Проектная деятельность по художественно-эстетическому развитию в области «Художественное творчество» образовательной деятельности в ДОУ на примере хохломской росписи
проект по рисованию (старшая группа) на тему
Развитие творческой деятельности детей на примере проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность по художественно-эстетическому развитию | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
высшего образования Московской области «МГОУ»
Дополнительная профессиональная образовательная программа
повышения квалификации педагогических работников
«Организация изобразительной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
Кафедральный вариативный модуль
72 часа
ГРУППА № 63
Итоговая практико-значимая работа
ТЕМА: «Проектная деятельность по художественно-эстетическому развитию в области «Художественное творчество» образовательной деятельности в ДОУ на примере хохломской росписи»
Выполнил: Палий М.Н.,
воспитатель МДОУ №6
« Жемчужинка»
Проверил: Хрипунова Н.В.,
преподаватель филиала ГОУ ВО МО
«Государственный социально-
гуманитарный университет» в городе
Егорьевске - Колледж педагогики и
Искусства
Содержание
Введение .................................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проектной деятельности ...................4
1.1. Понятие проектной деятельности .....................................................................4
1.2. Этапы работы над проектом ................................................................…...........5
Глава 2. Разработка проекта «Золотая хохлома» ................................................... 7
2.1. Цели и задачи проекта................................ ….....................................................7
2.2 Предполагаемый результат проекта ...............................................,.................. 9
2.3 Этапы реализации проекта ................................................................................. 9
2.4. Итог проектной деятельности...........................................................................12
Заключение. ................................................................................................... .…....13
Библиография ................................................................ ….....................................14
Приложение..............................................................................................................15
Введение
Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у растущего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в жизни общества.
Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знания, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних дошкольников, завтрашних взрослых членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве. Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени.
Развивать ребенка разносторонне, влиять на его духовный мир в целом помогают занятия рисованием, лепкой, декоративно — прикладным творчеством.
Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Сегодня, в дошкольных образовательных учреждениях для знакомства с изобразительным искусством используется и проектная деятельность, вот почему тема работы особенно актуальна.
Глава 1. Теоретические основы изучения проектной деятельности
1.1. Понятие проектной деятельности
Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта.
Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт.
Проектная деятельность включает в себя:
1. Задание для детей, сформулированное в виде проблемы;
2. Целенаправленную детскую деятельность
3. Формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом
4. Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта
Существует такое понятие, как метод проекта. Метод проектов - это система обучения, при которой дети приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – методов.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:
- практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;
- формирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;
- интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.
Метод проекта включает в себя несколько аспектов, выделенных Н. Ю. Пахомовой, и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется
проектная деятельность в детском саду:
1. Погружение в проект;
2. Организация деятельности;
3. Осуществление деятельности;
4. Презентация.
1.2. Этапы работы над проектом
Выделяют несколько этапов работы над проектом:
1.Проблематизация.
Проблема должна быть актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям.
2.Целеполагание.
Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Цель должна быть актуальна и посильна прежде всего для ребенка либо участников проекта (родители) .
3. Планирование.
Планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность.
4. Реализация плана.
Непосредственная реализация составленного плана. В результате работы появляется некий продукт (материальный – поделки, плакаты, картины и т. д. ; действенный – спектакли, игры, экскурсии, соревнования и т. д. ; письменный – сказки, стихи, рассказы) .
5. Презентация.
Представление проектного продукта происходит в виде презентации.
6. Рефлексия.
Этап осмысления, осознание способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений.
7. Портфолио проекта.
Включает в себя:
- паспорт проекта;
- планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом) ;
- промежуточные отчеты группы;
- собранная информация по теме;
- результаты исследования;
- материалы для презентации.
Проекты классифицируются:
по составу участников;
по целевой установке;
по тематике;
по срокам реализации.
По продолжительности проекты бывают:
1. Краткосрочными (одно или несколько занятий)
2. Средней продолжительности
3. Долгосрочные (в течении года).
Глава 2. Разработка проекта «Золотая хохлома»
2.1. Цели и задачи проекта
Вид данного проекта :информационно-творческий, краткосрочный (неделя) .
Цель проекта:
- знакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью, с историей ее возрождения;
- закрепить умение детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи на разных шаблонных формах;
- обогащать духовную культуру детей через игру на русских народных музыкальных инструментах (ложках) ;
- обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Эта золотая хохлома».
Участники проекта:
- дети старшей группы,
- воспитатели,
- родители.
Причины разработки:
- недостаток знаний о декоративно – прикладном искусстве,
- необходимость развития широких творческих способностей,
- необходимость приобщения к истокам русского народного творчества.
Задачи:
- привлечь внимание детей к русской народной культуре;
- воспитывать у детей гордость за свой народ;
- формировать уважение традициям и обычаям страны, края;
- познакомить детей с народными промыслами;
- познакомить детей с традициями хохломской росписи;
- воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;
- воспитывать музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых дошкольников.
- прививать детям интерес к прошлому родной страны.
Вопросы проекта:
Что такое народные промыслы?
Что такое Хохлома?
Как вы думаете, какие характерные изобразительные приемы используют хохломские мастера в своих работах?
Как называются элементы узора?
Делают ли эту посуду в наши дни?
Из какого материала делают посуду?
Где можно встретить такую посуду?
Что вам кажется самым необычным в этой посуде?
Что вам больше всего нравится в этой посуде?
Какие основные цвета используют в хохломской росписи?
- Сотрудничество с семьей:
1. Беседа с родителями «Что вы знаете о хохломе»?
2. Консультация для родителей «История хохломы».
3. Помощь родителей в приобретении демонстрационного материала для работы с детьми.
4. Домашнее задание – с детьми подобрать и принести картинки для оформления альбома.
Необходимые материалы:
- книги;
- иллюстрации;
- журналы;
- художественные произведения;
- проектор,
- шаблоны,
- - посуда для показа.
2.2. Предполагаемый результат проекта
- появление интереса к музыкальной культуре;
- развитие художественных способностей и творческого воображения у детей;- активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности, проявление творческого самовыражения; получение первичных представлений и знаний о русских народных инструментах;
Для родителей:
- повышение нравственно - патриотического воспитания детей;
- усиление интереса и внимания к народному искусству;
- повышение музыкальной культуры;• желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ;
- мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;
- повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество с педагогами.
2.3. Этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Поисковая работа материалов о хохломской росписи.
Подбор для рассматривания альбомов, фотографий, иллюстраций народного промысла «Хохлома».
Подбор для рассматривания с детьми иллюстраций, слайдов, альбомов с изображением русских народных инструментов;
Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов, ложечников на аудиокассетах и CD дисках.
Подбор методической литературы для знакомства детей с историей хохломы.
Составление дидактических игр: «На чем играю», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Укрась вазу», «Продолжи элемент», «Найди пару».
Оформление папки передвижки «Хохлома».
Оформление выставок детских работ: «Хохломская роспись», «Ложечка из Хохломы».
Составление рекомендаций для родителей по изготовлению экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок) .
Подборка стихов о Хохломе.
Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»; /См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. /
Заучивание стихов;
Загадывание загадок;
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) .
Наличие у участников проекта чёткого представления о необходимости работы над ним.
2 этап – основной (практический)
Беседы об истории хохломской росписи, быте русского народа, посуде.
Составление развлечения «Путешествие деревянной ложки».
Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Ложка», «Блюдо», по предварительно нанесенному узору.
Дидактические игры «Продолжи рисунок», «Найди пару».
Рисование и роспись хохломских ложек.
Формирование задач;
накопление информации по теме проекта;
описание последовательности работы.
3 этап – заключительный (оценка результатов проекта)
Провели анализ и обобщение результатов, по мере получения информации детьми по данной тематике.
Изготовили папку- передвижку для родителей.
Изготовили дидактические игры, с целью закрепления элементов хохломской росписи.
Выставка рисунков «Хохломская ложка». представление дидактических игр по теме проекта;
У детей группы провела небольшой опрос с целью выяснения объема знаний по данной теме.
Что мы знаем? .
Это роспись.
Красивая посуда.
Сделано человеком.
Что мы можем и хотим узнать?
Из чего сделана посуда?
Технология ее изготовления.
Для чего покрывали посуду рисунком, потом лаком?
Где зародилась Хохлома?
Почему ее так называют?
Какие цвета используют в рисунках?
Как называются элементы росписи?
Как мы это узнаем?
Беседы.
Просмотр слайдов, иллюстраций, рассматривание образцов поэтапного рисования,
Знакомство с шаблонами.
Чтение литературы об истории Хохломы.
Реализация проекта через образовательные области:
-художественно-эстетическая
-познание-развитие речи.
2.4. Итог проектной деятельности
В итоге проектной деятельности были созданы:
Альбом «Золотая хохлома».
Выставки детских рисунков по декоративно – прикладному искусству «Хохломская роспись», (ложка)
Папка – передвижка «Золотая хохлома»
Дидактические игры;
Музыкальные произведения на CD дисках;
Мини выставка изделий народного промысла Хохлома;
Заключение
Проделанная работа привела к следующим выводам - с помощью данного проекта удалость вызывать интерес у детей к хохломской росписи. Развить навыки и умения детей рисования хохломской росписи.
Проект позволил вызвать интерес и внимание у родителей к народному искусству. Показать, как важно нравственно — патриотическое воспитание детей. Реализация проекта дала мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания.
Так же поставленные задачи внесли в пространственно — развивающую среду новые игры, предметы, связанные с хохломским творчеством.
Считаю, что такие виды прикладного искусства должны развиваться и передаваться из поколения к поколению. Так как они вызывают чувство гордости и достоинства за свою Родину. Ведь именно в нашей стране жили замечательные мастера, создавшие такую декоративную роспись, которая до сегодняшнего дня продолжает удивлять, радовать, согревать сердца людей и являются замечательным украшением наших домов.
Огромная работа по ознакомлению дошкольников с богатейшим искусством русского народа позволяет приобщить детей к национальной культуре. Нам, взрослым, необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми. Взрослые ведут детей по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельности. Конечно, не всем приёмам работы с разными материалами, не со всеми видами народного искусства мы имеем возможность научить ребёнка дошкольного возраста, но главное не в этом. Важно, чтобы они полюбили русское народное искусство, научились наблюдать, уметь использовать элементы народного творчества в самостоятельной художественной деятельности.
Библиография
1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй мир. – Изд-во Баласс, Школьный дом, 2015.
2. Васильев В. Проектно - исследовательская технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. – 2000. – ? 9. – С. 177-180.
3. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005.
4. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий. ФГОС — Изд-во «Детство — пресс», 2015.
5. Леонова Н.Н. Художественно — эстетическое развитие старших дошкольников — Спб: Изд-во «Детство — пресс», 2014.
6. Лыкова И. Золотая хохлома — Изд-во Цветной мир, 2011.
7. Погодина С. Хохлома. Демонстрационный материалам. - Изд-во Айрис — Пресс, 2014.
Приложение 1
Консультация для родителей «Народные промыслы»
Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.
Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков.
У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке.
Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в. Фарфор гжели - одно из ярчайших явлений русской национальной культуры.
Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов. Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов.
Богородская резная деревянная игрушка – один из редких видов русского народного искусства. Центром его является деревня Богородское, расположенная недалеко от Сергиев-Посада. Этот промысел известен с XVII в. Это и фигурки животных и птиц, и всевозможная игрушка с движением. Для изготовления этой игрушки используется в основном липа, мягкая и легкая в обработке.
Несколько слов о матрешке. Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок. Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом.
Конечно же, все знают и любят дымковскую игрушку. Яркие игрушки привлекают внимание и поднимают настроение. Дети всегда с удовольствием рассматривают лошадок, козликов, петушков и т. д.
О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным. Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.
Много интересного и полезного родители почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское.
Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку: " Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная! "
Можно загадать ребенку загадку:
"Все листочки как листочки,
здесь же каждый золотой,
красоту такую люди
называют… .(хохломой).
А рассказ о гжели можно начать с такой сказки: " Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.
Рассказ о матрешке мама может начать, например, так:
"Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:
Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка,
А красавица-девица,
Каждая сестрица -
Для меньшей - темница.
Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые! Вот игрушка и получается у них яркая, радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова и работа».
Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность - " Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом! "
Егорьевск, 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка» для групп раннего возраста (от 1г.6м. до 3 лет)
Рабочая программа по образовательной области «Художественное творчество», образовательному компоненту «Лепка»для групп раннего возраста (от 1г.6м. до 3 лет)...
Рабочая учебная программа по образовательной области «Художественное творчество» образовательный компонент «Лепка» для детей дошкольного возраста (4-7 лет). Кружок «Волшебные пальчики»
Техника пластилиновой живописи в лепке уникальна. Дети с удовольствием открывают и самостоятельно придумаывают новые цвета и оттенки из пластилина. Это разнообразит палитру, сближает лепку с рисование...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Художественное творчество» (изобразительная деятельность) на тему: «Весенний подарок кукле Кате».
Конспект по изобразительной деятельности для первой младшей группы....
разработка совместной образовательной деятельности в рамках проекта "Нить-волшебница". Область "Художественно-эстетическое развитие"
Материал предназначен воспитателям ДОУ...
План непосредственно – образовательной деятельности для старшей группы Образовательная область «Художественное творчество» Продуктивная деятельность. Рисование восковыми мелками. Разработан в соотв. с тематической неделей "День Защитника Отечества"
Продолжать знакомить детей с праздником защитника Отечества. Учить рисовать военный транспорт – танк. Развивать умение вписывать композицию в лист, закрашивать рисунок восковыми мелками. Развива...