Программа кружка "Веселый этикет"
рабочая программа (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Ачитского городского округа
«Ачитский детский сад «Улыбка» - филиал «Уфимский детский сад «Малышок»
РАССМОТРЕНО: На педагогическом совете Протокол № ____от ________________2023г Принято С учетом мотивированного Мнения родителей «____» _______________ 2023г. | УТВЕРЖДЕНО: Приказом директора МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка» «_____» _____________2023 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО
формированию культуры общения
«ВЕСЕЛЫЙ ЭТИКЕТ»
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Срок реализации: 1год
Руководитель: Чухарева Ирина Михайловна, воспитатель
п. Уфимский, 2023
Содержание
| 3 |
Пояснительная записка | 3 |
Планируемые результаты | 4 |
| 5 |
Перспективный план | 5 |
Содержание программы | 6 |
| 10 |
Расписание | 10 |
Методическое обеспечение | 10 |
Материально-техническое обеспечение программы | 10 |
Литература | 11 |
Приложение 1. |
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Общение и совместная деятельность - важнейшие составляющие жизни дошкольников, неотъемлемая часть процесса социализации ребёнка.
Толковый словарь русского языка связывает общение со словами общность, община. Таким образом, смысл самого понятия может служить основным критерием общения: человек взаимодействует с другими людьми. Общение - взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения результата.
По существующему в психологии мнению, в процессе общения выделяют три взаимосвязанных компонента: перцептивный (процесс восприятия друг друга, понимание чувств других людей), коммуникативный (состоящий в умении вербально и невербально обмениваться информацией друг с другом) и интерактивный (заключающийся в умении организовывать взаимодействие между людьми). Между этими компонентами существует тесная взаимосвязь: несформированная чувственная сфера не позволит адекватно передать информацию и тем более взаимодействовать или влиять на кого-то.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является социально – личностное развитие. Возраст 6-7 лет является сенситивным, т. е. особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.
То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
Общая характеристика занятий:
Рабочая программа представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 6-7 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом, принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках дополнительных занятий является игра.
Цель:
• продолжать знакомить детей с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом);
Задачи:
• развитие таких психических процессов как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д. - формирование нравственной воспитанности, внутренней потребности в правильном поведении, осознанности норм и правил этикета;
• воспитание дружеских взаимоотношений, эмпатии, бережного отношения к чувствам других людей;
• дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.
• способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
• формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»).
• научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Форма занятий: совместная игровая - познавательная деятельность взрослого и детей.
Планируемый результат
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре)
• Откликается на эмоции близких людей и друзей.
• Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
• Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
• Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,
• Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
• Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
• Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
- Содержательный раздел
Перспективный план
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Раздел I. Диагностика. «Почему говорят, «Здравствуй» | 4 | 2 | 2 | Опрос, беседа, игра |
2. | Раздел II. «Фея учит вежливости» | 4 | 2 | 2 | Игра, беседа |
3. | Раздел III. «Как дети могут заботиться о взрослых». | 4 | 2 | 2 | Игра, беседа |
4. | Раздел IV. Все о друзьях. | 4 | 2 | 2 | Игра, беседа |
5. | Раздел V. «Надо вещи убирать, не придётся их искать». | 2 | 1 | 1 | Игра, беседа |
6. | Раздел VI. С чего начинается дружба? | 4 | 2 | 2 | Игра, беседа |
7. | Раздел VII. «Что такое бескорыстная помощь?» | 4 | 2 | 2 | Игра, беседа |
8. | Раздел VIII. Тайное всегда становится явным. | 4 | 2 | 2 | Игра, беседа |
9. | Раздел IX. «Все работы хороши, выбирай на вкус». Диагностика. | 4 | 2 | 2 | Игра, беседа |
| Итого | 34 |
|
|
|
Содержание программы
Сентябрь | |||
Тема: «Почему говорят, «Здравствуй» | |||
Диагностика | Обсуждение отрывка Милна «Винни – Пух и все-все-все» | Упражнение «Кто из зверей самый воспитанный?» | Показ видеоматериала (отрывок из произведения С. Козловой «Трям! Здравствуй!») |
Задачи:
| |||
Октябрь | |||
Тема: «Фея учит вежливости» | |||
Обсуждение произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»
| Практическая игра «У меня зазвонил телефон» | Сюжетно-ролевая игра «Город вежливых» | Просмотр и обсуждение мультфильма «Золушка» |
Задачи:
| |||
Ноябрь | |||
Тема: «Как дети могут заботиться о взрослых» | |||
Беседа «Что такое бескорыстная помощь» | Чтение и обсуждение произведения Л. Николаенко «Всё сделалось грустным» | Драматизация сказки «Репка» | Конкурс рисунков «Моя семья» |
Задачи:
| |||
Декабрь | |||
Тема: Всё о друзьях | |||
Беседа «Кто кого обидел?» | Чтение и обсуждение рассказа И. Бутмана «Снежки» | Упражнение «Мой подарок тебе», игра «Двойной подарок» | Изготовление Новогодних подарков друзьям совместно с родителями |
Задачи:
| |||
Январь | |||
Тема: «Надо вещи убирать, не придётся их искать» | |||
Просмотр видеоматериала по произведению К.Чуковского «Федорино горе» | Упражнение – практикум «Сервировка стола» | Трудовой десант «Загляни в свой шкаф» | |
Задачи:
| Задачи:
| ||
Февраль | |||
Тема: «С чего начинается дружба?» | |||
Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «Несли мы облако с собой» | Чтение и обсуждение рассказа из опыта детей. Игра «Мой Дом дружбы». | Просмотр видеоматериал по произв. Э. Успенского «Гена и его друзья». | Просмотр и обсуждение мультфильма «Фунтик». |
Задачи:
| |||
Март | |||
Тема: «Что такое бескорыстная помощь?» | |||
Изготовление поздравительной открытки для мам и бабашек | Просмотр мультфильма «Дядя Стёпа» | Прослушивание записи песен о дружбе. | Чтение и обсуждение отрывков из произв. В. Сухомлинского «Как белочка дятла спасла» |
Задачи:
| |||
Апрель | |||
Тема: «Тайное всегда становится явным» | |||
Чтение и обсуждение произведения В. Драгунского «Тайное всегда становится явным». | Придумывание историй на тему «Тайное всегда становится явным» | Беседа «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают». | Чтение и обсуждение произведения А. Кушнира «Кто разбил большую вазу». |
Задачи:
| |||
Май | |||
Тема: «Все работы хороши, выбирай на вкус» | |||
Рисование рисунков об одной из профессий. | Игра «Я хочу стать…» | Чтение и обсуждение стихотворений Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» и В. Маяковского «Кем быть» | Итоговая диагностика |
Задачи:
|
- Организационный раздел
Занятия проводятся:
• 1 занятие в неделю
• 4 занятия в месяц
• Период с 01.09.23 г. по 31.05.24 г.
Всего 34 занятия
Количество детей в группе – 15 человек.
Длительность одного занятия – 25-30 минут.
Критерий эффективности – реализация поставленных задач.
Критерии отбора детей – на основе запроса родителей.
Расписание
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
- | 1500 | - | - | - |
Методическое обеспечение программы
Программа включает в себя разнообразные методы и формы работы.
Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, игровые.
Формы работы: Беседы-диалоги. Целевые прогулки. Чтение литературы. Игровые тренинги. Обыгрывание ситуации по этикету детей и взрослых. Викторины. Дидактические игры.
Материально-техническое и методическое обеспечение программы
- картотека с проблемными ситуациями;
- картотека сюжетных картинок;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- настольные игры;
- плакаты по теме этикет;
- методическая литература для воспитателей; учебная литература для детей.
Литература
1. Балинская И. «Забавный этикет для юных леди и джентльменов», М. «Олма-пресс», 2002 г.
2. Белая К.Ю. «Беседы о поведении ребенка за столом», ООО «ТЦ
Сфера», 2020 г
3. Василюк Ю.С. «Правила этикета», М. «Эскимо», 2020
4. Крутецкая В.А. «Правила хорошего поведения», СПб ИД «Литера», 2011 г
5. Петрова В.И. «Этические беседы с дошкольниками 4-7 лет», М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020 г
6. Шорыгина Т.А. «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет», ООО «ТЦ
Сфера», 2023 г
Пособия
- Обучающие карточки «Уроки этикета в гостях»
- Обучающие карточки «Приятного аппетита»
Приложение 1
Диагностика
«Уровень сформированности культуры общения детей 6-7 лет»
Фамилия, имя ребенка | Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. | Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре) | Откликается на эмоции близких людей и друзей | Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. | Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы | Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, | Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). | Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; | Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. | Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения. | НГ | КГ | Итоговый результат | |
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | ||||||||||||||
10 | ||||||||||||||
11 | ||||||||||||||
12 | ||||||||||||||
13 | ||||||||||||||
14 | ||||||||||||||
15 | ||||||||||||||
РЕЗУЛЬТАТЫ диагностики уровня развития детей:
НАЧАЛО ГОДА:
Всего детей по списку: _______ детей Всего обследуемых детей: _________ детей
Высокий уровень ________________ детей ______________%
Средний уровень _______________ детей _____________%
Низкий уровень _______________ детей _____________%
Анализ, комментарии
Приложение 1
Диагностика
«Уровень сформированности культуры общения детей 6-7 лет»
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре)
• Откликается на эмоции близких людей и друзей.
• Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
• Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
• Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,
• Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
• Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
• Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Речевой этикет"
Программа предназначена для работы с детьми старшего возраста...
Рабочая программа кружка "Речевой этикет"
Программа рассчитана на два года обучения...

Программа "Весёлый этикет"
Программа социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет в интегративной деятельности "Весёлый этикет"....

Программа "Этикет" для детей дошкольного возраста
В программе представлена система работы по овладению детьми дошкольного возраста навыками культуры поведения и знаниями основ этикета....

Экспертное заключение на программу "Этикет"
Экспертное заключение на дополнительную образовательную программу "Этикет"...

Программа кружка "Дружные ребята" по этикету в средней группе
Усвоение детьми правил поведения и элементарных основ этикета начинается еще в младшем дошкольном возрасте, формируется в старшем дошкольном возрасте, а окончательно закрепляется, когда ребенок ...

Дополнительная рабочая программа по этикету
Данная программа рассчитана на знакомство детей старшего возраста с вежливыми словами, с правилами гостеприимства и застольного этикета, воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми...