Веб-квест, как технология формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в ДОУ
статья (старшая группа)
В продолжение изучения темы внедрения инновационных технологий в обучении и воспитании, а я напомню, что в прошлом году я занималась внедрением кейс-метода в развитии нравственно-патриотических качеств дошкольников – я решила найти ещё более современные методы и меня привлекли веб-квесты и на них я остановилась подробнее.
Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог сейчас вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе самые современные средства обучения, воспитания и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности.
В настоящее время особую популярность приобрели приключенческие игры, которые называют квестами.
Квест-технология была разработана Берни Доджем, профессором педагогики из университета Сан-Диего, США в 1995 году.
Образовательный веб-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы Интернета.
Исходя из этого, я поставила перед собой следующую цель – совершенствование профессиональной деятельности и повышение уровня самообразования по вопросу воспитания нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста с использованием веб-квеста на занятиях по дополнительному образованию.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет-источники по теме внедрения веб-квеста в ДОУ;
- способствовать формированию нравственно-патриотических качеств у детей с помощью веб-квеста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет по самообразования за 2022-2023 учебный год | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Колокольчик с. Троицкое»
Отчет по самообразованию: «Веб-квест, как технология формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в ДОУ».
Педагог дополнительного образования:
Новгородова Марина Александровна
с. Троицкое
2023
Отчет по самообразованию:
В продолжение изучения темы внедрения инновационных технологий в обучении и воспитании, а я напомню, что в прошлом году я занималась внедрением кейс-метода в развитии нравственно-патриотических качеств дошкольников – я решила найти ещё более современные методы и меня привлекли веб-квесты и на них я остановилась подробнее.
Актуальность:
Михаил Константинович Симонов в своём стихотворении «Родина» писал:
«Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал.»
Темой, которую я изучаю уже не первый год, я всегда хочу подчеркнуть важность и актуальность этого вопроса. На современном этапе развития общества нравственно-патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Это отражено в Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, Федеральной образовательной программе и многих других Федеральных законах, касающихся образования в РФ.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры, природным богатствам родного края.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родной страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Как я уже сказала ранее, из новейших технологий воспитания и обучения меня привлекла тема внедрения веб-квестов. Я начала изучать литературные и цифровые источники данной проблемы.
Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог сейчас вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе самые современные средства обучения, воспитания и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности.
В настоящее время особую популярность приобрели приключенческие игры, которые называют квестами.
Квест-технология была разработана Берни Доджем, профессором педагогики из университета Сан-Диего, США в 1995 году.
Образовательный веб-квест – это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы Интернета.
Исходя из этого, я поставила перед собой следующую цель – совершенствование профессиональной деятельности и повышение уровня самообразования по вопросу воспитания нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста с использованием веб-квеста на занятиях по дополнительному образованию.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и интернет-источники по теме внедрения веб-квеста в ДОУ;
- способствовать формированию нравственно-патриотических качеств у детей с помощью веб-квеста.
Веб-квест - это современная образовательная технология, предполагающая целенаправленную поисковую деятельность обучающихся (воспитанников) с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного учебного задания.
Веб-квест позволяет развивать у воспитанников такие умения, как:
- осуществлять поиск информации;
- определять тему или проблему;
- отделять основную информацию от второстепенной;
- фиксировать необходимую информацию;
- обобщать информацию;
- выделять факты;
- делать выводы;
- участвовать в беседе (обсуждении);
- высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.
Классификация веб-квестов:
По форме проведения квесты бывают:
А) компьютерные веб-квесты – это проблемные задания с элементами ролевой игры. Яркий пример такого веб-квеста – это компьютерные игры, представляющие собой интерактивную историю с главным героем: при этом важнейшими элементами игры является собственно повествование (сюжет) и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решения головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.
Б) образовательные веб-квесты – это интерактивная деятельность, тип поисково-исследовательского задания с ориентацией на развитие познавательной деятельности воспитанников, в котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет.
В) медиа-квесты – направлены на поиск и анализ медиаресурсов. К такому виду квестов можно отнести фото и видео квесты;
Г) квесты на природе (улица, парт, территория детского сада и т.п.)
Д) комбинированные.
По режиму проведения: в реальном режиме, в виртуальном режиме, в комбинированном режиме.
По сроку реализации:
А) краткосрочные (цель – углубление знаний и их интеграция, расчитаны на одно-три занятия);
Б) долгосрочные (цель – углубление и преобразование знаний, расчитаны на длительный срок).
По доминирующей деятельности воспитанников: исследовательский квест, информационный квест, творческий квест, поисковой квест, игровой квест, ролевой квест.
По форме работы: индивидуальные и групповые.
В своей работе я чаще всего использую компьютерные веб-квесты игровые и информационные.
Рассмотрим примеры веб-квестов.
Веб-квест № 1. «Путешествие в Поронайский заповедник» (вид: информационный и медиа- веб-квест)
Цель: расширить знания воспитанников об особо охраняемых природных территориях, познакомить с многообразии животного и растительного мира Государственного природного заповедника «Поронайский», его режиме охраны и охраняемых объектах.
Веб-квест № 2. «Осень» (дид: информационный веб-квест)
Цель: актуализировать знания детей об осенних природных изменениях.
Веб-квест № 3. «Путешествие капельки» (вид – инфомационный веб-квест)
Цель: уточнение важности воды для всех живых существ, закрепить элементарные представления о круговороте воды в природе, воспитывать бережное отношение к воде, экономному её использованию.
Из чего же состоит веб-квест и как его создать?
В структуру веб-квеста входят следующие обязательные компоненты:
- ВВЕДЕНИЕ – сюжет и роли (на этом этапе мы представляем детям сюжет квеста (проблемную ситуацию и тому подобное), представляем роли, в которых будут выступать воспитанники в процессе прохождения квест-заданий;
- ЗАДАНИЯ – этапы, вопросы, ролевые задания (это непосредственно практическая часть прохождения веб-квеста);
- ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ – бонусы и штрафы (в процессе прохождения веб-квеста рекомендуется поощрение успехов и санкционирование ошибок);
- ОЦЕНКА – итоги и возможные призы за прохождение всех заданий.
Алгоритм создания веб-квеста:
- Подбор темы веб-квеста и постановка цели;
- Поиск ресурсов для создания заданий веб-квеста в сети Интернет.
- Составление сценария и заданий веб-квеста;
- Подготовка материалов для прохождения веб-квеста;
- Организация проведения веб-квеста;
- Подведение итогов (анализ проделанной работы).
Варианты заданий для веб-квеста:
- Дидактические игры;
- Творческие задания;
- Загадки, ребусы;
- Пазлы;
- Лабиринты, шарады, головоломки;
- Аналитическая задача.
Способы создания веб-квестов
Создание упражнений для веб-квеста в онлайн-режиме на сайте - https://learningapps.org/
Создание упражнений с пошаговым переходом от одного к последующему в программе Microsoft office PowerPoint.
Работа над каждым веб-квестом требует от педагога времени. Но результаты оправдывают эти усилия. Систематическое внедрение педагогом данной технологии решает педагогические задачи и повышает уровень профессионального мастерства педагога.
Результатом процесса моего самообразования явилось конкретизация своих знаний и пополнение новым инновационным методом работы, такими как веб-квест и внедрения его в свою работу с детьми.
В ходе проведения образовательной деятельности в форме Веб-квест технологии все дети включаются в игру, исчезает напряжение, пассивность в поведении. Ребёнок чаще проявляет инициативу, воображение, применяет логическое мышление, начинает мыслить нестандартно. Такая игра помогает детям организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решают самостоятельно. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей даёт возможность педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.
Ведь: «То, что дети сегодня могут сделать вместе, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно»
Лев Семенович Выготский
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Литература:
- Агафонов К., Агафонова А., Агафонов А., Берсенева Н., Меркулова О. и др. Сахалин и Курилы. Современный путеводитель. ООО «Пресс Код», 2018. 247 с.
- Аникина, Т.М., Степанова, Г.В., Терентьева, Н.П. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста М.: УЦ «Перспектива», 2012, 248 с.
- Визулин А. Полезные ископаемые. Ростов-на-дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2020. 96 с.
- Иванова Н.В., Капустюк Н.К. Окружающий мир в стихах и загадках. Ростов н/Д: Феникс, 2017. 110 с.
- Лиско В.В. Всё о том, что под землёй. Москва: издательство АСТ.2019. 127 с.
- Санги В.М. и др. Сказки Сахалина. Москва: ФАКТОТУМС, 2019. 104 с.
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование «Нравственно – патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации программы «Юный кадет» 2017-2019 год
Цель – Повысить профессиональную компетентность с систематизировать знания по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников.Задачи: повысить свой теоретический и науч...
Педагогическая копилка «Организация театрализованной деятельности дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в рамках ФГОС»
Дополнительная кружковая деятельность «Театральная студия» направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности,...
План по самообразованию по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях реализации программы "Юнармия в детском саду"
Цель: Повышение профессиональной компетентности с систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников в условиях реализации программы «...
Кейс-метод, как технология формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников в условиях реализации дополнительного образования в ДОУ
Патриотизм (от греческого отечество, соотечественник) – чувство принадлежности к Родине, стране, месту, где человек родился; любовь и преданность, стремление служить интересам Отечества. Проблем...
План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»
В настоящее время наша страна переживает непростой исторический период, и одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном си...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»
Актуальность темы:Тема по самообразованию выбрана мной потому, что наши современные дети мало знают о своей малой родине, о городе, в котором живут, о стране, особенностях народных традиций, часто быв...
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях реализации ФОП посредством разных видов деятельности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 97» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников в условиях ре...