Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы
статья (старшая группа)
Развивающая предметно-пространственная среда группы для детей 4- 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-_razvivayushch_sreda_starsh_gruppa.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно-пространственная среда старшей группы
Развивающая предметно-пространственная среда группы для детей 4- 7 лет организована с учетом наличия пространства для игр и занятий как одному ребенку, а также вдвоем и подгруппами. Пособия и игрушки расположены таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность перемещать их из одной игровой зоны в другую. При создании развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе, мы стремились обеспечить и гарантировать:
— охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе,
— максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, приспособленной для реализации ФГОС ДО, а так же материалов оборудования и инвентаря для развития детей 4- 7 лет в соответствии с особенностями их возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
— построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, свободу выражения своих чувств и мыслей;
— открытость дошкольного образования и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охраны и укрепления их здоровья, а так же поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
— построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития в соответствующих возрастных и индивидуальных особенностях;
— создание равных условий, максимально способствующих реализации образовательной программы в дошкольном образовании для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а так же имеющих различные возможности здоровья.
Групповое помещение условно подразделяется на центры:
- Центр «Хочу все знать» включает в себя : математические игры; наглядный раздаточный, счетный материалы; энциклопедии; экологические игры; календари; материалы и оборудования для экспериментирования и наблюдений и опытной деятельности (лупы, мерные стаканчики, лейки, весы, метры, мыльные пузыри, емкости для измерения, пересыпания, трубочки и многое др.), игры по безопасности.
- Центр « Моя библиотека» включают в себя художественную литературу, детские журналы
- Центр игры «Развиваемся, играя»
В игровом центре каждый ребёнок может самостоятельно заняться любимой игрой. Для мальчиков это различные конструкторы, «сундучок с инструментами»,набор солдатиков, военные фуражки, разные виды и размеры машинок, хоккей и др. игры.
Девочки мечтают стать хорошими хозяйками и артистами ,модницами. В игровом центре для них : сумочки, коробочки с украшениями, куклы, наборы для сюжетно-ролевых игр «больница», «парикмахерская», «магазин», «школа», «семья»
Игровой материал помещен в контейнеры, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.
Центр конструирования « Мастера» сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещать в любое место группы и организовывать данную деятельность, как с подгруппой детей, так и индивидуально. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами.
• конструкторы разного размера
• мягкие (крупные) поролоновые модули
• образцы построек различной сложности
• мелкие игрушки, наборы солдатиков, фигурки домашних и диких животных.
• макеты домов
• настольный конструктор (мелкий)
• напольный пластмассовый конструктор
• машинки, светофор
Данный центр расположен вблизи «Центра игры», что позволяет использовать постройки в играх.
- Центр отдыха включает в себя: диван детский, мягкий; два кресла; журнальный столик; мягкий ковер и подушки.
- Центр спорта включают в себя: скакалки; мячи; кольцебросы; коврики массажные; ростомер и др.
- Центр дидактических игр включает в себя: разнообразные дидактические игры;
игры- бродилки; мелкие конструкторы.
- Центр искусства включает в себя: разнообразные материалы для творчества ( краски, карандаши, фломастеры, ручки, различные виды бумаги); наглядные альбомы, фигурки, статуэтки, игрушки, посуда народных пр.; природный, бросовый материал; набор для лепки из соленого теста и многое др.
- Центр природы ( экологическая комната ) расположена в другом помещении детского сада.( см. описание)
Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: от образовательной ситуации; от меняющихся интересов детей; от возможностей детей. Все части пространства группы могут изменяться по объёму, сжиматься и расширяться, чтобы каждый центр при необходимости мог вместить всех желающих. Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель, модули.
Пространство группового помещения полифункциональна. Различные составляющие предметной среды (мебель, маты, ширмы, модули и т. д.) в групповом пространстве используются разнообразно. Полифункциональные предметы (в т. ч. природные материалы, предметы –заместители)не обладают жёстко закреплённым способом употребления. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы между зонами (ширмы, крупные объемные модули и т. п.). Используя переносные ширмы, ребенок может создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.
Предметно развивающая среда вариативна. Наличие различных пространств в группе; периодическая сменяемость игрового материала; разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми; появление новых предметов (в соответствии с изучаемой темой недели); наличие индивидуальной траектории развития ребёнка
Весь материал в группе функциональный, доступный, а не витринный.
Ребенок может его удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом и т. п.). Материалы хранятся в удобных и практичных емкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках, контейнерах и т. п.) с яркими метками-значками, облегчающих выбор. Все предметы (игры, игрушки, пособия, обеспечивающие все виды детской активности) доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Предметно-пространственной среда безопасна. Все элементы предметно-пространственной среды в группе соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Поэтому поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, фантазия и интерес детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...