Конспект тематического мероприятия "Кукла-пеленашка"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект тематического мероприятия «Кукла-пеленашка».
Цель:
Обогащать представление детей и родителей о народном искусстве.
Познакомить с декоративно-прикладным искусством.
Привить интерес к народному творчеству.
Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.
Воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Программные задачи:
образовательные - учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
развивающие - развивать творческие способности детей, развивать потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов;
воспитательные - воспитывать умение работать в группе, воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество.
Оборудование: куклы народов мира, куклы-пупсы, ткань разной фактуры, капсулы от киндеров, ножницы, иллюстрация с изображением куклы-пеленашки.
Подготовительный этап: встреча с родителями на родительском собрании, выяснение через бланк интересов семьи, какие мероприятия можно включить в содержание темы, какую помощь родители смогут оказать в реализации темы «Ознакомление с народным творчеством», составление плана участия родителей в мероприятиях. Вынесение информации в родительский уголок, обсуждение с родителями темы. Работа с детьми: разучивание пальчиковой гимнастики «Матрёшка»; игры с куклами; посещение музея «Демидов – центр» совместно с родителями, знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.
Ход занятия
1 часть. Презентация «Какие бывают куклы».
- Здравствуйте ребята, мамы и бабушки! Сегодня нас ждёт интересная работа, но для начала покажу вам презентацию.
История куклы. Даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. К любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывалась частица души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук, а на их месте появлялась новая.
Любой ребенок имел свою куклу. Пока дети были маленькими, куклы им шили мамы, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку могла сделать любая девочка.
Кукол делали из простой и слоновой кости, дерева, лыка, глины, воска, ваты, льна. Иногда это был грубый чурбанчик, без рук и без ног. Или с тонкими палочками вместо них, а кисти и ступни намечались углублениями на воображаемых запястьях и щиколотках. Тряпичные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже. Традиционно такие куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.
Для наших предков она была больше, чем игрушкой. В жизни взрослых кукла имела особое … магическое значение. Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее и для взрослых и для детей.
Её история прослеживается со времён строительства египетских пирамид до наших дней. Какова главная ценность традиционной народной куклы? Она является частью культуры всего человечества, сохраняет в своём образе самобытность, характерные черты создающего её народа.
Волшебные свойства куклы Она была символом продолжения рода, символом плодородия. Куклы – обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким…
Куклы «Крупеничка» – символизирует плодородие и сытный год. «Столбушка» – напарница крестьянских девушек в их надеждах и мечтаниях. «Берестушка» – покровительница и заступница девушек.
Куклы «Матушкина куколка» дарится дочкам для избежания многих бед и нахождения своего счастья. оберегала сон младенцев. «Кукла - Гурий» защищает от смерти мужчину на военной службе.
Куколку «Бессонницу» или «Пеленашку» если ребёнок не спал укладывали в колыбель, со словами: Сонница – бессонница не играй моим дитятком, а играй этой куколкой.
Каковы волшебные свойства куклы «Лихоманки»? Весной, когда хвори и болезни нападали на расслабившегося человека, он заболевал. Кукол «лихоманок» заговаривали и сжигали. Человек выздоравливал.
- А теперь отгадайте загадку:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ... (Матрешка)
- А вы, знаете откуда взялась матрёшка?
- Тогда давайте я вам расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что «Захворала»???(заболела) у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
- Вот так родилась матрёшка.
- Посмотрите, сколько здесь разнообразных куколок! Некоторые из них выполнены своими руками, у некоторых по внешнему облику можно понять к каким народам они относятся. Здесь и пупсы и матрёшки и неваляшки.
Сегодня я хочу предложить вам сделать куколку-пеленашку своими руками, которую вы впоследствии сможете забрать домой и положить её в свою кроватку, чтобы она оберегала ваш сон, а можете подарить кому-нибудь тому, у кого только недавно родилась лялька.
Но для начала хочу пригласить наших мам поиграть. Игра «Запеленай куклу». А мы за них поболеем.
А теперь я приглашаю вас занять места за столами.
2 часть. Пальчиковая гимнастика.
- Прежде чем начать работу давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
3 часть. Выполнение работы.
Далее проводится работа с подробным и поэтапным объяснением каждого этапа работы по изготовлению куколки.
-Какие замечательные получились у всех куколки. Я надеюсь каждый из вас решил, как будет использовать свою куколку.)))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект тематической беседы по правилам дорожного движения в старшей группе. Поучительная сказка «Как у наших у ворот очень важный знак живёт».
Программное содержание:- закреплять правила дорожного движения; - учить применять свои знания на практике; - пропаганда правил дорожного движения среди детей дошкольного возраста....
Конспект тематического занятия для детей подготовительной группы « В гостях у королевы музыки»
Занятие-путешествие...
КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «ЗНАКОМСТВО С ОБРЯДОВЫМИ ПЕСНЯМИ МАСЛЕНИЦЫ».
Конспект тематического занятия "Знакомство с обрядовыми песнями Масленицы" Материал интересен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ....
Тематическое занятие "Путешествие в город музыки"Конспект тематического занятия
Конспект тематического занятия для детей разновозрастной группы...
Конспект тематического часа «Блокада Ленинграда. Дорога Жизни!» в рамках тематического плана к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне для детей средней и старшей группы.
Формирование патриотических чувств у дошкольников, воспитание общественной позиции в поддержку мира....
Конспект тематического занятия Конспект непрерывной непосредственно-организованной образовательной деятельности (НОД) по музыке в подготовительной группе «День народного единства». Музыкальный руководитель Лиховец Л.В. Цель: воспитание гуманной, духовно
Конспект непрерывной непосредственно-организованной образовательной деятельности (НОД) по музыке в подготовительной группе«День народного единства».Музыкальный руководитель Лиховец Л.В.Цел...
Конспект тематической беседы в средней группе Тематический день: «1 сентября-День знаний»
Конспект тематической беседы в средней группе Тематический день: "1 сентября-День знаний"...