Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Русская берёзка»
план-конспект занятия (старшая группа)
Данное занятие будет полезно в работе воспиттелям детских садов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_berezka.docx | 641.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы «Русская березка»
Цель: формировать культуру общения с природой, эстетическое отношение к природе.
Задачи:
Образовательные:
1. Уточнять и углублять представления детей о значении березы в жизни русских людей, о связанных с ней традициях.
2. Дать понятие о березке – как о символе России.
3. Познакомить детей с техникой рисования – батиком, с разными способами создания рисунка на ткани.
4. Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками.
Развивающие:
1. Развивать интерес к звучащему слову, обратить внимание на красоту окружающей природы.
2. Продолжать развивать детское художественное творчество.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, к родному краю.
Образовательные области:
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Предварительная работа:
Наблюдение за березой во время прогулок в разное время года, заучивание стихотворений С. Есенина «Береза», И. Токмаковой «Если б дали березке расческу…», рассматривание репродукции картин художников А Рылова, С Брусилова, В Шехедрин
И. Остроухова «Березы».
Материал:
- репродукции картин русских художников;
- набор гуашевых красок;
-кисть;
- стаканчик с водой;
- салфетка.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, какое дерево издавна особо почиталось на Руси? (мнения детей). Послушайте загадку:
Белый черным шит сарафан на ней.
Ветер к ней спешит, чешет кудри ей,
Зелена коса развевается,
В ярком солнышке купается. (Береза).
Демонстрация репродукции картины И. Остроухова «Березы»
Березка является символом России.
Деревьев равных не сочтешь –
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдешь
Родней березки нашей. (читает Лера Н.)
Действительно, жизнь и судьба русского человека связана с красавицей березкой. Рядом с домом, или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Береза – дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь. У нее единственной в мире белая кора. Если снять с дерева кусочек коры, то на пальцах останется что-то вроде белого порошка. Это вещество называется бетулин и высыпается из клеток коры.
Издавна на Руси существовал праздник почитания цветущей растительности и плодородия – Троица. Березка была центром внимания на этом празднике. Ветки березы, сорванные в этот день, хранились в домах весь год, до следующего летнего праздника, как оберег здоровья и счастья живущих в доме. Троицу считали девичьим праздником. В этот день девушки выходили в березовую рощу, плели венки из цветов, вплетали в них березовые ветки, а потом водили хороводы, пели песни, посвященные березке.
Физкультминутка «Ай, да березка!»
Ж. Агаджанова
Мы вокруг березки встанем в хоровод, Дети берут разноцветные платочки
Радостно и звонко каждый запоет: Идут по кругу вправо, взявшись за руки.
Ай да березка, белый ствол! Дети идут в круг, поднимают руки вверх.
Зеленей, зеленей ты листвой. Идут назад опустив руки.
Яркие платочки в руки мы возьмем. Дети идут по кругу влево,
У березки стройной пляску заведем. Взявшись за руки.
Ай да березка, белый ствол! Дети идут в круг поднимают руки вверх.
Зеленей, зеленей ты листвой. Идут назад опустив руки.
Воспитатель. Береза – щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву и сложили про ее достоинства загадки, пословицы и поговорки.
С одного дерева да четыре угодья:
Первое – от темной ночи свет,
Второе – некопаный колодезь,
Третье – старому здоровье,
Четвертому – разбитому связь.
Мы сейчас разберем с вами отгадки на все четыре загадки.
Первая – издавна деревенская изба освещалась березовой лучиной. При ее свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, малые дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из березовой бересты лапти, корзины, делали шкатулки.
Вторая – из некопаного колодезя вкусный и полезный березовый сок. В начале весны по белому стволу дерева начинают стекать капельки сока. Чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок и потом его пьют, так как он обладает целебными свойствами. А чтобы березка не истекла соком и не погибла, отверстие замазывают глиной или землей.
Третья – здоровье прибавляет и старому и малому березовый веник, который русские люди используют в банях: им хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать, да душу порадовать.
Четвертая – ствол березы покрыт берестой, которой оплетали глиняную посуду, чтобы она не разбивалась и служила подольше.
Ребята, а кто-нибудь знает, откуда береза получила свое название? (предположения детей).
Воспитатель. Название свое береза получила от древнего слова «БЕР», которое обозначало «СВЕТЛЫЙ», «БЕЛЫЙ», «ЯСНЫЙ».
Ребята, а вы знаете, для чего березе нужны черные полоски?
Предположения детей.
Воспитатель: Черные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.
Хорошо бродить по березовой роще в любое время года, воздух в ней прозрачен и чист. Многие поэты посвятили свои произведения русской березке – символу красоты и чистоты.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С зелеными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется - но не ломится!
А. Прокофьев
Воспитатель. Художники тоже часто изображают березу, восхищаясь ее природной красотой, изящным белым силуэтом, кружевным контуром кроны, нежной зеленью ее листвы. Художники пишут свои картины на специальном материале – холсте, имеющем тканевую основу, обработанную специальным составом. Мы сегодня тоже будем рисовать на ткани. Такой способ изображения называется БАТИК.
При рисовании на ткани нужно соблюдать ряд правил: не набирать на кисть слишком много краски, чтобы она не растекалась по ткани; работать концом кисти, чтобы рисуемые контуры были ровные, одинаковой толщины, а вот, чтобы придать объем изображаемым объектам, можно воспользоваться приемом примакивания всем ворсом к поверхности.
Физкультминутка
Мы березку посадили, Выпрямиться, стоя за столом.
Мы водой ее полили, Руки согнуть к плечам, ладонями вперед.
И березка подросла, Потянуть руки вверх.
К солнцу ветки подняла,
А потом их наклонила Руки вниз, спина прямая.
И ребят благодарила. Поклоны головой, сесть.
Воспитатель. А сейчас приступаем к рисованию. Нарисуйте простым карандашом контур ствола березы – тонкий, узкий и заостренный наверху.
Затем, нарисуйте контуры веток, начиная с середины ствола, с обеих сторон дерева (длинные снизу и короткие наверху, под наклоном вправо-влево, концы веток плавно округлить с наклоном вниз. Дополните основные ветки короткими боковыми веточками. Теперь нужно обвести контур рисунка гуашью черного цвета концом тонкой кисти и изобразить длинные линии сверху вниз в нижней части ствола, затем нарисовать короткие горизонтальные штрихи с левой и правой стороны внутри ствола. Для выполнения листвы, используйте прием примакивания всем ворсом. Внесите в рисунок дополнения: траву, солнышко, облака, птиц.
Воспитатель. Рассмотрите свои рисунки и выберете наиболее выразительные и самые аккуратные.
У нас с вами получилась настоящая березовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислониться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья.
Тугие распущены косы
И белые платья до пят,
Как будто, невесты, березы,
Куда ни посмотришь, стоят.
Весеннее солнце косыми
Лучами касается кос.
По всей необъятной России
Сегодня светло от берез.
С. Есенин
Сейчас предлагаю положить наши работы сохнуть, а сами давайте оденемся, и пойдём на улицу, к берёзкам. Рассмотрим их. Заведём хоровод вокруг берёзки.
Дети и воспитатель одеваются и уходят на улицу.
Фото 1. Ай, да берёзка
Фото 2. Смотрим презентацию о берёзе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по художественно – эстетическому воспитанию детей “Люблю берёзку русскую”
Цели:расширить представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве;воспитывать эмоциональную отзывчивость...
Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"
Конспект занятия по Художественно-эстетическому развитию в старшей группе Художественная викторина :"Разноцветная радуга"...
Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию «Такая разная берёзка» в средней дошкольной группе.
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию с применением здоровьесберегающих технологий «Такая разная берёзка» ...
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для детей второй младшей группы с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, художественное слово, личностно – ориентированной «Как у нашего кота шубка
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24684433","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования - тычок. Задачи:Обучающие-...
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе (художественное конструирование из бросовых материалов (пряжи) «Мои друзья - Смешарики»
Цель занятия: изготовление игрушки из шерстяных ниток с использованием нетрадиционной техники (работа с пряжей) в художественно-эстетической деятельности (конструирование из бросовых материалов).Задач...
конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Чтение художественной литературы «Друг детства»
Цель занятия: Создание условий для ознакомления детей с литературным произведением Виктор Драгунский «Друг детства».Задачи занятия:Образовательные:- Познакомить с содержанием рассказ...