей к предметно-игровой деятельности.
10. При помощи дидактических игр вызвать интерес к деятельности по сенсорному развитию.
2013 год Формы работы Сроки
1. Изучение современной литературы по теме самообразования. Сентябрь
2. Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме. Сентябрь
Составить циклограмму рабочего времени. Октябрь
3. Повышение уровня квалификации на курсах.
4. Изучение периодической печати В течении года.
Провести анкетирование родителей с целью определить уровень их просвещенности родителей в вопросах сенсорного развития ребенка Октябрь
5. Провести первичную диагностику детей с целью выявления уровня развития сенсорных способностей и мелкой мотрики Декабрь
6. Создание условий в группах для самостоятельной деятельности детей. Ноябрь
7. Посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях
Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, регионов через Интернет. В течении года.
8. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. В течении года.
9. Постоянное пополнение медиатеки для творческой деятельности; В течении года
10. Создание условий в группах для самостоятельной деятельности детей. Февраль
11. Участие в праздниках местного уровня (Масленица 2013, День поселка) В течении года
2014 год Формы работы Сроки
1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. В течении года.
2.Работа над методической темой. Сентябрь
3. Разработать перспективный план по взаимодействию с другими педагогами Октябрь
4. Изучение рекомендованных Министерством образования программ по сенсорному развитию детей. Ноябрь
5. Создать дополнительные персонажи для напольного театра Декабрь
6.Встречи-консультации по запросам родителей: индивидуальные, групповые. Февраль
7. Продолжать работать с одаренными детьми и участвовть в конкурсах, в том числе и дистанционных. В течении года.
8. Принимать активное участие в работе районного методического объединения.
9.Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, регионов через Интернет. В течении года.
10. Выступление на родительском собрании с консультацией: «Влияние сенсорики на развитие ребёнка». Март
11.Участие в праздниках местного уровня (Масленица 2014, День поселка, Новый Год, и т.д) В течении года.
12. Освоить компьютерную программу профессиональной работы со звуком. Апрель
13. Дополнить музыкальный материал по обучению детей новым дидактическим играм. Май
2015г Формы работы Сроки
1.. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. В течении года
2.Провести первичную диагностику детей с целью выявления уровня развития певческих способностей. Сентябрь
3. Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. В течении года
4. Посещение семинара или курсов по сенсорному воспитанию дошкольников. В течении года
5. Создать персональную страницу на портале и ежемесячно ее пополнять. Сентябрь
6. Изучить принципы мелкой моторики и сенсорики. Октябрь
7. Продолжать работать с одаренными детьми и участвовать в конкурсах, в том числе и дистанционных. В течении года
8. Изучать опыт работы воспитателей района, города, регионов через Интернет. В течении года
9. Систематизировать материал к региональной программе дошкольного образования, оформить его в виде сборников по возрастам. Ноябрь
10. Изготовление наглядного и демонстрационного материала для занятий и утренников. Декабрь
11. Создание обучающих анимационных презентаций для знакомства детей с окружающей средой Февраль
12. Участие в праздниках местного уровня (Масленица 2015, День поселка, Новый Год, и т.д) В течении года.
2016г Формы работы Сроки
1.. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. В течении года
2. Продолжение исследовательской деятельности. Использование инновационного материала по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей Октябрь
3. Продолжать работать с одаренными детьми и участвовать в конкурсах, в том числе и дистанционных. В течении года
4. Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, регионов через Интернет. Декабрь
5. Публикация разработок и сценариев в интернет порталах. В течении года
6. Использовать принципы сенсорики для развития воображения детей. Январь
7. Провести консультативную работу по следующим вопросам: -Приобщение детей к исследовательской деятельности в домашних условиях -Индивидуальные особенности каждого ребенка -Перспективы дальнейшего развития способностей каждого ребенка Февраль
8.Участие в праздниках местного уровня (Масленица 2016, День поселка, День пожилого человека, и т.д) В течении года
2017г Формы работы Сроки
1.Подготовка к прохождению аттестации. Изучение «Положения о порядке аттестации педагогических государственных и муниципальных образовательных учреждений и правил проведения аттестации педагогических работников». Сентябрь
2. Оформление материалов в соответствии с требованиями к категории: портфолио, персонального сайта, личного кабинета. В течении года
3. Прохождение курсов переквалификации по проблеме «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации», Сентябрь-январь
4. Прохождение компьютерного тестирования на соответствии требованиям категории. Октябрь
5. Завершение исследовательской деятельности. Подведение итогов. Анализ результатов использования методики. Сравнительный анализ. Выводы. Октябрь
6. Презентация своих профессиональных достижений: выступления на семинарах, конференциях; личное участие в профессиональных конкурсах разных уровней; наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т. д. В течении года
7. Продолжать работать с одаренными детьми и участвовать в конкурсах, в том числе и дистанционных. В течении года
8. Участие в вебинарах . В течении года
9. Участие в праздниках местного уровня (Масленница 2017, День поселка, День пожилого человека, и т.д) В течении года
10. Освоение новых компьютерных программ Май
2018г Формы работы Сроки
1. Провести работу с родителями по вопросам организации праздников, выступлений, поездок на конкурсы и другие мероприятия. Помощь родителей в приобретении и изготовлении пособий, реквизита и др. Сентябрь
2. Работа над темой самообразования. В течении года
3. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через печатные издания и Интернет. В течении года
4. Презентация своих профессиональных достижений: выступления на семинарах, конференциях; личное участие в профессиональных конкурсах разных уровней; наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т. д.
5. Участие в вебинарах . В течении года
6. Работа с родителями. Выступление на родительских собраниях, консультации, работа в рамках консультационного пункта с родителями. Ведение блогов на интернет порталах, онлайн консультирование родителей через социальные сети и мобильные приложения. В течении года
7. Принимать активное участие в работе районного методического объединения, организовать проведение на базе своего ДОУ. Апрель
8. Продолжать работать с одаренными детьми и участвовать в конкурсах, в том числе и дистанционных. В течении года
9. Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, регионов через Интернет. В течении года
10. Систематизировать материал по дидактическим играм. Оформить в виде сборников по возрастам. Март
11. Изучить вопрос по способам активации и развития внимания у детей. Апрель
12.Участие в праздниках местного уровня (Масленница 2018, День поселка, День пожилого человека, и т.д) В течении года
13. Написание отчета о проделанной работе. Выступление на педсовете о проделанной работе за учебный год Май
Предварительный просмотр:
МБДОУ №29 “Ёлочка”
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Воспитателя Пигасовой А.А.
ТЕМА:
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
г. Зеленодольск
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.
Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.
В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.
Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.
Актуальность опыта
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?
Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?
Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита.
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.
Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Перед собой я поставила цель.
Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Для достижения цели были обозначены задачи:
- Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
- Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
- Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
- Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
Объект:дети 4-7 лет.
Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.
Гипотеза:При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы:
массаж кистей рук;
пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
пальчиковый театр;
лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.;
конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;
различные виды аппликаций;
рисование по трафаретам;
штриховка;
дорисовка (по принципу симметрии);
лабиринты;
дидактические игры;
шнуровка;
игры с мелкими предметами;
паззлы, мозаика.
Описание собственного опыта работы
Прежде чем приступить к работе, я выработала план работы:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.
3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
4. Составить консультации для родителей, буклеты, провести тематические родительские собрания, мастер-классы.
5. Оформить консультации для воспитателей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?»
Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы.
Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.
Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать.
Использую картотеку игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки».
Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.
Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян и другого природного материала. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые они использовали в играх, инсценировках.
В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.
Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры, в которых детям необходимо был проводить параллельные линии в определенном направлении.
Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Детям даются заготовки с рисунками или упражнениями. Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги.
Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий - собирание пазл, нанизывание бисера на леску.
Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинирую с различными видами деятельности. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Первые шаги в освоении письма». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.
Заключение:
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.
Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование вербальных средств народной педагогики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
... С тех пор, как появились потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня, дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви...
План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...
Индивидуальный план по самообразованию на 2015-2020г. "Игра, как средство нравственного развития детей" (младший дошкольный возраст)
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.Форм...
План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Цель работы:- Повышение своего теоретического уровня;- Профессионального мастерства и компетентности;- Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русс...
Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
В статьн рассказывается о приобщении младших дошкольников к устному народному творчеству как первой ступеньке в осовоении родного языка....
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование палочек Х.Кюизенера в процессе умственного развития детей младшего дошкольного возраста»
САМООБРАЗОВАНИЕ...
Индивидуальный план профессионального развития на 2022-2023 учебный год Тема: «Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Игра для детей — способ познания окружающего мира. Она занимает особое место в жизни ребёнка. Играя, ребёнок изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отноше...