«Развитие коммуникативных и речевых способностей детей через театрализованную деятельность»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. На смену традиционному эпистолярному жанру приходит виртуальное взаимодействие через Интернет-переписку и sms. Несмотря на подобные изменения, общение как главный способ взаимодействия остается востребованным на протяжении всей жизни человека. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень развития коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
Признание самоценности дошкольного возраста и отношение к нему как к уникальному периоду развития личности определяют задачу расширения возможностей каждого ребенка в установлении разнообразных взаимоотношений с людьми. Их успешность определяется личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью о правилах общения, активностью в разных видах деятельности.
В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу, поэтому возникает необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.
Действительно, всё чаще взрослые (педагоги, родители) стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной «интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Коммуникация (от лат. communiko- делаю общим, связываю, общаюсь)- это общение с целью передачи определенной информации, чтобы собеседник понял ее смысл.
Коммуникативная деятельность предполагает:
- взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия;
- освоение детьми разными видами деятельности;
- установление эмоционального взаимодействия с детьми и воспитателем.
В коммуникационном процессе обычно выделяют вербальную и невербальную коммуникацию.
Вербальная осуществляется посредством речи.
Невербальная коммуникация предполагает:
- визуальные виды общения, т.е. жесты, мимику, позы;
- пространственно-временную организацию общения, контакт глазами;
- акустическую систему, включающую паралингвистический( тембр голоса, тональность) и экстралингвистический (паузы, смех, плач и др.)
- тактильную систему (прикосновения, пожатия руки, объятья).
Коммуникация не просто действие- это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.
Для полноценного освоения коммуникативной деятельности необходимо овладеть коммуникативными умениями, что и определяет работу педагога.
Одной из основных задач работы является развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Эта задача предполагает:
- развитие потребности в общении со взрослыми и сверстниками;
- развитие умения вступать в процесс общения;
- развитие умения ориентироваться в партнерах и ситуациях общения;
- развитие умения соотносить средства вербального и невербального общения;
- становления умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями собеседника;
- воспитание желания доверять, помогать тем, с кем общаешься и поддерживать их;
- применение индивидуальных умений при решении совместных задач;
- развитие умения замечать эмоциональное состояние партнера и адекватно реагировать на него;
- воспитание желания проявлять чуткость, отзывчивость по отношению к партнерам, сопереживать им.
Умение общаться - это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребенка, освоение детских видов деятельности, развития творчества.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников. Театрализованная игра- является эффективным средством развития общения детей всех возрастных групп.
Для успешной работы с детьми нужно подобрать материал в виде:
- игр и упражнений на развитее коммуникативных навыков;
-упражнения на развитие речевых и мимических движений;
-упражнения на развитие координации слова с движением;
-творческие задания на развитие пантомимики;
-литературный материал для обыгрывания
Создание атмосферы творчества и доверия обеспечивает каждому ребенку возможность высказаться, формирует умение выстраивать линию поведения в роли и свободно чувствовать себя в ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация: Развитие речевых способностей детей через театрализованную деятельность
Презентация совместной образовательной деятельности воспитателя и воспитанниковпо теме «Развитие речевых способностей детей через театрализованную деятельность»...
Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность.
Стендовый доклад о развитии коммуникативных способностей детей в раннем возрасте....
буклет памятка для родителей РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Если Вы прогрессивные родители, то, конечно же, вам хочется дать своему малышу как можно больше информации, чтобы он рос думающим и всесторонне развитым. Модные методики и системы обучения, игро...
План по самообразованию: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность».
Цель: Приобщение детей к театрализованной деятельности старших дошкольников за счёт развития коммуникативных способностей.Задачи: 1. Продолжать создавать условия для...
Проект «Развитие речевых способностей детей через театрализованную деятельность»
презентация проекта...
Инновационный подход в развитии индивидуальности и творческих способностей детей через театрализованную деятельность посредством куклотерапии
Театрализованная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с иг...