ПРОЕКТ на тему: «Хлеб всему голова»
проект (подготовительная группа)

Олейник Елена Петровна

ПРОЕКТ на тему:

«Хлеб всему голова»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx148.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА» (МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г. НАДЫМА»)

ПРОЕКТ на тему:

«Хлеб всему голова»

Картинки по запросу проект хлеб всему голова в детском саду

                                                                                          Разработчики:

Воспитатели подготовительной группы "В":

Олейник Елена Петровна

Агашкина Анна Сергеевна

г. Надым 2021г.  

Пояснительная записка

Хлеб — одна из тех традиционных ценностей, которая выдержала огромное испытание временем, и не нашлось того, что смогло вытеснить его из нашей жизни. Люди в разных точках земного шара начинают свой день завтраком с хлебом.

Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей, живущих на земле. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки, такие привычные, всякому доступные, вобрали в себя великий труд, труд многих людей. Существует множество мудрых высказываний про хлеб как великих людей, так и простого народа, всегда почитавшего хлеб. За столетия существования хлеба, про него были сложены пословицы, поговорки, стихи и даже сказки. Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Действительно, эта тема актуальна в детском саду, так как дети часто небрежно относятся к хлебу. Дошкольников следует подводить к пониманию истинной стоимости хлеба через ознакомление с трудом хлеборобов. Благодаря занятиям, дошкольники выяснили, чтобы хлеб появился у нас на столе, нужно потрудиться многим людям, поняли, что необходимо уважать труд хлебороба, пекаря и беречь каждый кусочек хлеба.

I. План - график мероприятий  

Сроки реализации, продолжительность проекта

Краткосрочный 3 недели. февраль с 03.02. по 21.02.20г.

Тип проекта

Информационно-исследовательский

Участники проекта

Дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, родители

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект

При беседе с детьми о хлебе выявлено, что дети знают достаточно стихов, песен о хлебе, но недостаточно знают о народных традициях, связанных с данной тематикой. Для повышения уровня знаний решено организовать проект «Хлеб всему голова».

Гипотеза

Получение хлеба - это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать. сколько затрачено труда, для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Актуальность

Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель проекта

Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу, людям, вырастившим его.

Задачи проекта  

• сформировать систему знаний детей о производстве хлеба

• развивать у детей нетрадиционное решение

• дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом

• совершенствовать трудовые навыки детей

• закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку

• систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба)

• показать значимость сельскохозяйственной техники

• воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда

• формировать реалистические представления о природе

• совершенствовать системы обследовательских действий

• развивать основные психические процессы – память, внимание, образное и логическое мышление

• поддерживать естественный интерес и любознательность детей.

• научить доводить порученное дело до конца.

• воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.

• учить сотрудничать, уважать чужой труд.

• обогатить кругозор детей.

Итоговое мероприятие проекта

Презентация проекта.

Ожидаемые результаты по проекту

  • сформировать у детей представления о ценности хлеба;
  • получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
  • воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
  • воспитывать бережное отношения к хлебу.

Ресурсное обеспечение

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. 1999 г.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1997.

3. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. – М., 1996.

4.https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/proiekt_dlia_doshkol_nikov_khlieb_vsiemu_gholova

5.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/27/tvorcheskiy-proekt-khleb-vsemu-golova

I  этап  –  предварительный:  мониторинг    знаний  детей,    анкетирование  родителей,  изучение  литературы, подбор наглядно - дидактического  материала, художественной литературы. Ознакомление родителей с целями и задачами предстоящего проекта.

II этап – основной:

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно - развивающей среды

03.02.

Занятие на тему: "Хлеб всему голова".

Чтение худ. лит-ры о хлебе.

Анкетирование: "Как Вы относитесь к хлебу?"

Рассматривание колосьев в вазе

Работа в уголке экспериментирования Рассматривание  зѐрен пшеницы. Эксперимент «зачем растению нужна вода» (Проращивание зѐрен).

05.02.

Занятие на тему: "Как наши предки выращивали хлеб".

Чтение худ. лит-ры о хлебе.

Предложить родителям подготовить поделки на тему: "Хлеб всему голова".

Работа в книжном уголке. Предложить подобрать книги о хлебе для выставки.

07.02.

Занятие на тему: "Профессия хлебороб".

Чтение худ. лит-ры о хлебе.

Проблемная ситуация «Хлеборобы не успевают убрать урожай»

колоски, спец. машины, картинки с изображением полей, техники, предметы-заместители.

Цель: умение обсуждать замысел игры, распределять роли. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры. Развивать коммуникативные умения и способности.

10.02.

Беседа на тему: "Береги хлеб!"

Чтение худ. лит-ры о хлебе.

Консультация на тему: "Откуда хлеб пришел"

Рассматривание репродукции картины И.Шишкина «Рожь», беседа по  содержанию.

Цель: умение словесно описывать картины, прививать любовь к искусству и родной природе; составлять рассказ по картине; развивать устную речь; воспитывать эстетические чувства.

12.02.

Беседа на тему: "Как хлеб на стол пришел?"

Чтение худ. лит-ры о хлебе.

Предложить родителям вместе с детьми найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

Д/и «В какой сказке живет хлеб?» Вспомнить с детьми сказки в которых упоминается хлеб или хлебобулочные изделия.

14.02.

Чтение худ. лит-ры о хлебе.

Д/игры по теме: "Хлеб всему голова"

Предложить папку - передвижку: "Хлеб всему голова"

Проблемная ситуация «У мамы закончился хлеб, надо сходить в магазин»

Предметно-игровая среда: касса, атрибуты для игры магазин, предметы-заместители.

Цель: умение самостоятельно выбирать партнеров по игре. Воспитание самостоятельности, поощрение инициативы, дружеских взаимоотношений.        

17.02.

Приметы о хлебе. Приметы о хлебе.

Чтение худ. лит-ры о хлебе.

Дидактические игры: «Лото. Хлебобулочные изделия», «Разрезные картинки. Хлебобулочные изделия», «Что лишнее»

19.02.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе.

Чтение худ. лит-ры о хлебе.

Беседа с родителями на тему: "Его величество хлеб"

Изготовление атрибутов к игре «Булочная» «Кафе» из солѐного теста.

21.02.

Проговаривание скороговорок о хлебе.

Чтение худ. лит-ры о хлебе.

Предложить родителям побеседовать с детьми о труде хлеборобов, о бережном отношении к хлебу.

Конструирование транспортных средств для хлеборобов из деревянного конструктора.

 

III этап – заключительный: Итоговые мероприятия.

Планируются:  занятия НОД, беседы, чтение художественной литературы о хлебе, пословицы и поговорки о хлебе, лепка из соленого теста рассматривание картин, видео, сюжетно-ролевая игры, дидактические и упражнения игры, исследовательская деятельность.

II. Оценка результатов и отчетность.  

     В ходе проектирования дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт.

    Мы старались прививать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобрели знания, уточнили и углубили представления о хлебе. Дети стали бережнее относиться к хлебу.

    У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

    Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а также привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.

   А главное: бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!

        

III. Приложения

Анкета для родителей «Как Вы относитесь к хлебу?»

  1. Любит ли ваш ребёнок хлеб?

А) Да

Б) Нет

В) Не очень

  1. Какой хлеб он больше любит: черный или белый?

А) Черный

Б) Белый

  1. Как часто ваша семья покупает хлеб?

А) Каждый день

Б) Через день

В) Один-два раза в неделю

  1. Сколько хлеба вы покупаете?

 ---------------------------------------------

  1. Что вы делаете с оставшимся хлебом?

А) Весь доедаем

Б) Делаем сухарики, блюда из чёрствого хлеба

В) Убираем до следующего раза

      Г) Собираем крошки, остатки  и кормим птиц, домашних животных

      Д) Выкидываем

     

  1. Какая выпечка нравится вашему ребёнку?

      ----------------------------------------------------------

  1. Ваше любимое семейное блюдо из муки или чёрствого хлеба

(пожалуйста напишите название и рецепт)

Конспект НОД в подготовительной группе  «Хлеб — всему голова»

Цель: формирование знания у детей о значении хлеба в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

- Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

- Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

Развивающие:

- развивать общительность и коммуникабельность.

Воспитательные:

- воспитание любви и уважения к людям труда, бережного отношения к хлебу как результату труда многих людей

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Виды детской деятельности:игровая, продуктивная, двигательная.

Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Предварительная работа:

Беседы «Бережное отношение к хлебу», «Откуда хлеб пришел», «Хлеб бывает разный», «Профессии людей, выращивающие хлеб».

Словарная работа: паляница, галеты, багет, лепешка, лаваш

Материалы и оборудование:Муляж хлеба, слайды на тему«Откуда хлеб пришел, готовое песочное тесто, формочки для печенья, картинки для игры в командах, книжки-малышки.

Ход организованной деятельности:

1. Приветствие (организационный момент):

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу

-Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

-Доброе утро - солнцу и птицам

-Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

2. Воспитатель читает загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет.

(Хлеб)

Воспитатель:

- Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлебхлебушекхлебушко. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

Дидактическая игра «А какой он, хлеб

Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу муляж хлеба и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

Воспитатель: - Дети, а как вы думаете – хлеб сразу стал хлебом(нет)

Нет, не сразу стали зерна

Хлебом, тем, что на столе.

Люди долго и упорно потрудились на земле

Воспитатель: Я предлагаю совершить вам виртуальное путешествие «От зерна до каравая».

1 слайд – Вспаханное поле, трактор

Выехал в поле тракторист на тракторе, вспахал землю, приготовил постель для зерна

2 слайд – появившиеся всходы

Попало в землю зерно и начало расти.

3 слайд - Созревшее пшеничное поле

Выехал в поле комбайнер на комбайне и принялся молотить зерно.

4 слайд – Зерно ссыпается в кузов грузовика

Ссыпается зерно в кузов грузовика. Спешат грузовики на элеватор

5 слайд – Элеватор с зерном

На элеваторе зерно сушат, лелеют, оберегают от грызунов

6 слайд – Мельница, мука

Пришло время смолоть зерно, а из зерна вмиг получилась мука

7 слайд – Муковозы        

Муковозы везут муку на хлебозавод

8 слайд – Тестомешалки

На хлебозаводе огромные машины превращают муку в тесто

9 слайд – Пекари пекут хлеб и изделия из теста

А из теста пекари творят чудеса: пекут хлеб, батоны, вкусную сдобу

10 слайд – Хлебовозки

Хлебовозки спешат доставить хлеб в магазины, где его с нетерпением ждут покупатели.

Ребенок читает стихотворение.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол к нам хлебом.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Игра «От зерна до каравая» - последовательно соединить цепочку

Мастер – класс от повара «Вкусное печенье»

Воспитатель: Лера, принеси, пожалуйста, листик с цифрой 6.

Прежде чем приступить к работе, давайте приготовим наши ручки (влажные салфетки, наденем фартуки и головные уборы.

Пальчиковая гимнастика.

Муку в тесто замесили (сжимают и разжимают пальцы)

А из теста мы слепили (прихлопывают ладошками)

Пирожки и плюшки.

Сдобные ватрушки.

Булочки и калачи,

Все мы испечем в печи (поочередно загибают пальцы на обеих руках, затем разворачивают ладошки)

Очень вкусно! (гладят по животу)

Практическая часть. Итог.

Конспект НОД в подготовительной группе «Как наши предки выращивали хлеб»

Задачи:

Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;

Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравнить их с современными техническими средствами;

Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

1) презентация «Как наши предки выращивали хлеб»

2) снопики злаковых культур, крупы, серп, сито

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

-Вы любите с мамами ходить по магазинам?

- А какой магазин вам нравится больше всего?

- Почему нравится?

- А я вам тоже сегодня хочу предложить отправиться в магазин.

- Хотите?

- Сможете?

2. Актуализация знаний

Предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в хлебный край. Вместе с нами отправится наш друг Незнайка. Он тоже любит ходить по магазинам. (Дети садятся в воображаемый поезд и едут)

Физкультминутка (А. Железнова)

-Мы едем-едем-едем

В далёкий хлебный край.

И чтоб путь был короче,

Ты песню запевай.

Тра-та-та, тра-та-та

Пусть дорога не проста,

Но мы всё сумеем,

Всё преодолеем,

Всё мы делаем, играя,

Вот история какая!

На экране появляется витрина хлебного магазина.

Ребята, вот мы приехали к магазину. Перед вами витрина магазина.

- Какие продукты вы видите на витрине. (Дети перечисляют)

- Как называется этот магазин?

- Почему вы думаете, что это хлебный магазин? (Потому, что в нем находятся изделия из муки)

- Верно.

- А из чего изготавливуют муку (Из зерен пшеницы)

- А где взять зерна пшеницы? (Их нужно вырастить)

- Ребята, Незнайка не знает как можно вырастить пшеницу.

-Давайте вспомним, расскажем ему, что происходит с зернышком, преже чем оно станет хлебом на столе.

3. Затруднение в ситуации

Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором в хаотичном порядке лежат карточки с изображениями орудий труда.

- Хотите помочь Незнайке?

- Сможете?

Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить карточки по порядку. Возникает затруднение, т. к. они не совсем знают последовательность выращивания пшеницы в давние времена. В случае, если дети уверены, что правильно выполнили задание, воспитатель может сказать:

- Незнайка сомневается, ему кажется, что вы не правильно разложили картинки.

- Смогли мы помочь Незнайке разложить картинки по порядку?

- Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, как выращивали хлеб в старину).

- Значит, что нам надо узнать? (Как выращивали хлеб в старину. Когда не было машин)

4. Открытие нового знания

- Как это можно узнать? (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.).

- Мне понравилось предложение отправиться в музей хлеба. Хотите?

- Но сначала назовите правила поведения в музее. (Тихо, спокойно, экспонаты без разрешения не трогать)

- Как называется человек, который рассказывает об экспонатах? (Экскурсовод.)

- Разрешите мне быть экскурсоводом, вы будете посетителями музея. Итак, добро пожаловать музей!

Дети располагаются на полу (можно сидя на ковре) у экрана.

- Как вы думаете, всегда ли были трактора, машины?

- Откуда появились на Земле умные машины? (Их придумал и создал человек.)

- Правильно, значит, машины относятся к рукотворному миру. Но для того, чтобы создать помощницу машину человечеству пришлось пройти очень долгий путь.

Я, хочу рассказать вам одну историю.

В старину хлеб не покупали в магазине, а пекли хозяйки в русской печи. Говорили:

- Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился. Так как же он на нашем столе очутился? Послушайте мой сказ:

- Жил – был в одной деревне мужик. Захотел мужик есть, глянул, - а хлеба то нет. Решил он хлеб вырастить. -С чего бы начать? – думает.

- А вы как думаете?

Пошёл мужик в поле, да и рассуждает сам с собой.

- Посею-ка я рожь, пшеницу. Приготовился мужик зёрна-то в землю бросать, а земелюшка-матушка ему и говорит:

-Погоди, мужик, зёрна в землю бросать, сначала меня приготовить надо.

Почесал мужик затылок – как землю к севу приготовить, как вы думаете?

А земелюшка ему и подсказывает: - Сначала надо землю вспахать, потом боронить, потом удобрять, потом сеять.

- А знаете ли вы, ребята, чем землю обрабатывали? Посмотрите на картину художника А. Н Комарова «На пашне». Как пахали земельку? Слушайте:

- запрягали коня, подцепляли деревянную соху, шёл крестьянин за сохой, вдавливал её в землю – помогал коню соху тащить.

Боронили также на коне, деревянными боронами. Сеяли вручную, подцепив на плечи сито с зерном (показать зерно) – вот такое зерно и сеяли. Сеяли да приговаривали:

Сею, вею, посеваю,

Хлебом землю засеваю. (Повторите)

ХЛЕБ РАСТЕТ

Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать.

Долго ли, коротко ли, созрели и у мужика рожь и пшеница.

Загадка: отгадайте загадку:

Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят. (колос)

-Посмотрите, какие колоски у нас в музее. (Показываю сноп настоящих колосков и колоски из бумаги сделанные способом оригами/

ЖАТВА – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. -Подошло время урожай собирать, позвал мужик помощников, взяли они серпы острые (демонстрация серпа, серпами машут, колосья срезают, в снопы вяжут

Сноп пшенички мы собрали и цепями отбивали.

Мельник, забирай зерно. Пусть мукой станет оно.

ОБМОЛОТ ЗЕРНА

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

НА МЕЛЬНИЦЕ

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

Отгадайте, что это?

Стоит баба на юру, руками машет, а что ест, тем и люди сыты. (мельница)

Давайте и мы с вами поиграем в игру «Мельница» Играющие становятся в круг и поют, сопровождая песню движениями.

Мели, мели, мельница (круговые движения вверх-вниз)

Жерновочки вертятся (круговые движения перед грудью)

Мели-мели, засыпай (те же движения)

И в мешочки набивай (движение «Сито»)

ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

ХЛЕБ НА СТОЛЕ

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

-Ну,. что Незнайка, ты теперь знаешь как выращивали хлеб раньше.

- Да узнал.

А на память ребята дарят тебе сноп который они сделали сами. (Дарят колоски из бумаги, сделанные способом оригами)

- Наша экскурсия в музей хлеба подошла к концу. Давайте поблагодарим экскурсовода за интересную экскурсию.

5. Включение нового знания в систему знаний детей.

- Сможем мы теперь разложить карточки по порядку?

Дети возвращаются к столу с «карточками» и коллективно раскладывают их по порядку.

- Незнайка очень рад и благодарит нас за помощь.

6. Осмысление

Дидактические задачи: рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха.

- Ребята, где мы сегодня побывали (Мы были в хлебном магазине)

- Кому и чем нам удалось помочь? (Помогали Незнайке разложить по порядку карточки «Как выращивали хлеб в старину»)

- Какие новые знания нам помогли в этом? (Мы узнали как в старину выращивали хлеб пока не было машин – помощниц).

Конспект НОД в подготовительной группе «Профессия хлебороб»

Цель: Расширить представление детей о труде взрослых. Показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.

Задачи.

1. Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.

2. Объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

3. Ввести в активный словарь детей слова: сеялка, комбайн, жатва и агроном.

4. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы.

5. Воспитывать настойчивость в достижении цели, чувство коллективизма и взаимопомощи.

6. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.

Оборудование и материалы.

1. Иллюстрации с изображениями сельскохозяйственных работ, комбайна, трактора, сеялки.

2. Поднос с круглым хлебом.

3. Мольберт.

4. Карточки со словами: агроном, жатва.

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие я вам принесла очень дорогой подарок. Интересно, что это? Тогда отгадайте загадку:

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет!»

Что это?

Дети: Хлеб.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали. Это действительно хлеб. Вот он какой: душистый, мягкий, хрустящий.

Основная часть.

Воспитатель: Давайте поговорим сегодня о тех людях, кто не жалея сил, трудился, чтобы этот каравай был у нас на столе. Люди многих профессий на селе трудятся, чтобы вырастить хороший урожай. Какие профессии вы знаете?

Дети: Хлеборобы, трактористы, комбайнеры.

Воспитатель: Молодцы! Давайте посмотрим, какой же путь проходит маленькое зернышко, чтобы стать хлебом:

Прежде, чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Давайте все вместе повторим: агроном, и положим это слово в нашу копилочку. Чем же занимается агроном? Агроном, как и все, кто работает на поле, отвечает за хороший урожай. Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли ее солнышко. Агроном проверяет семена на всхожесть, они быстро прорастут, если земля будет влажной и теплой.

Ребята, а кто мне расскажет, люди какой профессии первыми выходят в поле? (выставляю иллюстрацию).

Дети: Трактористы. Весной поле вспахивают тракторы.

Воспитатель: Молодцы! После того, как землю вспашут, на поля выходят особые машины. Кто знает, как они называются? Называются они сеялки (показ сеялки). Быстро прорастают семена. Прослушайте стихотворение Н. Некрасова «Нива»:

«Дорого-любо, кормилица нива,

Видеть, как ты колосишься красиво.

Как ты янтарным зерном налита,

Гордо стоишь – высока и густа.»

(Иллюстрация «Рожь»)

Что изображено на картинке?

Дети: На этой картине видно, что рожь уже созрела. И можно хлеборобом убирать урожай.

Психогимнастика.

Воспитатель: Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь изобразите колоски – толстячки, превратитесь в колоски – худышки.

Возвращаемся на свои места.

Когда поспевает рожь и пшеница, у хлеборобов начинается жатва. Это слово мы тоже положим в нашу копилочку. Жатва – от слова жать, резать, косить – т. е. уборка урожая. Какие машины помогают хлеборобам убирать урожай вы узнаете, если отгадаете загадку:

«Он идет, волну сечет. Из трубы зерно течет» Что это?

Дети: Комбайн.

Воспитатель: Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнеры.

Воспитатель: С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Ребята, что вы можете рассказать о труде хлеборобов?

Дети: Они помогают друг другу. Труд их нелегкий, но очень нужный всем людям. Они трудолюбивые, смелые и добрые, заботливые.

Воспитатель: Да, дети, молодцы! Хлеборобов можно назвать еще и мужественными. Труд их нелегкий, но они любят его, гордятся им.

Куда же везут собранное зерно. Кто знает?

Дети: На элеватор.

Воспитатель: Что такое элеватор?

Дети: Здание, в котором хранится зерно.

Воспитатель: «Хоть и собрано зерно,

Но еще не хлеб оно».

Куда зерно везут с элеватора?

Дети: На мельницу. Там из него делают муку.

Воспитатель: А что потом?

Дети: Муку везут на хлебозавод, где из нее выпекают хлеб.

Воспитатель: Видите, как много людей трудятся, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Сколько рук к нему прикоснулось, прежде чем он стал хлебом. Чьи это руки?

Дети: Тракториста, агронома, комбайнера, мельника, пекаря.

Ребенок: «Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях мелют,

Сил для хлеба не жалеют».

Воспитатель: Вот поэтому народ всегда относился к хлебу с уважениемХлебвсегда на стол первым ставят. Хлебом – солью гостей встречают. Есть такая пословица«Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит» (т. е. кто не дорожит трудом других людей, тот сам трудиться не умеет).

Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе.

Дети: Хлеб – всему голова.

Нет хлеба, так нет обеда.

И обед – не обед, коли хлеба нет.

Хлеб бросать - силу терять.

Заключительная часть.

Воспитатель:О чем мы сегодня говорили на занятии?

Как нужно относиться к хлебу?

Люди каких профессий трудились, чтобы вырастить хлеб?

Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами угостимся душистым караваем.

Беседа с детьми подготовительной группы  «Береги хлеб!»

Программное содержание:

- закрепить знания детей о том, что хлеб- это один из самых главных продуктов питания, и его трудно вырастить;

- познакомить детей с трудом хлеборобов осенью;

- воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и бережное отношение к хлебу.

Задачи:

- уточнить знания детей о том кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;

- развивать коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;

- обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями.

Активизация словаря:

- крестьяне хлеборобы;

- тракторист;

- комбайнер;

- нива.

Предварительная работа:

- беседа о том чем отличается город от деревни

- чтение стихотворений о хлебе (В. Орлова «Пшеница», В. Воронько «О хлебе»)

Материал:

- демонстрационные картины с изображением различных работ в поле;

- картинки с изображением колосков пшеницы и ржи;

- репродукция картины И. Шишкина «Рожь»;

- черный и белый хлеб.

Ход занятия:

Воспитатель: -Сегодня мы с вами поговорим о основной работе крестьян. Крестьяне — люди, которые работают в поле. Повторите это слово, крестьяне (Хором и индивидуально).

-Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, различные сдобы. А кто знает из чего это делают? (Из муки). А что такое мука, из чего ее получают? (Предположения детей).

-Муку получают вот из таких зерен, которые лежат у вас на подносах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками)

-Посмотрите, все зерна одинаковые? (Ответы детей). Зерна пшеницы круглые, а ржи длинные. Рожь и пшеница — хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

- А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? (Ответы детей) Давайте их рассмотрим.

(Выставлены иллюстрации с изображением колосьев пшеницы и ржи);

- Колосок ржи длинный, тонкий, у него не очень длинные усики.

- А колосок пшеницы короче и толще, усики у него длиннее и зернышки круглые. Запомнили?

- Чтобы получить из зерен муку нужно затратить много труда: сначала посеять, вырастить, собрать урожай. Этим и занимаются крестьяне, или хлеборобы.

- Послушайте, какое интересное слово. В нем соединились два слова: хлеб и работник.

- Что нужно, чтобы растения выросло? (Рассуждения детей). Правильно нужно посадить, но зерна пшеницы и ржи сеют. Чтобы получить много зерна засевают огромные площади земли, поля. А помогает человеку эти поля вскопать и рыхлить техника. Ведь мы знаем, чтобы растения росли нужна мягкая земля, вода, воздух и солнечный свет. (Воспитатель выставляет картинки с изображением полевых работ весной и осенью).

- Что это за техника такая? Правильно трактор. А кто работает на тракторе? (Ответы детей).

Тракторист. Давайте повтори это слово хором.

-На распаханное поле выходят другие машины — сеялки. Крестьяне работают допоздна. А почему? (Предположения детей). Потому что растения нужно посадить в определенный срок и если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут не вырасти. Вот люди и торопятся посеять зерна в срок. Все лето зерна созревают в колосках. Поле в это время очень красивое. Художники изображают его на картинах, о нем поэты сочиняют стихи.

Посмотрите на картину М. Шишкина «Рожь». C чем можно сравнить поле? (Предположения детей) . Многие сравнивают его с морем. Почему? (Предположения детей). Как и моря у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер как-бы проходит волна. Хлебное поле иногда называют словом нива. Повторите новое слово.

- Послушайте как Ю. Ждановская написала о поле, смотрите на картину М. Шишкина и слушайте стихотворение:

Нива, моя нива, нива золотая

Зреешь ты на солнце колос наливая:

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе …

- Ну вот зерна созрели. И на поле выходят другие машины — комбайны. Посмотрите на картину (Воспитатель выставляет картину с изображением комбайна) «Он идет волну сечет, из трубы зерно течет» - есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Ответы детей). Комбайнер, давайте повторим это слово несколько раз.

-Что же делает комбайнер? (Предположения детей). Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному рукаву (бункеру) высыпаются в машину. (Воспитатель показывает иллюстрации). Потом зерна везут на мельницу, там их растирают, мелют, получается мука. Куда везут муку? (Ответы детей). На хлебозаводы, магазины. В магазинах мамы и бабушки покупают муку и пекут вам пирожки, ватрушку, блинчики и т. д.

Но не все зерна отвезли на мельницу. Часть зерен — самые лучшие, самые крупные оставили, чтобы посеять их и в следующем году собрать богатый урожай.

-Вот видите ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда бережно относился к хлебу.

-Теперь вы знаете откуда приходит хлеб на наш стол и я думаю, вы тоже будете с уважением относиться к хлебу:

- Его нужно обязательно доедать. Старые люди говорят, что оставляя кусок хлеба, ты оставляешь свое здоровье;

- Хлеб нельзя бросать на землю;

-В России есть обычай встречать дорогих гостей хлебом и солью.

Рефлексия

Ребята мы сегодня узнали много интересного. Вы были внимательны? А сейчас проверю.

1. Вопрос: О чем мы с вами сегодня говорили? (Кто выращивает хлеб? Как нужно относиться к хлебу? Из чего его выпекают)

2. Вопрос: Пословицы о хлебе. Помощники крестьян в выращивании хлеба. (Тракторы, комбайны, сеялки, т. е техника)

Беседа «Как хлеб на стол пришел?».

Цель: закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле.

Рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим. Познакомить с зерновыми культурами: овес, ячмень, пшеница, рожь. Учить определять из каких злаков получается, какая мука и крупы. Закрепить названия профессий людей , растивших и изготавливающих хлеб. Воспитывать уважительное отношение к хлебу.

Материал: колосья овса, ячменя, пшеницы, ржи и емкости с различными крупами. Иллюстрации сельскохозяйственной техники, хлебобулочных и кондитерских изделий.

Ход беседы:

Дети, я хочу вам рассказать, какой длинный путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столах.

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека…

Вот он – хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал – пришел.

В нем  - здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло;

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

С. Погореловский

Осенью в землю нужно внести удобрения, чтобы вырос хороший урожай. Трактористы в любую погоду выезжают в поля, чтобы весной взошли дружные всходы.

Но что бы был хороший урожай, нужны не только удобрения. Весной растениям нужна влага. Для этого еще зимой на полях проводят снегозадержание – сгребают снег в кучи, в валки.

Почему люди заботятся о том, чтобы на поле было много снега?  Когда придет весна, солнце согреет землю, снег растает, будет много влаги, в которой нуждаются растения. В феврале часто метут метели, выпадает много снега, поэтому хлеборобы в это время проводят на полях снегозадержание.

Но задержать на полях снег – это еще полдела. Весной, когда пригреет солнце и талая вода может испариться, ее также стараются задержать. Для этого к трактору прицепляют бороны. Они рыхлят землю, и вода с поверхности проникает в более глубокие слои земли. Так сохраняется влага в почве.

Ранней весной начинается пахота. Пашут, какие трактора - гусеничные. Потому что они мощные и не оседают в землю, его удерживают гусеницы.  

Вот и ожило поле, задышало. Ждет сева. Но пока весеннее солнце не согреет землю, сеять нельзя, погибнут в холодной земле зерна. За этим следят агрономы.

 И настает пора сева. На поля выезжают трактора с сеялками. На сеялках работают сеяльщики и сеяльщицы. Они внимательно следят, чтобы сеялки не засорялись и на поле не оставались незасеянные участки. Если же случалось, что сеялки забиваются зерном, то сеяльщица нажимает на кнопку-сигнал, трактор останавливается, и тогда с помощью специального устройства прочищают механизмы. Работа сеяльщиков очень ответственная: если вовремя не прочистить сеялку, поле будет засеяно неровно, и урожай станет меньше. Поэтому ставят на такую работу самых внимательных, быстрых, находчивых и добросовестных людей.

Вот и зазеленели хлебные поля, а вместе с ними и сорняки, которые мешают расти злакам. Помощь людям в борьбе с сорняками оказывает авиация: с самолета посевы опрыскивают такой жидкостью, от которой погибают только сорняки. А когда колосья заколосятся, им угрожают насекомые-вредители; и снова у людей забота – как их уничтожить. И опять помогает авиация: на вертолете распыляют ядовитые вещества, уничтожают вредителей.

Наконец наступила радостная пора: созрела пшеница. Первый день жатвы всегда праздник. Будет богатый урожай, собранный без потерь. Считалось, что если в доме есть хлеб, значит голод не страшен.

Как называются машины, которые убирают зерно – комбайн. А профессия – комбайнер.

Посмотрите, как в густую золотую пшеницу медленно и плавно входит комбайн. Словно большой корабль по морю, плывет комбайн по золотистому хлебному полю. Удаляясь все дальше и дальше, он оставляет за собой узкие дорожки (валки) из колосьев как будто волны, бегущие за кораблем.

Вот и полный бункер зерна. К комбайну  подьезжает грузовая  машина. Зерно из бункера  шнеком выгружается в машину. Шофера увозят зерно на зерноток, где его сушат на зерносушилках. Важно хлеб не только вырастить, но его и сохранить: уберечь от дождя. Если зерно намокнет, оно будет прорастать, погибнет, заплесневеть, сгнить.

Но путь хлеба еще не окончен. Очистив от пыли и просушив в электрических сушилках зерно, его отправляют на элеватор. С элеваторов оно поступает на мукомольные комбинаты, где превращается в муку.

Так дети вы узнали путь хлеба до того, как он ляжет на стол караваем, булочкой, печеньем и другими хлебными изделиями.

Из разных зерновых культур делают разную муку: из пшеницы – пшеничную муку и пшеничный хлеб – это белый, булочки….

Изо ржи – ржаная мука и ржаной хлеб – черный. Еще из зерна делают крупы: манка из твердых сортов пшеницы.

Ячневая из ячменя. Геркулес из овса.

Беседа о тех, кто выращивает хлеб.

Программное содержание:

Уточнить знания детей о профессиях хлеборобов:_ трактористах, шоферах, комбайнёрах. Познакомить с профессией: агроном. Рассказать, как важна роль агронома в выращивании хлеба. Развивать речь детей, любознательность. Воспитывать уважение к человеческому труду.

Воспитатель: Дети, послушайте и отгадайте загадку:

Отгадай легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Что это?

Высказывания детей.

Воспитатель: А давайте с вами вспомним профессии тех людей, кто выращивает хлеб.

Дети: Тракторист. Он на тракторе вспахивает землю, боронует, готовит поле к посеву. ( показ картинки - тракторист), потом сеют семена в землю.

Воспитатель: Кто же ещё выращивает хлеб.

Дети: Шофёр. При посеве, он подвозит на грузовике семена: пшеницу, рожь, овёс и всыпает в сеялку. А осенью, когда поспевает урожай, машины едут за комбайном, из комбайна в кузов машины засыпается зерно. На машине урожай зерна водитель увозит на ток (склад). (картинка-шафер).

Воспитатель: А осенью без какой профессии никак не обойтись? Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер. Он работает на комбайне, когда поспевает в поле хлеб, комбайнер выводит в поле комбайн: скашивает колосья, обмолачивает зерна и ссыпает их в грузовик.

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо рассказали о профессиях тракториста, шофёра и комбайнёра.

А я хочу вам рассказать о самой важной профессии в выращивании хлеба: агрономе (картинка). Этот человек руководит процессом вспашки, определяет можно ли тракторам пахать, он измеряет I* почвы, определяет её готовность.

Если земля будет холодная - семена могут не взойти, если сырая -трактора при пахоте испортят землю, она не будет рассыпаться, образуются комья, глыбы. В такую землю семена тоже нельзя сеять.

В зимнее время агроном следит за состоянием семян - чтобы правильно хранились.

Летом агроном определяет, когда и как ухаживать за хлебами: порыхлить почву, подкормить посевы. Во время вызревания хлеба, также агроном определяет спелость зерна и даёт указания, когда можно начать уборку хлеба.

Без профессии агронома никак не обойтись. Давайте посмотрим, без какойпрофессии можно обойтись при выращивании хлеба.

Без агронома можно?

Высказывания детей.

Воспитатель: без тракториста

Высказывания детей.

Воспитатель: без водителя

Высказывания детей.

Воспитатель: без комбайнёра

Высказывания детей.

Воспитатель: Все профессии важны и друг без друга, хлеб никто из них невырастит. Труд хлебороба очень тяжёлый, его надо уважать.

Дидактические игры по теме «Хлеб – всему голова»

1. «Что сделано из муки?»  

Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.    

Ход игры: дети отмечают фишками только те продукты питания, в состав которых входит мука.    

2. «Что из какой муки испекли»  

Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.  

Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.  

3. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая?)

Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.    

Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.  

4.  «Назови профессию»    

Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.  

Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т.д.)

5.  «Что сначала, что потом»  

Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.  

Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.  

6.  «Разложи блинчики»  

Задачи: развивать восприятие формы, величины, упражнять детей в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания), развивать глазомер, зрительное восприятие.

Ход игры: дети пронумеровывают изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.  

7.  «Разрезные картинки»  

Задачи: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.  

Ход игры: дети складывают картинки из частей.    

8. «Что нужно для работы хлебороба»  

Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.  

Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.    

9. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»  

Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.  

Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.

Речевые игры

Игра 1. Грамматическая игра: «Отгадай, что это?»

Задача игры – учимся согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, развиваем у ребенка языковое чутье.

Ход игры

Попросите ребенка отгадать: «Я загадала одно слово, а ты попробуй отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб?».  Если ребенок ошибся, например, сказал: «ржаная – это хлеб», то надо его спросить, выделяя интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ – это что? Лепешка».

Постепенно в подобных играх малыш приучается вслушиваться в слова и их окончания и начнет отвечать точнее, поймет алгоритм выполнения задания.

Примерные загадки — вопросы для игры с дошкольниками:

Ржаное  — это поле или хлеб?

Пшеничный – это колосок или поле?

Пшеничная – это мука или пирожок?

Пшеничное – это мука или тесто?

Ржаные – это колоски или колосок?

Пшеничные —  это пироги  или мука?

Хлебные – это крошки или посуда?

Хлебный – это квас или крошки?

Игра 2. Грамматическая речевая игра «Придумай слово». Развиваем словотворчество.

Варианты заданий для детей дошкольного возраста:

Задание 1. Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (Образование слова ребенком по аналогии – хлебница).

Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? (Образование слова по аналогии – «хлеборезка»).

Задание 3. Завод, где делают  хлеб называется – как ты думаешь, как? (Могут быть разные варианты ответа ребенка, пусть малыш придумает свои – «хлебник», «хлебный завод», «хлебофабрика» и другие любые варианты)

После этого  подскажите малышу: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».

Если ребенок не догадался, то скажите: «Да, такие слова, которые ты придумал, действительно могли бы быть в русском языке. Ты придумал замечательные слова! Но люди договорились называть такой завод по-другому: «хлебозавод». Поэтому мы говорим так: «Хлеб выпекают на… ? (хлебозаводе)»; «В магазин привезли хлеб, сделанный на…? (хлебозаводе)».

Где еще могут выпекать хлеб? Расскажите, что пекари выпекают хлеб в пекарне. Хлебозавод большой, там работает много людей. А пекарня маленькая. В ней работает несколько пекарей.

Задание 4. Человека, который выращивает хлеб, работает на поле, называют «хлебороб». А как можно назвать человека, который печет  хлеб? Правильный ответ: хлебопек.

Задание 5. Отгадай профессию.

На тракторе работает – кто? (тракторист),

На комбайне работает – кто? (комбайнер)

Землю пашет – кто? (землепашец).

Разводит овощи – кто? (овощевод).

Разводит свеклу – кто? (свекловод).

За семенами следит – кто? (семеновод).

На поле работает – кто? (полевод).

Выращивает лён кто? (льновод).

Сады выращивает – кто? (садовод).

        

Проговаривание скороговорок о хлебе

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»;

В. Дацкевич «От зерна до каравая»,

К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»,

В. Ремизов «Хлебный голос»,

Я. Аким «Хлеб»,

Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»,

Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»,

И. Токмакова «Что такое хлеб»,

Н. Самкова «О хлебе»,

П. Коганов «Хлеб - наше богатство»,

Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб - дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесрочный проект на тему: «Хлеб - всему голова».

Обогащение знаний о хлебе и труде людей его выращивающих от зерна до колоска. Знакомство со способами приготовления муки и теста. Обобщение и систематизация полученных знаний и отражение их...

Проект на тему: "Хлеб - всему голова!"

Информационно, практико-ориентированный проект: "Хлеб - всему голова"...

Проект на тему: «Хлеб - всему голова».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Проект на тему: "Хлеб- всему голова"

Проект для подготовительной группы...

Проект на тему "Хлеб - всему голова"

Проект рассичан на работу с детьми старшего дошкольного возраста и их родителей, охватывает все образовательные области, что соответствует ФГОС ДО....

Проект на тему:"Хлеб-всему голова".

Способствовать развитию представлений у детей о ценности хлеба и о труде людей, выращивающих хлеб....