Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)

Маклыгина Анна Александровна

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_deyatelnosti_finansisty.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение Глебовская средняя общеобразовательная школа дошкольные группы

Программа по формированию основ финансовой грамотности

детей старшего дошкольного возраста

 «Маленький финансист»

Составитель : Воспитатель

Маклыгина А.А.

2019 год

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Цели и задачи программы

3.Принципы и структура программы

4. Описание форм и методов проведения занятий

5. Учебно-тематический план

6. Прогнозируемые  результаты, целевые ориентиры

«Постепенно открывать глаза на маленькие вещи,

чтобы не остались слепыми для больших »

Ян Амос Коменский

1. Пояснительная записка

Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.

К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является не сформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим , детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.

Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. 

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.

Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Основной идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализация программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.

2. Цели , задачи программы

Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Основные задачи Программы

Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества: понимать и ценить окружающий предметный мир (мир веще как результат труда людей);

• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;

• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; • признавать авторитетными качества человека-хозяина:

бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;

• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

3. Принципы и структура программы

Ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования(далее — ФГОС ДО).

Структура программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами  и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».

(товар)

Реклама: правда

и ложь, разум

и чувства,

и ложь, разум

и чувства, желания

и возможности

Полезные

экономические

навыки

и привычки

в быту

Деньги

и цена

(стоимость)

01

02

04

03 Де

4. Описание форм и методов проведения занятий

Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), а также тематическое наполнение, которое использует воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми.

Все указанные формы совместной деятельности взрослого и детей, реализуя множественные развивающее образовательные задачи, дают  усиливающий эффект, и вместе с тем в каждой из них есть стержневая группа задач, требующая для своей реализации релевантное культурно-смысловое (тематическое) наполнение.

Наполнение партнерского блока образовательного процесса основывается на классической комплексно-тематической модели с той разницей, что воспитателю не задаются конкретные темы для проработки с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям ,соответствующим формам взросло-детской активности ,с помощью: вариантов примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуара художественных произведений с различными вариантами выбора, различных типов и структуры работы для продуктивной деятельности, возможных способов и форм игровой деятельности. Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной деятельности с детьми и линию ее развертывания как основную, и строить от нее и через нее переходы к другим формам. Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно.

Полезные

экономические

навыки

и привычки

в быту

5. Учебно-тематический план

Месяцы

Дата

Тема

Сентябрь

1-я неделя

Беседа «Всех профессий на свете не счесть»

Свободная самостоятельная деятельность детей .

Рисование на тему «Моя будущая профессия»

Поделка своими руками «Игрушка своими руками»

2-я неделя

Работа в книжном уголке : просмотр альбомов ,карточек на тему «Труд»

Просмотр презентации на тему «Профессии разные нужны»

Подвижная игра «Выбор профессии»

3-я неделя

Чтение и обсуждение литературного произведения К.Д.Ушинского «Два плуга»

4-я неделя

Выразительное чтение стихотворений о труде и профессиях.

Д\И «Угадай какая профессия у человека»

Октябрь

1-я неделя

Беседа о труде.

Пословицы и поговорки о труде

2-я неделя

Загадки о труде и профессиях

Презентация на тему«Современные профессии»

3-я неделя

Дидактическая игра «Какие ошибки допустил художник?»

4-я неделя

 Рисование на тему  «Труд моих родителей»

Оформление выставки.

Ноябрь

1-я неделя

«Понятие о деньгах. Путешествие в прошлое денег»

Рисование на тему «Монеты моей страны»

2-я неделя

Викторина «О какой сказке идет речь»

3-я неделя

Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключения монетки»

4-я неделя

Пословицы и поговорки о деньгах

Чтение сказки Б.В.Минина «Доверчивый Зайчик»

Декабрь

1-я неделя

Повторное чтение и обсуждение сказки Б.В.Минина «Доверчивый Зайчик»

2-я неделя

Чтение и осуждение сказки Т.В. Грековой «Клад»

3-я неделя

Показ кукольного спектакля «Как Зайчика бережливости науч                         или»

4-я неделя

Беседа «В общем о деньгах»

Январь

1-я неделя

Беседа «Откуда берется деньги и на что они тратятся?»

2-я неделя

Беседа «История денег в России»

Февраль

1-я неделя

Решение арифметических задач

Задача «Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами»,

2-я неделя

Свободная самостоятельная деятельность детей .

Рисование на тему «Моя любимая реклама»

3-я неделя

Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

4-я неделя

Спектакль «Приключение копеечки»

Март

1-я неделя

 Подготовка к игре «Пиццерия для всей семьи»

2-я неделя

Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи»

3-я неделя

Чтение и обсуждение сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля»

4-я неделя

Беседа о рекламе

Апрель

1-я неделя

Свободная самостоятельная деятельность детей .

Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки»

Рисование «Моя любимая игрушка »

Объявление конкурса по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала

2-я неделя

Мастерская по ремонту книг

 Презентация поделок «Вещи сделанные своими руками»

3-я неделя

Игра-эстафета «Хорошо-плохо»

Чтение и обсуждения рассказа Н.Носова «Заплатка»

4-я неделя

Чтение и обсуждение сказки К.И.Чуковского « Федорино горе»

Май

1-я неделя

Обсуждение смысла пословиц и поговорок

2-я неделя

Выразительное чтение стихов о бережливости и труде

3-я неделя

Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

4-я неделя

Проведения  праздника «Мы -бережливые»

6. Прогнозируемые  результаты, целевые ориентиры

В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.

В результате освоения Программы дети: адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой); знают и называют разные места

и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет,

интернет-магазин ;знают российские деньги, некоторые

названия валют ближнего и дальнего зарубежья; понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии); знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер ,программист, модельер и др.); знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия; адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении; в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность; любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других; бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.); следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна; с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость; проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.); замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам; объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка; проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях; переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;  с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель:   раскрыть сущность...

Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Игра-квест «Что? Где? Почем?»

Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое бюджет, доходы, расходы, элементарные понятия экономии, посещение с родителями магазинов, рынка, сюжетно-ролевая игра «Магазин», из...

Методическая разработка. Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов...

Методическое пособие для воспитателе "Значение формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит опр...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»

Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...

Методическая разработка Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультипликационного фильма

Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Выбираем хорошую школу и учителей, помогаем поступить в институт, направляем ...