Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»
проект (старшая группа)
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_nravtvenno-patrioticheskomu.docx | 525.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Иркутская область
г. Братск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 41»
муниципального образования
города Братска
г. Братск, проспект Ленина, 15, тел. (3953) 455-374, т/факс (3953) 455-381, е-mail: mdoy-41.bratsk@mail.ru
Педагогический проект
«Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем»
Разработчики проекта:
Запевалова Екатерина Константиновна
воспитатель
Сапогова Ирина Сергеевна
Музыкальный руководитель
первой кв. категории
г. Братск
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
№ п/п | Структурные компоненты проекта | |
1. | Тема проекта | «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через ознакомление с родным краем» |
2. | Категория проекта | Педагогический социальный |
3. | Тип проекта | Информационно-познавательный |
4. | Вид проекта | долгосрочный |
5. | Авторы проекта | Воспитатель: Запевалова Екатерина Константиновна Музыкальный руководитель Сапогова Ирина Сергеевна |
6. | Сроки реализации проекта | ноябрь 2022 года – май 2023 года |
7. | Обоснование проекта | У каждого из нас на свете есть места, Куда приходим мы на миг объединиться, Где память, как строка почтового листа, Нам сердце исцелит, когда оно томиться. Читая эти знаменитые строки, мысленно возвращаешься в самые дорогие и милые сердцу места. Туда, где человек родился и вырос, где промчалось его детство. Ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и счастливые воспоминания. Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, к родному городу. К сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, об особенностях русских традиций. Результатом этого является равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, Родина. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. |
8. | Цели и задачи проекта | Цель: Создать условия для формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников через приобщение к истории родного города, ознакомление с его прошлым и настоящим, с растительным и животным миром края. Задачи проекта: Для детей: 1.Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Братска. 2. Знакомить детей с культурой и искусством народов Приангарья, с достопримечательностями, с названиями улиц, носящих имена известных людей. 3. Обогащать детей новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях, почётных жителях города. 4. Формировать представления детей о праздниках, об обычаях и традициях своего народа. 5. Расширять знания детей о профессиях города и значимости их труда. 6. Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к растительному и животному миру сибирского края. Для родителей: 1. Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников. 2. Сформировать у родителей представления о значении раннего знакомства дошкольников с родным краем. Для педагогов: 1. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по использованию вариативных форм для формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через организацию образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем. 2. Создать мотивирующую образовательную среду для совместной деятельности всех участников образовательного процесса в вопросах ознакомления с родным краем. |
9. | Участники проекта | Дети, родители, педагоги |
10. | Краткое описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей; деятельность по реализации проекта (этапы, формы, содержание, способы организации) | 1 этап – подготовительный (сентябрь 2022 года) 1. Просмотр презентаций. 2. Привлечение воспитанников к работе ИКТ. 3. Сбор материалов по данной теме. 4. Оформление родительского уголка: консультации, статьи, игротеки. 5. Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта. 2 этап – основной (октябрь 2022г. – апрель 2023г.) Организация совместной развивающей деятельности педагога и детей. Проведение дидактических игр, викторин. Использование в работе с родителями вариативных форм взаимодействия.
Систематизация собранного материала по теме.
Торжественное открытие мини-музея «Мой край родной». |
11. | Оценка эффективности реализации проекта (критерии эффективности) | Качество реализации проекта оценивается с помощью следующих процедур: -самооценка; -анкетирование участников проекта; -презентация по реализации проекта; -мониторинг и т.д. |
12. | Продукты / результаты проекта (что будет создано в результате его реализации) | Для детей: 1.Сформирован устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Братска. 2. Познакомились с культурой и искусством народов Приангарья, с достопримечательностями, с названиями улиц, носящих имена известных людей. 3. Приобретены новые знания об исторических событиях и конкретных личностях, почётных жителях города. 4. Сформированы представления детей о праздниках, об обычаях и традициях своего народа. 5. Расширены знания детей о профессиях города и значимости их труда. 6. Воспитывается любовь к родному городу, бережное отношение к растительному и животному миру сибирского края. Для родителей: 1. Повышен уровень информационной компетентности родителей по вопросам формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников. 2. Сформированы у родителей представления о значении раннего знакомства дошкольников с родным краем. Для педагогов: 1. Повышена профессиональная компетентность педагогов по использованию вариативных форм для формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через организацию образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем. 2. Создана мотивирующая образовательная среда для совместной деятельности всех участников образовательного процесса в вопросах ознакомления с родным краем. |
Обоснование проекта
У каждого из нас на свете есть места,
Куда приходим мы на миг объединиться,
Где память, как строка почтового листа,
Нам сердце исцелит, когда оно томиться.
Читая эти знаменитые строки, мысленно возвращаешься в самые дорогие и милые сердцу места. Туда, где человек родился и вырос, где промчалось его детство. Ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и счастливые воспоминания.
Любовь маленького ребёнка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, к родному городу.
К сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, об особенностях русских традиций. Результатом этого является равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент.
Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель:
Создать условия для формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников через приобщение к истории родного города, ознакомление с его прошлым и настоящим, с растительным и животным миром родного края.
Задачи проекта:
Для детей:
1.Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Братска.
2. Знакомить детей с культурой и искусством народов Приангарья, с достопримечательностями, с названиями улиц, носящих имена известных людей.
3. Обогащать детей новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях, почётных жителях города.
4. Формировать представления детей о праздниках, об обычаях и традициях своего народа.
5. Расширять знания детей о профессиях города и значимости их труда.
6. Воспитывать любовь к родному городу, бережное отношение к растительному и животному миру сибирского края.
Для родителей:
1. Повышать уровень информационной компетентности родителей по вопросам формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников.
2. Сформировать у родителей представления о значении раннего знакомства дошкольников с родным краем.
Для педагогов:
1. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов по использованию вариативных форм для формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через организацию образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем.
2. Создать мотивирующую образовательную среду для совместной деятельности всех участников образовательного процесса в вопросах ознакомления с родным краем.
Инновационная особенность проекта:
- сформированы нравственно-патриотические качества у детей старшего дошкольного возраста через организацию образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем;
- расширены знания детей о родном городе и крае;
- активизирована познавательная деятельность по ознакомлению с родным краем посредством организации разнообразных видов детской деятельности;
- развиты навыки самостоятельного поиска способов решения задач и проблем в области ознакомления с родным краем;
- оказание методической помощи родителям в вопросах формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников посредством ознакомления с родным краем;
- оформление родительского уголка: консультации, статьи, игротеки;
- анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.
Социальная эффективность проекта:
- приобретены навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в ходе ознакомления с родным краем с помощью активных и интерактивных методов в игровой деятельности;
- создана мотивирующая образовательная среда для совместной деятельности всех участников образовательного процесса в вопросах ознакомления с родным краем.
Участники проекта:
Педагоги, воспитанники, родители МБДОУ «ДСОВ № 41».
Сроки реализации проекта:
сентябрь 2022 года – май 2023 года
Деятельность по реализации проекта
Проект за время своего существования проходит 3 фазы развития:
1. Подбор и изучение необходимой литературы.
2. Реализация мероприятий. Выявление проблемных полей, своевременная корректировка проекта.
3. Подведение итогов реализации проекта, анализ положительных и отрицательных сторон.
Основные составляющие проекта: открытость, доступность, инновации.
Качество реализации проекта оценивается с помощью следующих процедур:
-самооценка,
-анкетирование родителей;
-презентация по реализации проекта;
-мониторинг и т.д.
Мониторинг заключается в том, чтобы получить фактические данные о ходе выполнения проекта, сопоставить их с планом мероприятий по проекту, выявить отклонения и на их основании принять решения.
План проведения мероприятий в рамках работы по проекту
№ | Содержание работы | Срок | Ответственные | Ожидаемые результаты | |||
1 ЭТАП - подготовительный | |||||||
1 | Определение цели и задач проекта. | сентябрь 2022 | воспитатели | Определена цель и задачи проекта в соответствии с возрастными особенностями и потребностями воспитанников. | |||
2 | Разработка проекта по теме | сентябрь 2022 | воспитатели | Разработан перспективный план по работе с детьми. | |||
3 | Составление плана мероприятий по проекту. | сентябрь 2022 | воспитатели | Составлен план мероприятий по проекту. | |||
4 | Анализ имеющегося методического оснащения образовательного процесса. | сентябрь 2022 | воспитатели | Составление списка необходимой методической и познавательной литературы. | |||
5 | Проведение анкетирования родителей | сентябрь 2022 | воспитатели | Проведено анкетирование родителей. | |||
2 ЭТАП – основной | |||||||
1 | Организация совместной развивающей деятельности педагога и детей. | В течение проекта | воспитатели воспитанники | Составлен перспективный план совместной деятельности. | |||
2 | Проведение дидактических игр, викторин. | В течение проекта | воспитатели воспитанники | Повышен уровень всестороннего развития воспитанников. | |||
3 | Проведение консультаций для педагогов. | В течение проекта | воспитатели | Повышена профессиональная компетентность педагогов. | |||
4 | Использование в работе с родителями вариативных форм взаимодействия. | В течение проекта | воспитатели | Создан банк вариативных форм работы с родителями. | |||
Направление: методическое сопровождение педагогов | |||||||
1 | Викторина для педагогов «Братск: настоящее и прошлое» | Декабрь 2022 | воспитатели | Проведена викторина с педагогами | |||
2 | Сообщение из опыта работы для педагогов «Развитие речи через историю родного края» | Март 2023 | воспитатели | Повышена профессиональная компетентность педагогов. | |||
3 | Консультация «Краеведение как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» | Февраль 2023 | воспитатели | Повышена профессиональ-ная компетентность педагогов. | |||
4 | Консультация для педагогов «Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с растительным миром Сибири» | Апрель 2023 | воспитатели | Повышена профессиональная компетентность педагогов. | |||
Направление: развивающая предметно-пространственная среда | |||||||
1 | Банк идей «Пополнение предметно-пространственной развивающей образовательной среды». | В течение всего проекта | воспитатели | Пополнение предметно-образовательного пространства для обеспечения познавательно-исследовательской активности всех воспитанников. | |||
2 | Пополнение Центра патриотического воспитания. | В течение всего проекта | воспитатели | Пополнение предметно-образовательного пространства для обеспечения познавательной активности всех воспитанников. | |||
3 | Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности с детьми. | В течение всего проекта | воспитатели | Повышены ИКТ-компетенции, внедрение современных технологий в образовательный процесс. | |||
Направление: сотрудничество ДОУ и семьи | |||||||
1 | Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта. | Сентябрь 2022 | Воспитатели Родители | Выявлены знания родителей о родном городе и крае | |||
2 | Оформление родительского уголка: консультации, статьи, игротеки | В течении всего проекта | Воспитатели Родители | Повышена компетентность родителей в сфере патриотического воспитания дошкольников. | |||
3 | Изготовление макетов по теме проекта | В течение всего проекта | Воспитатели Родители | Создана выставка макетов по теме проекта | |||
4 | Встречи с родителями - представителями градообразующих предприятий | В течение всего проекта | Воспитатели Родители | Расширены знания детей о профессиях на градообразующих предприятиях. | |||
5 | Проведение мастер-класса совместно с родителями «Игры нашего двора». | Март 2023 | Воспитатели Родители Дети | Расширены знания детей об играх наших родителей и бабушек | |||
6 | Участие в сборе материала для пополнения патриотического центра в группе. | В течение всего проекта | Воспитатели Родители Дети | Пополнение предметно-образовательного пространства для обеспечения познавательной активности всех воспитанников. | |||
Направление: организация работы с детьми | |||||||
1 | Организация образовательной деятельности по всем направлениям. | Постоянно | воспитатели | Перспективный план образовательной деятельности в соответствии с темой проекта. | |||
2 | Использование вариативных форм работы с воспитанниками. | Постоянно | воспитатели | Повышение уровня всестороннего развития воспитанников. | |||
3 | Познавательно-исследовательская деятельность | постоянно | воспитатели | Повышение уровня всестороннего развития воспитанников. | |||
Направление: развитие социального партнёрства | |||||||
1 | Посещение организаций – социальных партнеров. | По договоренности | Воспитатели Социальные партнеры Родители | Выстраивание новой траектории взаимодействия дошкольного учреждения с социальными структурами ближайшего окружения. |
План работы с детьми
Образовательная область | Формы и методы работы | Сроки |
Познавательное развитие |
| в течение проекта |
Речевое развитие |
| в течение проекта |
Художественно-эстетическое развитие |
| в течение проекта |
Социально-коммуникативное развитие |
| в течение проекта |
Физическое развитие |
| в течение проекта |
3 ЭТАП – заключительный
1 | Составление плана по оценке реализации проекта. | Май 2023 | воспитатели | Выявление положительных сторон, анализ трудностей. Анализ выполнения поставленных задач. |
2 | Проведение клубного часа «Путешествие по родному краю». | Май 2023 | воспитатели | Проведен клубный час. |
3 | Пополнение в группе центра патриотического воспитания | Май 2023 | воспитатели | Пополнен центр патриотического воспитания. |
4 | Торжественное открытие мини-музея «Мой край родной» | Май 2023 | Воспитатели Родители | Открыт мини-музей «Мой край родной». |
Результаты реализации проекта:
Для детей:
1.Сформирован устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Братска.
2. Познакомились с культурой и искусством народов Приангарья, с достопримечательностями, с названиями улиц, носящих имена известных людей.
3. Приобретены новые знания об исторических событиях и конкретных личностях, почётных жителях города.
4. Сформированы представления детей о праздниках, об обычаях и традициях своего народа.
5. Расширены знания детей о профессиях города и значимости их труда.
6. Воспитывается любовь к родному городу, бережное отношение к растительному и животному миру сибирского края.
Для родителей:
1. Повышен уровень информационной компетентности родителей по вопросам формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников.
2. Сформированы у родителей представления о значении раннего знакомства дошкольников с родным краем.
Для педагогов:
1. Повышена профессиональная компетентность педагогов по использованию вариативных форм для формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста через организацию образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем.
2. Создана мотивирующая образовательная среда для совместной деятельности всех участников образовательного процесса в вопросах ознакомления с родным краем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом
В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем» (из опыта работы воспитателя МБОУ ЦО№4)
Воспитатель МБОУ ЦО№4, Харитонова И.К., поделилась опытом работы с детьми в данном направлении и отмечает следующее, что «уже на протяжении четырёх лет изучаю проблему нравственно – патриотическ...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем
В новейшей истории нашей страны произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, системе государственного и местного управления. В обществе искажены представления о добр...
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем».
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем»....
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.
В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия и этапы р...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем
Предлагаемая программа:•Предназначена для расширения знаний о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, нравственного и личностного отношения к малой родине...