Конспект непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности «Свойства бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Конспект занятия по по исследовательской деятельности «Свойства бумаги» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

здесь мы продолжаем знакомить детей с разными видами бумаги и её свойствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologich_karta_zanyatiya_no_1.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по исследовательской деятельности

«Свойства бумаги»

Бартош Натальи Нурмухаметовны

Воспитатель 1 квалификационной категории

Иркутск

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Вид занятия: непосредственная образовательная деятельность.

Формы образовательной деятельности: групповая.

Цель: способствовать развитию представлений детей об окружающем мире, расширению познавательных интересов.

Задачи

Образовательные:

  • познакомить детей с историей бумаги;
  • расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах;
  • совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;

Развивающие:

  • развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление, воображение, сообразительность;
  • развивать связную речь.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.

Планируемый результат: в результате  проведенной работы дети узнают о разных видах бумаги, ее свойствах, применении, научатся определять разновидность бумаги, проводить ее обследование.

Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

Подготовительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

Оборудование и материалы: бумаги одинакового размера разных видов. Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Ёмкость для воды, вода. Мультимедийная установка.

                                                           Технологическая карта НОД

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, эмоционально-психологический настрой.  

Воспитатель показывает детям кораблик сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова «Бумажный кораблик».

Кораблик непрочный, кораблик бумажный

В потоке воды он несётся отважно

К неведомым странам, в чужие места.

Кораблик бумажный с названьем – «Мечта».

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

Тогда смелее в путь. (Слайд)

Внимательно слушают педагога, концентрируют внимание, откликаются на предложение отправиться в путешествие.

2 мин.

2.

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

Воспитатель: Вот мы с вами и в бумажной стране.

Посмотрите сколько много разной бумаги на столе, давайте присядем с вами за столы.

Дети садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

В. Вся бумага одинаковая?

Дети. Нет.

В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

В. Я предлагаю вам поиграть в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

(Детям предлагается для игры бумага разных видов. (Слайды ) Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

Постановка проблемы

Ребенок: У меня в руках кусочек газеты.

В. Ребята  как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма?

В. А знаете ли вы, из чего делают бумагу?

Сегодня мы с вами узнаем  об истории появления бумаги и о ее свойствах.

Дети рассматривают листочки бумаги

Анализируют

Дают варианты ответов («Отличаются по цвету, толщине, гладкости»)

Участвуют в игре, подбирают такой же листок бумаги на основе сравнения признаков

Все дети находят газетную бумагу

Дети отвечают

Из дерева

5 мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Подойдите ко мне и я вам расскажу как же это было

В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на (слайд) сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (слайд).

В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (слайд). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (слайд).Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (слайд).

А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (слайд).

Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь (слайд). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской

(дети и воспитатель подходят к мультимедиа).

Дети слушают рассказ воспитателя

10 мин

технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (слайд).

Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

В. Ребята,  расскажите, какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома? (слайд)

В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?

Физкультминутка.

В. Ребята я предлагаю вам поиграть в игру:

“Бывает, не бывает”.

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными.

(Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал). (слайд)

В. Молодцы ребята.

Дети перечисляют бумажные предметы.

Нет, не может.

(Различные варианты ответов детей).

Дети хлопают в ладоши по правилам игры

В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

Она бывает документом,

Плакатом, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, листовкой,

Альбомом, книгой, упаковкой,

Салфеткой, веером, талоном,

Неувядаемым пионом.

Она бывает и деньгами. (слайд)

А что? Догадывайтесь сами!

Отгадывают загадку (бумага)

4.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

Воспитатель: Все эти предметы сделаны из бумаги, правильно ребята? 

Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича они в огне не горят и в воде не тонут. Есть непромокаемая бумага, не шелестящая,  даже есть бумага тоньше человеческого волоса. Ребята, а какие свойства бумаги вы знаете?

Дети: бумага рвётся, мнётся намокает, горит.

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам проверить, так ли это на самом деле? Согласны? Тогда пройдёмте со мной в лабораторию.

Дети присаживаются за столы.

- А сейчас попробуйте смять лист бумаги? Мнется?

А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?

Воспитатель: А теперь положите лист бумаги

в емкость с водой. Что происходит с бумагой?

 Воспитатель: А сейчас посмотрите, что происходит с бумагой (разрывается на части).  А как вы думаете, можно бумагу соединить? Как?  (Склеить, сшить, переплести).

Посмотрите ребята на интересное свойство бумаги, которое я вам покажу. С помощью ножниц можно полоску бумаги скрутить, протянув ножницами по бумаге. Что получилось?

В. Итак, какие свойства бумаги вы узнали?

 Дети: Бумага мнется, рвется, намокает в воде, скручивается.

Дети обдумывают, отвечают

Дети обдумывают, отвечают

Дети обдумывают, отвечают

Дети обдумывают, отвечают

Перечисляют свойства

10 мин

В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу) (слайд)

В. Вы встречался с ней раньше?

В. Как вы думаете, для чего она нужна?

В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

В. Обследуем копировальную бумагу.

В. Какие стороны у бумаги?

Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

В: Ребята возьмите один лист бумаги.

Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

Дети: Два.

В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положите копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу.

В. Сколько рисунков у вас получилось?

В. Как вам удалось это сделать?

В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

Дети отвечают

Рассматривают работу.

Дети отвечают

5.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

В. Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму. Сейчас  я ее вам прочитаю:

 «Уважаемые друзья!  Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала на ваш кораблик «Мечта». Эту коллекцию я решил подарить вам. Буду очень рад если эта коллекция вам понравится». (слайд)

В. Спасибо большое коллекционеру за такие замечательные подарки. Мы будем использовать разные виды бумаги в работе, а потом пригласим коллекционера и подарим ему тоже интересные изделия из бумаги.

Слушают

Дети находят предметы, сделанные из бумаги (открытка, цветок, сумочка, шляпка, кошелёк, конверт, картинка, фонарик, закладка)

 

5 мин

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Рефлексия

 В. Ребята вы сегодня были большие молодцы. Ваня и Даша знают много видов бумаги. Поля и Женя правильно рассказывали о свойствах бумаги. Дима и Настя хорошо отвечали и рассказывали как появилась бумага ну а наш кораблик мечта отправляется в обратный путь.

В. Мы с вами снова очутились в детском саду.

Что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось на занятии?

Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.

Отвечают

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности «Путешествие в прошлое ручки»

ПЛАН-КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельностипо исследовательской деятельности«Путешествие в прошлое ручки» Цель занятия: научить детей понимать назначение и функции...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Капелька света»

Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов.Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту....

конспект непосредственно образовательной деятельности (познавательно- исследовательская деятельность)."ПЕСОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ"

Вредных нет детей в стране Ведь не место им в песке!Здесь нельзя кусаться,драться И в глаза песком кидаться!Стран чужих не разорять!песок - мирная страна.Можно строить и чудить,Можно много сотвор...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по исследовательской деятельности в средней группе с использованием художественного слова и неоформленного материала в соответствии ФГОС

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо исследовательской деятельности в средней группе с использованием художественного слова и неоформленного материала в соответствии ФГОС...