Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в рамках Международного дня родного языка для детей подготовительной к школе группы "Многонациональная Республика Татарстан"
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №200»
комбинированного вида Московского района г. Казани
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
в рамках Международного дня родного языка
для детей подготовительной к школе группы
"Многонациональная Республика Татарстан"
Разработала:
воспитатель по обучению детей татарскому языку
Санатуллина Галия Илсуровна
,
2022 г.
Актуальность. В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжье, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям – одна из важных задач работы педагога.
Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. В нашей республике, да и в нашем городе живет много представителей народов Поволжья. Это - русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордвины и т.д. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой бы национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа.
Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
Так и родилась идея создания проекта «Многонациональная Республика Татарстан» для подготовительной к школе группы. На протяжении дошкольного возраста дети знакомятся с культурой и своеобразием народов Поволжья через непосредственную образовательную деятельность, где педагоги рассказывают детям о народах Поволжья, их быте, культуре, через знакомство с художественной литературой: читают стихи, сказки, знакомятся с фольклором и устным народным творчеством; знакомятся с различными народными играми, в которые дети с удовольствием играют. Также в детском саду проводятся развлечения, спортивные мероприятия, на которых используются игры народов Поволжья.
Данный проект мы реализуем в рамках «Недели Международного дня родного языка».
Данный проект требует от педагогов и родителей пополнить знания о культуре народов, населяющих республику Татарстан. И в тоже время проект помогает воспитателям расширить представления детей об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре.
Цель проекта - воспитывать интерес к миру национальных культур, языку, расширять представления об образе жизни людей, населяющих Республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.
Реализация данной цели требует решения нескольких задач:
1. Способствовать физическому, нравственному, эстетическому развитию детей.
2. Расширять круг знаний народных игр. Вызывать положительные впечатления. Помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей.
3. Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в самостоятельной деятельности.
4. Познакомить с народным творчеством, обычаями, традициями, укладом жизни народа.
Тип проекта: краткосрочный (с 16 по 20 февраля 2022 года), познавательно-творческий.
При реализации данного проекта мы используем следующие методические приемы:
• беседы с просмотром презентаций,
• чтение художественных произведений (народные сказки, пословицы и поговорки, потешки, считалки)
• экскурсии, прогулки,
• творческая деятельность детей.
№ п\п | Мероприятие | Цели мероприятия | Форма проведения |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |||
1. 2. 3. | Подбор литературы по выбранным направлениям Составление перспективного плана Познакомить родителей с проектом. | Изучение имеющегося опыта работы в раскрытии перед ребенком мира национальных культур. Определить приоритетные направления, формы и методы работы. Привлечь родителей к осуществлению проекта, определить приоритетные направления работы. | «Родительская пятиминутка» |
Понедельник - 14.02.2022 - «День русской культуры» | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | В Татарстане живут русские Заучивание потешки «Лады-ладыньки», считалки «Бежит зайка», чтение РНС «Марья Моревна». Хороводная игра «Ехал Ваня» НОД - ОО «Художественное творчество» раздел Рисование "Волшебные сказки»" Русские народные подвижные игры «Море волнуется», «Яков, где ты?» Словесная игра «Кольцо» Настольно-печатная игра «Русские узоры» Слушание Русская народная песня «Из-под дуба». «Масленица-проказница» «Многонациональная Республика Татарстан» | Формировать представление о характерных особенностях русской культуры, народных обычаях и традициях. Вызвать интерес к русскому народному творчеству, помочь запомнить потешку, развивать память. Привлечь детей к разучиванию новой хороводной игры, воспитывать интерес к русской культуре. Формировать умение самостоятельно передавать в рисунке содержание знакомых русских сказок, продолжать развивать воображение, воспитывать интерес к русским народным сказкам. Вызывать интерес к русским народным играм, развивать двигательную активность. Развивать речевую и двигательную активность детей, вырабатывать реакцию на словесный сигнал. Закреплять знания о народном промысле России, уметь отличать разные виды росписи и называть их. Познакомить детей с музыкальным фольклором России; вызывать интерес к народной музыке, способствовать созданию хорошего настроения. Познакомить детей с народными праздниками, отметить, что сегодня начало Масленичной недели. Предложить попробовать традиционное масленичное блюдо - блины, символ солнца. Привлечь родителей к участию в конкурсе рисунков, совместно с детьми. | Коллективная беседа с презентацией «Обычаи и традиции русского народа» Чтение художественной литературы. Игровая деятельность. НОД Игровая деятельность. Игровая деятельность. Игровая деятельность. Музыкальное воспитание Просмотр презентации, угощение блинами (родители), слушание песен о Масленице. Конкурс рисунков совместно с родителями. |
Вторник - 15.02.22 - День татарской культуры | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | В Татарстане живут татары Заучивание татарской пословицы «Дружба и братство дороже богатства», чтение татарской народной сказки «Гульчечек» Татарские народные подвижные игры «Продаем горшки», «Тюбетейка» НОД - ОО «Познание», «Социализация», «Коммуникация» - «Путешествие в татарскую деревню» Настольно-печатная игра «Узоры Татарстана» Слушание «Минем кораб» М.Мозаффаров. Словесные игры + УМК «Вежливые и добрые слова» «Татарский национальный костюм» «Татарское национальное блюдо - чак-чак» «Международный день родного языка» | Формировать представление о характерных особенностях татарской культуры, народных обычаях и традициях. Вызвать интерес к устному народному творчеству, помочь запомнить пословицу, понимать ее смысл, развивать память. Закреплять знание игр народов Поволжья, продолжать учить соблюдать правила игры, развивать двигательную активность. Закреплять знания детей о татарской культуре. Продолжать учить различать и правильно называть предметы декоративно-прикладного искусства, их характерные особенности; развивать знания о татарских народных сказках, именах, блюдах татарской кухни. Познакомить и помочь запомнить татарские пословицы, познакомить с традициями и обычаями татарского народа. Способствовать общению детей на разных языках. Воспитывать культуру поведения, интерес к народной культуре. Вызывать интерес к татарским народным орнаментам, развивать внимание, речь. Познакомить детей с татарским композитором М.Мозаффаровым; вызывать интерес к народной музыке, способствовать созданию хорошего настроения. Развивать речевую и двигательную активность детей, закреплять знание слов и диалогов приветствия на татарском языке, воспитывать уважительное отношение к языкам других народов. Закреплять знания о татарском народном костюме, замечать отличия между русским и татарским народным костюмом. Продолжать знакомить детей с народными блюдами. Предложить попробовать чак-чак. Познакомить родителей с праздником родного языка. | Коллективная беседа с презентацией «Гостеприимный Татарстан» Чтение художественной литературы. Игровая деятельность. НОД Игровая деятельность. Музыкальное воспитание Игровая деятельность. Просмотр презентации. Просмотр презентации, угощение детей (родители). Размещение информации в родительском уголке. |
Среда - 16.02.22 - День чувашской культуры | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | В Татарстане живут чуваши Заучивание чувашской пословицы «Пока не взболтаешь молока, не получишь сливочного масла», чтение чувашской народной сказки «Коза, баран и семеро волков» Чувашские народные подвижные игры «Пула» (рыбки), «Сирелер» (Расходитесь) НОД - ОО «Познание», «Социализация», «Коммуникация» - «Путешествие в татарскую деревню» Настольно-печатная игра «Узоры Татарстана» Слушание «Над землей летят птицы» (гостевая) «Чувашский национальный костюм» «Чувашские национальные блюда» | Формировать представление о характерных особенностях чувашской культуры, народных обычаях и традициях. Вызвать интерес к устному народному творчеству, помочь запомнить пословицу, понимать ее смысл, развивать память. Закреплять знание игр народов Поволжья, продолжать учить соблюдать правила игры, развивать двигательную активность. Закреплять знания детей о татарской культуре. Продолжать учить различать и правильно называть предметы декоративно-прикладного искусства, их характерные особенности; развивать знания о татарских народных сказках, именах, блюдах татарской кухни. Познакомить и помочь запомнить татарские пословицы, познакомить с традициями и обычаями татарского народа. Способствовать общению детей на разных языках. Воспитывать культуру поведения, интерес к народной культуре. Вызывать интерес к татарским народным орнаментам, развивать внимание, речь. Познакомить детей с чувашскими народными мелодиями; вызывать интерес к народной музыке, способствовать созданию хорошего настроения. Закреплять знания о чувашском народном костюме, замечать отличия между русским, татарским и чувашским народным костюмом. Продолжать знакомить детей с народными блюдами. | Коллективная беседа с презентацией Чтение художественной литературы. Игровая деятельность. НОД Игровая деятельность. Музыкальное воспитание Просмотр альбомов Просмотр презентации |
Четверг - 17.02.2022 - День удмуртской культуры | |||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | В Татарстане живут удмурты Отгадывание удмуртских народных загадок, чтение народной сказки «Вожо и падчерица» Удмуртские народные подвижные игры «Горшки», «Пучеглаз» Слушание «Топыртон» (удмуртский перепляс) «Удмуртский национальный костюм» «Удмуртская кухня» | Формировать представление о характерных особенностях удмуртской культуры, народных обычаях и традициях. Вызвать интерес к устному народному творчеству. Закреплять знание игр народов Поволжья, продолжать учить соблюдать правила игры, развивать двигательную активность. Вызывать интерес к народной музыке, способствовать созданию хорошего настроения. Закреплять знания об удмуртском народном костюме, замечать отличия между костюмами народов Поволжья. Продолжать знакомить детей с народными блюдами. | Коллективная беседа с презентацией Чтение художественной литературы. Игровая деятельность. Музыкальное воспитание Просмотр альбомов. Просмотр презентации |
Пятница - 18.02.2022 - День родного языка ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП | |||
1. 2. 3. | «Международный день родного языка» Викторина «Путешествие по сказкам мира» Блюда разных народов | Закреплять знание детей о многонациональном составе нашей планеты, нашей страны, нашей республики и нашего города. Воспитывать толерантность, уважительное отношение к людям других национальностей. Развивать знание детей о сказках народов мира, отметить, что многие сказки схожи по содержанию, на каком бы языке не была написана сказка, добро в ней всегда побеждает зло. Закрепить знания детей о блюдах народов Поволжья. | Развлечение, музыкальное воспитание Презентация Итоговая беседа |
Использованная литература.
1. Бабынина Т.Ф. Традиции национальных культур. - Казань: РИЦ «Школа», 2006 г.
2. www.prezentacii.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по английскому языку для детей подготовительного к школе возраста на тему: “Let’s gather in the harvest!”
Конспект занятия по английскому языку для детей подготовительного к школе возрастана тему: “Let’s gather in the harvest!”...
Конспект НОД нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на тему: «Люби и знай прошлое и настоящее родного города» для детей подготовительного к школе возраста
Конспект НОДнравственно-патриотическое воспитание дошкольников на тему: «Люби и знай прошлое и настоящее родного города» для детей подготовительного к школе возраста...
Сценарий равлечения "Международный день родного языка "для детей 5-7 лет
развлечение посвященное дню родного языка...
Конспект занятия на тему "Международный день родного языка", проведенного в подготовительной к школе группе №2.
занятие по патриотическому воспитанию...
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»...
Проект "Международный день родного языка" для детей подготовительной к школе группы
Цель. Способствовать интересу у детей к изучению родного языка через полученные знания.Задачи.Образовательные:-формировать умение у детей понимать и любить родной язык;-формировать умение вступа...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Путешествие по родному городу» с детьми подготовительной к школе группы
По результатам диагностирования было выявлено, что у большинства детей недостаточно знаний о родном городе. Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина, затр...