Активные методы обучения как средство повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ
методическая разработка
Активные формы и методы работы – это действительно то, что сейчас необходимо педагогам, то, что приносит удовлетворение и обучающемуся, и обучающему как от процесса, так и от результата обучения!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_formy_metodicheskoy_raboty.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения как средство повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе очевидна для всех. Об этом говорится и в 273-ФЗ «Законе РФ об образовании», и в «Профессиональном стандарте педагога, и во «ФГОС ДО»
Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Только зрелость личностной, профессиональной позиции воспитателя обеспечивает замену традиционных ценностей обучения на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, и повышение качества его образования. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимо стремление самих педагогов работать эффективно.
Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи.
Для решения данной проблемы актуально использование активных форм работы в системе образования взрослых, в процессе которых педагоги не получают готовые знания, а проектируют способы решения какой-либо проблемы в процессе самостоятельного изучения методической литературы, сравнения и анализа разных точек зрения во время дискуссий, деловых игр; создание творческих групп, что создает условия для развития творчества воспитателей.
Не вызывает сомнения, что использование активных форм методической работы в дошкольном учреждении способствует профессиональному совершенствованию педагогов, повышению качества образовательной работы, а также развитию учреждения в целом.
Кроме того, главный принцип образования взрослых, сформулированный ЮНЕСКО – ADULT LEARNING MUST BE FUN! (Образование взрослых должно приносить удовольствие!)
А активные формы и методы работы – это действительно то, что сейчас необходимо педагогам, то, что приносит удовлетворение и обучающемуся, и обучающему как от процесса, так и от результата обучения!
В нашем детском саду используются разные активные формы методической работы с педагогами: консультации, семинары, психологические тренинги, открытые занятия и др.
Все семинары в ДОУ проходят в 3 этапа.
На 1 – теоретическом – обсуждается актуальность проблемы, разбираются понятия и взаимосвязь наглядных, словесных и практических методов и приёмов по теме семинара
2 этап – практический – взаимопосещение (открытые показы) занятий, режимных моментов, которое позволяет увидеть новые подходы к работе с детьми, перенять передовой опыт коллег, применить его в своей деятельности. Кроме того, использование опыта коллег пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию собственного профессионального мастерства.
На 3, заключительном (аналитическом), занятии семинара подводятся итоги. Педагоги оценивают качество проведённых занятий по таким показателям, как
- соответствие уровню возрастных и индивидуальных возможностей детей;
- формы организации детей;
- наличие связи с жизнедеятельностью детей;
- новизна, привлекательность;
- теоретическое обоснование практической деятельности и др.
Понимая, что каждый человек хочет, чтобы его работу заметили и по достоинству оценили, мы придумали различные номинации:
- «Любознательность и живой интерес к профессии»
- «Дебют»
- «Профессионал»
- «Креативность и полёт фантазии»
- «Профессиональная открытость»
- «Родители – наши единомышленники»
- «Творческий подход»
- «Ответственность»
- «Стремление к саморазвитию»
И в заключение семинара, каждому педагогу вручаем памятную символическую медаль.
Такой прием повышает самооценку педагогов, вызывает желание работать творчески, искать необычные формы проведения занятий.
Несомненно, семинары-практикумы – это эффективная форма работы с педагогами, которая способствует обогащению знаний и умений педагогов. Ведь это одновременно и учебная деятельность по систематизации и совершенствованию знаний, и работа по формированию умений, и источник получения информации: это и слово (доклады и содоклады участников), и действия (выполнение на семинаре различных практических заданий), и наглядный показ по теме семинара, и педагогический анализ.
Кроме того, в ходе семинара решаются задачи распространения педагогического опыта.
Очень интересная активная форма работы – выпуск тематических стенгазет. Педагоги пишут сочинения на определённую тему. Сначала у многих это вызывало трудности. Ведь гораздо проще рассказать что-то устно, чем изложить письменно на бумаге. С каждым выпуском авторов газеты становилось больше – ведь такая форма работы, помимо развития памяти, мышления, связной речи, помогает коллегам лучше узнать друг друга, способствует сплочению коллектива.
Нами выпущено 5 газет:
- «Ёлка нашего детства» (коллеги поделились воспоминаниями о том, как в детстве отмечали Новый год, какие подарки получали, и какая именно ёлка запомнилась больше всего),
- «Мы родом из детства» (об игрушках и играх, в которые мы играли, будучи маленькими),
- «Вы ходили в детский сад?» (была посвящена Дню дошкольного работника),
- «Учитель в моей жизни» (коллеги рассказали о тех людях, которых считают своими Учителями),
- «Чем мне дорог детский сад?»
В газетах мы помещали свои детские фотографии, что, конечно, добавляло интереса.
Выпуск стенгазет – интересная форма работы, которая не только объединяет сотрудников, но и помогает развить творческие способности взрослых. Воспитатели при написании статей, стихов, рассказов для газеты развивают и профессиональные качества, необходимые в работе с детьми, – сочинительство, владение речевыми навыками – образность высказываний и т.д.
Для развития творческих способностей педагогов нашего детского сада был реализован проект «Творческий клуб «Затейница»
Основная задача клуба состояла не в том, чтобы научить педагогов мастерить какие-то конкретные поделки, а в том, чтобы познакомить с различными техниками их изготовления, подсказать идеи для творчества и фантазии на занятиях по продуктивным видам деятельности, а так же оказать помощь в оформлении группы, веранды, музыкального зала.
Весь рабочий материал систематизирован в копилку «Затейницы», которая доступна всем желающим.
Результаты работы клуба:
- увлеченность разными видами рукоделия (коллеги с удовольствием демонстрируют свои изделия на праздниках)
- повысилось качество проведения занятий по продуктивным видам деятельности
- обогатилась предметно-развивающая среда групп
Задачу старшего воспитателя дошкольного учреждения я вижу в том, чтобы вовлекать педагогов в воспитательно-образовательную работу с использованием активных приёмов и методов обучения, которые обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности педагогов на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.
Так, на завершающем этапе различных методических мероприятий обязательно проводим рефлексию с помощью разных активных методов: «Геометрический человечек», «Осенний букет», «Солнышко» и др., что даёт возможность более качественно проанализировать мероприятие и скорректировать дальнейшую работу.
На всех мероприятиях непременно организуем работу педагогов по подгруппам, в ходе которой составляются технологические карты проектов, формы организации работы по реализации комплексно-тематического планирования; модель «здорового ребёнка» или «Современного педагога» и т.д.
Да и сами методические мероприятия стараемся проводить по-разному (деловая игра, дискуссия, педагогический ринг и т.д.)
Например, педчас в форме «Аукциона педагогических проектов».
Почему мы решили сделать аукцион именно проектов?
Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Это метод интегративного обучения дошкольников, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
На аукционе было представлено 5 проектов:
- «Воспитание семьянина»
- «Господин ЛУК»
- «Весёлые зайчики»
- «История создания книги»
- «Боевые награды Великой Отечественной войны»
Педагоги презентовали свои наработки, сопровождая сообщения слайдами, показом фото, продуктов совместной деятельности с детьми и родителями воспитанников (альбомы, мини-газеты, поделки и т.д.).
Коллеги очень активно боролись за право приобретения («покупки») материалов того или иного проекта, приводя различные аргументы (соответствие возрасту детей своей группы, практическая значимость, простота (но эффективность!) использования и т.д.)
«Аукцион педагогических проектов» способствовал решению следующих задач:
- заинтересованности педагогов проектной деятельностью;
- повышению творческой активности педагогов, созданию условий для личностной и профессиональной самореализации;
- выявлению и распространению передового педагогического опыта;
- повышению престижа педагогического труда и поиска, публичного признания вклада педагогов в развитие ДОУ.
Технология проведения активного метода обучения (АМО) «Фруктовый сад»: педагогам было предложено на яблочках (из бумаги) написать свои ожидания, а на лимонах – свои опасения от предстоящего мероприятия и наклеить их на символические деревья, подписанные «яблоня» и «лимонное дерево».
Любопытно, что ожидания дались педагогам значительно легче. А вот сформулировать свои опасения педагогам было сложно, т.к. ранее подобного опыта не было.
Тем не менее, отмечены такие положительные эффекты использования данных АМО, как позитивный настрой на работу, заинтересованность педагогов в результате.
А в конце «Аукциона…» проведена рефлексия мероприятия с помощью АМО «Солнышко и дождик», цель которого – дать оценку мероприятию, представленному материалу, форме подачи материала: педагогам было предложено на лучиках написать свои положительные впечатления, а на капельках дождя – свои рекомендации.
Затем проанализировали результаты мероприятия и свои впечатления, сравнили результаты рефлексии со своими опасениями и ожиданиями в начале мероприятия: ожидания оправдались полностью, опасения – частично.
В течение нескольких лет, в нашем коллективе действовала «Школа молодого педагога». Целью ее было обучение молодых воспитателей практическим азам профессии. Со временем эти педагоги переросли статус «молодого педагога», поэтому появилась необходимость преобразовать «Школу молодого педагога» в «Школу успеха».
Целью «Школы успеха» стало совершенствование практического мастерства педагогов. На занятия приглашались коллеги, стаж работы которых менее 15 лет, а так же все желающие. «Школа успеха» в настоящее время включает занятия для разных категорий воспитателей.
Для того чтобы составить план работы «Школы успеха», в конце учебного года мы проводим анкетирование, узнаём запросы педагогов, выявляем проблемы и трудности в работе и уже с учётом полученных сведений определяем тематику занятий в «Школе успеха». Тематика школы определяется по запросам или по выявленным проблемам.
На занятиях «Школы успеха» педагоги не только знакомятся с теоретическими материалами, но и делятся опытом, активно дискутируют по различным вопросам.
А дискуссия в настоящее время является одной из важнейших активных форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность педагогов, развитие рефлексивного мышления. Дискуссия – это равноправное обсуждение коллегами проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее педагоги формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.
Так, например, педагоги обсуждали вопросы:
- Могут ли в целом быть партнёрские отношения между детским садом и родителями? При каких условиях это возможно?
- Насколько родитель может объективно оценить работу ДОУ?
В результате пришли к выводу, что однозначного ответа на эти вопросы нет. Всё зависит от многих факторов: и от заинтересованности родителей в успехах своего ребёнка и желания участвовать в жизни детского сада (а так же от уровня их образования, социального статуса, личностных качеств и т.д), и от мастерства педагога, его умения наладить контакт с родителями воспитанников…
Актуальными остаются традиционные формы методической работы, которые обеспечивают непрерывный процесс совершенствования педагогического мастерства каждого педагога и доказавшие на практике свою результативность. Одной из распространенных таких активных форм методической работы является консультация.
Наиболее эффективными считаю индивидуальные консультации, либо консультации для малых групп (2-3 человека), так как они позволяют оказать конкретную адресную помощь педагогам по интересующим их вопросам. В настоящее время самым востребованным в ДОУ является консультирование по ведению личных сайтов.
Портфолио педагога – инновационная форма работы – один из методов оценки профессионализма педагогов. Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
Основной его смысл – «показать все, на что ты способен».
Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы и повышать свой профессиональный уровень.
Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для педагога – это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.
Диссеминацию передового педагогического опыта (публикации методических наработок, участие в конкурсах) проводим на разных уровнях:
- на уровне образовательного учреждения;
- на муниципальном уровне;
- на федеральном уровне.
Пройдя через разные формы методической работы, организованной с использованием активных методов обучения, педагоги повышают профессиональный уровень.
Использование активных форм работы побуждает воспитателей к потребности узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности, помогает не только по-новому организовать работу с детьми, но и при организации взаимодействия с родителями.
Педагоги стали активно использовать мультимедийное оборудование и на занятиях, и на родительских собраниях; используют электронную почту во взаимодействии друг с другом и с родителями воспитанников.
Таким образом, использование активных форм работы с педагогами помогает повысить уровень профессиональной подготовки педагогов. Инновационные подходы к управлению методической работой способствуют формированию у воспитателей интереса к современным технологиям, выработке у них устойчивого педагогического мышления, повышают уровень качества организации воспитательного процесса и сплачивают коллектив педагогов. У педагогов значительно повышается мотивация к повышению квалификации, трансляции своего педагогического опыта на различных уровнях (муниципальном, региональном, всероссийском), участию в конкурсах различных уровней.
Список литературы
1. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г. – 112с.
2. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО //К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. – № 3.– С.4-13.
3. ВолобуеваЛ.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ.// Управление ДОУ, 2012. – №6. – С.70-78.
4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.– 176с.
5. МикляеваН.В. Инновации в детском саду. – М.: Перспектива, 2011.– 289с.
6. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.– 80с.
7. Яковлева Г.В. Концепция развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании. Челябинск: Цицеро, 2014– 339с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно – коммуникативные технологии как средство повышения профессиональной компетенции педагога
В современных условиях научно-технического прогресса огромное значение для общества имеет информатизация образования. Очевидно, что педагог, который ведет образовательный процесс с использованием муль...
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОУ"
Консультация для педагогов ДОУ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДОУ"...
Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии ,как средство повышения профессиональной компетенции педагогов в МБДОУ."
Кейс-технологии в дошкольном образовании.В современном российском образовании начался процесс не на словах, а на деле к субъект-субъектному взаимодействию педагога и воспитанников в образователь...
Презентация "Методическое сопровождение как средство повышения профессиональных компетенций педагогов ДОУ"
Методическая работа в ДОУ с педагогами....
Индивидуальный план самообразования как средство повышения профессиональной компетенции педагога дошкольной организации
В статье представлен вариант организации работы по самообразованию с педагогами ДОУ...
Презентация проекта: «Проектная деятельность в ДОУ как средство повышения профессиональной компетенции педагога.»
Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно проектная деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений,...