Консультация для родителей «Использование проектной деятельности в художественно – эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Леонова Нелли Викторовна

 

Консультация для родителей

«Использование проектной деятельности в художественно – эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 133 г. ЛИПЕЦКА

Консультация для родителей

«Использование проектной деятельности в художественно – эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель Леонова Н.В.

                                 

2017 г

Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.

В соответствии с ФГОС, одной из задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

Формирование интереса у детей  к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении способствует художественно-эстетическое развитие.

 Исходя из этого, необходимо выстраивать систему художественно-эстетического воспитания и развития  на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Поиск новых форм работы привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стал широко использоваться метод проектной деятельности. Новизна опыта заключается в разработке и реализации проектов различной направленности, создающих условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Сущность понятия «художественно – эстетическое развитие»

В наше время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Педагогика определяет художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Задачами образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования являются:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  •  реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития. На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.

В этой работе мы будем рассматривать художественно – эстетическое развитие старших дошкольников через их изобразительную деятельность посредством проектного метода.

Применительно к детскому саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел), поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект, следовательно, обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Цель проектной деятельности — развитие свободной творческой личности ребенка. Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная  от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Положительные моменты технологии проектной деятельности:

  • изменение позиции воспитателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников; изменяется  психологический климат в группе;
  • знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием личного детского опыта, т.е. знания нужны детям и поэтому интересны;
  • приобретение умения рассуждать: дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;
  • развитие коммуникативных навыков: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие — иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута. Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

 Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастных особенностей и  учитывать при выборе и построении модели будущего проекта.

Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, организация воспитательно-образовательной деятельности интересна всем участникам и поэтому продуктивна.

В связи с вышеуказанным одним из эффективных средств решения задач художественно-эстетического развития, метод проектов, является важной формой планирования и организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом, так как знания, приобретаемые в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Подводя итог можно сделать вывод, что наиболее эффективным методом художественно-эстетического развития детей является метод проектов.

А использование нетрадиционных техник в процессе реализации проекта позволит повысить творческую активность, раскрыть творческий потенциал детей, специальные возможности, позволяющие детям самим реализовываться в различных формах и видах творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя старшей группы Янбулатова Е.Н.)

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста. ...

Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Лесная история".

Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста "Лесная история".Тема: Лесная историяЗадачи:1.     Продолжать учить детей р...

Статья. "Проектная деятельность, как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста"

В настоящее время проблема художественно - эстетического развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования...

Использование техники квилинг для художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста

quot;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".В. А. СухомлинскийКвиллинг, бумагок...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Наш город»

Цель: способствовать формированию умения создавать объект из строительного материала в соответствии со схемой.Задачи:способствовать развитию навыков самостоятельной постройки модели дома  по схем...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования («Ниткография») в группе Ягодка» Кружок «Цветные фантазии».

Программное содержание:Программное содержание: - вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы;- развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание о...