Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа)

Насурлаева Наталья Александровна

В данной статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Описаны этапы педагогической работы в данном направлении, а также методы и приемы обучения дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Краткая аннотация: в данной статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Описаны этапы педагогической работы в данном направлении, а также методы и приемы обучения дошкольников.

Ключевые слова: финансовая грамотность, дошкольное образование, экономические представления, старшие дошкольники.

   В последнее время в дошкольной педагогике появилось новое направление – экономическое воспитание детей. Тема финансовой грамотности не нова. Но то ли мы мало времени уделяли ей раньше, то ли в стремительно меняющемся современном мире все чаще открываются новые факты, оставить без внимания которые мы не можем. Теме финансовой грамотности в последнее время стали уделять особое внимание.

   Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Здесь важно отметить поведение родителей, так как именно их пример становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить о том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст детям правильного понимания, как относиться к деньгам, как с ними обращаться. Мы часто становимся свидетелями капризов детей: «купи», «хочу», «а я хочу». И если маленькие дети в силу своего возраста не понимают объяснений родителей, то старшие дошкольники уже могут понять, как зарабатываются деньги, и чтобы заиметь то, что хочется, нужно потрудиться.

   Но обучение экономической культуре не сводится тому, чтобы учить зарабатывать деньги. Мы, педагоги, должны помочь детям сформировать представление об экономических понятиях: семейный бюджет, из чего он состоит, что такое деньги и как с ними обращаться, на что можно потратить деньги, а на что нельзя.

   Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, фантазии, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономии средств.

   Поэтому цель моей работы – помочь детям пяти-семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

   На уровне развития каждого ребенка мною были определены следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления;

- обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей;

- способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями своей семьи;

   Процесс воспитания финансовой грамотности реализуется через различные формы его организации.

   Одна из самых предпочтительных форм - игра. По данному направлению мною было подготовлено много дидактических игр, которые активизируют познавательную деятельность детей. Так игра «Семейный бюджет. Доход и расход» знакомит детей с тем, из чего состоит семейный бюджет, и на что в первую очередь важно потратить деньги. Дети пришли к выводу, что это не игрушки и современные гаджеты. Пришлось поразмышлять ребятам в играх «Что можно купить за деньги, а что нельзя», «Хочу и надо», «Дорогие и дешевые товары», «Свинка-копилка», «Российские деньги».  Для повышения интереса использую разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, игры с картинками, словесные экономические игры, игры-путешествия, настольно-печатные, игры-загадки и т.д.

   Сделать экономику понятной помогают сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделирую реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Кроме атрибутов к этим играм, ребята используют маркеры игрового пространства или ширмы, как мы их называем. Родители помогли нам их изготовить, эти маркеры пользуются среди детей большой популярностью. Кроме напольных ширм, у нас есть мини-маркеры. Это либо коробка, либо кейс, наполненные мелкими игрушками, монетами, банкнотами. Это для тех, кто любит уединиться вдвоем или по одному, можно поиграть и за столом, на полу. Кто как любит.

   Беседы-обсуждения, просмотр презентаций и мультфильмов («Азбука денег», «Семейный бюджет», «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама), помогают детям закрепить знания по разным темам, расширяют кругозор детей. Много эмоций вызвала у детей беседа о том, какими были деньги раньше. Оказывается, в виде денег использовали раковины Каури, чай, беличьи шкурки, соль и даже ножи. Эта занимательная информация была интересна не только детям, но и взрослым.

   Вместе с детьми мы совершили экскурсию в филиал сберегательного банка, где в доступной для детей форме познакомились с банковскими операциями (оплата коммунальных платежей, получение пенсий бабушек и дедушек, хранение вкладов на неопределенный срок). Дети познакомились с банкоматом, узнали, для чего он предназначен, как выглядит, как пользоваться банковскими картами. Ребят это заинтересовало, им захотелось самим получить деньги через банкомат. Но так как они еще маленькие и не могут самостоятельно пользоваться банкоматом, мы решили им помочь и изготовили «игрушечный» из коробки, наклеек, распечатанных банковских карт, денег.

   Кроме познавательной деятельности, важна и продуктивная. Мы с ребятами складывали оригами кошельки, изготовили копилки, рисовали рублики, делали атрибуты к сюжетно-ролевым играм, вырезали детали к дидактическим играм. В процессе работы дети осваивают структуру трудовой деятельности, самостоятельно управляя процессом преобразования материалов в продукт труда.

   Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

   Родителям мы раздали анкеты и попросили ответить на несколько вопросов: рассказываете ли вы своему ребенку, почему не всегда можете купить ему то, что он просит, какая помощь по формированию у ребенка финансовой грамотности Вам нужна? Обработав анкеты, мы увидели, что родители считают занятия по финансовой грамотности необходимыми в детском саду, чтобы вовремя заложить основы грамотного восприятия денег, как важной составляющей любого человека.

   Кроме анкетирования и консультаций по финансовой грамотности, мы провели  квест-игру «Деньги любят счет». Дети вместе с родителями отгадывали загадки, вспоминали пословицы и поговорки о деньгах, сказочных героев, рекламировали товар.  Все родители получили домашнее задание: сходить с детьми в магазин, дать детям возможность что-то купить самостоятельно и расплатиться (под присмотром), то есть уже сейчас готовить их ко взрослой жизни. В раздевальной комнате мы оформили Уголок по финансовой грамотности.

   Использование разнообразных методов и форм невозможно без развивающей среды. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику». В нашей группе создана игровая экономическая зона, в которую входят: дидактические игры, модель «Семейный бюджет», альбомы «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами»; мини-мастерская «Мастерская добрых дел», библиотека книг экономической направленности, денежные купюры и монеты, рекламные флаеры, центр сюжетно-ролевых игр. В результате реализации технологии дети:

− адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;

− знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;

− знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;

− знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, и др.);

− проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т.д.);

− любят трудиться, делать полезные предметы для себя и подарки для других;

− бережно, рационально используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);

− замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;

− сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, бережно относятся к природе;

− с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим.

   Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками – это не дань моде, а прежде всего необходимость дать детям представление о рыночной экономике, ее закономерностях, способствовать самостоятельности детей.

Список литературы

1. Бывшева М.В., Ханова Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 22

2. Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Мир экономики глазами ребенка: Методический материал. Тольятти, 2000. 70с.

3. Обсуждая проблему «Экономика и … дети» // Детский сад от А до Я. 2003. №4. С. 148.

4. Прокофьева Н.М., Ханова Т.Г. Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. 2018. № 2(92).

5. Сасова И.А. Как начинать изучать экономику? // Детский сад от  А до Я. 2003. №4. С.12.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель:   раскрыть сущность...

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жиз...

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект: «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необхо...

Презентация "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов, брокеров и знакомства со сложными специфическими понятиями (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы ...

Проект по формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты»

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны посту...

План по самообразованию по теме "Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Цель самообразования — это способность самостоятельно добывать новые знания, а также приобретать навыки в рамках своей профессии.Самообразование педагога ДОУ предполагает решение таких задач, ка...

Проект «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект  «Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общес...