Познавательно – исследовательская деятельность «Свойства бумаги»
план-конспект занятия (средняя группа)

Маланова Елена Константиновна

дать первоначальные знания об изобретении бумаги;

- помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги.

- учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – исследовательская деятельность

«Свойства бумаги»

Тема: «Свойства бумаги»

Возраст: Средняя группа.

Цель: познакомить детей со свойствами бумаги.

Задачи: 

- дать первоначальные знания об изобретении бумаги;

- помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги.

- учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения.

- активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги.

- воспитывать наблюдательность, внимание.

  Предварительная работа: 

- беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;

- рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

  Оборудование: у каждого ребёнка на столе по 4 полоски бумаги (разный цвет, разная толщина, разная поверхность), ножницы, стакан с водой, подносы, графитный и цветные карандаши.

Ход занятия:

Дети сидят за столами. Перед каждым из них лежит весь материал, кроме ножниц. Воспитатель читает отрывок стихотворения «Бумага»

С. Михалкова

Простой бумаги

Свежий лист,

Ты бел, как мел.

Не смят и чист.

Твоей поверхности

Пока ничья не тронула рука...

Чем станешь ты?

Когда, какой

Исписан будешь ты рукой?...

- Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)

- Верно, о бумаге.

Но сначала послушайте небольшую историю:

- Давным-давно, две тысячи лет назад, китайский народ изобрёл бумагу. А другие народы из дальних стран покупали у них бумагу, как самую большую драгоценность. Но время шло. Люди не только торговали, но и воевали. И вот однажды арабские войска разбили китайское войско и захватили пленников. У пленных китайцев арабы выпытали способ изготовления бумаги. Постепенно китайский секрет перестал быть секретом, и во всем мире люди научились делать бумагу по китайскому способу, а делали китайцы бумагу вручную. В наше современное время бумагу делают машины.

- Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами.

- Какого цвета бумага?

- Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, рифлёная)

- Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой… шершавой.

- Теперь ещё раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей)

- Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть - потолще.

- Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей) 

- Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей) 

- Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнётся сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнётся и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.

ЗНАЧИТ, бумага МНЕТСЯ.

- Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей) 

Итак, бумага легко мнётся и совсем не разглаживается, не становится прежней.

Физ. минутка. «Осенние листочки».

Мы листики осенние,

На ветках мы сидели.

Дунул ветер, полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

 (Дети выполняют движения с листиками из бумаги).

- Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)

- Вся ли бумага режется?

Мы выяснили, что бумага легко режется ножницами.

- А сейчас оторвите по кусочку от каждой полоски. Получилось? Значит, бумага ещё и рвётся.

Вывод: бумага мнётся, режется, рвётся.

- Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдёт с бумагой? (ответы детей)

 - Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).

- Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась) 

Вывод: бумага намокает в воде и расползается, она непрочная.

- Возьмите простой карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось?

Значит, на бумаге можно писать, рисовать.

- А сейчас встаньте, осмотритесь и подойдите к тем предметам, находящимся в группе, которые по вашему мнению сделаны из бумаги. (дети выполняют и объясняют, как они определили, что данный предмет сделан из бумаги)

  Итог занятия

- Что сегодня мы рассматривали на занятии?

- Что вы узнали о бумаге нового, интересного?

ВЫВОД:

  • бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая;
  • бумага шуршит, легко мнётся, не принимает прежнюю форму;
  • бумага легко режется, рвётся; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-исследовательская деятельность "Свойства бумаги" (Открытое занятие)

Цель НОД: Формирование интереса детей к опытно-исследовательской деятельностиЗадачи: 1. Обучающие: Создать условия для щзнакомления детей со свойствами бумаги путем совместно опытно-исследователь...

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Свойство бумаги»

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Свойство бумаги»Познавательно – исследовательская деятельность во второй младшей группе «Свойство...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности «Свойства бумаги»

Конспект занятия по по исследовательской деятельности «Свойства бумаги» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.здесь мы продолжаем знакомить детей с разными видами бумаги и е...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательскому деятельности "Свойства воздуха".

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательно - исследовательской деятельности "Свойства воздуха"...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности познавательно-исследовательской деятельности "Свойства соли".

Группа: подготовительнаяТема: «Свойства соли». Познавательно-исследовательская деятельность.Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами соли.Задачи: О – активизировать интерес к ...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности: "Свойства бумаги"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности: "Свойства бумаги"...

Занятия с детьми среднего возраста по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства бумаги»

Занятия с детьми среднего возраста по познавательно-исследовательской деятельности "Свойства бумаги"...