ООД по патриотическому воспитанию "Здравствуй, матрёшка!" для детей 2-3 лет группы общеразвивающей направленности
план-конспект занятия (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_dlya_detey_vtoroy_mladshey_gruppy.docx | 69.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Сказка» п. Вишневогорск»
Каслинского муниципального района
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию
в интеграции образовательных областей
в рамках патриотического воспитания
«Здравствуй, матрёшка!»
для детей 2-3 лет
группы общеразвивающей направленности
Автор: Просвирина Е.В.,
воспитатель ВКК,
2 младшая группа
п. Вишневогорск, 2023
Цель занятия: знакомство младших дошкольников с русской народной игрушкой – Матрешкой.
Задачи:
1) Познавательные:
- продолжать знакомить младших дошкольников с русской народной культурой;
- способствовать расширению знаний детей о русской народной игрушке – матрешке.
- закреплять умение определять размер, цвет, количество, свойства предметов.
2) Развивающие:
- развивать знания детей о цветах, навыки рисования красками, умение украшать изображение в нетрадиционной технике (рисование ватными палочками);
- содействовать развитию связной речи, внимания и памяти, мелкой моторики рук;
- продолжать расширять и обогащать словарный запас.
3) Воспитательные:
- активизировать интерес малышей к традициям и обычаям русского народа;
- содействовать развитию эстетического вкуса.
Предварительная работа: чтение стихотворений о матрешках, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки, сказки), рассматривание матрешки, игры с ней, рассматривание иллюстраций.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Форма организации деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые, нетрадиционные техники рисования.
Оборудование: компьютер, аудиоколонки, народный русский костюм, игрушка-матрешка, деревянные дощечки-матрешки для раскрашивания, ватные палочки, краски.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, музыкальная, двигательная.
Структура ОД:
I. Вводная часть — 2 минуты.
а) мотивационный этап;
б) сюрпризный момент.
II. Основная часть — 7 минут.
а) изучение Матрешки;
б) музыкально-спортивная минутка;
г) пальчиковая гимнастика;
д) раскрашивание в нетрадиционной технике.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) — 1 минута.
а) оценка деятельности детей;
б) подведение итогов.
Ход НОД
Организационно-мотивационный этап: психогимнастика «Мы за руки возьмемся».
Воспитатель: Ребятки, давайте мы с вами встанем в кружок.
- Мы за руки возьмемся, друг другу улыбнемся,
Вот так, вот так, друг другу улыбнемся.
Мы не будем ссориться, будем мы дружить,
Ручками своими тепло души дарить.
(Дети становятся в круг, берутся за руки, поворачиваются друг к другу, улыбаются).
Воспитатель:
- Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку переходит доброта. Еще раз улыбнитесь друг другу и пожелайте доброго утра.
(Дети говорят: Доброе утро).
(Сюрпризный момент: включается русская народная песня «Светит месяц», в группу заходит девочка в костюме матрешки (помогает дошкольник подготовительной группы).
Воспитатель:
- Здравствуй, гостья дорогая! Милости просим! Гость в дом, радость в нём!
Ребята, посмотрите, какая к нам пришла красавица. Давайте с ней поздороваемся, но не просто, а по старинному русскому обычаю, скажем дружно «Здравствуйте!» и поклонимся, приложа руку к сердцу.
(Дети здороваются, и кланяются гостье, прикладывая руку к сердцу).
Девочка-Матрешка (держа корзинку, поворачиваясь и показывая себя со всех сторон):
- Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки.
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
Воспитатель:
- Ребята, а гостья-то к нам пришла не с пустыми руками. Давайте посмотрим, что же она нам принесла. (Девочка-Матрешка достает из корзинки игрушку-матрешку).
Воспитатель:
- Ребятки, а кто знает, что это за игрушка такая? (Дети отвечают: это Матрешка).
Воспитатель:
- Правильно, молодцы! Это Матрёшка расписная, русская игрушка. Её зовут Матрёша. Давайте мы с ней поздороваемся и её рассмотрим. (Дети говорят: здравствуй, Матрёша).
Воспитатель:
- А что у Матрёши на лице? (Дети отвечают: глазки). Правильно, синие глазки.
- А под глазками? (Дети отвечают: губы). Молодцы, верно, красные губки.
- А что надето у неё на голове? (Дети отвечают: платочек). Молодцы, ребятки, зеленый расписной платочек.
- А впереди что подвязала на сарафан Матрёша? (Дети отвечают: фартук). Правильно, посмотрите какой фартучек, весь в красных ягодках и желтых цветочках.
(Воспитатель слегка встряхивает игрушку-матрешку, детей заинтересовывает, что в ней находится).
Воспитатель:
Иди, Семён, подержи Матрешу. Чувствуешь, что-то игрушка тяжелая? А всё потому, что она пришла не одна, и привела к вам своих подружек. Давайте посмотрим.
(Ребенок с помощью воспитателя открывает игрушку, достает вторую матрешку. Воспитатель ставит её на стол рядом с первой).
Воспитатель:
- Видите, ребятки, матрёшки разные. Как вы думаете, чем они отличаются? (Дети отвечают: маленькая и большая).
- Правильно, одна большая, другая поменьше. Давайте откроем матрешку поменьше и узнаем, а может и в ней кто-то есть? Егор, помоги мне, пожалуйста, открыть игрушку.
(Ребенок с помощью воспитателя открывает игрушку, достает третью матрёшку. Воспитатель ставит её рядом с первой и второй, располагая их по росту в ряд).
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какие матрёшечки стоят – все разные. Давайте их перечислим: эта матрешка (Дети сравнивают: большая), эта матрешка (Дети сравнивают: поменьше), а эта матрёшечка (Дети: ещё меньше).
Воспитатель:
- Молодцы, ребятки. Посмотрите, какая маленькая самая последняя матрешка!
Дима, можешь спрятать эту куколку в ладошке. Попробуйте каждый её спрятать в своей ладони (Дети по очереди прячут в руке самую маленькую матрёшку).
Воспитатель:
- Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Воспитатель: Ребятки, а самая маленькая матрёшечка особенная. Как вы думаете, почему? Она не открывается и в ней никто больше не прячется. Вот какая интересная русская народная игрушка – Матрёшка.
(Воспитатель начинает складывать матрешек в обратном порядке).
- Эта матрешка самая… (Дети: маленькая)
- Эта матрешка… (Дети: побольше)
- Последняя матрешка самая… (Дети: большая).
Воспитатель:
- Какие вы молодцы. Теперь наша Матрешка с сестричками, и она приглашает вас с ней потанцевать.
(Под минусовку «Мы матрёшки, вот такие крошки», слова и музыка: Л. Олифирова, воспитатель с девочкой-Матрёшкой проводят динамическую паузу).
Воспитатель:
- Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают)
- На ногах сапожки, топают матрёшки (топают)
- Влево, вправо повернись (повороты влево, вправо)
- Всем знакомым поклонись (кланяются)
- В сарафанах ярких, пёстрых (кружатся)
- Вы похожи словно сёстры (обнимаются).
Воспитатель:
- Вы потанцевали, ножки размяли? (Дети: да). Теперь я вам предлагаю сделать Матрешке подарок. Посмотрите, какие у нас на столах лежат фигурки матрешек – все в круглый горошек, только они скучные и неяркие. Поможем матрешкам, украсим платочки и сарафаны? (Дети: да). А рисовать мы будем «волшебными палочками» (достает ватные палочки, наглядно показывает, как нужно выполнить работу).
- Прежде чем мы начнем рисовать, мы потренируем наши пальчики.
(Проводится пальчиковая гимнастика – дети выполняют по показу и словам).
Воспитатель:
- Прежде, чем нам рисовать
Нужно пальчики размять (дети потрясли ручками).
Кулачки разжали – сжали,
Друг о дружку постучали.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Один, два, три, четыре, пять (загибают поочередно пальчики)
Начинаем рисовать!
(Дети с помощью воспитателя ватными палочками раскрашивают деревянные заготовки матрешек – в разноцветный горошек.)
Воспитатель:
- Какие красивые игрушки у вас получились. Теперь у нашей Матрешки много подружек.
Девочка-Матрешка:
- Спасибо вам, ребятки, за хорошее настроение! У меня для вас тоже есть подарок – корзинка с угощением (яблочки).
Воспитатель:
- Нашей гостье пора уходить, давайте скажем Матрешке до свидания. (Дети говорят «До свидания», девочка-Матрешка оставляет угощение и, прощаясь, уходит).
Воспитатель:
- Ребятки, мы сегодня с вами узнали про замечательную русскую народную игрушку, весело потанцевали и стали мастерами – изготовили игрушкам наряды. Давайте возьмем наших матрешек, встанем в кружок и полюбуемся ими. Какие они красивые, вы все постарались! Молодцы!
Воспитатель:
- Ребята, давайте повторим о какой русской народной игрушке мы сегодня говорили? (Дети отвечают: матрешка). А какие матрёшки бывают по росту? (Дети отвечают: большие, поменьше и маленькие). Как вы думаете, матрешкам понравились ваши наряды? (Дети отвечают: да, понравились).
Воспитатель:
- Мне тоже очень понравилось с вами – вы такие веселые, внимательные, дружелюбные и умненькие дети.
Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.
Использованная литература:
- Берестов, В. Д. Матрёшкины потешки // Берестов В. Д. Читалочка: стихи. – М.: Лабиринт, 2019 – 16 с.
- Горожанина, С. В. Русская матрешка //альбом. - Москва: Интербук-бизнес, 2012 – 206 с.
- Иванова, Ю. Матрёшка: кукла с секретом; художник Н. Кондратова. – 2-е изд. – Москва: Настя и Никита, 2019 – 22 с.
- Карпухина, Н. А. Реализация содержания образовательной деятельности. Младший возраст (2 - 3 года). Практическое пособие. - Воронеж: ООО «М-КНИГА», 2017 – 144 с.
- Трофимов, М. Е. Алы щёчки, губы ярки //стихи (Книжки для малышки); художник С. Шинкарёва. – Иркутск: Анком, 2011 – 10 с.
Интернет – ресурсы:
1.https://kladraz.ru/blogs/natalija-bogdanovna-baltivec/ruskaja-matryoshka.html?ysclid=lmpr2hbw41837033062 (дата обращения 09.08.2023)
2.https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/pro-matreshku-detyam?ysclid=lmpr4nnw4559058521 (дата обращения 09.08.2023)
3.https://akademiarechi.ru/razvitie-detey/puantilizm/?ysclid=lmq21t3go0729370484 (дата обращения 08.08.2023)
4.https://vospitatel.online/93369-kartoteka-igr-s-matreshkami?ysclid=lmspl8iqf742857380 (дата обращения 08.08.2023)
5.https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-narodnaja-igrushka-75289.html
(дата обращения 08.08.2023)
Приложение 1
Картотека игр с матрёшками для детей младшего возраста
Карточка № 1 Сенсорная игра «МАТРЕШКА ПОТЕРЯЛАСЬ» Цель: развитие разных форм восприятия окружающего мира, расширение и накопление сенсорного опыта. Материал: расписная матрешка, вмещающая еще две разборные матрешки. Игровые действия: матрешки выстраиваются линеечкой. Ладошкой ребенка гладят по головкам матрешек (здесь важны тактильные ощущения – рука очень плавно скользит вниз). Закрывается матрешка ярким непрозрачным платочком (спрятались матрешки). Убирается одна матрешка и ставятся оставшиеся две матрешки рядом друг с другом. Убирается платок и показываются матрешки ребенку (одна матрешка потерялась). Ребенок должен найти место и поставить матрешек в ряд. | Карточка № 2 Сенсорная игра «ТРЕХЦВЕТНАЯ МАТРЕШКА» Цель: учить ребенка соотнесению предметов по величине и совершенствовать мелкую моторику и координацию рук. Материал: расписная матрешка. Игровые действия: педагог ставит на стол перед ребенком красивую матрешку. Встряхивает ее, имитирует голосом стук: «Тук-тук-тук! Кто там?» Открывает матрешку, достает вторую. «В гости к тебе пришли две матрешки». Затем вкладывает малую матрешку в большую и закрывает ее. Предлагает малышу самостоятельно достать вторую матрешку. Действия со второй матрешкой целиком повторяют первую часть занятия. В третьей части занятия малыш вкладывает все матрешки в одну большую. |
Карточка № 3 Дидактическая игра «МАТРЕШКА» Цель: научить ребенка действовать с трехместной матрешкой и сформировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с рисунком. Материал: расписная матрешка. Игровые действия: педагог ставит на стол матрешку. Ребенка учат открывать матрешку, доставая из нее другую, и правильно закрывать ее, совмещая части рисунка. | Карточка № 4 Дидактическая игра «ИГРА С МАТРЕШКОЙ» Цель: научить находить по просьбе взрослого идентичные, но различные по величине предметы и совершенствовать моторику пальцев. Материал: расписная матрешка. Игровые действия: все матрешки, которые достает ребенок, выстраиваются линеечкой. Обращается внимание на самую большую, поменьше и самую маленькую. Обращается внимание на высоту голоса с каждой матрешкой. Впоследствии игра усложняется - Матрешки расставляются в ряд не по порядку. Ребенку нужно расставить матрешек в ряд от самой большой к самой маленькой и наоборот. |
Карточка № 5 Дидактическая игра «МАТРЕШКИНЫ СЮРПРИЗЫ» Цель: создание условий для развития познавательных способностей через игру и формирование представлений о сюрпризах. Материал: несколько матрешек, вовнутрь которых необходимо вложить цветные платочки с разными фигурками – зайчик, белочка, снежинка, ягодка и т.д. Игровые действия: можно полностью спрятать сюрпризы вовнутрь матрешек, а можно сделать так, чтобы уголки торчали наружу. Детям объясняется, что матрешки принесли подарки и предлагается посмотреть их. Для этого надо открыть матрешку. Рассматриваются сюрпризы, которые принесли матрешки. | Карточка № 6 Дидактическая игра «ОТГАДАЙ, ЧТО ВНУТРИ» Цель: развитие познавательной активности, внимания и памяти. Материал: матрешки, мелкие предметы (ракушка, камешек, конфетка, крышечка от бутылки, пуговица, монетка). Игровые действия: берется 6 матрешек. В каждую из них кладется мелкий предмет. Матрешки закрываются. Задача ребенка - вспомнить и назвать, что спрятано в каждой матрешке. Далее задание можно усложнять — взять для игры 8 матрешек.
|
Карточка № 7 Дидактическая игра «НАЙДИ ДОМИК МАТРЕШКИ» Цель: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке и умение выделять фигурки по величине; воспитывать уважение и любовь к народному творчеству. Материал: карточка с силуэтами матрешек – их домиков, матрешки разные по величине. Игровые правила: правильно «заселить» матрешек в свои домики. | Карточка № 8 Дидактическая игра «СОБЕРИ МАТРЕШКУ» Цель: закреплять умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения. Материал: матрешки из бумаги (картона), поделенные на несколько частей. Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку.
|
Карточка № 9 Сюжетная игра «ЧАЕПИТИЕ» Цель: закрепить знания о столовых предметах, культуре приема гостей, сравнении предметов, совершенствовать мелкую моторику. Материал: расписные матрешки, кубики, посуда. Игровые действия: напоить трех матрешек чаем, поблагодарить за угощение. Большую матрешку нужно посадить на большой стул, среднюю – на средний, маленькую – на маленький (стулья и столы строит сам из конструктора, используя кубики разных размеров). Чашки и тарелки подбираются аналогично. | Карточка № 10 Сюжетно-ролевая игра «БАЮШКИ-БАЮ» Цель: способствовать развитию эмоционально-положительного и бережного отношения к игрушке. Материал: расписная матрешка, детская кровать с атрибутами для сна. Игровые действия: взять матрешку на руки, обнять и погладить её. Побаюкать на руках. Уложить в кроватку, накрыть одеялом, покачать кроватку. Действия можно сопровождать колыбельной мелодией (песенкой). |
Карточка № 11 Речевая игра с движением «МАТРЁШКА, ГДЕ ТЫ?» Цель: формировать умение затормозить свое действие или же, наоборот, начать действовать по речевому сигналу. Материал: деревянная составная матрешка. Игровые действия: дети сидят на стульях, составленных в кружок вокруг воспитателя. Взрослый, попросив детей положить руки за спину и ждать, мерным шагом обходит вокруг стульев позади детей. Матрешку держит в руке и приговаривает речитативом (Хожу, брожу, матрешку держу, разберу пополам, деткам в ручку дам). Незаметно вкладывает по половинке матрешки в руки детям, сидящим по противоположным сторонам круга, и шепчет (Ты тихонечко сиди, ничего не говори, да и сам не смотри, только в ручке держи). Следом (Матрешка, где ты, покажись, пожалуйста). Дети, у которых в руке оказалась матрешка (половинка), выбегают на середину, соединяют обе половинки и отдают воспитателю. | Карточка № 12 Подвижная игра «ШЛИ МАТРЕШКИ ПО ДОРОЖКЕ» Цель: учить детей согласовывать детей со словами. Материал: пчелка, домик. Игровые действия: одного ребенка выбирают водящим (пчелка), остальные становятся в круг и выполняют движения под стихи воспитателя. Шли матрешки по дорожке (шагают по кругу за матрешкой) Было их немножечко, Две Матрены, Три матрешки, И одна матрешечка. (подходят к домику) Я цветочек вышила, Жу-жу-жу услышала. (вылетает пчелка) Села пчелка на цветок Все матрешки наутек. (все убегают, пчелка догоняет). |
Карточка № 13 Подвижная игра «ОЙ, ЧТО ЗА НАРОД!» Цель: обучение двигательной координации в группе детей. Материал: матрёшка. Игровые действия: воспитатель держит матрешку лицом к себе. Идет по площадке назад, лицом к детям -дети идут за воспитателем стайкой. - Ой, что за народ За матрёшкой идёт? (матрёшка поворачивается) Быстро-быстро убежали, Только ножки замелькали (дети убегают). - Ой, что за народ В барабаны громко бьёт? (дети идут и говорят: «Бум-бум-бум!») (матрёшка поворачивается) Быстро-быстро убежали, Только ножки замелькали (дети убегают). - Ой, что за народ, Тихо-тихо так идёт! (дети идут крадучись) (матрёшка поворачивается) Быстро-быстро убежали, Только ножки замелькали (дети убегают). - Ой, что за народ, Дружно прыгает вперед (дети прыгают) (матрёшка поворачивается) Быстро-быстро убежали, Только ножки замелькали (дети убегают). | Карточка № 14 Сенсорная игра «ЛЮБИМАЯ МАТРЕШКА» Цель: совершенствование зрительных навыков, памяти и внимания. Материалы: платочки желтого, зеленого и красного цветов; демонстрационные картинки с матрешками в сарафанах желтого, красного, зеленого и синего цветов. Игровые действия: выполняется в положении стоя. - У меня матрешка есть, новая игрушка, В желтом сарафанчике славная толстушка. (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке). - А ее откроешь – в ней сидит вторая, Все в зеленом, как весной травка молодая… (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке). - А вторую отвернешь – там еще матрешка, Третья матрешка – в синем крошка, (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке). - В ней – любимая матрешка. Вся она как маков цвет: сарафан на ней надет, Алый, как цветочек, и под цвет платочек, Пуще всех ее храню, больше всех ее люблю Маленькую крошку – красную матрешку. (Найдите глазками эту матрешку, возьмите платочек того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с платочком вверх и помашите матрешке). |
Приложение 2
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
(приобщение к народной культуре дошкольников 2-3 лет)
Стихотворения
Гришин А.
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются — матрёшки.
Карапетьян Р.
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней — еще немножко,
Ну а в ней — матрешка-крошка,
Ну а в крошке — никого.
Их четыре же всего.
В. Приходько
Ах, матрешечка-матрешка.
Хороша, не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики.
Весело кружатся в танце
Яркие букетики!
Матрешки — деревяшки
Разноцветные рубашки.
Красны маки на груди
В сарафане впереди.
И платочек повязной,
Он с расцветкой золотой.
И в руках она несет
Вкусный, сладкий пирожок.
Иванов С.
Эти русские матрешки,
Разноцветные одежки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдешь.
Лагздынь Г.
Деревянная матрешка
Влезла с Машей на окошко.
По карнизу ходит кошка
И не может сосчитать:
То стоит одна матрешка,
То матрешек целых пять!
Восемь кукол деревянных
Круглолицых и румяных.
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех матрёшками зовут.
Емельянова О.
Я Матрёшка-сувенир
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская Матрёшка.
Мастер выточил меня
Из куска берёзы.
До чего румяна я,
Щёки, словно розы.
Радов Ю.
Подарили мне матрёшку,
В ней ещё сидели пять.
Их поставил на окошко,
Чтоб смогли они гулять,
Потому что у матрёшек
Почему-то нету ножек.
Громова Л.
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри — ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном — двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.
Иванов С.
Ой ты барышня-матрёшка,
Я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
Что внутри тебя сидят!
Ой ты барышня-матрёшка,
Разноцветная одёжка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
Володина Ю.
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрешки всюду славятся.
Они нам очень нравятся!
Кныш Е.
Я Матрёшечка — краса!
Очень длинная коса,
Ленту алую вплету,
Хороводы заведу.
Яркий сарафан на мне,
Вышитая блузка!
Как же он сейчас красив
Мой костюмчик русский!
У меня сестрёнки есть,
Что меня моложе,
Как две капельки воды
На меня похожи!
Вместе выйдем в хоровод.
Ножкой топнем — топ-топ-топ!
Будет петь и веселиться
Вместе с нами весь народ!
Лисенкова Т.
Какой русский сувенир
Покорил уже весь мир?
Балалайка? Нет! Гармошка?
Нет! ...То - русская матрёшка!!!
Детская игрушка эта,
Обошла уже пол света!
Так, немного и немало
Символом России стала.
Знают все её загадку...
В ней хранятся по порядку
Краснощёкие девчонки...
Её младшие сестрёнки.
Я секрет тот тоже знаю
-Разбираю, собираю,
Достаю их друг за другом,
Расставляю полукругом;
Одна матрёшка, две... и вот...
Матрёшек целый хоровод.
Самуил Маршак
Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
на две половинки.
В ней живет еще одна
кукла в серединке.
Эту куколку открой —
будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
куколка пузатая.
А внутри шестая
в ней живет пустая.
А в шестой седьмая,
А в седьмой восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд,
сестры куколки стоят.
Сколько вас? У них мы спросим,
И ответят куклы: — Восемь!
Матрешкины частушки и потешки
Мы – матрёшки, мы – сестрички
Мы – толстушки невелички.
Как пойдём плясать и петь
Вам за нами не успеть.
Я девчонка ничего!
Не боюсь я ничего.
Если я и упаду,
Все равно не пропаду!
Как у нашей у Хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матреша вышла в юбочке.
На заре трубит рожок,
Кличет стадо на лужок:
— Выходи, Буренушка!
— Выхожу, Матренушка!
Ходят куры в стороне,
Позабыли обо мне.
Принесла горошку —
Вспомнили матрешку.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам придем.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Ложки деревянные,
Матрешечки румяные.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошли матрешки.
Восемь водят хоровод,
А девятая поет.
Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Шла по ягоду Матрешка,
Позабыла взять лукошко.
«И куда ж такую сласть
Мне теперь, подружки, класть?»
Пыль клубится по дорожке —
Едут с ярмарки матрешки,
На баранах, на быках,
Все с баранками в руках.
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки,
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Песни о матрёшке
«Мы матрёшки» (народная)
Мы матрёшки - раз, два, три (раз, два, три) (раз, два, три)
Как похожи - посмотри, посмотри, посмотри.
Ай-люли, ай-люли, сарафаны до земли.
Ай-люли, ай-люли, сарафаны до земли.
Мы матрёшки - раз, два, три (раз, два, три) (раз, два, три)
Как пригожи - посмотри, посмотри, посмотри
Ай-люли, ай-люли, ленты в косы заплели.
Ай-люли, ай-люли, ленты в косы заплели
Мы матрёшки - раз, два, три (раз, два, три) (раз, два, три)
Как дружны мы - посмотри, посмотри, посмотри
Ай-люли, ай-люли, хоровод мы повели.
Ай-люли, ай-люли, хоровод мы повели.
«Русская матрешка» (слова и музыка З. Роот)
1. Россия наша славится
Расписными ложками
Да еще гордится
Русскими матрешками.
Припев:
Матрешка русская,
Плясать она искусная,
Веселится и поет,
Развлекает весь народ.
2. В каждом доме ее почет,
Все встречают с ласкою,
Потому что вместе с ней
Дом наполнен сказкою.
Припев:
Матрешка русская,
Плясать она искусная,
Веселится и поет,
Развлекает весь народ.
«Русские матрешки» (муз. Д. Князев, сл. А. Яранова)
1. Матрешечки, матрешки,
Горят румянцем щечки.
Матрешечки, матрешки -
Мамочки и дочки.
Красивые, нарядные,
Милые и ладные.
Заводят хоровод –
Веселят честной народ.
Припев.
Русские матрешки,
Ой, какие крошки!
Девицы-красавицы
Во всем мире славятся.
Русские матрёшки,
Яркие сапожки.
Красавицы-девицы,
Невозможно не влюбиться!
2. Матрешечки, матрешки,
Доченьки и мамы.
Матрешечкам, матрешкам,
Не нужна реклама.
В Канаде и в Австралии,
В Китае и в Италии
Знают наших крошек –
Русских матрешек.
Загадки про матрёшку
В разнаряженной девице
Перепрятались сестрицы. (Матрешка)
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются — (Матрешки)
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица
Для меньшей - темница. (Матрешка)
Цветастые платья,
Румяные щёчки!
Её открываем –
В ней прячутся дочки.
(Матрешка)
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки? (Матрешки)
Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это? (Матрешки)
Вот прабабушка-игрушка,
Хоть она и не старушка.
Просто у нее внутри
Есть еще похожих три.
Каждую мы открываем
И другую вынимаем! (Матрешка)
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -...(Матрешки)
Какую игрушку
Сначала пополам ломают,
А потом в нее играют?
(Матрешка)
Приложение 3
Самоанализ ООД по познавательному развитию в интеграции образовательных областей в рамках патриотического воспитания для детей 2-3 лет
Выполнила: воспитатель Просвирина Е.В.
Тема: «Здравствуй, матрёшка!»
Образовательная область: познавательное развитие; интеграция образовательных областей - речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социальное развитие, физическое развитие.
Цель: знакомство младших дошкольников с русской народной игрушкой – Матрешкой.
Задачи:
1) Познавательные:
- продолжать знакомить младших дошкольников с русской народной культурой;
- способствовать расширению знаний детей о русской народной игрушке – матрешке.
- закреплять умение определять размер, цвет, количество, свойства предметов.
2) Развивающие:
- развивать знания детей о цветах, навыки рисования красками, умение украшать изображение в нетрадиционной технике (рисование ватными палочками);
- содействовать развитию связной речи, внимания и памяти, мелкой моторики рук;
- продолжать расширять и обогащать словарный запас.
3) Воспитательные:
- активизировать интерес малышей к традициям и обычаям русского народа;
- содействовать развитию эстетического вкуса.
Параметры | Анализ |
Создание познавательной атмосферы | Все части занятия логичны и последовательны, связаны друг с другом, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы аспекты из других образовательных областей: социально-коммуникативное развитие (ритуал приветствия в начале основной части), художественно-эстетическое развитие (раскрашивание в нетрадиционной технике рисования), физическое развитие (двигательная активность во время танцевальной минутки), речевое развитие (общение в процессе ООД, ответы детей, повторение изученных слов). Части ООД объединены в единый игровой сюжет, что помогает повысить интерес детей к познавательной деятельности. |
Применяемые методы и приемы | Словесный (приемы: разговор, беседа, пояснение, педагогическая оценка); наглядный (приёмы: показ предметов, образцов, способов действия); практический (приёмы: совместные действия, выполнение заданий); игровой (приёмы: сюрпризный момент, обыгрывание игрушек, выполнение игровых действий); стимулирования – похвала. |
Организация деятельности | На занятии использовались разнообразные виды детской деятельности: познавательная (изучение матрешки), коммуникативная (общение со взрослым, ровесником, старшим ребенком), игровая (спрячь матрёшку в ладошке), музыкальная и двигательная (танец «Мы матрёшки»), самостоятельная изобразительная (раскрашивание ватными палочками). Используемый и оформленный материал был продуманным, красочным и эстетичным. |
Взаимодействие | Личностно-ориентированный подход и создание атмосферы «партнерства» способствовали проведению ООД. Похвалы, подбадривания закрепляют ситуацию успеха ребенка. |
Речь педагога | Старалась формулировать вопросы, способствующие ответам детей, строить высказывания грамотно и доступно для понимания. |
Воспитательный компонент | Приобщение к народной культуре, развитие навыков вежливого поведения. |
Коррекция деятельности | В процессе ООД постоянно происходила смена деятельности: дети передвигались по группе, используя все полезное пространство, что позволило избежать утомляемости и потери внимания. Во время выполнения практической части показала детям, как правильно сидеть за столом, наблюдала за сохранением осанки. |
Результативность | Материал ООД детьми усвоен, закреплен с опорой на продуктивную деятельность. Мотивация на занятие и итог были организован в виде коммуникативно-игровой ситуации (круг) с целью создания настроения и эмоционального удовлетворения от проделанной работы. |
Вывод: анализируя проведенное занятие, могу констатировать, что содержание соответствовало заданной тематике, цель достигнута, поставленные задачи были выполнены.
Приложение 4
фотоматериалы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Музыка» для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности.
Конспект непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Музыка» для детей 6-7 лет группы общеразвивающей направленности.Цель: Способствовать нравственно-эстетическому развитию ...
Рабочая программа по развитию речи для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности образовательная область «Коммуникация»
Рабочая программа по развитию речи направлена на реализацию образовательной области «Коммуникация», составлена на основе обязательного минимума содержания по познавательно-речевому развитию детей стар...
План взаимодействия с семьями детей 4-5 лет группы общеразвивающей направленности
Родительские собрания, консультации, беседы, тематика наглядных пособий...
Конспект интегрированной познавательно-игровой ситуации для детей 4-5 лет группы общеразвивающей направленности «Дома для наших друзей», конструирование из бумаги (оригами).
Использование современных образовательных технологий в развитии речи детей среднего возраста....
Конспект ООД по ПДД «АЗБУКУ ДОРОЖНУЮ – ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО» в группе общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Цель: формирование представлений детей о дорожных знаках.Задачи: рассказать детям, когда появился светофор, расширять и закреплять знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения...
Музыкальная гостиная на тему: «Классическая музыка детям: Мелодии зимы» для детей 5-6 лет групп общеразвивающей направленности
Классическая музыка детям: Мелодии зимы. Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, выявление образа зимы и умение передавать его в различных музыкальных видах деятельности.Задачи...
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема "Я Оренбуржец и этим горжусь!". Группа общеразвивающей направленности 5-6 лет.
Данное занятие прививает у детей чувство любви и гордости к городу в котором мы живем. Развивает интерес к посещению достопримечательностей города. Учит ценить, оберегать и не забывать свою малую Роди...