Самообразование
учебно-методический материал
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_rol_zagadki.docx | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Задачи:
- подобрать и проанализировать методическую литературу по данной теме;
- разработать и подобрать загадки на развитие речи, логики, мышления для детей младшего и среднего дошкольного возраста;
- способствовать расширению словарного запаса, логики, мышлению посредствам загадки;
- провести консультирование родителей в заявленной теме.
Формы работы с детьми:
- совместная работа
- индивидуальная работа
- самостоятельная деятельность самих детей
Актуальность темы
Загадка – это:
небольшое поучительное высказывание, народная мудрость;
краткое произведение, где не назван сам предмет, а только указаны его признаки;
небольшой стишок.
Чтобы составить загадку, потребуются три составляющие:
состав – на что похоже; надо рассказать, что из себя представляет или на что похоже явление или предмет;
действия – кто делает такие же действия;
признаки предметов – надо описать признаки предмета или явления так, чтобы можно было его представить
Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
План работы на 2020-2021(средняя группа)
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Работа с детьми | Сентябрь | Загадки по темам недели | Применять в ООД, режимных моментах |
Октябрь | Загадки по темам недели | Применять в ООД, режимных моментах Вечер развлечений «Загадки лесовичка». | |
Ноябрь | Загадки по темам недели | Применять в ООД, режимных моментах Выставка работ детского творчества. Д/и «Когда это бывает?» | |
Январь | Загадки по темам недели | Применять в ООД, режимных моментах Конкурс загадок «В гостях у Угадайки». | |
Февраль | Загадки по темам недели | Применять в ООД, режимных моментах Составление альбома загадок «Природа вокруг нас». | |
Март | Загадки по темам недели Придумывание загадок детьми. | Применять в ООД, режимных моментах Коллективное оформление книги «Загадки». | |
Апрель | Загадки по темам недели | Применять в ООД, режимных моментах Д\и «Отгадай загадку и объясни отгадку». | |
Май | Загадки по темам недели НОД на тему: «Отгадай загадку». | Применять в ООД, режимных моментах Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам. | |
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка». | Конспект |
Октябрь | Консультация «Учимся отгадывать загадки» | Оформление. | |
Февраль | Отгадывание загадок. | Семейный конкурс «Вечер загадок». | |
Апрель | Придумывание загадок детьми и их родителями. | Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми. | |
Май | Фотоотчёт родителям. | Оформление стенда | |
Самореализация | Февраль | Консультация «Влияние загадок на развитие и воспитание детей» | Конспект |
Май | Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. | Отчёт по теме |
Отчёт по самообразованию
по теме «Роль загадки в воспитании дошкольника»
В течение учебного года я работала над темой самообразования «Роль загадки в воспитании дошкольника».
Актуальность этой темы заключается в следующем:
Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку - “грушу, которую нельзя скушать”, и ножницы, у которых “два конца, два кольца, посередине гвоздик”.
На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок – всего лишь забава, не больше того. Но это далеко от истины. Любая загадка, а народная в особенности – это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею. Следовательно, она развивает не только ум ребенка, но и оказывает влияние на нравственное и эстетическое воспитание малыша. Загадка учит ребенка думать и анализировать. Существуют загадки практически о любом предмете и явлении. А это значит, что поиски ответов расширяют знания малыша об окружающем мире. Но самое ценное то, что эти знания приобретаются не пассивно, а в процессе активной мыслительной деятельности. Благодаря всевозможным эпитетам, которыми изобилуют загадки, малыш учится понимать красоту родного языка, слышит, сколько разнообразных удивительных сравнений можно придумать для самых обычных предметов. Это помогает обогатить речь ребенка, увеличивает словарный запас. Они развивают чувство юмора. А еще дети любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело.
Цель моей работы, выяснить педагогические возможности загадки в воспитании и развитии детей старшего возраста, объединить усилия педагога и родителей по воспитанию детей с помощью загадки.
Для изучения темы составила перспективный план работы по этой теме на год по месяцам, разработала конспекты занятий и мероприятий.
Подобрала и изучила методическую литературу :
Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,
В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»
Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»
М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание,
Также было изучено много статей и опыта коллег на страницах интернета, на педагогических сайтах.
В группе создана предметно-развивающая среда соответственно теме самообразования: составлена картотека по лексическим темам, есть книги-раскраски «Отгадай и раскрась»,
Была проведена работа с родителями: оформлена папка-раскладушка «Что такое загадка?», консультация «Учите детей отгадывать загадки».
Родители принимали участие в составлении и придумывании загадок, выполняя «домашнее задание» с детьми.
Дети в течении года придумывали загадки и рисовали к ним отгадки, лепили отгадки, делали аппликации, на темы: «Что это? Кто это? Когда это бывает? Во что я играю? Что здесь растёт? Кто здесь живёт? Отгадай загадку Знаешь ли ты предметы? И много других тем. Была организована выставка работ детского творчества «Отгадай наши загадки» Играли в дидактические игры «Что где растёт?», «Угадай цветок» «Времена года», Угадай что это?»
С помощью непосредственной образовательной деятельности «В гости в деревню» - дети научились разгадывать загадки о животных и придумывать их.
Провели вечера развлечений «Лес» развивать навыки речи-описания, «Кузовок старичка Лесовичка», Как результат всей нашей деятельности совместно с детьми оформлена книга загадок «Угадай-ка!»
Запланированные мероприятия с детьми проведены и имеют хороший результат.
Таким образом, в течение года я изучила и внедрила в свою практику с детьми все педагогические возможности загадки, которые заключаются в следующем:
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость от процесса и результата этого своеобразного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы умозаключения.
Загадки полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это даёт возможность использовать загадки для развития наблюдательности детей, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. «Почему дети так любят загадки?» Загадки в полной мере отражают детский опыт познаний действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире – тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих».
Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Предметность, конкретность загадки, направленность её на детали жизни делают загадку отличным приёмом воздействия на детский ум. Загадка ставит перед ребёнком вопросы: что? Откуда? Что из чего делается? Что чему служит? Она ставит перед ребёнком то одной то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
Так, в загадках о предметах домашнего обихода, об орудиях труда указывается на характерное во внешнем виде предмета: Два кольца, два конца, посредине гвоздь. И тот насквозь. (Ножницы); на то из чего сделан предмет: Поля стеклянные, межи деревянные (оконная рама); на назначение предмета: Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать (часы). Некоторые загадки показывают предмет в действии: кланяется, кланяется, придёт домой – растянется (топор).
Загадки о явлениях природы раскрывают привычные связи и зависимости, заставляют думать о них: Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт, (дождь).
Некоторые загадки обращают внимание на повадки животных: Зимой спит. Летом ульи ворошит (медведь)
В загадках об овощах, о фруктах, ягодах, растениях указывается на особенности внешнего вида - форму, цвет: Круглое румяное, с дерева достану я (яблоко). Эй, звоночки, белый цвет, с язычком, а звону нет.
Любая картина природы в загадках выразительна и ощутима: Егор-Егорка упал в озерко, сам не потонул, и воды не всколыхнул, (месяц). Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает? Осенью. Красочно рисуя окружающий мир, загадки помогают ребёнку по – иному взглянуть на самую обыкновенную травинку, цветок, бабочку, потому что загадка даёт «картинное описание предмета» Стоят в поле сестрички: желтый глазок белые реснички - такими изображены в загадке полевые ромашки. Вызывает восхищение и чудо-радуга в загадке. Поднялись ворота - всему миру красота. Посреди поля - серебряные зёрна лежат, (капельки росинки). Такие загадки развивают у детей поэтическое восприятие родного края. Они привлекают сочными красками, радуют яркими образами, удивляют неожиданными сравнениями.
Значительна роль загадок в развитии у детей поэтического слуха. Наряду с песенками и потешками, загадки для ребёнка – это первые образцы народной поэзии. Они развивают чуткость к рифме, обогащают слух ребёнка разнообразными ритмами и мелодиями, подготавливают детей к более полному восприятию и пониманию поэтической основы произведений литературы.
Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Обращаясь к ней, нужно уметь видеть её мудрую педагогическую глубину и эстетическую привлекательность.
В своей практике я убедилась, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...