программа проектной деятельности по художественно - эстетическому развитию "Я - художник"
методическая разработка (старшая группа)
программа для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proektnoy_deyatelnosti_netraditsionnoe_risovanie.docx | 73.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок» с. Рыбушка» муниципального образования «Город Саратов»
410520 г. Саратов, с. Рыбушка, ул. Парковая, дом 4 А тел.: (845-2) 97-98-65 эл.почта: rubdou@mail.ru
ПРИНЯТА на Педагогическом совете Протокол № 1 от _________ 2022 года | СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель МДОУ Светлячок» с. Рыбушка ____________ Моисейкина О.В. _____________ 2022года | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ «Светлячок» с. Рыбушка _____________ Краснова И.В. ____________ 2022 года Приказ № ____ |
Планирование проектной деятельности по
художественно – эстетическому развитию
«Я – художник»
в старшей группе «Смешарики»
на 2022-2023 учебный год
Разработчик:
воспитатель
Рахматалиева Х.А.
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование раздела | Стр |
I | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1 | Пояснительная записка | |
1.2 | Актуальность программы | |
1.3 | Отличительные особенности программы | |
1.4 | Цели и задачи реализации планирования образовательной деятельности | |
1.5 | Формы работы | |
1.6. | Способы | |
1.7. | Методы | |
1.8. | Средства | |
1.9. | Планируемые результаты освоения Программы детей 5 – 7 лет | |
II | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1 | Содержание образовательной деятельности детей 5 – 6 лет | |
Содержание образовательной деятельности детей 6 – 7 лет | ||
2.2. | Возрастные особенности детей 5 – 6 лет | |
2.3 | Возрастные особенности детей 6 – 7 лет | |
III | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Учебный план | |
3.2. | Материально – техническое обеспечение программы | |
3.3. | Список литературы | |
ПРИЛОЖЕНИЕ | ||
1 | Диагностика | |
2 | Календарно – тематический план |
I. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у детей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить детей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.
Нетрадиционные материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук.
Программа по дополнительной общеразвивающей услуге по нетрадиционным техникам рисования «Я - художник» разработана для детей в возрасте от 5 до 7 лет.
1.2 Актуальность программы.
Программа обусловлена тем, что происходит знакомство с нетрадиционными материалами и техниками исполнения. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно – эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
1.3. Отличительные особенности программы являются: многообразие нетрадиционных для дошкольного образования художественных техник, способствующих развитию детской одаренности через следующие этапы работы с детьми:
Первый этап – начальный, который направлен на обучение детей. Создание цельного художественного образа, используя собственные пальчики, ладошки, а также техники: «тычка», жесткой полусухой кистью, «оттиск» пробкой и «печатку» из картофеля.
Второй этап – средний, который направлен на сочетание знакомых техник с техниками изображения предметов и явлений с использованием восковых мелков и акварели, свечой и акварели, а также печать по трафарету и др.
Третий этап – направлен на закрепление раннее усвоенных знаний и навыков обучение более сложным графическим художественно графическим техникам (кляксография, набрызги, монотипия..)
1.4. Цель: развитие художественно – творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности нетрадиционными техниками и способами изображения.
Задачи:
Развивающие:
формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
1.5. Формы работы: коллективное творчество, самостоятельная и игровая деятельность, ситуации общения; игровые обучающие ситуации; интегрированные занятия с элементами кооперации; творческие мастерские.
1.6. Способы: Тампонирование, рисование по мокрому, рисование солью, крупами, песком, граттаж, рисование, расческой, зубной щеткой, пеной для бритья и т.д.
1.7. Методы:
Наглядные методы:
- наблюдение (натуральных объектов в реальных условиях и в групповых условиях);
-иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плакаты);
-видеофильмы.
Практические методы:
-упражнения;
- синхронное рисование;
- показ воспитателем новой техники рисования;
- прием пассивных движений с неуверенными детьми;
-экспериментирование с художественным материалом и техниками (смешивание красок, сочетание в рисунке разных техник, использование новых материалов; творческие игры).
1.8. Средства:
-общение взрослых и детей;
- художественная литература;
-культурная языковая среда;
- изобразительное искусство, музыка, театр, ИКТ.
1.9. Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры):
(для детей 5-6 лет):
-проявилась творческая активность при выборе нетрадиционных способов изображения;
-повысились качественные характеристики детских работ: рисунки стали более содержательные, композиционно грамотные, образно-выразительные;
-повысился уровень коммуникативных способностей детей при творческом взаимодействии с педагогом и сверстниками;
-повысился у воспитанников уровень представлений о произведениях живописи и предметах народно-прикладного творчества.
(для детей 6-7лет):
сравнивают предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях;
плавно и ритмично изображают формообразующие линии;
изображают предметы по памяти;
используют цвет для создания различных образов;
создают композиции на листах бумаги разной формы;
передают настроение в творческой работе;
используют разные приёмы нетрадиционного рисования;
развёрнуто комментируют свою творческую работу.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности. Изобразительная деятельность детей 5- -6 лет
Педагог использует различные образовательные ситуации для обогащения художественных впечатлений детей, продолжает знакомить с произведениями национального и мирового искусства. Содействует освоению «языка искусства», овладению доступными средствами художественно-образной выразительности скульптуры, живописи, графики (книжной и прикладной), дизайна, народного и декоративно-прикладного искусства. Развивает эстетическое восприятие, творческое воображение, художественные интересы и способности. Поддерживает желание передавать характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях; отражать в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в природе (пейзажи в разное время года). Учит детей отбирать содержание рисунка, лепки, аппликации, конструкции (лес, водоем, пустыню «населять» соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду — розы, астры, тюльпаны).
В рисовании педагог углубляет интерес детей к самостоятельному освоению изобразительных материалов, инструментов и художественной техники; поддерживает уверенность, инициативность, творческие замыслы, благодаря чему дети:
- совершенствуют технику рисования гуашевыми и акварельными красками (смешивают краски, чтобы получить новые цвета и оттенки, в том числе светлотные; уверенно пользуются кистью, рисуют всем ворсом кисти или концом); создают образ с помощью нескольких цветов или оттенков, например разные оттенки коричневого при изображении ствола дерева, два-три оттенка красного цвета при изображении яблока);
- осваивают различные приемы рисования простым карандашом, пастелью, углем, сангиной, цветными мелками; при этом свободно используют разные цвета и оттенки, стараются регулировать темп, амплитуду движений руки и силу нажима;
- передают форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей; понимают, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит один и тот же объект с разных сторон, каким образом учитываются особенности художественного пространства (форма, величина, фактура фона);
- передают несложные движения, изменяя статичное положение тела или его частей; при создании сюжета отображают несложные смысловые связи между объектами, стараются показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта.
2.2. Содержание образовательной деятельности. Изобразительная деятельность детей 6 -7 лет
Педагог продолжает знакомить детей с произведениями разных видов искусства для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру; рассказывает о замысле и творческих поисках художника при создании художественного произведения; поясняет, чем одни произведения искусства отличаются от других по тематике и средствам выразительности; помогает определить, к каким видам и жанрам изобразительного искусства относятся те или иные произведения, обсуждает их содержание; поощряет индивидуальные оценки детьми этих произведений.
Воспитатель расширяет, систематизирует и детализирует содержание художественной деятельности детей; активизирует выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных и природных явлениях. Педагог поощряет интерес к изображению человека (портрет, автопортрет, семейный портрет, бытовой портрет, бытовые сюжеты: «Как мы провели воскресенье», «Что мы делали на прогулке», «Где мы были летом», представители разных профессий с соответствующими атрибутами, инструментами, техникой); при создании пейзажей и сюжетов на тему природы поддерживает желание детей изображать животных с детенышами в движении. Учит детей передавать свое представление об историческом прошлом родины посредством изображения характерных костюмов, интерьеров, предметов быта; показывает возможность создания сказочных и фантазийных образов (Русалочки, Жар-птицы, Дюймовочки, Оловянного солдатика, Конька-горбунка, Бабы-яги).
Воспитатель помогает детям научиться различать фантазийный (воображаемый, придуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, перенести это понимание в собственную художественную деятельность; развивает воображение. Поддерживает самостоятельный выбор детьми замыслов, тем, образов, сюжетов, материалов, инструментов, технических способов и приемов; учит определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы. Способствует сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ.
В рисовании педагог углубляет интерес детей к самостоятельному освоению изобразительных материалов, инструментов и художественных техник; поддерживает уверенность, инициативность, творческие замыслы, благодаря чему дети:
- мотивированно, осмысленно, творчески совершенствуют технику рисования красками (гуашевыми и акварельными), карандашами (простым и цветными, многоцветными), фломастерами, гелевыми ручками, восковыми и пастельными мелками, углем, сангиной, соусом; свободно комбинируют изобразительные материалы (уголь и гуашь, акварель и восковой мелок); делают эскиз; уверенно регулируют темп, амплитуду движения руки и силу нажима;
- создают различные композиции с учетом особенностей листа бумаги или иной поверхности (форма, величина, цвет и фактура фона); делят лист бумаги линией горизонта на равные и неравные части; выстраивают планы (передний, задний); пытаются передавать глубину пространства (размещать более близкие и далекие предметы, не обязательно изменяя их размеры).
2.3. Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию; совершенствуется речь, в том числе ее звуковая сторона.
2.4. Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
В этом возрасте у детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма.
Этот возраст - ключевой в развитии воображения. Нестандартные и нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.
В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа. При использовании различных способов рисования осуществляется развитие чувственно-двигательной координации. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам.
Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
III. Организационный раздел
3.1. Программа «Нетрадиционные техники рисования «Я - художник» рассчитана на 2 года обучения (с сентября по май) и рекомендуется для занятий с детьми с 5 до 7 лет.
Возраст | Количество детей | Дни проведения | Длительность занятий | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год | Количество времени (в минутах, часах) в год |
5 – 6 лет 6 - 7 | 12 12 | вторник/среда вторник/среда | 25 30 | 1 1 | 38 38 | 950 мин, 16 часов 1140 мин, 19 часов |
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами
Материалы и оборудование | Учебно-наглядные пособия | Информационные и технические средства обучения |
Игрушки - кубики - муляжи овощей, фруктов - куклы - дикие и домашние животные Материалы для изобразительной деятельности: - карандаши; -ватные палочки; -коктельные трубочки; - кисти - акварельные краски, гуашь; -восковые мелки, свеча; - альбомы. столы, стулья, мольберт | Цветные иллюстрации Серии картинок по темам: - Деревья - Домашние птицы - Домашние животные - Фрукты - Овощи - Цветы - Времена года (Зима, Осень, Весна, Лето) - Мой дом - В деревне. | Компьютер, аудио материал |
3.3. Литература:
1. Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
2. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Корчаловская, Н.В., Посевина, Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Методическое пособие. Изд. 2-е. – Ростов н/Д «Феникс», 2004.
4. Куцакова, Л.В., Мерзлякова, С. И. Воспитание ребёнка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого: В мире прекрасного.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
5. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.
6. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
7. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2006.
8. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. – Отв. ред. Комарова Т.С. Ярославль: Академия Развития, 2006.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду. – Отв. ред. Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
10. Рисование с детьми дошкольного возраста. /Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
10. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
11. Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия Развития, 2006.
Приложение I
Диагностика
Цель:
выявить уровень овладения техникой изображения нетрадиционным способом (материалом), умением их сочетать;
выявить умение создавать сюжет, наполненный выразительными образами с использованием нетрадиционных техник и средств изображения.
1. Уровень овладения детьми техническими навыками.
Низкий – ребенок не соблюдает технологию и последовательность выполнения выбранного нетрадиционного способа изображения.
Средний – ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, но выбирает технику случайно, техника не в полной мере раскрывает замысел, или ребенок прибегает к помощи педагога.
Высокий – ребенок владеет разными нетрадиционными техниками, сочетает их, использует их для полного раскрытия своего замысла.
2. Уровень овладения детьми создания художественного образа.
Низкий – образного решения нет или используется бедное изолированное образное решение.
Средний – образное решение строится на отдельных не характерных деталях, выразительность приглушена стереотипами.
Высокий - образ создается через характерные особенности, и дополнительные штрихи и акценты, передано эмоциональное состояние.
3. Уровень овладения детьми композиционными навыками.
Низкий – изображение не соразмерно картинной плоскости, перспектива не прослеживается, композиция отсутствует.
Средний - изображение соразмерно картинной плоскости, есть простая перспектива.
Высокий - композиция интересная, найдены выразительные решения, пространство листа используется полностью и гармонично.
4. Уровень овладения детьми живописным решением пространства листа.
Низкий – живописное решение отсутствует (встречается редко);
Средний– цветная среда монотонна и не выразительна, не включена как средство раскрытия образов.
Высокий – живописная композиция включена в образный и смысловой строй работы, дополняет и обогащает эмоциональную выразительность решения темы.
5. Оригинальность рисунка.
Низкий – типичное содержание и стереотипное исполнение.
Средний - отражение событий с личной интерпретацией и индивидуальным способом исполнения.
Высокий - есть элементы фантазийного, необычного; необычность содержания и исполнения, неповторимость, исключительность рисунка по различным параметрам, в том числе и особое художественное видение.
Приложение II
Календарно – тематический план
для детей 5 – 6 лет
|
| Название занятия | Интеграция областей | Программное содержание | Оборудование | |
Сентябрь | 1 | «Путешествие в золотистый лес» | Речевое развитие. | Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами. Познакомить со свойствами различных художественных материалов; вызвать у детей интерес к изобразительному искусству; научить отдельным приемам работы кистью. | Трафареты, поролоновые губки, листы бумаги, тарелочки с краской, стаканчики с водой, влажные салфетки. | |
2 | «Осенние разноцветные листья» | Речевое развитие. | Познакомить с техникой печатания листьями. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы. | Аудиозапись, листья разных пород деревьев, панно с нарисованными стволами разных деревьев, гуашь, кисти, стаканчики с водой; салфетка, корзинка для сбора листьев. | ||
Сентябрь | 3 | «Осеннее превращение леса» | Речевое развитие. | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. | Листы белой бумаги, гуашь, акварель, две кисти: толстая и тонкая, поролон, листья деревьев, стаканчики с водой, салфетки. | |
4 | «Дерево колдуньи» | Речевое развитие. | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. | Листы белой бумаги, гуашь, акварель, стаканчики с водой, кисти, коктейльные трубочки, салфетки, ноутбук. | ||
Октябрь | 1 | «Морские рыбки» | Речевое развитие. | Вызвать интерес к рисованию, стремление передавать образ рыбки разными способами, добиваться выразительного образа. Закреплять умение пользоваться ножницами, трафаретами, клеем. Развивать аккуратность. Расширить знания цветовой гaммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающегo мира. | Восковые мелки, акварель, плотные листы бумаги, цветная бумага, салфетки, стаканчики с водой. | |
2 | «Как прекрасен этот мир» | Речевое развитие. | Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. Совершенствовать умение работать в различных техниках. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. Поощрять детское творчество, инициативу. | Иллюстрации с объектами природы, бумага формата А-3, фломастеры, восковые мелки, гуашь, кисти жесткие и мягкие, цветная бумага, салфетки, стаканчики с водой. | ||
Октябрь | 3 | «Подарок для бабушки» | Речевое развитие. | Совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции и ритма. Развитие эстетического восприятия и воображения, творческой активности, умения дополнять создаваемый образ интересными деталями; Продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования. | Плотные листы бумаги, гуашь, цветная бумага, ватные палочки, простой карандаш, разноцветные веревочки, стаканчик с водой, салфетки. | |
4 | «Невиданный зверь» | Речевое развитие. | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение ее образа в собственном творчестве. Формировать чувство композиции. Учить объединять разные техники в одной работе. | Альбомные листы, кисти с жесткой и мягкой щетиной, гуашь, | ||
Октябрь | 5 | «Снегири на ветке» | Речевое развитие. | Продолжать учить работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. | Альбомные листы светло – синего цвета, гуашь, кисточки щетинистые, беличьи, простой карандаш, стаканчики с водой, палитра, салфетки. | |
6 | «Сказочная птица» | Речевое развитие. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. Развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. | Белые листы бумаги, цветные карандаши, простые карандаши, ластик, фломастеры. | ||
Октябрь | 7 | «Бабочки» | Речевое развитие. | Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. Продолжать учить детей работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. | Вырезанные бабочки, акварель, кисти, гуашь, неотточенные карандаши, цветочки из картона, стаканчики с водой, салфетки. | |
8 | «Народные сказки» | Речевое развитие. | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой). Развивать эмоционально-эстетические чувства. | Листы бумаги, гуашь, кисти, карандаши, стаканчики с водой, салфетки, иллюстрации к сказкам. | ||
Ноябрь | 1 | «Космический коллаж» | Речевое развитие. | Развивать чувство прекрасного, желание создавать что-то нетрадиционное. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги, способствовать развитию мелкой моторики рук; воспитывать интерес к новым техникам рисования. | Листы черной, темно – синей или темно – фиолетовой бумаги альбомного формата, бумажные или пластиковые стаканчики, средство для мытья посуды, трубочки, маленькие листы белой бумаги в ¼ альб.листа, цветная бумага разных цветов, ножницы, гуашь, кисти, клей. | |
2 | «Мой маленький друг» | Речевое развитие. | Учить рисовать собак, расширять знания о домашних животных. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности, способствовать развитию творческого воображения, художественного вкуса; | Альбомные листы с силуэтом собаки, кисти с жесткой щетиной, гуашь, стаканчики с водой. Салфетки. | ||
Ноябрь | 3 | «Поздняя осень» | Речевое развитие. | Познакомить детей с новой для них техникой. Упражнять детей в рисовании красками. Учить рисовать гуашью, смешивать краски и получать различные оттенки цвета. | Альбомный лист или белый картон, губка, акварель, кисточки разных размеров, стаканчик для воды | |
4 | «Аквариум» | Речевое развитие. | Учить воплощать задуманный замысел. Закреплять умение использовать различные материалы, представление о композиции, сочетании цветов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета. | Плотная бумага лист с готовым фоном, гуашь кисть, стаканчик с водой, черная краска, воск, шариковая ручка, влажная салфетка. | ||
Ноябрь | 5 | «Яркие лучи» | Речевое развитие. | Закреплять умение использовать технику нетрадиционного рисования «кляксография». Развитие воображения. Учить самостоятельно выбирать тему, сюжет рисунка, договариваясь друг с другом. | Альбомные листы, гуашь, трубочки, стаканчики с водой, салфетки. | |
6 | Рисование пальчиками и ладошками «Жар-птица» | Речевое развитие. | Продолжать знакомить детей с данной техникой, развивать чувство удовлетворения от создания рисунков, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. | Листы альбомные, мисочки с гуашевой краской, образец, картинки с изображением жар – птицы, стаканчики с водой, салфетки. | ||
Ноябрь | 7 | «Мыльные пузыри» | Речевое развитие. | Знакомство детей с ещё одной техникой. Развивать образное представление, воображение. Развивать мелкую моторику. | Восковые мелки, альбомные листы с контурами, образец. Салфетки. | |
8 | «Зимняя сказка» | Речевое развитие. | Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, | Тонированные листы бумаги, мисочки с гуашевой краской, трафареты птиц, стаканчики с водой, салфетки. | ||
Декабрь | 1 | «Первый снег» | Речевое развитие. | Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. Совершенствовать навыки. Развивать образное представление, воображение. | Альбомные листы, мисочки с гуашевой краской, кисти различных размеров, стаканчики с водой, салфетки. | |
2 | «Снежинки» | Речевое развитие. | Упражнять детей в рисовании ватными палочками, развитие воображения. Продолжать знакомить детей с различными техниками рисования. | Гуашь, тонированные листы бумаги, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки. | ||
Декабрь | 3 | «Веселый лужок» | Речевое развитие. | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. | Акварель, гуашь, печатки, ватные палочки, трубочки, стаканчики с водой, салфетки | |
4 | «Зимний лес» | Речевое развитие. | Учить изображать деревья, изучать строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызгом. Учить новым способам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе. | Репродукции с зимним пейзажем, альбомный лист, | ||
Декабрь | 5 | «Морское животное» | Речевое развитие. | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. | Мисочки с гуашевой краской, альбомные листы, стаканчики с водой, салфетки | |
6 | «Котёнок» | Речевое развитие. | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Жесткие кисти, гуашь, кисточка, стаканчик с водой, салфетки. | ||
Декабрь | 7 | «Зимняя картина» | Речевое развитие. | Знакомство детей с техникой затирания. Развивать эстетическое восприятие. Развивать мелкую моторику, развивать тактильные ощущения, развивать пространственное мышление и воображение. | Плотная бумага лист с готовым фоном, гуашь кисть, стаканчик с водой, черная краска, воск, шариковая ручка, влажная салфетка. | |
8 | «Превращение снежинки» | Речевое развитие. | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. Развивать интерес к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. | Альбомный лист, гуашь, стаканчики с водой, салфетки. | ||
| Каникулы | |||||
Январь | 1 | «Елочка нарядная» | Речевое развитие. | Закрепить умение изображать елочные игрушки. Создать праздничное настроение, развивать воображение, самостоятельность в выборе цветовой гаммы | Альбомный лист, мисочки с краской, штемпельные подушечки из тонкого поролона, стаканчики с водой. Салфетки. | |
2 | «Дед Мороз» | Речевое развитие. | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. | Альбомный лист, гуашь, кисточки, вода, салфетки, соль. | ||
Январь | 3 | «Зимний пейзаж» | Речевое развитие. | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить печатать с помощью трафарета. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, формировать умение передавать цветовую гамму, развивать цветовосприятие, чувство композиции. | Альбомный лист, трафарет – пейзаж, губка, гуашь, тонированные листы бумаги голубого цвета, стаканчики с водой, салфетки. | |
4 | «Мой любимый свитер» | Речевое развитие. | Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы | Альбомные листы с силуэтами свитера, печатки из ластика, гуашь, стаканчики с водой, салфетки. | ||
Январь | 5 | «Необычная посуда» | Речевое развитие. | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах. | Альбомные листы, трафареты различной посуды, печатки из ластика, гуашь, стаканчики с водой, салфетки. | |
6 | «Обои в моей комнате» | Речевое развитие. | Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. | Штемпельные подушечки из тонкого поролона, плотная бумага, печатки из ластика, гуашь, стаканчики с водой, мисочки, салфетки. | ||
Февраль | 1 | «Зимние напевы» | Речевое развитие. | Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. Продолжать развивать фантазию и воображение. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка. | Альбомные листы, иллюстрации с зимними забавами, зубные щетки, трубочки, краска синего и черного цветов. | |
2 | «Дымковская игрушка» (конь) | Речевое развитие. | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. Развивать мелкую моторику рук. | Фигурки дымковских игрушек, силуэт дымковской игрушки на картонной тарелочке, печатки, гуашь, кисточки. | ||
Февраль | 3 | «Музыкальный рисунок» | Речевое развитие. | Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном .Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. | Альбомный лист, гуашь, кисти, стаканчик с водой, салфетки. | |
4 | «Необычные машины» | Речевое развитие. | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление, соответствующие цветовые сочетания. | Альбомный лист, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ», акварель, гуашь, кисточки, | ||
Февраль | 5 | «Волшебный лес» | Речевое развитие. Познавательное развитие. | Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов. Развивать мелкую моторику, развивать тактильные ощущения, развивать пространственное мышление. | Листы бумаги белого цвета, силуэты «окошка» (голубого, фиолетового или черного цвета) и елок, клей, салфетки, ватные палочки, гуашь белого цвета. | |
6 | «Морозный узор» | Речевое развитие. | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | Рисунки с изображением разных частей зимних суток (утро, полдень, вечер, ночь), заготовленные образцы узоров «на окне», выполненные восковыми мелками. | ||
7 | «Узоры на стекле» | Речевое развитие. | Учить создавать выразительный образ, используя технику рисования солью. | Презентация, цветная бумага голубого цвета, кисти для клея, клей ПВА, салфетки, цветные карандаши, соль. | ||
8 | «Снежинка – балеринка» | Речевое развитие. | Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, знакомство с техникой набрызга. Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений. Формировать представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. | Трафареты, альбомный листы, гуашь, кисть, стаканчик с водой, влажная салфетка. | ||
Март | 1 | Открытка для мамы | Речевое развитие. | Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. | Трафареты цветов, воздушные фломастеры, гуашь, кисти, листы, сложенные как открытка. | |
2 | «Семеновские матрешки» | Речевое развитие. | Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие. Развивать чувство композиции и ритма. | Иллюстрации с изображениями хохломских изделий, Семеновской матрешки, затонированные силуэты матрешек, гуашь, кисти, ватные палочки, «палочки – тычки», стакачики с водой. | ||
Март | 3 | «Лебеди» | Речевое развитие. | Учить рисовать лебедя, используя знакомые элементы: круг, овал, линию. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками через овладение более сложными приемами работы, развивать умение сочетать в одной композиции несколько различных техник. | Простые и цветные карандаши, мисочки с гуашью, ватные палочки, коктейльные трубочки, альбомный лист, салфетки. | |
4 | «Животные жарких стран» | Речевое развитие. | Познакомить детей с изображениями животных жарких стран, способами их рисования простым карандашом. Учить аккуратной работе с клеем, усидчивости, стремлению передавать в работе правильное сочетание цветов. | Изображения животных жарких стран, альбомный лист, простые карандаши, салфетки. | ||
Март | 5 | «Моя семья» | Речевое развитие. | Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения. Продолжать учить работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. | Альбомный лист, цветная бумага, гуашь, стаканчик с водой, салфетка. | |
6 | «Весенний пейзаж» | Речевое развитие. | Учить воплощать задуманный замысел. Развивать воображение, развивать чувство композиции и фантазию, развивать мелкую моторику рук. | Плотная бумага лист с готовым фоном, гуашь кисть, стаканчик с водой, черная краска, воск, шариковая ручка, влажная салфетка. | ||
Март | 7 | «Ранняя весна» | Речевое развитие. | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. Формировать умение передавать цветовую гамму. | Альбомный лист, гуашь, кисть, стаканчик с водой, влажная салфетка. | |
8 | «Домашние птицы» | Речевое развитие. | Упражнять детей в рисовании простым и цветными карандашами. Развивать умение сочетать в рисунке разные цвета. Развивать мелкую моторику рук. | Альбомный лист, простые и цветные карандаши, трафареты. | ||
Апрель | 1 | «Красивые бабочки» | Речевое развитие. | Совершенствовать умение работать в данной технике. Учить передавать симметричный узор на крыльях бабочки. Развивать творческое воображение. | Альбомный лист, пальчиковые краски, кисть, стаканчик с водой, влажная салфетка. | |
2 | «Рыбки в аквариуме» | Речевое развитие. | Учить детей рисовать акварелью, используя при этом трафарет и губку. Учить воплощать задуманный замысел. Развивать чувство композиции. Вызвать желание передавать свои впечатления от восприятия предметов, подводить их к осознанию выразительного образа. | Акварель, трафарет, губка, альбомный лист, кисть, стаканчик с водой, влажная салфетка, трубочки. | ||
Апрель | 3 | «Смешные рожицы» | Речевое развитие. | Совершенствовать умение работать в данной технике. Развивать воображение. Обобщить представления о космосе, о планетах. Развивать чувство цвета, формы, композиции. | Альбомный лист, пальчиковые краски, стаканчик с водой, салфетка. | |
4 | «Ворона» | Речевое развитие. | Упражнять в смешивании и разведении гуаши с манкой, расширять представления о форме, размере и цвете предметов. Развивать изобразительные навыки и умения. Создать условия для экспериментирования с разными худ. материалами и инструментами. Развивать воображение, чувство ритма и композиции. | Плотный картон, клей ПВА., щетинная кисточка для клея, манная крупа, простой карандаш, ластик, акварель, кисти, вода, салфетка, контур. | ||
Апрель | 5 | «Веселые человечки» | Речевое развитие. | Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. Развивать творческую фантазию. | Альбомный лист, трафареты, кусочки разноцветных веревочек, разные кисточки, клей, гуашь. | |
6 | «Посуда» (Узор на тарелочке – городецкая роспись) | Речевое развитие. | Учить создавать образ филина, используя технику тычка и уголь. Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Альбомный лист, гуашь, жесткие кисти разных размеров, стаканчик с водой, салфетка. | ||
Апрель | 7 | «Растения в нашей группе» | Речевое развитие. | Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу. Поощрять детское творчество, инициативу. | Альбомный лист, кисть, салфетка, гуашь, кусочки поролона, салфетка. | |
8 | «Цветы» | Речевое развитие. | Познакомить детей с новой для них техникой. Упражнять детей в рисовании красками. Учить создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования. Развивать воображение. | Альбомный лист или белый картон, губка, акварель, кисточки разных размеров, стаканчик для воды | ||
Май | 1 | «Аквариум» | Речевое развитие. | Познакомить детей с техникой процарапывания. Упражнять детей в рисовании восковыми мелками. Воспитывать эстетическо - нравственное отношение через отражение в своем творчестве. | Плотная бумага лист с готовым фоном, гуашь кисть, стаканчик с водой, черная краска, воск, шариковая ручка. | |
2 | «Зачем человеку зонт» | Речевое развитие. | Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию. Воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, развивать технические умения –вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом. Отработка плавного, непрерывного движения рук. | Альбомный лист, трафареты гуашь, стаканчик с водой, салфетка. | ||
Май | 3 | «Праздничный салют над городом» | Речевое развитие. | Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность и память. | Акварель, разные кисти (мягкая и жесткая), восковые мелки, альбомный лист-А4, баночки для воды, тряпочки. | |
4 | «Красивый пейзаж» | Речевое развитие. | Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы. Вызвать интерес к экспериментальному освоению цвета. Развивать чувство цвета. | Световой стол для рисования песком, кварцевый песок, видео «мастер – класс». | ||
Май | 5 | «Одуванчики в траве» | Речевое развитие. | Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жесткой полусухой кистью, упражнять в работе с манкой, развивать изобразительные навыки и умения. Закрепить представления о цветовом многообразии. | Манная крупа, жесткая кисть, альбомный лист, гуашь, стаканчик с водой, салфетка. | |
6 | «Сафари парк» | Речевое развитие. | Стимулировать творчество к импровизации с цветовым пятном. Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно. Формировать любознательность, наблюдательность, желание свои впечатления в рисунке. | Восковые мелки, акварель, трафареты животных, стаканчик с водой, салфетка. | ||
Май | 7 | «Яблоневая ветка в цвету» | Речевое развитие. | Закреплять навыки работы с печаткой, умение работать концом кисти. Совершенствовать композиционные умения. Воспитывать художественное восприятие детьми произведений искусства. Расширить знания о видах и жанрах изобразительного искусства, их особенностях. | Лист альбомный, акварель, печатка листочков. | |
8 | «Бабочка» | Речевое развитие. | Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист. | Гуашь, вода, альбомные листы, салфетки. | ||
Календарно – тематический план для детей 6 - 7 лет | ||||||
Сентябрь | 1 | «Королева Гуашь в гостях у ребят» | Речевое развитие. | Учить передавать форму и характерные особенности овощей по их описанию в загадках; самостоятельно смешивать краски для получения нужного оттенка. | Трафареты, картинки с разными овощами, гуашь, поролоновые губки, листы бумаги, тарелочки с краской, стаканчики с водой, влажные салфетки. | |
2 | «Три царевны Гуашевого царства» | Речевое развитие. | Заинтересовать детей смешиванием красок для получения новых цветов и оттенков. | Аудиозапись, панно с нарисованными стволами разных деревьев, гуашь, кисти, стаканчики с водой; салфетка, корзинка для сбора листьев. | ||
Сентябрь | 3 | «Черешня» (Точка – основной изобразительный элемент кистевой живописи) | Речевое развитие. | Развивать навыки изображения при помощи точек. Учить рисовать ягоды методом тычка. | Листы белой бумаги, простые карандаши, гуашь, акварель, две кисти: толстая и тонкая, стаканчики с водой, салфетки. | |
4 | «Заколдованный лес» | Речевое развитие. | Развивать чувство прекрасного, умение передавать свои впечатления, полученные ранее. Воспитывать самостоятельность в создании образа. Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство. | Листы белой бумаги, гуашь, акварель, стаканчики с водой, кисти, коктейльные трубочки, салфетки, ноутбук. | ||
Октябрь | 1 | «Осенние листья» | Речевое развитие. | Формировать представления детей об оси симметрии предметов. | Восковые мелки, акварель, плотные листы бумаги, цветная бумага, салфетки, стаканчики с водой. | |
2 | «Летят перелётные птицы» | Речевое развитие. | Формировать представления детей о законах перспективы. | Иллюстрации с перелетными птицами , бумага формата А-3, фломастеры, восковые мелки, гуашь, кисти жесткие и мягкие, цветная бумага, салфетки, стаканчики с водой. | ||
Октябрь | 3 | «Необычная посуда» | Речевое развитие. | Формировать представления детей о светотени предметов. | Трафареты, плотные листы бумаги, гуашь, цветная бумага, пробки, ластики, простой карандаш, , стаканчик с водой, салфетки. | |
4 | «Домик с трубой и сказочный дым» | Речевое развитие. | Развивать самостоятельность, активность в поисках способов изображения сказочного образа. Формировать представления детей о композиции. | Альбомные листы, кисти с жесткой и мягкой щетиной, гуашь, стаканчики с водой, салфетки. | ||
Октябрь | 5 | «Деревья смотрят в речку» | Речевое развитие. | Познакомить детей с техникой рисования двойных изображений (монотипии, отпечатки). Способствовать развитию творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. | Альбомные листы светло – синего цвета, гуашь, кисточки щетинистые, беличьи, простой карандаш, стаканчики с водой, палитра, салфетки. | |
6 | «Я рисую сказку» | Речевое развитие. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках. Познакомить с райскими птицами. Развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. | Все, какие есть в наличии. | ||
Октябрь | 7 | «Зонтик для цыпленка» | Речевое развитие. | Учить создавать выразительный образ не только с помощью красок и кисти, но и с помощью аппликации. Продолжать учить детей работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. | Вырезанные трафареты, акварель, кисти, гуашь, неотточенные карандаши, стаканчики с водой, разноцветные салфетки. | |
8 | «Фольклорные узоры» | Речевое развитие. | Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на лице. Закреплять умение пользоваться такими материалами как гуашь. Использовать различные способы рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой). Развивать эмоционально-эстетические чувства. | Листы бумаги, гуашь, кисти, карандаши, стаканчики с водой, салфетки, иллюстрации к сказкам, образцы росписи (городецкая, гжельская, хохломская). | ||
Ноябрь | 1 | «Машины на улицах города» | Речевое развитие. | Формировать композиционные умения; совершенствовать изобразительные навыки. Вызывать эмоциональное отношение к образу. Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги, способствовать развитию мелкой моторики рук; воспитывать интерес к новым техникам рисования. | Листы черной, темно – синей или темно – фиолетовой бумаги альбомного формата, бумажные или пластиковые стаканчики, средство для мытья посуды, трубочки, маленькие листы белой бумаги в ¼ альб.листа, цветная бумага разных цветов, ножницы, гуашь, кисти, клей. | |
2 | «Профессии, которые мне нравятся» | Речевое развитие. | Развивать навыки изображения при помощи линий. | Альбомные листы, наглядные картинки людей различных профессий, кисти с жесткой щетиной, гуашь, стаканчики с водой. Салфетки. | ||
Ноябрь | 3 | «Разговорчивый родник» | Речевое развитие. | Познакомить детей с новым художественным материалом – пастелью; показать приёмы работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушёвка). | Альбомный лист или белый картон, губка, акварель, кисточки разных размеров, стаканчик для воды | |
4 | «Выставка котят» | Речевое развитие. | Закреплять умения детей рисовать методом тычка жёсткой полусухой кистью. Развивать воображение, творчество, самостоятельность в выборе сюжета. | Плотная бумага, жесткие кисти, иллюстрации с кошками, гуашь кисть, стаканчик с водой, влажная салфетка. | ||
Ноябрь | 5 | «Колючие ежата» | Речевое развитие. | Знакомство детей с ещё одной техникой. Развивать образное представление, воображение. Развивать мелкую моторику. | Альбомные листы, картинки с ежиками, простые карандаши, восковые мелки, салфетки. | |
6 | «Маленькие ангелочки» | Речевое развитие. | Продолжать знакомить детей с данной техникой, развивать чувство удовлетворения от создания рисунков, закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. | Листы альбомные, мисочки с гуашевой краской, образец, картинки с изображением ангелочков, стаканчики с водой, салфетки. | ||
Ноябрь | 7 | «Витражи для окошек в избушке Зимушки-Зимы» | Речевое развитие. | Подвести детей к пониманию того, что благодаря белой краске цвета изменяются, приобретают мягкий оттенок. | Гуашь, альбомные листы с контурами, образец, стаканчики с водой, салфетки. | |
8 | «Снегири на зимних веточках» | Речевое развитие. | Формировать у детей обобщенное представление о птицах. Пробуждать интерес детей к известным птицам. Расширять знания о перелетных птицах. Учить рисовать снегирей, | Тонированные листы бумаги, мисочки с гуашевой краской, трафареты птиц, стаканчики с водой, салфетки. | ||
Декабрь | 1 | «Весело качусь я под гору в сугроб» (Рисование, аппликация) | Речевое развитие. | Учить передавать сюжет доступными графическими средствами. | Альбомные листы, мисочки с гуашевой краской, кисти различных размеров, цветная бумага, стаканчики с водой, салфетки. | |
2 | «Зимний венок» | Речевое развитие. | Учить рисовать с натуры еловую ветку, передавая особенности её строения, окраски и размещения в пространстве. Продолжать знакомить детей с различными техниками рисования. | Гуашь, тонированные листы бумаги, натуральные еловые веточки, кисти, ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки. | ||
Декабрь | 3 | «Веселый лужок» | Речевое развитие. | Развивать у детей воображение, интерес к результатам рисования, понимать рисунок, как средство передачи впечатлений. Учить дорисовывать детали объектов (цветов), полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности. | Акварель, гуашь, печатки, ватные палочки, трубочки, стаканчики с водой, салфетки | |
4 | «Зимний лес» | Речевое развитие. | Учить изображать деревья, изучать строение дерева. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования набрызгом. Учить новым способам получения изображений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать аккуратность при работе. | Репродукции с зимним пейзажем, альбомный лист, | ||
Декабрь | 5 | «Морское царство» | Речевое развитие. | Развивать у детей чувство цвета, умение выполнять рисунок не только кистью, но и руками, пальцами. Развивать эстетическое восприятие. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. | Мисочки с гуашевой краской, альбомные листы, стаканчики с водой, салфетки | |
6 | «Домашний питомец» | Речевое развитие. | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Жесткие кисти, гуашь, кисточка, стаканчик с водой, салфетки, наглядные картинки с изображениями домашних питомцев. | ||
Декабрь | 7 | «Зимняя картина» | Речевое развитие. | Знакомство детей с техникой затирания. Развивать эстетическое восприятие. Развивать мелкую моторику, развивать тактильные ощущения, развивать пространственное мышление и воображение. | Плотная бумага лист с готовым фоном, гуашь кисть, стаканчик с водой, черная краска, воск, шариковая ручка, влажная салфетка. | |
8 | «Превращение снежинки» | Речевое развитие. | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа. Развивать воображение и творчество. Развивать интерес к изобразительному творчеству посредством использования нетрадиционных техник рисования. | Альбомный лист, гуашь, стаканчики с водой, салфетки. | ||
| Каникулы | |||||
Январь | 1 | «Совы» | Речевое развитие. | Закреплять умения детей рисовать методом тычка жёсткой полусухой кистью. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. | Альбомный лист, мисочки с краской, жесткие кисти, наглядные картинки с изображением сов, образец, стаканчики с водой. Салфетки. | |
2 | «Верблюд в пустыне» | Речевое развитие. | Ознакомить детей с новым приёмом рисования «расчёсывание» краски. | Альбомный лист, гуашь, кисточки, вода, салфетки, стека с зубчиками или пластмассовая вилка, изображения растений, животных пустыни. | ||
Январь | 3 | «Дремлет лес под сказку сна». | Речевое развитие. | Формировать у детей понятие о «колорите». | Альбомный лист, трафарет – пейзаж, губка, гуашь, тонированные листы бумаги голубого цвета, стаканчики с водой, салфетки. | |
4 | «Звонкие колокольчики» | Речевое развитие. | Учить детей создавать объёмные полые поделки из солёного теста; совершенствовать изобразительную технику. | Заранее подготовленное соленое тесто, трафареты колокольчиков, гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки. | ||
Январь | 5 | «Необычная посуда» | Речевое развитие. | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах. | Альбомные листы, трафареты различной посуды, печатки из ластика, гуашь, стаканчики с водой, салфетки. | |
6 | «Обои в моей комнате» | Речевое развитие. | Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. | Штемпельные подушечки из тонкого поролона, плотная бумага, печатки из ластика, гуашь, стаканчики с водой, мисочки, салфетки. | ||
Февраль | 1 | «Кораблики в море» (Техника «Знакомая форма – новый образ») | Речевое развитие. | Создать условия для экспериментирования с разными художественными материалами и инструментами. | Альбомные листы, иллюстрации с изображением моря и кораблей, образец, гуашь, стаканчики с водой, салфетки. | |
2 | «Пингвины на льдинах» | Речевое развитие. | Познакомить детей с новым способом рисования «по мятой бумаге». Формировать у | Лист бумаги, мисочка с гуашью, салфетки, кисть, салфетки светлых тонов, картинки с изображением пингвинов в их среде обитания. | ||
Февраль | 3 | «Волшебные снежинки» | Речевое развитие. | Учить строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём наращивания элементов по концентрическим кругам. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. | Альбомный лист, гуашь, кисти, стаканчик с водой, салфетки. | |
4 | «Папин портрет» | Речевое развитие. | Учить рисовать мужской портрет, передавая особенности внешнего вида, характер и настроение человека. Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление, соответствующие цветовые сочетания. | Альбомный лист, фото, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ», акварель, гуашь, кисточки, | ||
Февраль | 5 | «Сказочный лес» | Речевое развитие. Познавательное развитие. | Вызвать интерес к сказочному образу, развивать воображение. Учить наклеивать персонажей вырезанных из журналов. Развивать мелкую моторику, развивать тактильные ощущения, развивать пространственное мышление. | Цветной картон, коричневая бумага, тюль, белая бумага, белая гуашь, стаканчики с водой, салфетки. | |
6 | «Морозный узор» | Речевое развитие. | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | Рисунки с изображением разных частей зимних суток (утро, полдень, вечер, ночь), заготовленные образцы узоров «на окне», выполненные восковыми мелками. | ||
Февраль | 7 | «Узоры на стекле» | Речевое развитие. | Учить создавать выразительный образ, используя технику рисования солью. | Презентация, цветная бумага голубого цвета, кисти для клея, клей ПВА, салфетки, цветные карандаши, соль. | |
8 | «Снежинка – балеринка» | Речевое развитие. | Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, знакомство с техникой набрызга. Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений. Формировать представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. | Трафареты, альбомный листы, гуашь, кисть, стаканчик с водой, влажная салфетка. | ||
Март | 1 | Открытка для мамы | Речевое развитие. | Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. | Трафареты цветов, воздушные фломастеры, гуашь, кисти, листы, сложенные как открытка. | |
2 | «Мы с мамой улыбаемся» | Речевое развитие. | Учить рисовать парный портрет. Развивать цветовосприятие. Развивать чувство композиции и ритма. | Альбомные листы, фото, гуашь, кисти, ватные палочки, «палочки – тычки», стакачики с водой. | ||
Март | 3 | «Фантастические цветы» | Речевое развитие. | Познакомить детей с приёмами видоизменения и декорирования лепестков с целью создания оригинальных образов. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками через овладение более сложными приемами работы, развивать умение сочетать в одной композиции несколько различных техник. | Простые и цветные карандаши, мисочки с гуашью, ватные палочки, коктейльные трубочки, альбомный лист, салфетки. | |
4 | «Рыбки играют, рыбки сверкают» | Речевое развитие. | Вызвать интерес к изображению рыбок в реке комбинированной | Изображения рыбок, вырезанные силуэты, альбомный лист, простые карандаши, краски, кисточки, салфетки. | ||
Март | 5 | «Весеннее небо» | Речевое развитие. | Учить изображать небо способом цветовой растяжки «по мокрому». Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. | Альбомный лист, акварельные краски, губка или ватные тампоны, стаканчики с водой, салфетка. | |
6 | «Весенний пейзаж» | Речевое развитие. | Учить воплощать задуманный замысел. Развивать воображение, развивать чувство композиции и фантазию, развивать мелкую моторику рук. | Плотная бумага лист с готовым фоном, гуашь кисть, стаканчик с водой, черная краска, воск, шариковая ручка, влажная салфетка. | ||
Март | 7 | «Ранняя весна» | Речевое развитие. | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. Формировать умение передавать цветовую гамму. | Альбомный лист, гуашь, кисть, стаканчик с водой, влажная салфетка. | |
8 | «Домашние птицы» | Речевое развитие. | Упражнять детей в рисовании простым и цветными карандашами. Развивать умение сочетать в рисунке разные цвета. Развивать мелкую моторику рук. | Альбомный лист, простые и цветные карандаши, трафареты, картинки с изображением домашних птиц. | ||
Апрель | 1 | «Грачи прилетели» | Речевое развитие. | Продолжать знакомить детей со способом рисования «по мокрому». Закрепить умение | Лист бумаги, акварель и гуашь, кисть, губка, салфетка, образец, картинки с изображением грачей. | |
2 | «Расцвели одуванчики» | Речевое развитие. | Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы. Развивать чувство композиции. Вызвать желание передавать свои впечатления от восприятия предметов, подводить их к осознанию выразительного образа. | Акварель, трафарет, альбомный лист, жесткая кисть, стаканчик с водой, влажная салфетка, трубочки. | ||
Апрель | 3 | «Волшебные цветы» | Речевое развитие. | Познакомить детей с новой техникой рисования кляксография с ниточками. Развивать чувство цвета, формы, композиции. | Шерстяные нитки, трубочки, лист бумаги, акварельные краски или гуашь, кисточки, простой карандаш, | |
4 | «Голубь – символ мира» | Речевое развитие. | Продолжать знакомить с методом рисования | Лист бумаги, мисочка с гуашью, поролоновая губка, салфетки, кисть. | ||
Апрель | 5 | «У солнышка в гостях» | Речевое развитие. | Продолжать знакомить детей с новой техникой | Лист бумаги, мисочка с гуашью, салфетки, кисть, вода. | |
6 | «По замыслу» | Речевое развитие. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в | Все имеющиеся в наличии, стаканчик с водой, салфетка. | ||
Апрель | 7 | «Красивые бабочки» | Речевое развитие. | Совершенствовать умение работать в данной технике. Учить передавать симметричный узор на крыльях бабочки. Развивать творческое воображение. | Альбомный лист, пальчиковые краски, кисть, стаканчик с водой, влажная салфетка. | |
8 | «Звездное небо» | Речевое развитие. | Формировать умение создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Лист бумаги, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть и | ||
Май | 1 | «Верные друзья» | Речевое развитие. | Познакомить с печатью по трафарету и дорисовывать детали до определенного образа. Закрепить умение рисовать животных. Развивать воображение и творчество | Бумага, трафареты животных, поролоновые штампы, гуашь, кисть, салфетки. | |
2 | «Салют в День | Речевое развитие. | Продолжать знакомить детей со способом рисования тычком жѐсткой сухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жѐлтый, красный, зелѐный, синий цвета; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности. | Бумага А4, гуашь. Жесткая кисть, вода, стаканы непроливайка, салфетки | ||
Май | 3 | «Сказочный дом – гриб» | Речевое развитие. | Формировать умение у детей самостоятельно | Лист бумаги, пластиковые | |
4 | «Красивый пейзаж» | Речевое развитие. | Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы. Вызвать интерес к экспериментальному освоению цвета. Развивать чувство цвета. | Световой стол для рисования песком, кварцевый песок, видео «мастер – класс». | ||
Май | 5 | «Цветы» | Речевое развитие. | Продолжать формировать умение у детей печать по трафарету и дорисовывать детали до | Лист бумаги тонированная в пастельном тоне, гуашь. | |
6 | «Дымковская игрушка» (петушок) | Речевое развитие. | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. Развивать мелкую моторику рук. | Фигурки дымковских игрушек, силуэт дымковской игрушки на картонной тарелочке, печатки, гуашь, кисточки. | ||
Май | 7 | «Небо при закате солнца» | Речевое развитие. | Познакомить детей с новой техникой монотипия «по сырому». Продолжать формировать у детей отражать особенности | Лист бумаги, гуашь, акварель, кисть, губки, ванночки и баночки с водой, салфетки.. | |
8 | Итоговая выставка рисунков. | Речевое развитие. | Рассматривание с детьми рисунков. Поощрять их за работу в течение года. Выбрать лучшие работы. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проектной деятельности для художественно- эстетического развития дошкольников
ребенка и взрослого и соответствует принципам дошкольного образования, которые прописаны в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования: «… содействие и сотрудничество детей и взрослы...
Проектная деятельность по художественно-эстетическому развитию в области «Художественное творчество» образовательной деятельности в ДОУ на примере хохломской росписи
Развитие творческой деятельности детей на примере проектной деятельности....
Выступление из опыта работы "Проектная деятельность в художественно -эстетическом развитии детей с ОВЗ"
Изучается эффект комплексного воздействия на дошкольника разных специалистов с применением элементов сказкотерапии...
Проектная деятельность по художественно-эстетическому и речевому развитию с детьми старшей группы
Данное занятие направлено на развитие речевой деятельности и познавательной активности через декаративно-прикладное творчество...
Консультация для родителей «Использование проектной деятельности в художественно – эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Использование проектной деятельности в художественно – эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»...
Проектная деятельность в художественно-эстетическом воспитании в ДОУ
Система художественно – эстетического развития призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Где каждый вид деятельности имеет свою четкую задачу в деле формиров...
Проектная деятельность по художественно-эстетическому развитию в группе раннего возраста "Вместо кисточки рука"
Познакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными техниками рисования...