Программа "Весёлый этикет"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет в интегративной деятельности "Весёлый этикет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа "Весёлый этикет" | 375 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 102»
«ВЕСЁЛЫЙ ЭТИКЕТ»
Программа социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет в интегративной деятельности.
Воспитатель:
Андреева
Татьяна Владимировна
I кв.кат.
г. Оренбург, 2014г.
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | ||
I. | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1 | Цель и задачи парциальной образовательной программы | 4 |
1.2 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы | 5 |
1.3 | Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации парциальных образовательных программ | 5 |
1.4 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы | 6 |
II. | Содержательный раздел | 8 |
2.1 | Описание образовательной деятельности по реализации парциальной образовательной программы; Вариативные формы, способы, методы и средства реализации парциальной образовательной программы | 9 |
2.2 | Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик | 15 |
2.3 | Способы и направления поддержки детской инициативы | 22 |
2.4 | Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | 24 |
III. | Организационный раздел | 27 |
3.1 | Описание условий реализации парциальных образовательных программ | 27 |
3.2 | Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания | 31 |
3.3 | Режим работы учреждения и режим дня | 33 |
3.4 | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | |
3.5 | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 34 |
IV. | Приложения | 41 |
I. Целевой раздел
Хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.
Д.С. Лихачёв.
1.1 Пояснительная записка.
Программа «Весёлый этикет» реализуется в рамках социально- коммуникативного развития дошкольников. Ведущей образовательной областью является - «Социализация».
Дети- наша гордость. В них всё нам мило и дорого. Но всегда ли мы задумывались над тем, что привлекательность нашего ребёнка не только в красоте его внешнего вида? Главное, в другом – как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры- мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства мы достаточно настрадались.
Правил поведения много, но есть самое простое правило: человек своим поведением и внешним видом не должен доставлять неудобства людям, окружающим его.
Вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения все острее встают перед нашим обществом в последнее время. Педагоги отмечают повышенную агрессивность, конфликтность дошкольников, нежелание понять мир другого ребёнка. Низкая культура окружающего социума негативно сказывается и на детях.
Программа выполнена в соответствии с ФГОС (Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
В соответствии с ФГОС социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования выглядит следующим образом:
-ребёнок физически развитый овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
-любознательный активный;
-эмоционально- отзывчивый;
-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-универсальными предпосылками учебной деятельности;
-необходимыми умениями и навыками; - способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать общепринятые нормы и правила поведения;
-решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
- имеющий первичные представления о себе, семье, об обществе, государстве, мире и природе.
Сформировать данный «социальный портрет» ребёнка невозможно без развития морально-нравственных основ личности, составляющих базис человека как социального существа. Эти основы закладываются в ребёнка буквально с рождения.
Отсутствие морализирования, осознание ребёнка необходимости применять в жизни нормы и поведения, деятельный подход в решении данных задач, мотивирование, соответствующее возрасту и интересам ребёнка- вот главные принципы данной программы.
Новизна: заключается в том, что мы разработали примерное планирование работы с детьми 5-6 лет, основываясь на принципах развивающего образования, принципе интеграции и на комплексно- тематическом принципе построения основной общеобразовательной программы ДОУ.
1.2 Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Формирование полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения детей в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Задачи:
- Учит способам общения за столом, демонстрировать специальные речевые формулы.
- Привитие навыков культурного общения.
- Расширять знания о сервировке стола и столовых приборов.
- Формировать эстетическое отношение к сервировке стола, упражнять в умении украшать стол.
- Продолжать учить сохранять правильную осанку во время еды.
- Помогать детям, оценивать правильность или неправильность поведения.
- Формировать коммуникативные навыки.
1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы:
Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.
Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
антропологический (ребенок как личность),
аксиологический (приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям),
гуманитарный (попытка увидеть мир с точки зрения ребенка), социализирующий (приобщение к социуму)
1.4 Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации парциальных образовательных программ.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет. В этом возрасте развитие ребёнок стремится познать себя и другого человека, как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте, в поведении ребёнка происходят качественные изменения — формируются возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые предъявлялись им взрослыми.
В возрасте от 5 до 6 лет происходит изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребёнок наделяет себя настоящего, в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы, или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем.
В 5-6 лет дети оценивают свои поступки в соответствии с гендерной принадлежностью, прогнозируя возможные варианты различных ситуаций с детьми своего и противоположного пола.
В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.
Вне игры общение детей становится менее ситуативным.
К 5 годам ребёнок обладает довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получает благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
На шестом году жизни происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.
При реализации программы очень важно учитывать следующее:
•При воспитании у детей дошкольного возраста положительных навыков и привычек необходимо придерживаться следующих принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям.
•Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Занимаясь профилактическим обучением с маленькими детьми необходимо превращать это в игру. Такое обучение предполагает следующие этапы:
Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку. А затем должна быть практика – игра. Проводить такое обучение лучше перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.
Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. Предполагается использование следующих методов в процессе проведения занятий:
•разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;
•пример правильного поведения других детей;
•специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.
1.5 Планируемые результаты освоения программы:
В результате прохождения программы предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов– дети должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- сформировать позитивное отношение детей к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов- получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения детей на уровне детского сада, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Ребёнок должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов- получение детьми опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия детей с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами детского дошкольного учреждения, в открытой общественной среде.
Формы и режим занятий:
- беседа;
- рассказ воспитателя из личного опыта;
- чтение художественной литературы;
- познавательный рассказ взрослого из истории этикета;
- поощрение;
- обыгрывание ситуаций, игры;
- практические действия с каждым ребёнком;
- программа «Весёлый этикет» проводится 1 раз в неделю по 30 мин. в режимных моментах, 40 мин. в совместной деятельности взрослых и детей.
Реализация программы «Весёлый этикет», осуществляется:
- В самостоятельной деятельности педагога и детей;
-осуществляется в ходе режимных моментов;
- самостоятельной деятельности детей;
- совместной деятельности с семьёй.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
Используем наблюдения, различные виды диагностики, итоговое занятие
« Путешествие в мир хороших манер».
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой.
Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России.
2.1. Описание образовательной деятельности по реализации парциальной образовательной программе и вариативные формы, способы, методы
№ | Модуль/тема | Объём ОД (в мин.) | Способы реализации | Виды детской деятельности, методы и способы реализации культурных практик |
Модуль1. Мир хороших манер | ||||
1.1 | «Буду,,здрасте,, говорить!» | 30мин. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая. |
|
1.2 | Красивую речь приятно слушать. | 30мин. | Индивидуальная, подгрупповая, групповая |
|
1.3 | Вежливая просьба. | 30мин. | Индивидуальная, подгрупповая, групповая |
|
1.4 | «Если добрый ты». | 30мин. | Индивидуальная, подгрупповая, групповая |
|
Модуль 2. Среди сверстников | ||||
2.1 | Что такое дружба. Мои друзья. | 30мин. | Индивидуальная, подгрупповая |
|
2.2 | «Вежливый человек, что это значит?» | 30мин. | Индивидуальная, подгрупповая |
|
2.3 | Почему бывают драки? | 30мин. | Индивидуальная, подгрупповая |
игра на детских музыкальных инструментах );
|
2.4 | Мы не в ссоре никогда! | 30мин. | Индивидуальная, подгрупповая, групповая |
|
Модуль 3. Культура общения. | ||||
3.1 | Разговор с малышом. | 30мин. | Индивидуальная, подгрупповая, групповая |
|
3.2 | Разговор по телефону. | 30мин. | Индивидуальная, подгрупповая, групповая |
|
3.3 | Путешествие в Королевство столовых приборов. | 30мин. | Индивидуальная, подгрупповая, групповая |
|
3.4 | Поведение за столом. | 30мин. | Групповая, подгрупповая, индивидуальная |
|
Модуль 4. Культура общения в общественных местах | ||||
4.1 | Поведение в транспорте. | 30мин. | Индивидуальная, подгрупповая, групповая |
|
4.2 | «Театр уж полон, ложи блещут…» | 30мин. | Индивидуальная, подгрупповая, групповая |
|
4.3 | На приёме у врача. | 30мин. | Индивидуальная, подгрупповая, групповая |
|
4.4 | Итоговое занятие «Путешествие в мир хороших манер». | 30мин. | Индивидуальная, подгрупповая, групповая |
|
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации парциальной образовательной программы
Способы и направления поддержки детской инициативы | Старший дошкольный возраст |
Социально-коммуникативное |
Проектная деятельность |
Конкретное содержание указанной образовательной области зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка)
для детей дошкольного возраста (5 лет - 8 лет) |
|
2.2 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В тоже время, освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для её осуществления. Особенностью организации образовательной деятельности по программе «Детство» является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Образовательные ситуации используются в процессе непосредственно организованной образовательной деятельности. Главными задачами таких образовательных ситуаций является формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению.
Воспитатель широко использует также ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для
личного самовыражения и самостоятельности. Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества. Образовательные ситуации могут «запускать» инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества. Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведение детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое. Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования. Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста.
Игровая деятельность представлена в совместной деятельности воспитателя и детей процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с
семьей и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами),
безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, развитие способности восприятия литературного текста и общения по поводу
прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение
(или рассказывание сказки) воспитателем вслух, и как прослушивание аудиозаписи.
Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности. Художественно-творческая деятельность неразрывно связана со знакомством детей с изобразительным искусством, развитием способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает
интеграцию между познавательно-исследовательской, коммуникативной и
продуктивной видами деятельности.
Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем дошкольного учреждения в специально оборудованном помещении. Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической культурой, требования к проведению которых согласуются дошкольным учреждением с положениями действующего СанПин.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов требует особых форм работы в соответствии с реализуемыми задачами воспитания, обучения и развития ребенка. В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости, дополнительно развивающие проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени включает:
• наблюдения - в уголке природы; за деятельностью взрослых и детей (сервировка стола к завтраку);
• индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей
(дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
• создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;
• трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);
• беседы и разговоры с детьми по их интересам;
• рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр
видеоматериалов разнообразного содержания;
• индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
• двигательную деятельность детей, активность которой зависит от от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине
дня;
• работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки включает:
• подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
• наблюдения за объектами и явлениями природы, направленное на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание
отношения к ней;
• экспериментирование с объектами неживой природы;
• сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
• элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
• свободное общение воспитателя с детьми.
Культурные практики
Во второй половине дня организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках нами создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.
• Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры.
• Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно-вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах (, «Витамины на окне», «Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем группу к празднику» и пр.).
Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению
возникающих проблем.
• Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская для книг», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.).
• Музыкально-театральная и литературная гостиная - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
• Сенсорный и интеллектуальный тренинг – система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи.
• Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха. Как правило, в детском саду организуются досуги « День здоровья», « Мама, папа, я –дружная семья», музыкальные и литературные досуги. Возможна организация досугов в соответствии с интересами и предпочтениями детей (в старшем дошкольном возрасте).
• Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы
Каждый период детства создает особые благоприятные условия для проявления и развития способностей. Наиболее своеобразен в этом отношении дошкольный возраст, когда бурно развиваются все виды способностей. И все-таки существует опредёленная возрастная динамика в их проявлении. Наиболее рано обнаруживается художественная одарённость, сначала к музыке, затем к рисовании, позже – к науке, причём раньше других проявляется одарённость к математике.
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: Ребёнок нуждается в деятельности непрестанно
и утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью». Дошкольника важно включить в разнообразные виды деятельности и избегать ранней специализации, позволить проявиться всем его задаткам и склонностям. Пусть ребёнок пробует себя во всех сферах деятельности. С этой целью создаётся предметная среда, предоставляются всевозможные предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр. Все дошкольники рисуют, поют, танцуют, но к концу младшего школьного возраста дети перестают этим заниматься. Одна из причин состоит в следующем: всякая деятельность требует определённых технических умений и навыков, только тогда можно достичь оригинального результата. Дети, не владея соответствующими навыками и умениями, видят низкое качество своей продукции и теряют интерес к самостоятельной деятельности. Известный психолог Н.С. Лейтес указал на два важнейших свойства одарённого ребёнка: это активность и саморегуляция. Ребёнок отличается неуёмной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддержать, но и направить в соответствующее русло, развивать познавательные интересы и склонности. Любая деятельность требует умения ставить её цели, регулировать и контролировать своё поведение, а также способность к волевому усилию. Ребёнок должен научиться доводить начатое дело до конца, достигать результата, несмотря на трудности. Важнейшее личностное качество, которое следует сформировать у ребёнка – трудолюбие.
Особенностью самостоятельной художественной деятельности является то, что она возникает по инициативе самих детей, выражает их склонности и интересы. В этом виде деятельности у ребёнка проявляется самостоятельность, инициатива, развиваются творческие способности.
Ребёнок постоянно стремится к выражению своих впечатлений и переживаний, используя при этом различные виды художественной деятельности: музыкально -изобразительную (народные песни, танцы и национальные костюмы), театрализованные игры (народные подвижные игры, поход в музей и в театр), художественно-словесное творчество (народные сказки, выставки работ детей), сюжетно-ролевые игры.
Также необходимо развивать стремление детей по своей инициативе самостоятельно рассказывать сказки, рассказы, придумывать их, читать наизусть стихи, рассматривать иллюстрации в книгах, репродукции картин, фотоальбомов ««Из жизни детей в детском саду», «Моя семья», «Аккуратный и опрятный ребёнок», обмениваться впечатлениями, заниматься рисованием, лепкой и т.п. Таким образом, развивается эстетическое восприятие, эмоциональная отзывчивость, пластика движений, выразительность речи, художественно-творческие способности.
Наиболее полно инициатива ребёнка проявляется в различных видах игровой деятельности. Воспитатель при этом призван развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр и выполнении правил и норм поведения, организаторские и творческие способности, воспитывать чувство коллективизма.
2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Задачи:
- формирование психолого- педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни группы;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.
- побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявить внимание, заботу о взрослых и сверстниках.
- познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье.
- поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к культуре поведения, быть лучшим.
- включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в природе), развитие желания трудиться, ответственности, стремление довести начатое дело до конца.
- помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.
Выражение «дети – зеркало семьи» семьи при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности; в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости.
Подражая близким, любимым людям, следуя их урокам жизненной философии, ребёнок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие – не умеют этого делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Чтобы эффективно выполнить педагогическую функцию, дошкольное учреждение должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребёнка. Это ставит педагогический коллектив дошкольного учреждения перед необходимостью искать в лице семьи союзника, единомышленника в воспитании ребёнка.
В воспитании ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности.
Мировая статистика убеждает, что современное семейное воспитание не столь эффективно, полноценно, как должно быть.
Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество.
В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс.
Наш сад практикует следующие формы работы с родителями:
- оформление наглядного материала по волнующим вопросам педагогики и психологии:
- дни открытых дверей,
- создание видеотеки по работе ДОО,
- оформление фотоальбомов «Из жизни детей в детском саду», «Моя семья», «Аккуратный и опрятный ребёнок»
- фотовыставки «Как я, веду себя за столом?», «"И станет мир теплее и добрее от улыбок наших"», « Я в детском саду»
- консультации «Вежливость воспитывается вежливостью», «О правилах поведения за столом», «Что такое этикет?» и т.д.
- семинары, практикумы для родителей,
- анкетирование и тестирование родителей «Что такое этикет?»;
- индивидуальные консультации;
- диагностика по группам;
- родительские собрания;
- приобщение родителей к совместной деятельности;
- проведение музыкальных, спортивных, интеллектуальных праздников, досугов « Мама, папа, я –дружная семья» с участием родителей, проект «Первые шаги в мир хороших манер», «Путешествие в страну этикета», «Наши кавалеры», праздники «Дни рождения детей», «День вежливых слов».
III. Организационный раздел
3.1 Описание условий реализации парциальной образовательной программы
В «Федеральном законе об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 01.09.2013 г. дошкольное образование выделено как отдельный уровень образования. Очень важно, что вопросы дошкольного образования стали считать приоритетными, необходимыми в нашем государстве.
Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
помощь детям, в самостоятельных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее – зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Наша программа направлена на социально-коммуникативное развитие т.е:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
3.2 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.
А.В .Аджи . Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. ТЦ «Учитель», 2010-333с.
Н.В. Алёшина. Патриотическое воспитание дошкольников .М.: ЦГЛ. 2005-256с.
Е.А. Алябьева. Тематические дни и недели в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2005-160с.
Е.А. Алябьева, Воспитание культурного поведения у детей 5-7 лет. Методическое пособие .М.: ТЦ Сфера, 2009-128с.
Е.А. Алябьева. Дни этики в д/с. ТЦ Сфера,2013-160с
Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
Е.В. Баринова. Знакомство с вежливыми словами. Ростов н/Д: Феникс, 2012-93с.
Е.В. Баринова Уроки вежливости и добра. 2-е изд. Ростов н/Д 2013-253с.
Методика обучения дошкольников правилам современного этикета, 74с.
Беседы о поведении ребёнка за столом. М.:ТЦ Сфера, 2012-64с.
Буре Р.С. Социально –нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие.М.:Мозаика-Синтез.2012-80с.
Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
Воспитание детей в игре. М.: Просвещение ,1979-175с.
Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспит. дет.сада.- М.: Просвещение,1989-96с.
Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». / Сост. и ред. А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Дорохов .А.А. Как себя вести. Издательство «Педагогика» 1970-110с
Дыбина О.В. Приобщение к миру взрослых. Игры-занятия по кулинарии для детей.
Д.Н. Демидова. Будьте вежливы всегда! -Воронеж, 2009-112с.
Зеленова . Мы живем в России. Гражданское- патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа.
С.А. Козлова. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям. М.: Школьная Пресса, 2004-25с.
Махнёва М.Д, Нравственно –патриотическое воспитание дошкольников. Метод пособие. М.: ТЦ Сфера,2010-96с.
И.Ф. Мулько. Этика для детей 5-7 лет. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера,2011-95с.
Т.И, Петрова . Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду. Москва, 2004-128с.
Шорыгина Т.А. Наша родина Россия.
Л.Ф. Фесюкова. Комплексное занятие по воспитанию нравственности для детей 4-7 лет. ТЦ Сфера, 2010-192с.
Т.А. Шоригина. Беседы об этикете с детьми 5-8 лет. ТЦ Сфера, 2014-96с.
С чего начинается Родина? М.:ТЦ Сфера,2003-192с.
Я и мир. Конспект занятий. – Спб - Детсво-Пресс2009-80с.
Николаев .С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками .Учебно-методическое пособие. М.: Гуманитст, издательский центр Владос,2004-80с.
3. 3 Режим дня
Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий социум.
Холодный период года
Приём и осмотр , игры, утренняя гимнастика 7.00-8.30
Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-8.55
Подготовка к НОД 8.55-9.00
НОД 1. 9.00-9.25
2. 9.35-10.00
3.10.10-10.35
Игры, подготовка к прогулке, прогулка 10.35-12.25
Возращение с прогулке 12.25-12.40
Подготовка к обеду, обед 12.40-13.10
Подготовка ко сну, дневной сон 13.10-15.00
Постепенный подъём, воздушные процедуры 15.00-15.25
Подготовка к полднику, полдник 15.25-15.40
Игры, труд 15.40-16.20
Подготовка к прогулке, прогулка 16.20-17.30
Подготовка к ужину, ужин 17.30-18.00
Игры, уход детей домой 18.00-19.00
3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Цель: построение воспитательно –образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
• явлениям нравственной жизни ребенка
• окружающей природе
• миру искусства и литературы
• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
• сезонным явлениям
• народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями
Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.
Содержание работы | Участники процесса | Периодичность выполнения | Ответственные | Срок исполнения | ||||||||
1. Организация двигательного режима | ||||||||||||
● Утренняя гимнастика | дети группы | ежедневно | Инструктор по ФИЗО, воспитатели | В течение года | ||||||||
● Физкультурные занятия | дети группы | 3 раза в неделю | Инструктор по физической культуре | В течение года | ||||||||
● Музыкальные занятия | дети группы | 2 раза в неделю | Музыкальный руководитель | В течение года | ||||||||
● Прогулки с включением подвижных игровых упражнений | дети группы | ежедневно | воспитатели | В течение года | ||||||||
● Физминутки | дети группы | ОД | воспитатели | В течение года | ||||||||
2. Спортивные праздники и развлечения | ||||||||||||
● Осеннее развлечение «Здравствуй осень» | дети группы | По плану | Инструктор по физической культуре | сентябрь | ||||||||
● «Разноцветные обручи» | Старшая группа | По плану | Инструктор по ФИЗО, воспитатели | ноябрь | ||||||||
● Зимний спортивный праздник на улице. | Дети группы | 1 раз в год | воспитатели | декабрь | ||||||||
● «Первые шаги в мир хороших манер» | Дети группы | 1 раз в год | воспитатели | январь | ||||||||
● «Наши кавалеры» | Мальчики группы | 1 раз в год | воспитатели | февраль | ||||||||
● «День вежливых слов» | Старшая группа | 1 раз в год | воспитатели, муз. руководитель | март | ||||||||
● «Масленица» – проводы зимы (на улице) | дети группы | По плану | воспитатели, муз. руководитель | март | ||||||||
● Спортивный праздник « Мы – космонавты» | Старшая группа | По плану | воспитатели | апрель | ||||||||
● Путешествие на планету «Хороших манер» | дети группы | По плану | воспитатели | май | ||||||||
● Русские народные игрища | Дети группы | По плану | воспитатели | июнь | ||||||||
● Мы – веселые ребята (развлечение) | Дети группы | По плану | Инструктор по ФИЗО, воспитатели | июль | ||||||||
● «Мама, папа, я- дружная семья» | Дети группы | По плану | воспитатели | август | ||||||||
3. Музыкальные утренники и развлечения | ||||||||||||
● «День Знаний» | дети группы | По плану | Муз. руководитель, воспитатели | сентябрь | ||||||||
● «Падают, падают листья…» | дети группы | По плану | Муз. руководитель, воспитатели | октябрь | ||||||||
● «Новогодняя сказка» | дети группы | По плану | Муз. руководитель, воспитатели | декабрь | ||||||||
● «Наша армия родная» | Дети группы | По плану | Муз. руководитель, воспитатели | февраль | ||||||||
● «Праздник Мам!» | дети группы | По плану | Муз. руководитель, воспитатели | март | ||||||||
● «День смеха» | Дети группы | 1 раз в год | Муз. руководитель, воспитатели | апрель | ||||||||
● «День Космонавтики» | Старшая группа | 1 раз в год | Муз. руководитель, воспитатели | апрель | ||||||||
● «День Победы» | Старшая группа | 1 раз в год | Муз. руководитель, воспитатели | май | ||||||||
4. Дополнительные занятия | ||||||||||||
● «Танцевальная мозаика» | По желанию | Дополнительное время | Музыкальный руководитель | В течение года | ||||||||
5. Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий | ||||||||||||
● Гимнастика для глаз | дети группы | Во время занятий на физминутках | воспитатели | В течение года | ||||||||
● Точечный массаж | дети группы | На физ.занятиях | воспитатели | В течение года | ||||||||
● Дыхательная гимнастика в игровой форме | Дети группы | 3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после дневного сна | воспитатели. | В течение года | ||||||||
● Кварцевание групп | ежедневно | воспитатели | С октября по апрель | |||||||||
● Полоскание рта после обеда | Старшие группы | ежедневно | воспитатели | В течение года | ||||||||
● Занятия по ОБЖ | дети группы | 1 раз в неделю | воспитатели | В течение года | ||||||||
6. Оздоровление фитонцидами | ||||||||||||
● Чесночно-луковая закуска, морковь, свекла, луковый салат | Все группы | Обед, ужин | Воспитатели, младшие воспитатели. | В течение года | ||||||||
● Чесночные бусы для детей, ароматизация помещений (чесноком) | Все группы | Ежедневно в течение дня | воспитатели | С октября по апрель | ||||||||
7. Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка |
● Воздушные ванны (облегченная одежда, одежда соответствует сезону года) | Все группы | ежедневно | воспитатели | В течение года |
● Прогулки на свежем воздухе | Все группы | ежедневно | воспитатели | В течение года |
● Закаливание: хождение босыми ногами по корригирующим дорожкам, по солевым дорожкам | Все группы | Ежедневно после дневного сна | Воспитатели | В течение дня |
● Умывание прохладной водой | Все группы | ежедневно | воспитатели | В летний период |
● Контрастное обливание ног | Все группы | После дневной прогулки | Воспитатели, мл. воспитатели | В летний период |
● Игры с водой на прогулке | дети группы | На прогулке | воспитатели | В летний период |
● Полоскание горла кипяченой охлажденной водой | дети группы | После обеда | воспитатели | В течение года |
8. Работа с родителями | ||||
● Информационно - просветительская работа: групповые родительские собрания, консультации, беседы | родители | По плану | воспитатели | С сентября по май |
● Совместная работа педагогов и родителей: физкультурные развлечения, экскурсии, семинары | Все группы | По плану | воспитатели, родители. | В течение года |
3.5 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Материально-техническое обеспечение программы:
• соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
• соответствие правилам пожарной безопасности;
• средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
• оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
• учебно-методический комплект, оборудование, оснащение
Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории, прилегающей к ДОУ , материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Вид помещения функциональное использование | оснащение |
Групповая комната
|
|
Групповые комнаты
|
|
Спальное помещение
|
|
Раздевальная комната
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Модуль 1. Мир хороших манер.
Тема 1.1 Буду , «здрасте» говорить!
Содержание темы
Обучать навыкам визуального контакта, через весёлую музыку и речевые игры.
Формы, способы, методы
Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная.
Наглядный метод: внесение куклы-рукавички «Маша», фотографии людей , которые здороваются и прощаются, выполненные художественно и со вкусом.
Словесный метод: Беседа, разговор с кукольным персонажем Машей, стихотворение «Здравствуйте» Т. Сикачёвой.
Игровой метод: игра « Собери фотографию», пальчиковая речевая игра «Здравствуйте».
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: Ю. Ким «Про Красную Шапочку».
Литературный ряд: стихотворение..
Материалы и оборудование: кукла-рукавичка Маша, фотографии, магнитофон.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Совместные действия ведущего (воспитателя) и ребёнка, индивидуальные ответы детей.
Виды деятельности детей
Игровая деятельность: Создание игровой ситуации, появление кукольного персонажа, игра «Здравствуйте », дидактическая игра « Собери фотографию».
Познавательно – исследовательская деятельность: Что ты знаешь о хороших манерах?
Коммуникативная деятельность: беседа с воспитателям, разговор с Машей, рассматривание и обсуждение фотографий с хорошими манерами.
Музыкальная деятельность: отрывок из кинофильма «Про Красную Шапочку» слова Ю. Кима, музыка А. Рыбникова.
Продукт: совместная художественно-продуктивная деятельность — кукла Маша.
Тема 1.2. Красивую речь приятно слушать.
Содержание темы
Дать представление о сравнении как об одном из секретов художественной речи. Закреплять знания детей о вежливых словах.
Формы, способы, методы
Организация деятельности детей в подгруппе, группе и индивидуальная.
Наглядные метод: карточки с изображением похожих предметов.
Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений.
Игровой метод: Игра «Умей благодарить».
Средства образования и развития
Литературный ряд: стихотворное творчество, книга «Ты и твоя речь»,загадки, скороговорки.
Материалы и оборудование: карточки с изображением похожих предметов, книга «Ты и твоя речь», кукла Фея Вежливости.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Совместные действия ведущих и ребёнка, индивидуальные ответы детей.
Виды деятельности детей
Игровая деятельность: Создание игровой ситуации «Встреча с Феей Вежливости».
Коммуникативная деятельность: беседа с Феей Вежливости, рассматривание картинок.
Музыкальная деятельность: звонок в колокольчик.
Тема 1.3 Вежливая просьба.
Содержание темы
Знакомство с различными формами выражения просьбы, адресованной кому-либо в разных ситуациях.
Формы, способы, методы
Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная.
Наглядный метод: внесение куклы-рукавички «Маша», фотографии людей , которые здороваются и прощаются, выполненные художественно и со вкусом.
Словесный метод: Беседа, разговор с кукольным персонажем Машей, стихотворение «Здравствуйте» Т. Сикачёвой.
Игровой метод: игра « Собери фотографию», пальчиковая речевая игра «Здравствуйте».
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: Ю. Ким «Про Красную Шапочку».
Литературный ряд: стихотворение..
Материалы и оборудование: кукла-рукавичка Маша, фотографии, магнитофон.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Совместные действия ведущего (воспитателя) и ребёнка, индивидуальные ответы детей.
Виды деятельности детей
Игровая деятельность: Создание игровой ситуации, появление кукольного персонажа, игра «Здравствуйте », дидактическая игра « Собери фотографию».
Познавательно – исследовательская деятельность: Что ты знаешь о хороших манерах?
Коммуникативная деятельность: беседа с воспитателям, разговор с Машей, рассматривание и обсуждение фотографий с хорошими манерами.
Музыкальная деятельность: отрывок из кинофильма «Про Красную Шапочку» слова Ю. Кима, музыка А. Рыбникова.
Продукт: совместная художественно-продуктивная деятельность — кукла Маша.
Тема 1.4 «Если добрый ты»
Содержание темы
Знакомство с различными формами выражения просьбы, адресованной кому-либо в разных ситуациях.
Формы, способы, методы
Организация деятельности детей в группе, подгруппе и индивидуальная.
Наглядный метод: внесение куклы-рукавички «Маша», фотографии людей , которые здороваются и прощаются, выполненные художественно и со вкусом.
Словесный метод: Беседа, разговор с кукольным персонажем Машей, стихотворение «Здравствуйте» Т. Сикачёвой.
Игровой метод: игра « Собери фотографию», пальчиковая речевая игра «Здравствуйте».
Средства образования и развития
Музыкальный ряд: Ю. Ким «Про Красную Шапочку».
Литературный ряд: стихотворение..
Материалы и оборудование: кукла-рукавичка Маша, фотографии, магнитофон.
Характер взаимодействия участников образовательных отношений
Совместные действия ведущего (воспитателя) и ребёнка, индивидуальные ответы детей.
Виды деятельности детей
Игровая деятельность: Создание игровой ситуации, появление кукольного персонажа, игра «Здравствуйте », дидактическая игра « Собери фотографию».
Познавательно – исследовательская деятельность: Что ты знаешь о хороших манерах?
Коммуникативная деятельность: беседа с воспитателям, разговор с Машей, рассматривание и обсуждение фотографий с хорошими манерами.
Музыкальная деятельность: отрывок из кинофильма «Про Красную Шапочку» слова Ю. Кима, музыка А. Рыбникова.
Продукт: совместная художественно-продуктивная деятельность — кукла Маша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «Взрослые и дети» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Развлечение по этикету "Взаимоотношение детей и взрослых"...
Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»
Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...
Транспортный этикет, словарь этикета
Правила поведения в общественном транспорте, словарь терминов для родителей и воспитателей...
Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета.
Консультация для родителей "Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета"....
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...
«Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете
Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.Задачи:1. Учить детей нормам поведения, к...