Программа кружка "Речевой этикет"
методическая разработка по развитию речи по теме
Программа предназначена для работы с детьми старшего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_krujka.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Речевой этикет»
Пояснительная записка
Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально - экономических условий и культурно – идеологических ориентаций нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи – обучение речевому этикету детей дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, и, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.
Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность.
Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально – этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно – ролевого поведения дифференцированно, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т.е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения.
Речь детей с речевой патологией характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико – грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений), но в тоже время ребенок с речевой патологией обладает потенциальными возможностями для усвоения и правильного использования формул речевого этикета при условии целенаправленного обучения. Ведущим направлением коррекционной работы по формированию у дошкольника с речевой патологией коммуникативной способности (наряду с развитием эмоциональной сферы, общих коммуникативных умений) при этом является обучение речевому этикету.
Целью данной программы является представление детям различных форм вежливого общения с людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование коммуникативных способностей дошкольников.
Задачи программы:
- Раскрыть понятия «этика», «этикет», «речевой этикет»;
- Познакомить с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ);
- Учить детей умению находить формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений различных жанров, при слушании музыкальных произведений, при просмотре мультипликационных фильмов, при разговоре собеседников и т.д.);
- Учить детей умению соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости;
- Учить детей умению использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.
Рабочая программа составлена на основе технологии Н.Е. Богуславской и Н.А. Купиной «Весёлый этикет», которая выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий.
При составлении программы учитывались возрастные особенности детей, уровень речевого развития. В основе занятий - игровая технология обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества.
Достаточное количество времени отводится заданиям творческого характера: разыграть ситуацию, придумать сказку, стихотворение…
Предполагается использование на занятиях по речевому этикету межпредметных связей с «Литературным чтением», «Музыкой» и др.
В итоге проведённой работы дети должны научиться:
- Пользоваться правилами поведения в обществе;
- Обращаться к знакомым и незнакомым людям;
- Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент в нужной тональности.
Комплексное, поэтапное обучение речевому этикету с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов окажет положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повысит эффективность коррекционных мероприятий, направленных на преодоление речевой патологии.
Формы работы – занятия, продолжительностью 25 мин. в старшей группе, 30 мин. в подготовительной группе
Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-6 и 6-7 лет.
5 -6 лет
Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. | Знакомство Поведение за столом У тебя в гостях друг Прощание с гостем Игра в гости Прощание перед сном Утреннее приветствие Об уступчивости Вежливая просьба Поведение в общественном транспорте В кино, цирке, театре В поликлинике В детской библиотеке Поведение в кафе В парикмахерской Утешение У постели больного Разговор с младшим Разговор с незнакомым на улице Обращение к взрослому знакомому Разговор о животных и с животными Поздравление и пожелание Прощание с близкими перед отъездом Итоговое занятие | 2 1 2 1 1 2 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2 1 1 1 1 2 2 1 1 |
| Итого | 36 |
6-7 лет
Тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. | Речь Культура речи Что такое этикет О вежливости Умение слушать Деловой человек «Настоящий мужчина» Не ссориться и не обижать друг друга Разрешите мне сказать Знакомство В поликлинике В детской библиотеке Поведение в кафе В парикмахерской Утешение У постели больного Разговор с младшим Разговор с незнакомым на улице Обращение к взрослому знакомому Участие к человеку Поздравление и пожелание Дома после детского садика Итоговое занятие | 1 1 2 1 1 2 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 1 1 2 1 2 2 1 |
| Итого | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Речевой этикет"
Программа рассчитана на два года обучения...
Программа "Весёлый этикет"
Программа социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет в интегративной деятельности "Весёлый этикет"....
Программа "Этикет" для детей дошкольного возраста
В программе представлена система работы по овладению детьми дошкольного возраста навыками культуры поведения и знаниями основ этикета....
Экспертное заключение на программу "Этикет"
Экспертное заключение на дополнительную образовательную программу "Этикет"...
Программа кружка "Дружные ребята" по этикету в средней группе
Усвоение детьми правил поведения и элементарных основ этикета начинается еще в младшем дошкольном возрасте, формируется в старшем дошкольном возрасте, а окончательно закрепляется, когда ребенок ...
Дополнительная рабочая программа по этикету
Данная программа рассчитана на знакомство детей старшего возраста с вежливыми словами, с правилами гостеприимства и застольного этикета, воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми...
Программа «Речевой этикет современного педагога»
Программа «Речевой этикет современного педагога» является продолжением программы «Деловой этикет современного педагога» и предполагает теоретическое и практическое ...