Конспект непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности «Свойства бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия по по исследовательской деятельности «Свойства бумаги» предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
здесь мы продолжаем знакомить детей с разными видами бумаги и её свойствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologich_karta_zanyatiya_no_1.docx | 38.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по исследовательской деятельности
«Свойства бумаги»
Бартош Натальи Нурмухаметовны
Воспитатель 1 квалификационной категории
Иркутск
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Вид занятия: непосредственная образовательная деятельность.
Формы образовательной деятельности: групповая.
Цель: способствовать развитию представлений детей об окружающем мире, расширению познавательных интересов.
Задачи
Образовательные:
- познакомить детей с историей бумаги;
- расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах;
- совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;
Развивающие:
- развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление, воображение, сообразительность;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природным ресурсам;
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Планируемый результат: в результате проведенной работы дети узнают о разных видах бумаги, ее свойствах, применении, научатся определять разновидность бумаги, проводить ее обследование.
Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.
Подготовительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.
Оборудование и материалы: бумаги одинакового размера разных видов. Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Ёмкость для воды, вода. Мультимедийная установка.
Технологическая карта НОД
№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, эмоционально-психологический настрой. Воспитатель показывает детям кораблик сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова «Бумажный кораблик». Кораблик непрочный, кораблик бумажный В потоке воды он несётся отважно К неведомым странам, в чужие места. Кораблик бумажный с названьем – «Мечта». Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны? Тогда смелее в путь. (Слайд) | Внимательно слушают педагога, концентрируют внимание, откликаются на предложение отправиться в путешествие. | 2 мин. |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Воспитатель: Вот мы с вами и в бумажной стране. Посмотрите сколько много разной бумаги на столе, давайте присядем с вами за столы. Дети садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов). В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте. В. Вся бумага одинаковая? Дети. Нет. В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей) В. Я предлагаю вам поиграть в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться. (Детям предлагается для игры бумага разных видов. (Слайды ) Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная). Постановка проблемы Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. В. Ребята как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? В. А знаете ли вы, из чего делают бумагу? Сегодня мы с вами узнаем об истории появления бумаги и о ее свойствах. | Дети рассматривают листочки бумаги Анализируют Дают варианты ответов («Отличаются по цвету, толщине, гладкости») Участвуют в игре, подбирают такой же листок бумаги на основе сравнения признаков Все дети находят газетную бумагу Дети отвечают Из дерева | 5 мин |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД | Подойдите ко мне и я вам расскажу как же это было В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на (слайд) сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (слайд). В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой. Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (слайд). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (слайд).Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (слайд). А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (слайд). Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь (слайд). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской | (дети и воспитатель подходят к мультимедиа). Дети слушают рассказ воспитателя | 10 мин |
технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (слайд). Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом. В. Ребята, расскажите, какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома? (слайд) В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? Физкультминутка. В. Ребята я предлагаю вам поиграть в игру: “Бывает, не бывает”. Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал). (слайд) В. Молодцы ребята. | Дети перечисляют бумажные предметы. Нет, не может. (Различные варианты ответов детей). Дети хлопают в ладоши по правилам игры | |||
В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту. Она бывает документом, Плакатом, фантиком, конвертом, Письмом, обоями, листовкой, Альбомом, книгой, упаковкой, Салфеткой, веером, талоном, Неувядаемым пионом. Она бывает и деньгами. (слайд) А что? Догадывайтесь сами! | Отгадывают загадку (бумага) | |||
4. | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | Воспитатель: Все эти предметы сделаны из бумаги, правильно ребята? Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича они в огне не горят и в воде не тонут. Есть непромокаемая бумага, не шелестящая, даже есть бумага тоньше человеческого волоса. Ребята, а какие свойства бумаги вы знаете? Дети: бумага рвётся, мнётся намокает, горит. Воспитатель: Ребята я предлагаю вам проверить, так ли это на самом деле? Согласны? Тогда пройдёмте со мной в лабораторию. Дети присаживаются за столы. - А сейчас попробуйте смять лист бумаги? Мнется? А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага? Воспитатель: А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Что происходит с бумагой? Воспитатель: А сейчас посмотрите, что происходит с бумагой (разрывается на части). А как вы думаете, можно бумагу соединить? Как? (Склеить, сшить, переплести). Посмотрите ребята на интересное свойство бумаги, которое я вам покажу. С помощью ножниц можно полоску бумаги скрутить, протянув ножницами по бумаге. Что получилось? В. Итак, какие свойства бумаги вы узнали? Дети: Бумага мнется, рвется, намокает в воде, скручивается. | Дети обдумывают, отвечают Дети обдумывают, отвечают Дети обдумывают, отвечают Дети обдумывают, отвечают Перечисляют свойства | 10 мин |
В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу) (слайд) В. Вы встречался с ней раньше? В. Как вы думаете, для чего она нужна? В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий. В. Обследуем копировальную бумагу. В. Какие стороны у бумаги? Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”. В: Ребята возьмите один лист бумаги. Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги? Дети: Два. В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положите копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать). Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. В. Сколько рисунков у вас получилось? В. Как вам удалось это сделать? В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу? | Дети отвечают Рассматривают работу. Дети отвечают | |||
5. | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | В. Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму. Сейчас я ее вам прочитаю: «Уважаемые друзья! Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала на ваш кораблик «Мечта». Эту коллекцию я решил подарить вам. Буду очень рад если эта коллекция вам понравится». (слайд) В. Спасибо большое коллекционеру за такие замечательные подарки. Мы будем использовать разные виды бумаги в работе, а потом пригласим коллекционера и подарим ему тоже интересные изделия из бумаги. | Слушают Дети находят предметы, сделанные из бумаги (открытка, цветок, сумочка, шляпка, кошелёк, конверт, картинка, фонарик, закладка)
| 5 мин |
6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Рефлексия | В. Ребята вы сегодня были большие молодцы. Ваня и Даша знают много видов бумаги. Поля и Женя правильно рассказывали о свойствах бумаги. Дима и Настя хорошо отвечали и рассказывали как появилась бумага ну а наш кораблик мечта отправляется в обратный путь. В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось на занятии? Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем. | Отвечают | 3 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности «Путешествие в прошлое ручки»
ПЛАН-КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельностипо исследовательской деятельности«Путешествие в прошлое ручки» Цель занятия: научить детей понимать назначение и функции...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития «Капелька света»
Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества, и возможностью снятия его с предметов.Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту....
конспект непосредственно образовательной деятельности (познавательно- исследовательская деятельность)."ПЕСОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ"
Вредных нет детей в стране Ведь не место им в песке!Здесь нельзя кусаться,драться И в глаза песком кидаться!Стран чужих не разорять!песок - мирная страна.Можно строить и чудить,Можно много сотвор...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Соль и её свойства. Рисуем солью»
Тема: «Соль и её свойства. Рисуем солью»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе Образовательная область «Познавательное развитие» Тема «Воздух и его свойства»
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной группы....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по исследовательской деятельности в средней группе с использованием художественного слова и неоформленного материала в соответствии ФГОС
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо исследовательской деятельности в средней группе с использованием художественного слова и неоформленного материала в соответствии ФГОС...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Бумага и ее свойства»
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Бумага и ее свойства»Конспект непосредственно образовательной деятельности«Бумага и её свойства»(Подготовительная группа)...