«Все профессии нужны, все профессии важны» 2022г
материал (подготовительная группа)

Работа дошкольного учреждения по ранней профориентации заключается в создании образовательного пространства внутри которого у ребенка будут формироваться представления о разнообразии профессий и трудовой деятельности, а родители получать консультативную помощь по развитию способностей и личностных качеств своих детей, составляющих предрасположенность к тому или иному виду профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselevoy_razdel.docx78.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                      По профориентации детей

       

                «Все  профессии нужны, все профессии важны»

  1.         Пояснительная записка

Для каждого человека выбор профессии является важнейшим решением в жизни. Многие родители заранее задумываются о профессиональном будущем своего ребенка, стараясь предопределить его судьбу. Хорошо если забота семьи о выборе профессии заключается в развитии способностей ребенка, а не в навязывании ему своих нереализованных амбиций. Работа дошкольного учреждения по ранней профориентации заключается в создании образовательного пространства внутри которого у ребенка будут формироваться представления о разнообразии профессий и трудовой деятельности, а родители получать консультативную помощь по развитию способностей и личностных качеств своих детей, составляющих предрасположенность к тому или иному виду профессиональной деятельности.

Первые представления о профессии ребенок получает от своих родителей или других близких людей. Но эти знания поверхностны, ребенок играет в «работу», он имитирует трудовой процесс, манипулирует игрушками-заместителями, предназначение которых заменить настоящие профессиональные инструменты и оборудование. Внешняя сторона профессиональной деятельности взрослых надолго остается для детей дошкольного возраста более существенной, чем ее смысл.

Чтобы сориентироваться в мире взрослых профессий, понять, что нравится делать и почему, недостаточно просто понаблюдать за трудом взрослых. Необходимо дать ребенку возможность научиться выполнять элементарные трудовые действия присущие той или иной профессии, в результате которых он получит продукт - результат своего труда, который можно потрогать руками, услышать, попробовать на вкус.

Самообразование для дошкольников построена на принципах активного обучения. В процессе реализации программы дети старшего дошкольного возраста узнают о том, что на свете есть множество профессий, но из этого множества нужно выбрать свое дело, которое бы нравилось самому и приносило радость и пользу окружающим людям. Сделать правильный выбор достаточно трудно. Чтобы не ошибиться можно попробовать несколько разных профессий. Данная программа дает возможность старшим дошкольникам познакомиться с профессиями, освоить элементарные профессиональные действия в рамках ее образовательного цикла. Выбрать профессию, которая больше заинтересовала ребенка, и продолжить изучать это профессиональное направление - овладевать знаниями и трудовыми действиями

В результате реализации программы у детей будут сформированы представления о профессиях: повар, продавец, парикмахер, библиотекарь, врач, пожарный, строитель, инспектор ГИБДД.

 Каждый ребенок получит свой первый уникальный трудовой опыт, выработает первые профессиональные навыки, определится в предпочтении к определенному роду профессиональной деятельности.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: формирование представлений воспитанников о профессиях посредством овладения элементарными трудовыми действиями.

    Задачи программы:

  1. Познакомить детей с профессиями: повар, продавец, парикмахер, библиотекарь, врач, пожарный, строитель, инспектор ГИБДД

  1. Научить детей элементарным трудовым действиям изучаемой ими профессии.
  2. Сформировать навыки работы с инструментами, оборудованием изучаемой профессии.
  3. Научить детей правилам техники безопасности трудового процесса.
  4. Дать ребѐнку начальные и максимально разнообразные представления о трудовых действиях профессиональной направленности.
  5. Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с различными профессиями.
  6.         Сформировать у ребѐнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.
  1. Принципы и подходы к формированию программы

В основу программы положены принципы:

  1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).
  2. Принцип    доступности,     достоверности     и     научности     знаний.
  3. Принцип открытости, ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим

достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы.

  1. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).
  2. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, развлечение, беседа, игры).
  3. Принцип рефлективности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных

отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата,  поведения.

Основные характеристики воспитанников 6-7 лет по ранней профориентации

Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру, новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в социальную жизнь. Именно в дошкольном возрасте формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Благополучие ребенка в дальнейшей жизни во многом зависит от того, насколько успешным оказался его ранний социальный опыт

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Именно в дошкольном детстве через сюжетную игру дети моделируют жизнь взрослых.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых

поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать

7

поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель- шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

  1. Планируемые результаты

  1. У ребенка сформированы знания о профессиях взрослых; знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; сформированы навыки работы с инструментами, оборудованием изучаемой    профессии;    умеет    соблюдать        правила техники безопасности в процессе трудовой деятельности; сформировано положительное отношение к труду и профессиональному миру.
  2. Сформирована познавательная активность, как необходимое качество для успешного обучения в школе.
  3. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
  4. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.
  5.         Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  6.         Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  7. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  8. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты
  1. Содержательный раздел

2.1 Календарно – тематическое планирование по ознакомлению детей подготовительной        к школе группы с профессиями

Материал

Месяц

Работа с детьми

 Задачи

Сентябрь

1 неделя

 Знакомство с  профессиями детского сада».

Цель: формирование знаний о профессиях; их важности и значимости.

Д/игра «Угадай профессию»

Цель: Расширить представления детей о  разнообразных профессиях их названиях и роде деятельности.

Картинки о профессиях

2 неделя

«Кем ты будешь , когда станешь взрослым»

Цель: Закрепить представления детей о том, что такое профессия, употребление в речи  слов «профессия». Развивать речь внимание.

3 неделя

«Знакомство с профессией «Учитель»

Цел: Познакомить детей со школой, с профессией учителя; развивать речь, внимание, любознательность.

Картинки о профессиях

4 неделя

«Знакомство с профессией швея»

Цель: Расширить знания о профессии швеи, рассказать о её происхождении. Познакомить детей  с процессом изготовления и пошива одежды. Уточнить с профессиями занятых на швейных предприятиях и в ателье (модельер, закройщик).

Картинки о профессиях

Октябрь

1неделя

«Знакомство  с профессией врача»

Цель: действиями сформировать понимание обогащать знания и представления детей о профессиях врача, медсестры, познакомить с их обязанностями и трудовыми значимости данной профессии

для общества.

Д/и «Чей инструмент»

Цель: Закреплять представления о некоторых профессиях, развивать способность описать  трудовые действия(лечит детей),повар готовит суп, кашу.

Картинки о профессиях

2 неделя

Экскурсия в кабинет медсестры детского сада

Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями медицинской сестры; развивать наблюдательность, внимание, мышление, обогащать словарный запас, воспитывать уважение у детей  быть здоровыми, уважение и интерес к чужому труду.

Сюжетно -ролевая игра «Скорая помощь»

3 неделя

 «Ребенок в мире профессий»

 

Цель: Расширять и обобщать представления  детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях, через развитие интереса к различным профессиям, в частности к профессии врача.  

Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Продуктивная деятельность:

рисование: «На приеме у врача»

4 неделя

«Витамины которые растут»

Цель: Рассказать детям о пользе витаминов и их значение для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на здоровье человека. Помочь детям, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной , но и полезной.

Чтение художественной

литературы: Барто А. «Мы с Тамарой  санитары»

 Предметные картинки

Ноябрь

 1 неделя

«Знакомство  с профессией  повара»

Цель: знакомство с работой повара; профессионально- трудовыми процессами, предметами и продуктами, необходимыми для работы

Д/игра «Какие  бывают  булочки и пироги»

Картинки о профессиях

2 неделя

»Экскурсии в пищеблок детского сада».

Цель: Формировать у детей старшей группы представления о  важности правильного питания.

3 неделя

Беседа «Виды посуды»

Цель: Учит детей определять целевое назначение посуды,

Закреплять и уточнить название посуды.

Д/игра «Накрой стол»  цель: Закрепить знания  о полезных и вредных продуктах

Иллюстрации

Виды посуды

4 неделя

»Полезные и вредные продукты»

Цель: Формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания. Систематизировать и обобщить знания детей о продуктах питания.

Декабрь

 1 неделя

Строитель

Цель: расширение представления детей о профессиях строитель (архитектор, каменщик, штукатур - маляр)

2 неделя

«Важная профессия»  рассказ воспитателя о труде архитектора

Цель: расширить представление детей о профессии архитектора. Дать  представление об архитектуре, как искусстве создавать постройки для жизни людей.

Чтение художественной литературы: Дж. Родари «Чем  пахнут ремѐсла»

Д\игра»Кому что нужно для работы» Цель: Закрепить представление детей о предметах и их использовании в трудовых процессах, уточнить и расширять знания о профессиях.

Рисование на тему »Дом в котором мы живем»

Картинки о профессиях

3 неделя

Строительные профессии «Кто построил новый дом»

Цель: Дать представление о строительных профессиях, воспитывать уважение к человеку труда, пополнить знания о конструкциях с различными  строительными материалами

Чтение художественной литературы разучивание стихотворения Б.Заходерн.

Сюжетно ролевая игра»Строители»

Д/И: «Профессии

Картинки о профессиях

4неделя

Составление рассказа  по картине

«Строим дом»

Цель: Учить составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать предложение сюжета название картины.

Создание постройки ЛЕГО: «Город           будущего»

Игра с мячом «Строительные специальности»

Картинки о профессиях

Январь

1неделя

«Знакомство с профессией пожарного»

Цель: Познакомить детей с профессией пожарного. Продолжать закреплять знания о правилах пожарной безопасности и нормах поведения при пожаре, развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно  всегда и везде.

Д /игра «Опасные предметы источника пожара».

Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать мышления.

Картинки о  профессиях

2 неделя

Беседа «Правила

поведения при пожаре»

Цель: Дать представление о причинах возникновения пожара в помещении, познакомить с правилами  пожарной безопасности, закрепить знание у детей домашнего адреса, научить набирать01 на телефоне, разговаривать с дежурной части.

Д/игра «Диалоги по телефону»

Цель: Научить  детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие  ответы на вопросы.

 Наглядный материал

3 неделя

Рассматривание пожарных машин

Цель: Дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред. Закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар. Углубить и систематизировать знания детей о  причинах  возникновения пожара. Дать детям начальные знания по пожарной безопасности.

Карточная викторина Цель: Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности.

4 неделя

«Экскурсия  в пожарную часть с детьми»

 Цель: Познакомить детей с работой пожарных, с техникой, одеждой, оборудованием, которые применяются при тушении пожаров, продемонстрировать умение пожарных четко и быстро выполнять свои обязанности, аккуратно и бережно обращаться с техникой.

Д/ игра «Горит – не горит» Цель: Учить детей быстро и правильно выполнить  ответственное действие.

Февраль

1 неделя

Знакомство  с профессией «Библиотекарь»

Цель: Дать детям представление о правилах, которые приняты для читателей, посещающих библиотеку. Формировать интерес к книге, учит бережному отношению к ней. Знакомство с правилами пользования книгой. Создание интереса к работе в библиотеки

Картинки о профессиях

2 неделя

«Какие бывают книги?»

 Цель: Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям.

Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений.

Закреплять правила культурного обращения с книгами.

Книги разные

3неделя

4 неделя

Знакомство с творчеством С.Я Маршака

«Путешествие в детскую библиотеку»

Цель: Закрепить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака. Прививать интерес к чтению. Вызвать интерес к чтению С.Я.Маршаку. Воспитывать любовь родному языку

Цель: познакомить детей с библиотекой и профессией библиотекаря.

Театрализованные игры инсценировка любимых произведений

ИллюстрацияИгровая ситуация.

Март

1 неделя

«Знакомство с профессией  продавца»

Цель Познакомить детей с профессией продавца. Обогащать представления детей о профессиях. Познакомить с атрибутами, необходимыми для профессии продавца, содержанием трудовой деятельности, показать важность данной профессии, учить рассказать о профессиях.

Картинки о профессиях

 Иллюстрация «Продавец» картинки с атрибутами профессии продавца

2неделя

«Для чего нужен продавец?»

Цель: Воспитывать уважительное отношение к разным видам профессии. Развивать связную речь, мышление, память, внимание, обогащать словарный запас.

Картинки о профессиях

3 неделя

«Труд продавца»

Цель: Развивать умение детей точно описывать внешний вид ( цвет, форму, вкус), место произрастания фруктов и ягод; проверить правильно ли они понимают и умеют пользоваться обобщающими словами

Картинки о профессиях

4 неделя

«Путешествие в магазин»

Цель: Познакомить детей с трудом работников магазина – продавцом ,кассиром. Воспитывать чувство уважение к труду людей. Развивать интерес к деятельности продавца.

Экскурсия в магазин

Апрель

1 неделя

«Парикмахер»

Цель: Познакомить детей с профессией  парикмахера.

Картинки о профессиях

2 неделя

«Знакомство с правилами поведения в парикмахерской»

Цель: Развивать интерес и уважение к профессии парикмахера, Знакомить с правилами поведения в парикмахерской.

Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская»

Картинки о профессиях

3 неделя

«Беседа с детьми о внешнем виде и причёски»

Цель: Обратить внимание детей о труде парикмахера. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера. Активизация словаря: парикмахер, мастер, ножницы, расчестка,  фен, бегуди, платить деньги в кассу.

Картинки о профессиях

4 неделя

Экскурсия в парикмахерскую

Цель: Знакомить детей с профессиями , познакомить с содержанием  труда парикмахера, продолжать знакомить детей с инструментами, которыми  пользуется парикмахер ( зеркало, ножницы , бегуди фен электрическая машинка для стрижки , заколки).

Май

1 неделя

«Знакомство с профессией инспектора ГИБДД»

Цель: познакомить детей о работе инспектора ГИБДД. Закрепить знания детей  о правилах поведения на дороге. Воспитывать уважение к  профессии инспектора ГИБДД.

Картинки о профессиях

2 неделя

«Переходим улицу»

Цель: Закрепить знание дорожных знаков, сигналов светофора. Формировать основы безопасного поведения детей на улице, в качестве пешехода при переходе улицы.

Картинки  

 дорожные знаки.

3 неделя

Мониторинг : Уровень  сформированности знаний детей о мире профессий.

 

1.2        Описание вариативных форм, способов, методов и средств

реализации программы

Формы        реализации Программы

Методы        реализации Программы

Средства        реализации Программы

-познавательные эвристические беседы;

-чтение

художественной литературы;

-изобразительная        и конструктивная

деятельность;

  • музыка;

-игры        (сюжетно- ролевые, драматизации)

-игры с использованием приемов социоигровой педагогики;

  • наблюдения;

-трудовая деятельность;

-праздники        и развлечения;

  • беседы;
  • поручения (простые и сложные,

эпизодические        и длительные,

коллективные        и индивидуальные);

  • коллективный труд

Словесный        метод:

объяснения,

пояснения, указания, вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, дискуссии, словесная инструкция; эвристические беседы; беседы на этические темы; рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций.

Наглядный        метод:

использование

наглядных пособий, зрительные модели. Практический метод: приѐмы формирования нравственных

представлений,

суждений, оценок: решение маленьких логических задач, загадок;

чтение

художественной литературы;

рассматривание иллюстраций;

 видеофильмов; задачи

  • игрушки;
  • дидактические игры;

-художественная литература;

-мультимедийные презентации;

  • аудиозаписи;
  • картотеки игр по ознакомлению        с профессиями взрослых;

-наглядно-

дидактические пособия по ознакомлению с трудом взрослых;

  • алгоритмы выполнения трудовых действий;
  • дидактические игры;
  • игрушки-орудия труда для реализации ролевого поведения;
  • элементарные орудия труда для организации бытового        труда, самообслуживания и труда в природе

на        решение

коммуникативных ситуаций;

придумывание сказок; приѐмы создания у детей практического опыта        трудовой деятельности:

приучение        к положительным

формам

общественного поведения;

показ        действий; пример взрослого и детей;

целенаправленное наблюдение;

организация интересной деятельности

(общественно-

полезный        характер); разыгрывание

коммуникативных

ситуаций.

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями  воспитанников

Виды взаимоотношений МБДОУ с семьями воспитанников.

Сотрудничество– общение на равных, где ни одной из сторон взаимодействия не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие        –        способ        организации        совместной        деятельности, осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Система взаимодействия с родителями включает:

  • ознакомление родителей с содержанием работы по ранней профориентации ;
  • ознакомление родителей с результатами работы по ранней профориентации на родительских собраниях, участие родительской общественности в ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых;
  • обучение конкретным приемам по ознакомлению дошкольников с миром профессий в разных видах детской деятельности на родительских собраниях, семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях.

Месяц

Формы работы

1.

Сентябрь

  1. Консультация: «Ранняя профориентация детей »Знакомство с профессиями сотрудниками детского сада».
  2. Календарь природы (заполнение календаря природы дома)

2.

Октябрь

1.Кем ты будешь, когда встанешь взрослым

2.Знакомство профессий «Учитель»

3.

Ноябрь

1.Экскурсия в кабинет медсестры

Знакомство с профессий врача

4.

Декабрь

Знакомство с профессий повара

Совместные экскурсии в пищеблок детского сада

 

  5

Январь

  1. Экскурсия в пожарную часть.
  2. Презентация для родителей: «Освоенные профессии»

 6

Февраль

1.Экскурсия в детскую библиотеку.

     7.

Март

1. Путешествие в магазин.

     8.

Апрель

1.Экскурсия в парикмахерскую»

    9.

Май

  1. «Переходим улицу» Дорожные  знаки

  1. Организационный раздел

  1. Материально-техническое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по Программе  для дошколят» соответствует государственным и местным требованиям и нормам.

Образовательный процесс организуется в соответствии с:

  • санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами; правилами пожарной безопасности;
  • требованиями, предъявляемыми к средствам обучения и воспитания детей дошкольного возраста (учет возраста и индивидуальных особенностей развития детей);
  • требованиями к оснащенности помещений развивающей предметно- пространственной средой;
  • требованиями к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Для реализации программы «Знакомство с профессиями» для дошколят» в детском саду  имеется:        центр        «Хочу        все        знать        библиотека,         книжный уголок.

«Истоки»,        позволяющие        познакомить        и        попробовать        себя        в        роли профессий взрослых.

В педагогическом процессе для реализации Программы широко используются современные технические средства обучения и информационно-коммуникационные технологии: мультимедийное оборудование, экран, ноутбук, принтер – сканер формата А 4, принтер формат А 4, компьютер, музыкальный центр.

На территории детского сада для организации образовательной деятельности имеется: спортивная площадка, экологическая тропа,  огород  

  1. Обеспеченность методическим материалом и средствами обучения и воспитания

  1. Веракса, Н. Е. и др. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: методическое пособие/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса-М.: Мозаика-Синтез, 2008.-96 с.
  2. Веракса, Н.Е. и др. Галимов О.Р. Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников [Текст]: методическое пособи/ Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов - М.: Мозаика- Синтез, 2012.-80 с.
  3. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  4.         Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. – М: Мозаика-Синтез, 2004.
  5. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика- Синтез, 2010.
  6. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  7.         Гу6анова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  8. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности [Текст]: для детей 2-3 лет М. «Мозаика –Синтез», 2016
  9. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности [Текст]: для детей 4-5 лет М. «Мозаика –Синтез», 2016
  10. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраст. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008г.
  11. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада [Текст]/Л.В. Куцакова—М.: Мозаика-Синтез, 2009.-112 с.
  12. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада [Текст]/Л.В. Куцакова   — М.: Мозаика-Синтез, 2010.-112 с.
  13. Куцакова, Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада[Текст]/Л.В. Куцакова —М.: Мозаика-Синтез, 2010.-96 с.
  14. Михайленко, Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребѐнком. – М.: ТЦ Сфера, 2011г.

  1. Краткая презентация программы

Программа «Профиград для дошколят» направлена на формирование представлений воспитанников о профессиях посредством овладения элементарными трудовыми действиями.

Программа включает три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел определяет цели и задачи реализации программы, принципы и подходы к формированию программы, возрастные особенности воспитанников 6-7 лет и планируемые результаты.

Содержательный раздел программы предполагает тематическое планирование, вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы, а также взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.

Организационный раздел Программы содержит материально- техническое обеспечение Программы, обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания, особенности традиционных праздников и организации развивающей предметно- пространственной среды.

Данная программа дает возможность старшим дошкольникам познакомиться с профессиями, освоить элементарные профессиональные действия в рамках ее образовательного цикла. Выбрать профессию, которая больше заинтересовала ребенка и продолжить изучать это профессиональное направление - овладевать знаниями и трудовыми действиями.

В результате реализации программы у детей будут сформированы представления о профессиях: повар – продавец, учитель, пожарный, библиотекарь, врач, ,парикмахер, строитель. Каждый ребенок получит свой первый уникальный трудовой опыт, выработает первые профессиональные навыки, определится в предпочтении к определенному роду профессиональной деятельности.

Приложения

Приложение 1

Мониторинг игровой деятельности (игры профессионального характера)

(В.П. Кондрашов) (6-7 лет)

Критерий

Показатели

Применение в игре знаний, полученных из разных источников (беседы с взрослыми и сверстниками,

наблюдения, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр обучающих мультфильмов и пр.).

Самостоятельно или с помощью воспитателя определяет содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, персонажей и их взаимодействие.

Играет в игры, комбинирует их в единый сюжет, отражая взаимодействие людей разных профессий, их профессиональные действия, орудия труда.

Использует в сюжетно-ролевых играх знания о современных профессиях банкир, налоговый

инспектор, провизор и др.

Самостоятельное        создание        игровых замыслов.

Строит сюжет из 6—8 смысловых эпизодов.

Отражает в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская), так и навеянные сказками,

игрой воображения.

Умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером

  • Объединяют в одной игре несколько сюжетов.
  • Самостоятельно распределяют роли, согласовывают сюжет, игровые действия,

персонажей.

Характеристика уровней

Высокий уровень – у ребенка сформированы понятия о профессиях, обладает знаниями об основных профессиях, их особенностях, значении для человека. Выражено положительное отношение к труду взрослых и профессии, устойчивый интерес к трудовой деятельности. Ребенок отразил свое желание овладеть определенной профессией и сумел обосновать свой выбор, активно участвует в трудовой деятельности, проявляет трудовые навыки. У ребенка развито чувство ответственности, активность, желание помочь в трудовом процессе.

Средний уровень - дети имеют понятия и представления о профессиях, но они затрудняются в определении особенностей профессий.

Знают значение профессий для человека. Положительно относятся к труду взрослых и профессиям. Однако интерес к трудовой деятельности ровный, неглубокий. Задумываются о будущей профессии, но выбор обосновать не могут. Выполняют задания по участию в трудовом процессе. Задания выполняют ответственно, но не проявляют при этом активности и творческого подхода.

Удовлетворительный уровень - представления детей о трудовой деятельности человека недостаточно полные. Названные профессии они характеризуют, но не понимают их роли для человека. Дети не проявляются интереса ни к трудовой деятельности взрослых, ни к их профессиям. Участвуют в трудовой деятельности только вместе с воспитателем. Низкий уровень - дети не имеют никаких представлений о профессиях, в ответах на вопросы ими проявлена несформированность понятий о профессиях.

Мониторинг «Уровень сформированности знаний детей о

профессиях»

Дидактическая игра «Угадай профессию»

Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий: повар (кулинар), строитель, штукатур-маляр, модельер, парикмахер, столяр, летчик, пожарный, милиционер, машинист, шофер, повар.

Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий.

Содержание диагностического задания

Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии, соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

Примерные вопросы беседы:

  1. Какая профессия у этого человека?
  2. Какие инструменты (атрибуты) нужны людям этой профессии?
  3. Что делают люди этой профессии?
  4. Объедини строителей.

3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.

2 балла - ребенок перечисляет названия профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности, допускает ошибки.

1 балл - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методич...

Проект "Все профессии нужны, все профессии важны" (о профессиях родителей)

Задача данного проекта состоит в том, чтобы расширить круг знаний детей о профессиях, формировать отчётливые представления о труде как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека. Познаком...

Проект на тему «Все профессии нужны, все профессии важны» (знакомимся с профессиями)

-       Цель проекта:Формирование первичных навыков социализации у детей через знакомство с трудом взрослых. Расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудия...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:«ВСЕПРОФЕССИИ НУЖНЫ,ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»

В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с професс...

проект "Всепрофесси нужны, все профессии важны"

В проекте изучаются разные профессии, для лучшего усвоения материала планируются экскурсии на почту, в библиотеку, в медицинский кмбинет детского сада ид.р....

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"

Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...