Программа кружка "Речевой этикет"
методическая разработка по развитию речи по теме

Программа предназначена для работы с детьми старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_krujka.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Речевой этикет»

Пояснительная записка

Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально - экономических условий и культурно – идеологических ориентаций нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи – обучение речевому этикету детей дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма
актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, и, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.
Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность.
 
Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально – этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно – ролевого поведения дифференцированно, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т.е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения.
Речь детей с речевой патологией  характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико – грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений), но в тоже время ребенок с речевой патологией обладает потенциальными возможностями для усвоения и правильного использования формул речевого этикета при условии целенаправленного обучения. Ведущим направлением коррекционной работы по формированию у дошкольника с речевой патологией коммуникативной способности (наряду с развитием эмоциональной сферы, общих коммуникативных умений) при этом является обучение речевому этикету.

Целью данной программы является представление детям различных форм вежливого общения с людьми, знакомство их с правилами этикета;  формирование коммуникативных способностей  дошкольников. 

Задачи программы:

- Раскрыть понятия «этика», «этикет», «речевой этикет»;

- Познакомить с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ);

- Учить детей умению находить формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений различных жанров, при слушании музыкальных произведений, при просмотре мультипликационных фильмов, при разговоре собеседников и т.д.);

- Учить детей умению соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости;

- Учить детей умению использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.

Рабочая программа составлена на основе технологии Н.Е. Богуславской и Н.А. Купиной «Весёлый этикет», которая  выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий.

При составлении программы учитывались возрастные особенности детей, уровень речевого развития. В основе занятий - игровая технология обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества.

Достаточное количество времени отводится  заданиям творческого характера: разыграть ситуацию, придумать сказку, стихотворение…

Предполагается использование на занятиях по речевому этикету межпредметных связей с «Литературным чтением», «Музыкой» и др.

 В итоге проведённой  работы дети должны научиться:

 - Пользоваться правилами поведения в обществе;

- Обращаться к знакомым и незнакомым людям;

- Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент в нужной тональности.

Комплексное, поэтапное обучение речевому этикету с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов окажет положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повысит эффективность коррекционных мероприятий, направленных на преодоление речевой патологии.
Формы работы – занятия, продолжительностью 25 мин. в старшей группе, 30 мин. в подготовительной группе

Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-6 и 6-7 лет.

5 -6 лет

Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Знакомство

Поведение за столом

У тебя в гостях друг

Прощание с гостем

Игра в гости

Прощание перед сном

Утреннее приветствие

Об уступчивости

Вежливая просьба

Поведение в общественном транспорте

В кино, цирке, театре

В поликлинике

В детской библиотеке

Поведение в кафе

В парикмахерской

Утешение

У постели больного

Разговор с младшим

Разговор с незнакомым на улице

Обращение к взрослому знакомому

Разговор о животных и с животными

Поздравление и пожелание

Прощание с близкими перед отъездом

Итоговое занятие

2

1

2

1

1

2

2

1

2

1

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

2

2

1

1

 

Итого

36

6-7  лет

Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Речь

Культура речи

Что такое этикет

О вежливости

Умение слушать

Деловой человек

«Настоящий мужчина»

Не ссориться и не обижать друг друга

Разрешите мне сказать

Знакомство

В поликлинике

В детской библиотеке

Поведение в кафе

В парикмахерской

Утешение

У постели больного

Разговор с младшим

Разговор с незнакомым на улице

Обращение к взрослому знакомому

Участие к человеку

Поздравление и пожелание

Дома после детского садика

Итоговое занятие

1

1

2

1

1

2

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

2

1

 

Итого

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Речевой этикет"

Программа рассчитана на два года обучения...

Программа "Весёлый этикет"

Программа  социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет в интегративной деятельности "Весёлый этикет"....

Программа "Этикет" для детей дошкольного возраста

В программе представлена система работы по овладению детьми дошкольного возраста навыками культуры поведения и знаниями основ этикета....

Экспертное заключение на программу "Этикет"

Экспертное заключение на дополнительную образовательную программу "Этикет"...

Программа кружка "Дружные ребята" по этикету в средней группе

Усвоение детьми правил поведения и элементарных основ этикета начинается еще в младшем дошкольном возрасте, формируется в старшем дошкольном возрасте, а окончательно закрепляется, когда ребенок ...

Дополнительная рабочая программа по этикету

Данная программа рассчитана на знакомство детей старшего возраста с вежливыми словами, с правилами гостеприимства и застольного этикета, воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми...

Программа «Речевой этикет современного педагога»

Программа «Речевой этикет современного  педагога» является продолжением программы «Деловой этикет современного педагога» и предполагает теоретическое и практическое ...