Индивидуальный план профессионального развития воспитателя. Тема: Театральная деятельность в развитии речи детей
статья
План самообразования воспитателя на межаттестационный период
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_razvitiya.docx | 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план профессионального развития
воспитателя Смирновой Светланы Александровны
на 2015-2020 год
Тема: Театральная деятельность в развитии речи детей
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной – у малышей, к интонационной речевой – у детей средней группы, и к языковой выразительности речи – у детей старшего дошкольного возраста.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Процесс развития речи ребенка – процесс сложный многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Для развития речи детей необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, не стесняясь присутствия посторонних слушателей, к этому важно приучать ещё в раннем детстве.
Актуальность: проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальное взаимодействие, я поняла, что у них очень беден как активный, так и пассивный словарь, в связи с чем развитие коммуникативных навыков замедлено. Я пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию их речи. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такие условия, которые позволят направить развитие речи воспитанников в нужное русло. Изучив научно-педагогический опыт по данному вопросу, я пришла к выводу, что более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей является театрализованная деятельность.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. А театрализованная деятельность в свою очередь, это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Она позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; воспитанием воли, памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; развитием коммуникативных качеств личности; художественным образованием и воспитанием детей.
В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи, совершенствуется артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.
Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в младшей группе. В процессе работы с театрализацией, я отметила, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило мне пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).
Таким образом, театрализованные игры помогают развитию речи ребёнка.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности является:
- разнообразие и содержание тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Цель самообразования воспитателя по теме: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Систематизация теоретического и практического материала посредством изучения учебной, справочной, методической литературы по проблеме развития речи у детей и созданию условий для театрализованной деятельности.
2. Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей.
3. Подборка и разработка картотек двигательно-речевых игр и упражнений, потешек и прибауток, игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, ритмопластики, формирование речи, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики; сценарии сказок, картотеки театрализованных игр, этюдов; музыкально-ритмических разминок в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
4. Создание в группе центра театрализации с различными видами театра, по разным сказкам.
5. Заботиться об оснащении театрализованных игр: пополнение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, театров разных видов, костюмов, декораций, атрибутов, отражающими театрализованные игры воспитанников, оформление уголка ряжения.
6. Уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
7. Оптимизировать работу с родителями по вопросу организации театрализованной деятельности с детьми с помощью разнообразных методов и приёмов.
8. Создание творческой атмосферы и объединение усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного процесса; выработка стремлений у педагогов к реализации и эффективному применению театральной деятельности в педагогической деятельности.
Источники самообразования:
- методическая литература,
- журналы,
- семинары и вебинары,
- курсы повышения квалификации,
- мастер-классы,
- открытые занятия коллег,
- сеть Интернет,
- общение с коллегами.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план;
Групповая – через участие в деятельности районного и городского методических объединений воспитателей, а также через участие в жизни детского сада.
Дата начала работы над темой самообразования – сентябрь 2015 г.
Предполагаемая дата окончания работы – май 2020 г.
Этапы самообразования:
Этапы | Содержание работы | Практическая деятельность |
Организационно - диагностический | Выбор и определение темы самообразования Планирование работы по теме самообразования | Изучение научно-методической и учебно-методической литературы. Изучение периодической печати. Посещение библиотек. Знакомство с работами других педагогов. Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме. |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. | Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС. Выступления на педсоветах, заседаниях РМО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | Участие в работе городского РМО педагогов, в городских семинарах. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах. Ведение персонального сайта https://nsportal.ru//alyona- Консультативная помощь воспитанникам и родителям. Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
План по реализации самообразования с 2015 – 2020 г.
Форма работы | Сроки | Ожидаемый результат |
1.Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, научно-методической литературы, интернет источников по данной теме. | В течение всего периода | Повышение своего теоретического, научно – методического уровня, профессионального мастерства и компетентности |
2. Изучение опыта педагогов практиков ДОУ.
| В течение всего периода | Теоретические знания полученные в ходе изучения темы. |
3. Изучение ценности личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития
| В течение всего периода | |
4. Изучение и пополнение знаний по уже имеющемуся опыту проектной деятельности | В течение всего периода | |
5. Изучение технологий интеллект -карта. | В течение всего периода | |
6. Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка. | В течение всего периода | Развивающая предметно-пространственная среда: создание медиатеки мультимедийных презентаций и картотеку интерактивных игр. |
7. Разработка занятий и игр с использованием театральной деятельности. Практическое применение знаний. | В течение всего периода | Конспект занятий и игр с детьми дошкольного возраста. |
8. Подведение итогов по самообразованию: анализ и оценка работы. | В конце года | Выступление на итоговом педсовете. Показ открытого мероприятия с использованием театральной деятельности. |
9. Накопление в «Портфолио педагога» методического и практического материала по теме самообразования. | В течение всего периода. | Создание портфолио по теме самообразования |
Взаимодействие с родителями | ||||
Сентябрь | Привлечение родителей воспитанников в основной образовательный процесс ДОУ различными формами работы | Родительские собрания Педагогическое просвещение родителей. «Театральная деятельность в развитии речи ребенка» | ||
В течение года | Информирование родителей о теме и планируемых мероприятий. | Укрепление сотрудничества семьи и педагогического коллектива. | ||
Ноябрь - Май | Консультации на тему: «Польза театра в раннем возрасте», «Как поддержать интерес ребенка к театру?» , «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье» | Папки передвижки Памятка «Игры для речевого развития детей» Разработка и реализация совместно с семьями индивидуальных маршрутов помощи собственному ребенку | ||
Март Апрель | Привлечение родителей к проведению итоговых мероприятий. | Папки-передвижки: «Игровая терапия дома». «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи» | ||
Самореализация | ||||
В течение всего периода | Публикация: ежемесячный общественно-педагогический и научно-методический общетатарский журнал «Магариф»; федеральный журнал для родителей и педагогов «Дошкольный мир»: сайт МААМ.ру «Социальная сеть работников образования». | Статьи по теме самообразования, обмен опытом | ||
В течение всего периода | Участие в конкурсах всероссийского, республиканского, международного и городского уровня | Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества |
Источники: интернет – ресурс http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac05.htmы, методический кабинет д\с
Литература
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
3. Берёзкин В. И. Искусство оформления спектакля-М-1986г.
4. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
5. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. – М.: Вентана – Граф, 2015.
6. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
10. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.: ТЦ «Сфера», 2013
11. Методическая разработка «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Райло И. М.
12. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 г.
13. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. «Кукольный театр для самых маленьких»: (театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) — М.: Линка-Пресс, 2009.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. 2013г.
15. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение воспитателя старшей логопедической группы из личного опыта: "Роль театральной деятельности в развитии речи детей логопедической группы".
Из личного опыты....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, специ...
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....
План на межаттестационный период на 2019-2023г.г. по теме «Роль театральной деятельности в развитии речи детей»
План на межаттестационный период на 2019-2023г.г. по теме «Роль театральной деятельности в развитии речи детей»...
Презентация на тему: "Речевое развитие ребенка 6-7 лет. Использование театральной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста"
Данную презентацию можно использовать для консультации родителей....
Индивидуальный план по самообразованию Тема: «Роль сказки в развитии речи дошкольников».
Цель: Содействие развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи через сказку.Задачи:Способствовать развитие умения связно, последовательно и выразительно пере...
Консультация для воспитателей по теме «Роль театральной деятельности в развитии речи детей».
Консультация для воспитателейпо теме«Роль театральной деятельности в развитии речи детей»....