План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» на 2014 – 2015 учебный год
методическая разработка (средняя группа) на тему

Антонова Елена Валерьевна

В этом плане по самообразованию представлены разнообразные техники рисования с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_antonova_2014_-_2015gg.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» на 2014 – 2015 учебный год

Воспитатель: Антонова Е.В.

Актуальность выбранной темы

«Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» для работы по самообразованию педагога

   Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

  Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

  Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

  Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.

  Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!

  Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

  Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного    восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

  При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально - эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.                  

  Нетрадиционные методы рисования я использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.

  Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой, и способность к цветовосприятию. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.

  Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Цель: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Работа над данной программой профессионального самообразования поможет мне:

  • научить детей находить новые способы для художественного изображения;
  • научить детей передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
  • сформировать  активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;
  • повысить самооценку детей их уверенность в себе;
  • развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
  • сплотить детский коллектив.

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

В течение года

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

3. Денисова М. Ю. Чудесные ладошки: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение дошкольников: пособие для педагогических учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 45с.

4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.

5. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.

6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду –СПб: "КАРО” 2007.

7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.

8. Немешаева Е. Рисуем пальчиками. Первые уроки рисования. Для самых маленьких – М.: ООО Астрель, 2012. – 80 с.

9. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. – 320 с.

10. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО "Скрипторий 2003” 2006.

11. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

Собран дополнительный материал по нетрадиционным техникам рисования для детей дошкольного возраста из Интернет – источников.

Разработан сборник консультаций для работы с родителями «Значение нетрадиционных техник рисования 

для развития творческих способностей ребёнка»

Участие в семинарах, курсах, вебинарах.

Июнь

Участие в курсах повышения квалификации «Проектирование деятельности педагога дошкольного образования с ФГОС ДО»

Получение новых знаний в ходе изучения нормативных документов ФГОС ДО

Методическая работа

Сентябрь

Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на начало учебного года.

Декабрь

Обобщение педагогического опыта работы по нетрадиционной технике рисования.

Подбор методического оснащения.

Пополнение методической копилки.

Февраль

Составление анкет для проведения анкетирования на тему «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Бланки анкет по данной теме.

Май

Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец учебного года.

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1. Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

2. Родительское собрание «Роль родителей в развитии творческих способностей»

Буклеты для родителей «Как развивать творчество»

Октябрь

Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Конспект консультации по теме: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Ноябрь

Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами»

Альбом с работами, выполненными в нетрадиционной технике.

Декабрь

1. Мастер – класс для родителей по теме: «Рисуем без кисточки». 2.Совместный праздник «Новый год»

Выставка работ

«Рисуют родители»

Январь

1. Консультация для родителей: «Зимние художества».

2. Оформление художественной выставки «Зимушка - зима»

Выставка совместных работ «Зимушка - зима»

Февраль

Памятка для родителей «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике»

Буклет «Виды нетрадиционного рисования»

Март

Консультация для родителей «Рисовать - это важно!»

Листовка. Консультация для родителей «Рисовать – это важно!»

Апрель

Гостиная для родителей «Творим вместе»

Выставка совместных работ «Творим вместе»

Май

1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» 2. Родительское собрание. Подведение итогов проекта. Результаты работы.

Альбом с детскими работами.

Презентация «Мы любим рисовать!»

Работа с детьми

Сентябрь

1.Непосредственно образовательная деятельность «Ласковое солнышко»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселые шары»

3.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Какого цвета предмет?»

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Проведение игры.

Октябрь

1.Непосредственно образовательная деятельность «В саду созрели яблоки и груши»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Осеннее дерево»

3.Игровая деятельность: Дидактическая игра «Веселые мухоморы?»

Выставка рисунков.

Конспект занятия.

Конспект игры.

Ноябрь

1.Непосредственно образовательная деятельность «Веселые кляксы»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Гроздь рябины»

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Дорисуй предмет»

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры.

Декабрь

1.Непосредственно образовательная деятельность «Снежинки»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Веселый снеговик»

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку»

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры.

Январь

1. Непосредственно образовательная деятельность «Собачка»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Морозный узор»

Конспект занятия.

Оформление выставки совместно с детьми «Зимушка – зима»

Февраль

1. Непосредственно образовательная деятельность «Конфеты в подарок для Мишутки»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Галстук для папы»  

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь узор»

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры.

Март

1. Непосредственно образовательная деятельность «Подарок маме»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Красивая тарелочка для Федоры»

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Собери бусы»

Конспект занятия.

Конспект занятия.

Конспект игры.

Апрель

1. Непосредственно образовательная деятельность «Сказочное царство подводного мира»

2. Совместная творческая деятельность педагога и детей «Звездное небо»

3. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Составь букет»

Конспект занятия.

Оформление выставки совместно с детьми «Творим вместе»

Конспект игры.

Май

1.Развлечение «В гостях у Весны»

2. Закрепление пройденного материала с детьми.

Оценка уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

Оформление альбома с творческими работами «Вот как мы можем!»

Заполнение таблицы наблюдения за детьми и выявление индивидуального уровня овладения изобразительной деятельностью по разным направлениям на конец учебного года.

Самореализация

Ноябрь – май

Реализация программы по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности, презентация результатов на родительском собрании.

Презентация «Вот как мы рисуем!»

Май

В течение года.

В течение года.

Отчет по теме самообразования.

Участие в конкурсах в Интернете. 

Издательская деятельность (размещение материалов на образовательных сайтах, помещение  своих разработок  на сайтах в Интернете). 

Выступление на педсовете.

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества.

Статьи по теме самообразования, мастер- класс.

Вывод: обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

  В рамках самообразования я намерена дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники изобразительной деятельности открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.

Отчет по теме: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

  Для развития творческой активности я проводила кружок по программе по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности для детей 4-6 лет «Маленький фантазер».  Все занятия в разработанной мной программе  направлены  на развитие у детей художественно-творческих способностей через обучения нетрадиционными техниками рисования.  

Цель программы. Развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционным техникам рисования.

Задачи:

Развивающие

- Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности.

- Развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение.

- Формировать   умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ.

- Развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства:    удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

Образовательные

-  Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества.

 - Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям   широту  их  возможного  применения.

Воспитательные

- Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

 самореализацию.

    В начале моей работы в детском саду я видела в детских работах одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу. Для себя четко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и творчеством. Поэтому в основу опыта положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе детей в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник рисования. Я поняла, что такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет его мысли, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

   Занятия организовывала в форме кружковой работы. Проводила занятия во второй половине дня с детьми среднего дошкольного возраста. Продолжительность одного занятия 20-25 минут.

   Работу с детьми я строила так, чтобы дать им элементарные представления о системе взаимодействия изобразительной деятельности, творчества, искусства с жизнью. В моей работе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг.

   Познакомившись с методической литературой Г Н Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования», я нашла много интересных идей, соединила со своими, ставя перед собой следующие задачи:

  • сформировать у детей технические навыки рисования;
  • познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
  • научить создавать свой неповторимый образ в рисунках по нетрадиционному рисованию, используя различные техники рисования;
  • привлекать детей к работе с различными материалами упражняя в применении способов нетрадиционного рисования и развития специальных умений и навыков, подготавливающих руку к письму.

В ДОУ я создала следующие условия внедрения нетрадиционных техник:

  • провела мониторинг на начало и конец года;
  • разработала программу «Маленький фантазер»;
  • приобрела материал для рисования.

   На каждом занятии использовала  игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание. Большое разнообразие вносила в организацию занятий: дети могли рисовать, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными столами, за сдвинутыми вместе столами по два и более человек; сидеть и работать, стоя у столов, расположенных в один ряд, у мольберта.

   Работая с ребенком, неизбежно сотрудничала с их родителями. Я использовала любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создала ребенку эмоционально-комфортное состояние.

   В результате моей работы рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче.  
   С целью определения уровня освоения детьми программы я провела мониторинг (в количестве 10 детей). Мониторинг проводила на основе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности (сентябрь-май). Результаты диагностики показали, что высокий уровень освоения программы повысился. Получая положительные результаты, у меня появилось желание разнообразить практические занятия детей по рисованию. Неотьемлимым стимулом является организация групповых выставок детских работ. 

Результат обследования

Уровни

Сентябрь

Май

Высокий

-

60%

Средний

50%

40%

Низкий

50%

-

Вывод. Я намерена дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники рисования открывают огромные возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию воспитателя Тема: Нетрадиционная техника рисования с детьми 6 лет.

Использование нетрадиционной техники рисования при организации изобразительной детской деятельности. Использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка д...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...

План работы по самообразованию на тему: "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"

Рисование- очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том  числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызыва...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». младшая группа

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». Возрастная группа-2 младшая...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста». подготовительная группа

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»...

План работы по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми 4-5 лет»

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Рисование это естественная потребность ребёнка и у него нет «комплекса неумени...

План по самообразованию на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»

laquo;Детство держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими муже- ственными руками и открытие, которой состав- ляет гордость дальнейших лет».      ...