Методическая разработка по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа)
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovoy_deyatelnosti_finansisty.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение Глебовская средняя общеобразовательная школа дошкольные группы
Программа по формированию основ финансовой грамотности
детей старшего дошкольного возраста
«Маленький финансист»
Составитель : Воспитатель
Маклыгина А.А.
2019 год
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Цели и задачи программы
3.Принципы и структура программы
4. Описание форм и методов проведения занятий
5. Учебно-тематический план
6. Прогнозируемые результаты, целевые ориентиры
«Постепенно открывать глаза на маленькие вещи,
чтобы не остались слепыми для больших »
Ян Амос Коменский
1. Пояснительная записка
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
К сожалению, реализация задач по финансовой грамотности дошкольников происходит спонтанно, отсутствует целенаправленная систематическая образовательная работа. Одной из причин является не сформированность компетенций педагогов в области основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста.
Как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении ознакомление с финансовой грамотностью проводят крайне редко. А чем раньше мы ознакомим , детей грамотно относится к собственным деньгам, и опыту использованию финансовых продуктов, тем более успешными они будут, когда вырастут.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи», «реклама», «богатство» и т.д.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ. Основной идеей данной программы – создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализация программы используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ — игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой форме.
2. Цели , задачи программы
Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Основные задачи Программы
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества: понимать и ценить окружающий предметный мир (мир веще как результат труда людей);
• уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
• осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; • признавать авторитетными качества человека-хозяина:
бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
• рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
• применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
3. Принципы и структура программы
Ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования(далее — ФГОС ДО).
Структура программа состоит из четырех блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
(товар)
Реклама: правда
и ложь, разум
и чувства,
и ложь, разум
и чувства, желания
и возможности
Полезные
экономические
навыки
и привычки
в быту
Деньги
и цена
(стоимость)
01
02
04
03 Де
4. Описание форм и методов проведения занятий
Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), а также тематическое наполнение, которое использует воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми.
Все указанные формы совместной деятельности взрослого и детей, реализуя множественные развивающее образовательные задачи, дают усиливающий эффект, и вместе с тем в каждой из них есть стержневая группа задач, требующая для своей реализации релевантное культурно-смысловое (тематическое) наполнение.
Наполнение партнерского блока образовательного процесса основывается на классической комплексно-тематической модели с той разницей, что воспитателю не задаются конкретные темы для проработки с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким линиям ,соответствующим формам взросло-детской активности ,с помощью: вариантов примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуара художественных произведений с различными вариантами выбора, различных типов и структуры работы для продуктивной деятельности, возможных способов и форм игровой деятельности. Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм совместной деятельности с детьми и линию ее развертывания как основную, и строить от нее и через нее переходы к другим формам. Образовательная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, во второй половине дня, в форме кружка, длительность – 25 минут.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на один учебный год, с сентября по май включительно.
Полезные
экономические
навыки
и привычки
в быту
5. Учебно-тематический план
Месяцы | Дата | Тема | |
Сентябрь | 1-я неделя | Беседа «Всех профессий на свете не счесть» Свободная самостоятельная деятельность детей . Рисование на тему «Моя будущая профессия» Поделка своими руками «Игрушка своими руками» | |
2-я неделя | Работа в книжном уголке : просмотр альбомов ,карточек на тему «Труд» Просмотр презентации на тему «Профессии разные нужны» Подвижная игра «Выбор профессии» | ||
3-я неделя | Чтение и обсуждение литературного произведения К.Д.Ушинского «Два плуга» | ||
4-я неделя | Выразительное чтение стихотворений о труде и профессиях. Д\И «Угадай какая профессия у человека» | ||
Октябрь | 1-я неделя | Беседа о труде. Пословицы и поговорки о труде | |
2-я неделя | Загадки о труде и профессиях Презентация на тему«Современные профессии» | ||
3-я неделя | Дидактическая игра «Какие ошибки допустил художник?» | ||
4-я неделя | Рисование на тему «Труд моих родителей» Оформление выставки. | ||
Ноябрь | 1-я неделя | «Понятие о деньгах. Путешествие в прошлое денег» Рисование на тему «Монеты моей страны» | |
2-я неделя | Викторина «О какой сказке идет речь» | ||
3-я неделя | Интерактивное занятие по мотивам сказки «Приключения монетки» | ||
4-я неделя | Пословицы и поговорки о деньгах Чтение сказки Б.В.Минина «Доверчивый Зайчик» | ||
Декабрь | 1-я неделя | Повторное чтение и обсуждение сказки Б.В.Минина «Доверчивый Зайчик» | |
2-я неделя | Чтение и осуждение сказки Т.В. Грековой «Клад» | ||
3-я неделя | Показ кукольного спектакля «Как Зайчика бережливости науч или» | ||
4-я неделя | Беседа «В общем о деньгах» | ||
Январь | 1-я неделя | Беседа «Откуда берется деньги и на что они тратятся?» | |
2-я неделя | Беседа «История денег в России» | ||
Февраль | 1-я неделя | Решение арифметических задач Задача «Выбор подарка», «Мяч», «В магазин за продуктами», | |
2-я неделя | Свободная самостоятельная деятельность детей . Рисование на тему «Моя любимая реклама» | ||
3-я неделя | Викторина для детей «О какой сказке идет речь?» | ||
4-я неделя | Спектакль «Приключение копеечки» | ||
Март | 1-я неделя | Подготовка к игре «Пиццерия для всей семьи» | |
2-я неделя | Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи» | ||
3-я неделя | Чтение и обсуждение сказки Г.Х.Андерсена «Новое платье короля» | ||
4-я неделя | Беседа о рекламе | ||
Апрель | 1-я неделя | Свободная самостоятельная деятельность детей . Создание мастерской «Вторая жизнь моей игрушки» Рисование «Моя любимая игрушка » Объявление конкурса по изготовлению поделок и игрушек из вторичного, бросового материала | |
2-я неделя | Мастерская по ремонту книг Презентация поделок «Вещи сделанные своими руками» | ||
3-я неделя | Игра-эстафета «Хорошо-плохо» Чтение и обсуждения рассказа Н.Носова «Заплатка» | ||
4-я неделя | Чтение и обсуждение сказки К.И.Чуковского « Федорино горе» | ||
Май | 1-я неделя | Обсуждение смысла пословиц и поговорок | |
2-я неделя | Выразительное чтение стихов о бережливости и труде | ||
3-я неделя | Мини-беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту» | ||
4-я неделя | Проведения праздника «Мы -бережливые» |
6. Прогнозируемые результаты, целевые ориентиры
В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.
В результате освоения Программы дети: адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой); знают и называют разные места
и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет,
интернет-магазин ;знают российские деньги, некоторые
названия валют ближнего и дальнего зарубежья; понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии); знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер ,программист, модельер и др.); знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия; адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении; в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность; любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других; бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.); следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна; с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость; проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.); замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам; объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка; проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях; переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек; с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель: раскрыть сущность...
Методическая разработка мероприятия по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Игра-квест «Что? Где? Почем?»
Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое бюджет, доходы, расходы, элементарные понятия экономии, посещение с родителями магазинов, рынка, сюжетно-ролевая игра «Магазин», из...
Методическая разработка. Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
laquo;Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов...
Методическое пособие для воспитателе "Значение формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит опр...
Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Устами младенца»
Актуальной и противоречивой темой в дошкольных образовательных учреждениях, стала тема воспитания у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности. К сожалению, многие взрослые люди не умеют ...
Методическая разработка картотек конспектов, игр по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста 2019г
По формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством создания мультипликационного фильма
Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Выбираем хорошую школу и учителей, помогаем поступить в институт, направляем ...
- Мне нравится (1)