Проект на тему:"Хлеб-всему голова".
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Зорина Ольга Леонидовна

Способствовать развитию представлений у детей о ценности хлеба и о труде людей, выращивающих хлеб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb1_vsemu1_golova1.docx626.54 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Хлеб – всему голова»

        

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации: с 16.10 по 20.10.2017г.

Актуальность

Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.

Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола.  

Цель проекта: Способствовать формированию представлений у детей о ценности хлеба и о труде людей, выращивающих хлеб.

        

Задачи:

  • Совершенствовать знания детей о том, из каких зерновых культур получают муку и как делают хлеб;
  • Совершенствовать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома (последовательность выращивания хлебных злаков, процесс приготовления из муки хлеба);
  • Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Предполагаемый результат:

  • знание детей  о злаковых культурах;
  • понимание детьми о пользе и ценности хлеба;
  • знание детей о производстве хлеба;
  • понимание детьми важности труда хлебороба, комбайнера, пекаря и других людей, участвующих в производстве хлеба;
  • проявление заботы и уважение к тружениках села, бережного отношения к хлебу.

Этапы проекта:

I этап. Подготовительный.

- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

- подбор литературы со стихами, пословицами, поговорками о хлебе;

- подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы,

организация развивающей среды в группе;

- ознакомление родителей с целями и задачами предстоящего проекта.

Модель трех вопросов

Что знаем?

Что хотим узнать?

Где можно узнать?

Хлеб продается в магазине.

Хлеб бывает белый и черный.

Дома мама печет хлеб в хлебопечке.

Муку делают из зерен.

Хлеб делают из муки.

Как пекут хлеб?

Как растили хлеб раньше?

Что надо, чтобы вырастить хлеб?

Как сделать тесто?

Из каких зерен делают муку?

Как называются люди, которые выращивают хлеб?

Как работает мельница?

Что можно сделать из муки еще?

Что можно приготовить из черствого хлеба?

Почему так говорят «Хлеб-всему голова»?

Спросить у родителей.

Посмотреть в Интернете.

Посмотреть в книгах, энциклопедиях.

Сходить на экскурсию в пищеблок.

II этап. Реализация (практический).

Познавательная деятельность.

Беседы: «Как хлеб на стол пришел»; «Какой бывает хлеб»; «Как испечь хлеб дома»; «Берегите хлеб».

Проговаривание скороговорок о хлебе:

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

- Будет хлеб, будет и обед.

- Пот на спине, так и хлеб на столе.

- Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

- Хлеб - дар божий, отец – кормилец.

- Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

- Покуда есть хлеб, да вода- все не беда.

- Без хлеба всё приестся.

- Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.

- Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

- Без хлеба и мёдом сыт не будешь.

- Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его

счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.  

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку

хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Отгадывание загадок о хлебе.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный»,

«Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И.Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Исследовательская деятельность:

Экскурсия на пищеблок. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность:

- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

- Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

- Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация):

1.Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание

картин и иллюстраций о хлебе.

2.Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для для изготовления коллективной работы «Хлеб-всему голова».

3.Составление узоров и рисунков из круп и зерен.

4.НОД по экологии «Откуда хлеб пришёл».

Наблюдения и рассматривание альбомов:

- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

- репродукций картин русских художников на заданную тему;

- просмотр видео «Хлеб наше богатство»;

- знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».

Дидактические игры:

- «Четвертый лишний». Найти отгадку на картинке и убрать лишний предмет, объяснить почему лишний.

- «Что из какой муки испекли». Соединить линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.  

- Игра  с  мячом: «Скажи,  какой»  или  «Подбери  признак» (Хлеб

какой? Мука какая?)  

- «Назови профессию». Педагог  начинает  предложение,  дети  заканчивают (например:  на  комбайне  работает  …  комбайнер;  на  мельнице  работает  … мукомол и т.д.)  

- «Что сначала, что потом». Разложить картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба в правильной последовательности, составить по ним рассказ.  

- «Разложи блинчики». Пронумеровать изображенные на карточке блины по порядку (от 1 до 10) от самого маленького до самого большого и наоборот.  

- «Разрезные картинки». Сложить картинку из частей.    

- «Что нужно для работы хлебороба». Выбрать картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.      

- «Кто больше назовет хлебобулочных изделий». Назвать различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.

Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2.Беседы родителей и воспитателей о хлебе в Великою отечественную войну.

III этап. Заключительный.

1.  Выпуск буклетов «Хлеб - наше богатство».

2.  Театрализация русской народной сказки «Колосок».

4.  Изготовление из соленого теста коллективной работы по теме «Хлеб – всему голова».

В ходе проектирования дети узнали, что хлеб является ежедневным

продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Дети приобрели знания, уточнили и углубили представления о хлебе. Дети стали бережнее относиться к хлебобулочной продукции. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.  А  главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!

Коллективная работа из соленого теста  «Хлеб -  всему голова».

K:\мое фото\20171113_093413.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесрочный проект на тему: «Хлеб - всему голова».

Обогащение знаний о хлебе и труде людей его выращивающих от зерна до колоска. Знакомство со способами приготовления муки и теста. Обобщение и систематизация полученных знаний и отражение их...

Проект на тему: "Хлеб - всему голова!"

Информационно, практико-ориентированный проект: "Хлеб - всему голова"...

Проект на тему: «Хлеб - всему голова».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Проект на тему: "Хлеб- всему голова"

Проект для подготовительной группы...

Проект на тему "Хлеб - всему голова"

Проект рассичан на работу с детьми старшего дошкольного возраста и их родителей, охватывает все образовательные области, что соответствует ФГОС ДО....

Краткосрочный проект на тему: «Хлеб - всему голова».

Актуальность темы.         Издавна у славян существовал обычай: люди, переломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.  Хлеб — посол мира и ...