План работы по самообразованию на тему: Позновательно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста»
учебно-методический материал (средняя группа)
самообразование
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Познавательно – исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»
Сроки реализации: сентябрь 2022 - май 2023 г. Цель: Создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (4-5 лет) как основы интеллектуально – личностного, творческого развития. Совершенствовать свою профессиональную компетентность, мастерство, повысить свой теоретический уровень по изучаемой теме. Задачи: 1. Изучить методики, технологии познавательно-исследовательской деятельности. 2. Учить детей сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы в ходе экспериментирования. 3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность. Предполагаемый результат: Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс. Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач. Умение использовать разные способы и приемы познания. Ребёнок в дошкольном возрасте (4-5 лет) учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Познавательно-исследовательская деятельность учит ребенка управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Предметно-пространственная среда группы пополнится пособиями. Актуальность выбранной темы. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. Дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Методы и приемы работы с детьми: Практические, проблемно-поисковые. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними.
Формы работы с детьми:- совместная работа с детьми; - индивидуальная работа;
Реализация плана по самообразованию 2022-2023г.
Сроки | Содержание работы | Формы и методы работы | Изменения предметно-развивающей среды | Практический выход | ||||
С детьми | С родителями | |||||||
Сентябрь | Изучение методической, литературы. | Проведение диагностич. исследования детей. | Создание мини-лаборатории в группе. | Список литературы (см. Приложение №1). План работы на учебный год. | ||||
Октябрь | «Неживая природа. Ветер» Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха. | Беседа «Летающие семена»» «Ветер, ветер ветерок». | Консультация «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» | Изготовление вертушек. Формировать умение детей самостоятельно делать выводы. | ||||
Ноябрь | «Неживая природа. Воздух» Умение обнаруживать воздух в окружающем пространстве, образовывать ветер. | Опыт «Почему кораблики не плывут» «Что в пакете?» Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» | Пополнение атрибутов для мини-лаборатории в группе. | Опыты с «воздухом" Развивать познават. активность детей в процессе эксперименти-рования. | ||||
Декабрь | «Теплота» «Вода» Продолжать знакомить детей со свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | «Как вода даёт жизнь растению?» «Как растения пьют воду?». «Горячо - холодно» Познакомить со способом получения теплой воды. | Консультация «Правила при организации исследовательской работы с детьми дома» | Опыты с водой. Формировать умение детей сравнивать, обобщать, анализировать. | ||||
Январь | «Неживая природа. Снег. Лёд». Закрепить свойства снега. Выявить, что лед - твердое вещество, закрепить свойства воды (превращение в лёд). | «Почему снег хрустит?» Рассматривание снежинок через лупу. Опыт «Тающий лед». «Цветные льдинки» | Наглядная агитация: уголок для родителей «Экспериментирование в зимнее время или занимательные опыты со снегом» | Пополнение атрибутов для мини-лаборатории в группе | Опыты со снегом, льдом Изготовление цветных льдинок и сосулек для украшения деревьев. Развивать самостоятельность. | |||
Февраль | «Дерево и его свойства» Познакомить детей со свойствами дерева. Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала, не тонет. | «Откуда стул пришел?» Д/и «Найди предметы из дерева» «Плавает или тонет» 2 лодки бумажная и деревянная. «Дерево не прозрачное» | Консультация «Как развивать любознатель-ность ребенка» | Помочь овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. «Нам интересно все, что неизвестно» Фотовыстовка | ||||
Март | «Земля, песок, глина» Познакомить детей с почвой, глиной ее составом на основе опытов. | «Зачем нужна земля?» «Как движется сухой песок?» Какими свойствами обладает глина?» | Консультация «Детское эксперименти-рование. Что сделать взрослому, чтобы ребенок эксперименти-ровал?» | Пополнение атрибутов для мини-лаборатории в группе | Опыты с песком, землей и глиной. Развивать познават. активность детей в процессе экспериментирования. | |||
Апрель | «Неживая природа. Камни, ракушки» Дать представление о том, что камни бывают разными: речными и морскими, драгоценными. | «Определение цвета, формы, веса». «В ракушке слышно море» Д/и «Чудесный мешочек» | Консультация «Развитие исследовательских способностей детей 4-5 лет в игре на прогулке». | Формировать умение детей сравнивать, обобщать, анализировать. | ||||
Май | Неживая природа. «Свет» Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна) искусственные- изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | «Солнечные зайчики» «Кто нагрел предметы? «Тени на стене «Эффект радуги» | Фотовыставка для родителей «Маленькие фокусники». | Опыты со светом. Развивать познават. активность детей в процессе эксперименти-рования. | ||||
Самореализация | Обобщение педагогического опыта по данной теме. |
Литература:
1.Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007г.
2. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
5. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
6. Материалы Интернет-сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме: «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности»
Формирование экологической культуру у детей старшего дошкольного возраста в процессе совершенствования педагогической компетентности в вопросах развития познавательного интереса и познавательной актив...
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» на 2014 – 2015 учебный год
В этом плане по самообразованию представлены разнообразные техники рисования с детьми дошкольного возраста...
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...
План работы по самообразованию на тему: "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"
Рисование- очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызыва...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры....
Методическая разработка на тему: "Совместная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста с использованием элементов тренажерно-информационной системы «ТИСА»"
Совместная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста с использованием элементов тренажерно-информационной системы «ТИСА»...
План работы по самообразованию на тему: "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Мелкая моторика включает в себя координацию движений мелких мышц рук и пальцев, что необходимо для выполнения различных действий, таких как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и др...