Мастер-класс Тема: «Развитие творческих, коммуникативных и речевых способностей детей через театрально - игровую деятельность»
материал (средняя группа)
Мастер-класс
Тема: «Развитие творческих, коммуникативных и речевых способностей детей через театрально - игровую деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 86.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик» г. Когалыма
Мастер-класс
Тема: «Развитие творческих, коммуникативных и речевых способностей детей через театрально - игровую деятельность»
Подготовила:
Воспитатель
Гаджиева Джамиля Ахматхановна
г. Когалым 2021
ЦЕЛЬ: Распространение опыта по развитию творческих, коммуникативных и речевых способностей детей через театрально - игровую деятельность среди педагогов- дошкольников.
Задачи:
* Обмен педагогическим опытом по включению элементов театрализованной * деятельности в образовательный процесс.
* Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на применение театрализованной деятельности в практике.
* Создать положительный эмоциональный климат в ходе мастер -класса.
Ход мастер –класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема мастер-класса: «Развитие творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрально - игровую деятельность».
Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для всестороннего развития ребенка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности.
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность образовательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение общаться обеспечивает человеку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьми. При нормальном развитии, общение ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством - речь. Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. В большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Несмотря на значительные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении остается неудовлетворительной.
Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта»
Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.
На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности.
Все эти актуальные задачи педагогики: развитие коммуникативных, речевых и творческих способностей позволяет решать театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных, эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на коммуникативно- речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Театрализованная деятельность имеет большие возможности, ее можно осуществлять не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями.
В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие творческих, коммуникативно-речевых способностей дошкольников.
Переходим к практической части нашего мастер – класса.
Уважаемые коллеги!
- Вспомните, что являлось первой формой общения человека?
(Конечно же – ЖЕСТЫ)
Коль наша группа комбинирующей направленности в своей практике актуальны и обязательны пальчиковые игры.
Я уверена, что в арсенале любого педагога найдутся непременно излюбленные пальчиковые гимнастики, применяемые им в воспитательно – образовательном процессе.
- Назовите распространенные или полюбившиеся пальчиковые гимнастики из своей педагогической практики.
ПРОИГРАТЬ с участниками мастер – класса
1.Петушок и бобовое зернышко
Петушок, петушок, (сложить руки в замок, поднять пальцы вверх)
Пострадал от жадности дружок. (Погрозить указательным пальцем)
Его курочка спасла, (сложить руки накрест и помахать)
Всех на помощь позвала. (Поманить к себе ладошками)
Хозяйка маслом помогла, (загибать по одному пальцу на каждое действие)
Корова молока дала,
Хозяин траву накосил,
Кузнец косу наточил.
Масло Пете в горло влили
И все зерна проскочили.
Вскочил Петя на избу (сложить руки в замок, поднять пальцы вверх)
Закричал: «Ку-ка-ре-ку»!
Не обойтись нам и без потешек.
Эти художественные произведения построены на диалоге.
2.Простейшая игра – драматизация, которая доставляет ребёнку большую радость.
В такой игре – драматизации дети учатся выслушивать реплику – вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму потешки.
Сидит кукушка на суку и слышится в ответ. «Ку-ку», — отвечает ребенок, на которого указывает воспитатель
А вот котеночек в углу,
Мяукает он так. (Мяу! Мяу)
Щенок прогавкает в ответ услышим вот что мы вослед. (Гав! Гав)
Корова тоже не смолчит, а вслед нам громко замычит. (Му-у)
А петушок, встретив зарю,
Нам пропоет. (Ку-ка-ре-ку)
Паровоз, набравши ход,
Тоже весело поет. (У-у-у)
Если праздник, детвора Весело кричит. (Ура! Ура)
Как можно организовать работу вот с этой потешкой
Ваши предложения.
1 вариант – проговариваем хором
2 вариант - делимся на мини – группы
3.Речевые упражнения.
Речевые упражнения развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса.
Работа с чистоговорками, скороговорками.
1 вариант я одну часть, а дети другую
2 вариант1 часть говорят девочки, а другую мальчики
3 вариант произносим: громко – умерено – тихо.
• Ма-ма-ма – дома я сижу сама.
Оль-оль-оль – мы с тобой купили соль.
• Лу-лу-лу – все столы стоят в углу.
• Ул-ул-ул – у меня сломался стул.
• Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
• Ло-ло-ло – на дворе стоит тепло.
• Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
• За-за-за – уходи домой, коза.
• Же-же-же – дождь прошёл у (же) .
• Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.
4. Этюды на выражение основных эмоций развивают творческие и коммуникативные качества личности;
Способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё.
Ситуация: «Петушок выгоняет лисичку из избушки», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.
А вы попробуйте изобразить!
Голова поднята вверх, одной рукой держит косу на плечах, другую руку на поясе. Смело, уверенно шагает.
5.Драматизация отрывков из сказок.
Игра-драматизация – самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.
В играх - драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли.
Вначале фрагменты из сказок могут использоваться как упражнения.
Например, детям предлагается попроситься в теремок, как лягушка или медведь (русская народная сказка «Теремок», после чего воспитатель спрашивает, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей.
В следующий раз можно усложнить задание, предложив одному ребенку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т. д.
Таким образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми.
6.В детских театральных играх и упражнениях велика роль стихов.
Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата.
Игры- стихи
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
«Самолёт»
Поиграем в самолет? (Да.)
Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж —
Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.)
В снег летаем и пургу, (У-у-у-у)
Видим чьи-то берега. (А-а-а-а)
Ры-ры-ры — рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе!
Что ж — закончен наш полет.
До свиданья, самолет.
7.Театр кукол «Би-ба-бо» или конусный театр
Цели:- развивает речь детей с помощью кукольного театра;
- обогащает словарь, формирует умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов;
Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.
8. Король (вариант народной игры)
Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок.
Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься.
Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п.
Король должен отгадать профессию работников.
Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей.
Первый пойманный ребенок становится королем.
9. Этюды на воспроизведение черт характера.
1. «Старичок» (для детей 3-4 лет).
Цель: Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).
Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.
«Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи, да бух-бух!
Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь,
Да трюх-трюх!
Раз, увидев паучка,
Страшно испугался
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся:
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо, да гуль-гуль!
Ги-ги-ги, да га-га-га,
Го-го-го, да буль-буль!
Сегодня Вашему вниманию были представлены лишь некоторые театрализованные игры для творческого, коммуникативно-речевого развития.
Анализ современной научно-методической и практической литературы, посвященной театральной деятельности, показал, что, действительно, театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию творческих, коммуникативно-речевых способностей – умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.
Таким образом, театрализованная деятельность – это обширная отрасль применения всех образовательных областей и при умелом использовании может привести к формированию определенных личностных качеств воспитанников, его умений и компетенций, что является так же актуальным в свете новых Федеральных государственных требований и нашло отражение в программе «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.
Спасибо за внимание и приятно проведенное время.
Желаю творческих успехов!
Литература:
1.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л.Дубина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 10. – С. 26-36.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – М., 1991.
3.Доронова Т.Н. Играем в театр. Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2005.
4.Новотворцев Н. К. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.
5.Н.Ф.Сорокина «Театр – творчество - дети»
6.М.Д. Махаева «Театрализованные занятия в детском саду»
7.Г.Н.Гришин «Любимые детские игры»
8.А.И.Буренина «Театр всевозможного»
9. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников»
Сказка: Заюшкина избушка.
Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Пришла весна-красна - у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избушки и выгнала.
Идёт зайчик, плачет.
Ему навстречу собака: "Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?" - "Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ко мне ночевать, да и выгнала". - "Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу".
Подошли они к избушке. Собака забрехала: "Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!" А лиса им с печки: "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!" Собака испугалась и убежала.
Зайчик опять идёт, плачет. Ему навстречу медведь: "О чём, зайчик, плачешь?" - "Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ночевать, да и выгнала." - "Не плачь, я твоему горю помогу".
Подошли они к избушке. Медведь как зарычит: "Поди, лиса, вон!" А лиса им с печи: "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!"
Медведь испугался и убежал.
Идёт опять зайчик, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух: "Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?" - "Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная, попросилась она ночевать, да меня и выгнала". - "Пойдём, я твоему горю помогу". - "Нет, петух, не поможешь.
Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и тебе не выгнать". - "Нет, выгоню!" Подошли они к избушке.
Петух сапогами затопал, крыльями захлопал: "Ку-ка-ре-ку!
Несу косу на плече, хочу лису посечи.
Ступай, лиса, вон!"
Лиса услыхала, испугалась и говорит: "Обуваюсь..." Петух опять: "Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!" Лиса опять говорит: "Одеваюсь..." Петух в третий раз: "Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!" Лиса выскочила из избушки и убежала в лес. И стал зайчик опять жить-поживать в лубяной избушке.
Русская народная сказка «Теремок»
тоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побе-гайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
I. В-ль загадывает загадку: Стоит домик расписной,
Он красивый такой.
По полю зверюшки шли,
Остались в доме жить они.
Дружно жили, не тужили,
Печку в домике топили.
Мишка домик развалил,
Чуть друзей не раздавил.
- О какой сказке идёт речь?
- Сегодня мы с вами обыграем сказку «Теремок».
Какие звери жили в теремке?
- Как пищит мышка?
Как квакает лягушка?
Какие звуки издаёт зайчик?
- Как тяфкает лиса?
Как воет волк?
Как ревёт медведь?
- Кто будет мышкой-норушкой? Каким голосом говорит мышка?(тонким)
- Кто будет лягушкой-квакушкой? Каким голосом говорит лягушка?
- Кто будет зайчиком-побегайчиком? Каким голосом говорит зайчик?
- Кто будет лисичкой-сестричкой? Каким голосом говорит лиса?
- Кто будет волчок-серый бочок? Каким голосом говорит волк?(толстым)
- Кто будет медведем косолапым? Каким голосом говорит медведь? (Обратить внимание детей на интонацию речи)
Детям раздаются шапочки зверюшек.
II Проводится игра-драматизация.
В-ль с детьми встают в круг.
Центр круга- теремок.
В-ль с детьми идут по кругу, при этом произносят слова:
« Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок,не высок-не высок.
Вот по полю мышка (лягушка,
зайчик, лисичка, волк, медведь) бежит, у ворот остановилась, и стучит…».
Все герои, по очереди, выходят в середину круга со словами: «Тук, тук,
кто в теремочке живёт…»
Когда появляется медведь и ломает теремок, дети разрывают круг.
Ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?»
Необходимо вызвать у детей желание построить новый теремок.
Дети вместе с воспитателем строят теремок из картонных модулей.
-С кем будет жить в теремке мышка-норушка?
( С лягушкой-квакушкой,
с зайчиком-побегайчиком,и т.д.)
III Стоит в поле теремок,теремок ,
Очень-очень он высок.
Без веселья здесь нельзя,
В теремке живут друзья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей средством театрально-игровой деятельности.
В данном матереале находиться , как ребёнок развивается с помощью театра....
Презентация "Развитие речи и творческих способностей детей через театрально-игровую деятельность"
В презентации раскрыты методы и приемы, основные направления работы с детьми по развитию речи и творческих способностей через театрально-игровую деятельность....
«Развитие коммуникативных и речевых способностей детей через театрализованную деятельность»
Развиваем речевые и коммуникативные навыки!...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: Развитие речи у детей через театрально – игровую деятельность «Теремок».
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на...
Консультация на тему: Совершенствование работы с дошкольниками по развитию связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи, речевого творчества дошкольников через театрально-игровую деятельность.
quot; Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать психические процессы.........
Педсовет «Развитие творческих, речевых способностей детей через театрально-игровую деятельность»
Педсовет поможет систематизировать знания педагогов по театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста и создание в ДОУ условий для их самореализации.Задачи: - систематизация зн...
Слайд-беседа "«Театрализованная деятельность в развитии творческих, коммуникативных и речевых способностей»
Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует слов...