Цикл НОД по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка «Моя семья»
картотека (старшая группа)
Целью данного цикла является формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о гаранте прав ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_nod_po_pravovomu_vospitaniyu.docx | 121.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Цикл НОД по ознакомлению детей
с Конвенцией о правах ребенка «Моя семья»
Подготовила: воспитатель
Псел Е.А.
Г.Покачи
Тема: «Что такое права человека»
Программное содержание: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.
Оборудование и материалы: картинки, иллюстрирующие права на жизнь, на имя, на медицинское обслуживание, на жилье, на отдых, на образование, макет книги «Конвенция о правах ребенка», старые вещи для игры «Для чего этот предмет».
Ход занятия
Педагог: Ребята, в помещении нашей группы в разных местах спрятано что-то очень ценное, нарисованное на альбомных листах. Давайте займемся поиском.
Заранее, перед приходом детей, необходимо спрятать картинки. Нашедшего картинку педагог просит объяснить, что на ней нарисовано. (Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все картинки.) По окончании игры картинки выставляются на стенде.
Педагог: На этих картинках нарисовано самое важное, необходимое ребенку для счастливой жизни с момента рождения. Это права ребенка. Право — это то, без чего человек не может жить достойно. Права не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат вам просто потому, что вы люди.
Игра «Для чего этот предмет»
Дети садятся в круг. По кругу пускается какой-нибудь предмет, например старая шляпа. Каждый ребенок предлагает вариант возможного применения этого предмета (домик для котенка и т.д.). Когда варианты ответов истощаются, пускается по кругу другой предмет.
Педагог: Дети, в этой игре вы все использовали свое воображение, фантазию. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно так же мы все с момента рождения обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас. Одинаковые права принадлежат всем детям независимо от национальности, пола, возраста.
Но, к сожалению, в разных странах люди живут по-разному. Случается, что взрослые обращаются с детьми жестоко, наказывают их, оскорбляют. Есть места на планете, где дети голодают, тяжело болеют. Ребенок перед лицом беды становится беззащитным. У детей мало сил и опыта, чтобы постоять за себя. Поэтому взрослые люди создали специальный документ, договор, защищающий детей, в котором записаны все права детей. Называется этот документ «Конвенция о правах ребенка».
Педагог демонстрирует детям красиво оформленный макет «Конвенции о правах ребенка.»
«Конвенция» - это международный договор по специальному вопросу. Конвенция о правах ребенка — это международный договор о защите прав всех детей.
Любой человек, взрослый и маленький, должен соблюдать права ребенка, записанные в Конвенции, и не нарушать их!
Педагог. В этом документе говорится о том, какими должны быть права у детей. Я вам буду их перечислять, а вы — вспомните сказки, в которых наш народ говорит о тех же правах.
Педагог выставляет на панно иллюстрации к русским народным сказкам: «Теремок», «Колобок», «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Мальчик с пальчик», «Лиса и волк», «Царевна-лягушка», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди».
Педагог. В какой сказке или сказках говорится о праве:
- на жизнь;
- праве на семью, возможность жить с родителями;
- на защиту;
- на охрану здоровья и лечение;
- на отдых, игры и занятия творчеством?
Есть еще право на получение образования. Как вы думаете, что оно обозначает?
Физкультурная минутка
Аист
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай правою ногой,
- Топай левою ногой.
Снова - правою ногой
Снова – левою ногой,
После – правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
Педагог. Все те права, о которых мы с вами говорили, детям дали взрослые. Скажите, а что дети дают им в ответ?
Об этом хорошо сказано в священных книгах у разных народов: в Библии, Евангелии, Коране и так далее. В сказках тоже об этом говорится.
- «Почитай (то есть уважай) отца и мать», «не говори про них плохого», «слушайся их». Вспомните сказки, в которых об этом говорится. («Волк и козлята», «Красная Шапочка», «Сивка-бурка», «Мальчике пальчик», «Иван-царевич и Серый Волк», «Три дочери», «Медведь и три сестры», «Репка», «Колобок» и др.)
- «Уважай других людей», «Не желай зла другому», «Не делай другому того, что не хочешь, чтобы сделали тебе». Вспомните сказки, в которых об этом говорится. («Теремок», «Коза-дереза», «Лиса и заяц», «Лиса и журавль», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Кот в сапогах», «Крошечка-Хаврошечка», «Дочь и падчерица», «Баба Яга», «Айболит» и др.)
- «Люби ближнего своего» — что это значит? Вспомните сказки, в которых об этом говорится. («Бобовое зернышко», «Петушок — золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «Морозко», «Золушка», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Серебряное блюдечко и наливное яблочко», «Три поросенка» и др.)
Педагог. Все взрослые должны заботиться о том, чтобы права ребенка не нарушались. Взрослые должны защищать не только своего, но и любого ребенка. А дети могут нарушить права взрослых? Как вы думаете, а что значит не нарушать права другого человека? Что для этого нужно делать? (Ответы детей.)
Если вы прыгаете, а внизу живут люди? Если вы шумите, а взрослые отдыхают? Какие права при этом нарушены? (право на отдых.)
А если без разрешения берете вещи, принадлежащие старшим, то нарушаете их право на неприкосновенность.
Итог занятия
Педагог вместе с детьми делает вывод: права необходимы ребенку для счастливой жизни, они записаны в Конвенции о правах ребенка, никто не должен их нарушать.
Тема: «Моя семья»
Цели: продолжать формировать в детях чувство семейной сплоченности па
основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях; воспитывать
интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких
добрыми делами и заботливым отношением к ним; помогать ребенку в
осознании себя как полноправного, любимого члена семьи.
Оборудование: заранее подготовленные фотографии из семейных альбомов
детей; рабочие листы «Моя семья» и «Мое генеалогическое древо»
(по количеству детей); карандаши; макет телевизора, микрофон.
Ход занятия
Педагог. Здравствуйте, дети.
Беседа «Семейная фотография».
Сегодня мы с вами поговорим о семье. Но
прежде всего, давайте договоримся о том, что такое семья, и разберемся,
чем она отличается от других групп людей. Как вы могли бы ответить па вопрос:
что такое семья? (Ответы детей.)
Педагог. Когда вы появились на свет, каждого из вас окружали заботой члены
вашей семьи, они давали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются,
чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными.
Все члены семьи очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе
ведут хозяйство. Они помогают друг другу и в трудную минуту, и в обычных
дедах. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые
обозначены специальным словом: например, есть в семье папа и…
Дети. ...мама.
Педагог. Есть дочь и...
Дети. ...сын.
Педагог. Есть братья и...
Дети....сестры.
Педагог. Я вижу, вы принесли из дома фотографии, на которых запечатлены
члены вашей семьи. Но прежде, чем мы их посмотрим, предлагаю вам
послушать стихотворение.
Есть в доме любом семейный альбом. Как в зеркале, Мы отражаемся в нем. Пускай не всегда мы красивы, Зато эти фото - правдивы. Храниться альбом в нашем доме, И снимки хранятся в альбоме. Их много — и старых и новых -У нас, у семейства..!
(П. Голь, Г. Григорьев)
Я предлагаю вам внимательно посмотреть на семейную фотографию...
(называется кто-то из детей или же ребенок вызывается сам.)
Педагог задает ребенку вопросы:
- Кто изображен на фотографии?
- Где ты ? Где твоя мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра ?
- Что вы делаете?
- Какое у вас настроение?
Затем по желанию могут быть вызваны другие дети. При этом педагог
помогает детям.
А теперь послушайте еще одно стихотворение про семейный альбом:
Итак, мы сегодня
Для вас открываем
Семейный альбом:
Мы в этом альбоме
Гостей принимаем,
Цветы поливаем
И в игры играем,
Мы спорим, гуляем,
Мы дом убираем,
Друзей вспоминаем
И песни поем!
(П. Голь, Г. Григорьев)
Беседа «Обязанности в семье». У каждой семьи, как и у отдельного человека,
есть свои потребности. Если эти потребности не удовлетворять, жизнь
станет невозможной. Ну, например, долго ли вы сможете обходиться без еды?
Но ведь еда сама не появляется вас в тарелке, да и тарелки тоже сами не моются,
но вы живете спокойно. Это значит, что кто-то о вас заботится. И эти «кто-то» —
ваша семья. Сейчас об этом мы с вами и поговорим.
(Каждому ребенку выдается рабочий лист «Моя семья», на котором
изображены мама и папа и перечень основных обязанностей в рисунках.)
Я вам буду называть по порядку обязанности, а вы подумайте, кто выполняет
их в вашей семье, и соедините соответствующий рисунок с изображением мамы
или папы.
Перечень обязанностей
- Материальное обеспечение семьи, зарабатывание денег.
- Приобретение продуктов и приготовление пищи.
- Воспитание и обучение детей.
- Мытье посуды.
- Забота о чистоте и внешнем виде одежды, белья.
- Уборка квартиры.
- Ремонт вещей и квартиры.
- Забота о здоровье, уход за больными.
- Ремонт одежды, пошив и вязание вещей.
- Организация досуга и отдыха семьи.
Эти обязанности пока выполняют старшие члены вашей семьи. Но когда
вы подрастете, вы научитесь все это делать самостоятельно.
(Дети выполняют задание.)
Игра «Родители и дети».
А теперь давайте поиграем. Мы превратимся в родителей. Представьте себе,
что вы очень любите своего ребенка, хотите, чтобы он вырос хорошим
человеком, и поэтому даете ему советы, каким ему следует быть. Например,
«Будь всегда аккуратным». (Далее выбирают одного из детей на роль
воспитуемого ребенка, его сажают в круг и по очереди дают ему советы.
В конце можно обсудить чувства детей в обеих ролях.)
А теперь послушайте стихотворение.
Простое слово
На свете добрых слов живет немало,
Но всех добрее и важней одно —
Из двух слогов простое слово: «Мама».
И нету слов нужнее, чем оно!
(И. Мазнин)
Объясните, почему именно мама так нужна и важна для каждого человека. (Ответы детей.)
Правильно, именно мама вас любит, заботится о вас, помогает вам, и даже утром,когда вы открываете глаза, то первым делом многие из вас видят маму, ее лицо и улыбку.
Этюд «Утреннее фото». Давайте представим, что сейчас утро.
Встань, как только солнце встанет, Потянуть руки вверх.
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет Потянуть руки вперед.
Ты подставь скорей ладошку, Подставить ладошки солнышку.
Пусть тебя увидит мама Провести ладонями по льщу,
И умытым, и обутым наклониться и дотронуться
до обуви.
Все прибрав, иди к ней прямо Повторить вместе с педагогом:
И скажи ей: «С добрым утром!»
«С добрым утром»,
А потом с улыбкой, с песней Широко развести руки в стороны:
Выйди к травам, людям, шагать на месте.
птицам...
И веселым, интересным Улыбнуться друг другу, взяться за руки.
День твой должен получиться! (Л. Костецкий)
Игра «Фантазии».
А сейчас я предлагаю вам побывать в роли вашей мамы. Представьте себе, что
вы включаете телевизор, а там ваша мама отвечает па вопросы журналиста.
(Далее педагог исполняет роль журналиста, а кто-то из детей — роль
мамы. Журналист может попросить маму рассказать о сыне (дочери), о том,
что ей больше всего нравится в ее ребенке и чем она недовольно, об увлечениях ее
ребенка и о том, как она относится к ним, и др. Затем роль журналиста
может исполнить ребенок.)
Сейчас на минутку закройте глаза и задумайтесь над вопросом: «Что я могу
сделать, чтобы родители были счастливы?» (Ответы детей.)
На нашем занятии мы говорили о ваших семьях. Вы, когда вырастете,
Наверняка захотите создать свою семью, растить и воспитывать своих детишек.
То же самое происходит в мире животных. Только животные вырастают и
забывают своих родителей. И. своих детенышей они тоже забывают, когда
те становятся взрослыми. Животные не помнят своего родства. А человек —
помнит, изучает и даже зарисовывает.
Рисунок «Мое генеалогическое дерево».
Рисунок, на котором человек изображает, как он связан со своими предками, называется генеалогическое древо. Оно действительно, похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки. Заполнять ячейки этого дерева нужно но правилам:
- На вершине дерева, в кроне найдите ячейку (прямоугольник). В эту ячейку впишите свое имя и обведите ее красным карандашом.
- В ячейки, которые находятся справа и слева от вашего имени, впишите имена своих родных братьев и сестер, если они есть.
- Ниже запишите имена своих родителей. Ячейки для их имен расположены на стволе дерева.
- У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и
учили уму-разуму. Родителей ваших родителей вы называете бабушками
и дедушками. Впишите имена маминых родителей в ячейки, которые расположены в корнях дерева под именем мамы; потом впишите имена папиных родителей в ячейки,
в которых расположены под именем папы.
- Цветным карандашом закрасьте ячейки с именем предка, который является
твоим тезкой, то есть носит такое же имя, что и ты. Когда вы вырастете, у вас появятся свои дети, на этом дереве жизни появятся новые веточки с именами.
Итог занятия
Дружная, любящая семья очень важна для каждого ребенка. Право на воспитание в семье записано в Конвенции о правах ребенка. Никто не может разлучить ребенка с его родителями.
Тема: «Право на образование»
Программное содержание:
- познакомить детей с содержанием статей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на образование;
- довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого
человека.
Оборудование и материалы: картинки с изображением профессий.
Предварительная работа: повторить названия профессий, оформить на листе ватмана рубрику «Вопрос — ответ» (рассуждения детей о том, что делают их родители на работе; познакомить родителей с ответами детей).
Ход занятия
Педагог: Право на образование — это величайшее завоевание цивилизации. В древности обучаться грамоте могли только дети из очень богатых семей. Сейчас в нашей стране право на образование имеют все дети. И хотя иногда вы устаете от занятий и хотите побольше поиграть, погулять, надеюсь, вы понимаете, как важно для вас учиться, чтобы стать образованными, умными, грамотными людьми. Когда вы подрастете, то пойдете в школу, после окончания школы будете учиться будущей профессии.
В Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное и среднее образование; право на образование существует для того, чтобы каждый ребенок, независимо от того, бедные пли богатые у него родители, мог учиться.
Педагог: В современном мире трудно представить себе жизнь без умения читать и писать. А какие еще знания, на ваш взгляд, необходимы современному человеку?
(Ответы детей.)
Конечно, современный человек знает гораздо больше своих предков. Это связано с
научно-техническим прогрессом. Прогресс — это развитие, движение вперед.
Подумайте, какие достижения научно-технического прогресса вы используете дома? (Провести в форме игры. Назвавший наибольшее количество приборов получает фишку. Например: телевизор, компьютер, микроволновая печь, электричество, телефон и т.д.)
Педагог: Представьте на одну минуту, что все предметы, которые вы назвали, вдруг исчезнут. Как вы думаете, изменится ли от этого наша жизнь? Значит, знания людям необходимы. А сейчас я проверю, чему вы уже научились в детском саду.
Послушайте внимательно вот такое стихотворение В. Кудрявцевой «Ватрушки».
Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто да печь затопила.
А сколько их надо - совсем позабыла.
Две штучки - для внучки.
Две штучки - для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа...
Считала, считала да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
— Помогите старушке сосчитать ватрушки!
А теперь давайте поиграем с вами в игру, которая называется
Игра «На одну букву»
Осмотрите, пожалуйста, внимательно помещение группы и назовите
все предметы, которые начинаются на букву «К» (кубики, книги, краски,
котенок и т.д.).
Молодцы все правильно назвали.
А сейчас давайте встанем со стульчиков и немножко разомнемся.
Физкультминутка.
Раз - согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стулья тихо сесть.
А теперь мы можем продолжить наше занятие
Ребята вы знаете, говорят, что человек учится всю жизнь. Сейчас вы убедитесь в этом сами. Вот скажите мне, пожалуйста:
- Как вы думаете, чему учится новорожденный (ходить, говорить, держать ложку…)
- А чему вас учат в детском саду (читать, считать, писать, рисовать, петь…)
Ребята, а когда вы окончите школу, то поступите в другое учебное заведение: училища, техникумы, высшие учебные заведения, а как вы думаете зачем? (Для того, чтобы получить профессию.) Когда человек получает профессию и начинает работать, то
он все равно продолжает учиться, осваивая что-то новое, так как человечество не
стоит на месте, поэтому так и говорят, что человек учится всю жизнь.
— А какие профессии вы знаете? Давайте проверим. Я вам буду показывать картинки
с изображением разных профессий, а вы мне будете говорить какая это профессия.
—Кем работают ваши родители?
— Кем хотите стать вы?
Профессию человек выбирает добровольно, по собственному желанию.
А сейчас я предлагаю вам
Игровое упражнение «Подскажи профессию»
Я начну, а вы закончите.
С сумкой тяжелой обходит район, письма нам в ящик кладет…(почтальон)
В небе синем самолет, управляет им… (пилот)
Под весенний птичий свист пашет землю… (тракторист)
Знает точно детвора: кормят вкусно… (повара)
Мебель, хлеб и огурцы продают нам…(продавцы)
Вот уж мал костюмчик мой, новый мне сошьет… (портной)
Победит огонь коварный тот, кого зовут…(пожарный)
Молодцы ребята вы прекрасно справились с заданием.
И в заключение нашего занятия мне бы хотелось предложить вам
игру «Восстанови пословицу»
Я буду начинать пословицу, а вы должны ее закончить.
Педагог: Дети:
Ученье – свет, а не ученье - тьма
Век живи век учись
Учиться всегда, пригодиться
Тяжело в ученье легко в бою.
Можно попросить детей объяснить смысл пословиц.
Итог занятия
Итак, образование необходимо человеку. Конвенция о правах ребенка гарантирует
право на образование и свободный выбор профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомим детей с Конвенцией о правах ребенка
Конспект НОД для детей старшей группы детского сада по правам ребенка....
Конспект занятия для старшей группы "Знакомим детей с Конвенцией по правам ребенка"
Разъясняются права и обязанности детей в игровой форме. P/S Данные восстановлены с сайта Klen1244.ru...
Конспект занятия «Знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка» старший дошкольный возраст
Программное содержание: Познакомить детей с конвенцией о правах ребенка. Развить способность понимать эмоциональное состояние другого человека, и умение выразить св...
Перспективный план работы по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребенка. ( подготовительная к школе группа.)
Методическая разработка...
Знакомим детей с Конвенцией о правах ребенка
Знакомство детей с их правами....
«Знакомим детей с Конвенцией о правах ребенка»
Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка, дать знания о правах ребенка на жизнь, на имя и фамилию, семью, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг...
"Знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка"
Познакомить детей с основными правами ребенка, отраженными в Конвенции о правах ребенка";формировать у детей представление о правах через литературные произведения;учить отвечать на вопросы, аргу...