План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
методическая разработка (младшая группа)
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры». | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«КУ Урайский специализированный Дом ребёнка»
План работы по самообразованию
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
Воспитатель:
Гр. № 2 «Пчёлки»
Дегтярёва З.В.
2018 – 2019 учебный год
Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры».
Дата начала работы над темой: 01. 09. 2018 г.
Предполагаемая дата окончания работы: 30. 05. 2019 г.
Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры.
Задачи:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
- Разработать и подобрать дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
Система работы представлена по следующим направлениям:
- В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
- Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
- Работа с родителями- консультации и беседы.
В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и используя основные принципы:
• Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
- Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
- Индивидуальный и дифференцированный подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму
Актуальность выбранной темы.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Месяц | Самообразование | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | - Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий -Выбор и определение темы самообразования - Планирование работы по теме самообразования | Проведение диагностического обследования | ||
Октябрь | - Составление плана по самообразованию - Оформление картотеки пальчиковых игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Осень» - «Ёж» - «Дятел» - «Овощи» Дидактические игры: - Мозаика (напольная) - Бусы | Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики для малышей» | |
Ноябрь | - Создание картотеки дидактических игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Капуста» - «Зайка» - «Фрукты» - «Апельсин» Дидактические игры: - Конструктор - Бусы - «Чудесный мешочек» | Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. | - Анкетирование воспитателей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования. |
Декабрь | - Создание картотеки игр с массажными мячиками. - Подбор и разработка дидактических игр. - Пополнение картотеки пальчиковых игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Ёлка» - «Снежок» - «Замок» Заучивание игр с массажными мячиками: - «Ёжик» - «Орех» Дидактические игры: - «Найди вторую половинку» - разрезные картинки - «Строим забор» из счётных палочек | Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками». | |
Январь | - Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр | Заучивание пальчиковых игр: - «Медведь» - «Белка» Заучивание игр с массажными мячиками: - «Шарик» - «Иголки» Дидактические игры: - «Сухой бассейн» - «Разрезные картинки» - «Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками | Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики» | Консультация для воспитателей «Игры на развитие мелкой моторики рук». |
Февраль | - Пополнение картотеки дидактических игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Перчатка» - «Человечек» - «Зима» Заучивание игр с массажными мячиками: - «Горка» - «Месим тесто» Дидактические игры: - «Пазлы» - «Выложи дом из цветных геометрических фигур» - «Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне. - «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке» | Памятка для родителей: «Игры с прищепками» | |
Март | - Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. - Изготовление дидактических игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Весна» - «Кап, кап, кап...» - «Уточка» Заучивание игр с массажными мячиками: - «Ласковый ёжик» Дидактические игры: - «Пазлы» - «Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли. - «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка. | Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» | Семинар – практикум для педагогов на тему: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста». |
Апрель | - Оформление картотеки дидактических игр. - Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр. - Изготовление дидактических игр. | Заучивание пальчиковых игр: - «Голуби летели» - «У дорожки дуб растёт» - «Пчела» Дидактические игры: - «Пальчиковые шаги» - «Бусы для мамы» - «Шнуровка» - «Пазлы» - «Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц. | Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. | |
Май | - Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения. - Оформление работы в полном варианте. | Диагностика уровня развития мелкой моторики. | Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми. | Сообщение на тему: «Обогащение опыта на тему: «Развитие мелкой моторики через дидактические игры у детей младшего возраста». |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007. - 96 с.
- Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007. - 18 с.
- Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: Изд. дом «Литера», 2006. - 18 с.
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - АСТ, 2011. - 64с.
- Ивлев С.В. Занимательные задачки. - М.: Мой мир, 2008. - 256 с.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007. - 96 с.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по плану самообразования на тему "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами - пластилинографии».
Цель:Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии....
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...
Отчет о проделанной работе по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Отчет о проделанной работе по теме: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"
Годовой план самообразования педагога по теме "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...
Отчет по самообразованию воспитателя Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»
Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Разнообразие действия руками, пальчиковые...
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, ...
План работы по самообразованию на тему: "Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Мелкая моторика включает в себя координацию движений мелких мышц рук и пальцев, что необходимо для выполнения различных действий, таких как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах и др...