Самообразование
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 63 «Малинка» города Калуги
Отчет по самообразованию
на тему:
«Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в работе с дошкольниками»
Подготовила:
Воспитатель
Антонович Л.Д.
2023
Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в работе с дошкольниками
Материал из данного опыта накапливался в течение года в результате работы с воспитанниками среднего дошкольного возраста .
По моему наблюдению у детей снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается.
Системное нарушение речевой деятельности, недостаточная речевая активность, которая накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, незрелость психических процессов, пространственные нарушения.
Чтобы поддержать познавательную активность детей развить их мыслительные процессы, преодолеть имеющиеся у дошкольников нарушения,
укрепить психофизическое здоровье - я решила использовать методы кинезиологии.
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиология направлена на то, чтобы развить связи между правым и левым полушарием и добиться гармоничного развития их у ребенка.
Следовательно, развивающая работа на основе методов кинезиологии направлена от движения к мышлению и здоровью, а не наоборот
Понятие метода кинезиологии достаточно обширное. В своей работе в рамках дошкольного учреждения я использовала такие методы как: кинезиологические упражнения, кинезиологические игры (так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра) и кинезиологические сказки.
Кинезиологические упражнения - это комплекс движений, позволяющий создать новые нейронные сети и активизировать межполушарное взаимодействие.
Это и растяжки, и упражнения для дыхания, массаж, игры на развитие моторики, пальчиковые игры.
Кинезиологические игры – прививают ребенку интерес к выполнению упражнений, с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять свои способности, начинает стремиться к успеху.
Включение сказки в кинезиологию позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям. Из разученных упражнений создается целая история (сказка) и эффективность увеличится в несколько раз.
Все мероприятия тесно связаны между собой. С первого дня их проведения дети были заинтересованы в участии, с энтузиазмом выполняли все задания, потому что построены они были в логической последовательности, с постепенным усложнением заданий и вызывали очень большой интерес тем, что такие упражнения выполняют даже космонавты при подготовке к полетам в космосе. Наличие наглядных пособий, раздаточного материала, поощрительных призов, красочных нетрадиционных пособий способствовало успешной заинтересованности детей. Основное внимание уделялось работе, которая состояла из специально подобранных игр и упражнений. Они как бы вливались во всю деятельность ребенка в детском саду. Игры проводились как в форме соревнований, так и без них. Большое значение уделялось содержанию игр, поскольку через них развивались психические функции ребенка: мышление, память, внимание, речь. Использование кинезиологических игр и упражнений способствовало не только интеллектуальному, но и психическому развитию детей. Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни. Практическая значимость опыта работы заключается в том, что разработанная система кинезиологических упражнений, направленных на
формирование у дошкольников полноценной речи, интеллектуальных способностей, может быть использована в работе с детьми как учителем-логопедом, воспитателями группы и родителями. При таком тесном сотрудничестве всех участников педагогического процесса возможно полноценное развитие детей.
В начале и в конце года диагностировала детей, чтобы спланировать дальнейшую работу, проследить динамику развития межполушарного взаимодействия. Диагностику проводила по заданиям, не занимающим много времени это
- Проба Н. И. Озерецкого на динамический праксис
«Кулак—ребро—ладонь»
- Речевой вариант пробы Хеда.
Комплексы кинезиологических упражнений,которые мы включаем в следующие упражнения:
- упражнения по развитию мелкой моторики рук
- растяжки
- дыхательные упражнения
- глазодвигательные упражнения
- телесные упражнения
- массаж и самомассаж
- упражнения на релаксацию
Для эффективной результативности работы мы учитывала определенные условия:
-Упражнения проводятся утром.
-Упражнения проводятся ежедневно, без пропусков.
-Упражнения проводятся в доброжелательной обстановке.
-Упражнения проводятся стоя, в ходьбе и сидя за столом.
Была составлена картотека кинезиологических игр и упражнений.
Дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях, эмоционально благополучны. Улучшились графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность поведения.
Эти наблюдения подтверждают и данные мониторинга детского развития.
По всем показателям видна положительная динамика.
Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми, можно сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом.
Заключение
Методы кинезиологии положительно влияют как на здоровых детей, так и на детей с нарушениями в развитии.
Данный опыт работы – часть системной предшкольной подготовки, которая построена на ведущей деятельности дошкольника – игре. Он основывается на принципах личностно-ориентированного подхода к ребенку, способствует созданию между взрослым и ребенком атмосферы сотрудничества, учитывает индивидуальные характеристики детей.
Методы кинезиологии совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, способствуют развитию у детей таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость. Польза, которую приносят эти упражнения – колоссальная. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.
У дошкольников улучшается зрительно-моторная координация, развивается общая и мелкая моторика, познавательные психические процессы (мышление, внимание, восприятие, память, воображение, речь, повышается способность детей к волевым усилиям, к произвольному контролю, снижается психоэмоциональное напряжение. Так, при наименьших затратах достигается положительная динамика в развитии интеллектуальных способностей детей через движение. Ведь движение – это жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...