Отчёт по самообразованию « Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
учебно-методический материал по математике
Формирование элементарных математических представлений заключается не только в том, чтобы научить ребёнка считать, различать формы и размеры предметов, но и позволяет получить такие жизненно необходимые знания. Эффективное применение математических игр позволяет привести ребёнка к успешному освоению такой интересной науки – математики. Таким образом, математика по праву занимает почётное место в системе дошкольного образования, а обучение математике в игровой форме позволяет повысить уровень знаний детей, и, что немаловажно, привить интерес к занятиям математикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx | 417.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по самообразованию за 2022-2023 учебный год
Тема: « Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Воспитатель Апалькова Е.В.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – относительно недолгий период в жизни человека, но, бесспорно, самый важный и насыщенный с точки зрения познания и приобретения знаний об окружающем мире. Дети получают и обогащают свой интеллектуальный и чувственный опыт, начиная с самого рождения. Родители, а впоследствии и педагоги помогают ребёнку в познании мира.
В дошкольном учреждении одной из главных задач является формирование и развитие математических способностей детей. Математическое развитие оказывает большое влияние на умственную деятельность детей, благоприятно воздействует на развитие интеллекта. Это объясняется тем, что в результате занятий математикой у ребёнка не только накапливаются знания, но и вырабатывается определенный стиль мышления. В математике заложены большие возможности для развития мышления детей, начиная с самого раннего возраста. Трудно бывает нагнать упущенные возможности в формировании математических представлений, если упущен сензитивный период. Психологи установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 3 до 7 лет. Если формирование данных структур происходит позже, то зачастую можно столкнуться с трудностями в изучении математики, часто процесс познания этой науки остаётся незавершённым.
Формирование элементарных математических представлений заключается не только в том, чтобы научить ребёнка считать, различать формы и размеры предметов, но и позволяет получить такие жизненно необходимые знания. Эффективное применение математических игр позволяет привести ребёнка к успешному освоению такой интересной науки – математики.
Таким образом, математика по праву занимает почётное место в системе дошкольного образования, а обучение математике в игровой форме позволяет повысить уровень знаний детей, и, что немаловажно, привить интерес к занятиям математикой.
Тема: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Цель:
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал и повысить уровень готовности детей к обучению в школе.
Задачи:
- Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
- Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
- Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
- Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).
Формирование представлений о числе и количестве:
- развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
Развитие представлений о величине:
- делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
- развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Развитие представлений о форме:
- уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
- учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
- учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Развитие пространственной ориентировки:
- учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
- учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу-вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Развитие ориентировки во времени:
- дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
- учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.
Принципы:
- природосообразности;
- целостного представления о мире;
- психологической комфортности;
- наглядности;
- доступности;
- научности.
Ожидаемый результат.
- Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)
- Учить успешно решает логические задачи;
- Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
- Развивать быстроту мышления;
- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;
- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.
Срок реализации проекта:
Начало с 1 сентября 2022 по май 2023гг. Проект реализуется во вторник во второй половине дня, во время занятий, а также в течение всего дня.
Вид проекта:
долгосрочный, на 2022- 2023 учебный год.
Тип проекта: познавательно исследовательский
Участники проекта:
Дети старшего возраста
Воспитатель группы
Мною были использованы следующие средства:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность детей;
- Работа с родителями.
Этапы работы:
I. – организационный (сентябрь 2022):
Изучение научной и учебно-методической литературы.
II. – основной (октябрь 2022 – апрель 2023)
1.Организация работы с детьми через реализацию перспективного плана работы.
2. Оформление выставки совместных рисунков детей и родителей «Рисуем цифры».
3. Создание игр-головоломок.
4. Создание консультаций для родителей.
III. – заключительный (май 2023)
Итоговая презентация для родителей и педагогов по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Пополнение РППС:
- Создание консультации для родителей « Математические игры в домашних условиях» ;
- Пополнение центра математики Д/И «Сравни и заполни» (карточки + геометрические фигуры);
- Пополнение картотеки дидактические игры «Назови соседей числа», «Встань на свое место», «Цифровой ряд », «Сложи из палочек»;
- Создание консультации для родителей «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста»;
- Создание игр-головоломок;
- Пополнение картотеки с математическими сказками.
Изучение методической литературы по теме:
- Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
- Помораева И.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений». – Москва, Мозаика-Синтез, 2016 г.
- «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
- З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.
- В.Волина «Веселая математика» - Москва,1999г.
- О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» - ООО «Издательство Астрель», 2002г.
- Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» - Москва, 1989г. «Играя, учимся математике». – М.: 2005. Спиридонова Б. В. Ерофеева Т. И «Математические сказки» для детей 6-7 лет - Просвещение Роэсмен 2008 г.итник А.Я. «Логические игры» для детей 6-7 лет -2014г.
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 лет
Месяц | Работа с детьми | Программное содержание |
Сентябрь | Определить уровень математических способностей детей. Конкретизировать представление детей об использовании математики в разных сферах жизни Консультация для родителей «Учим математику дома» «Что общего и чем отличаются» «Подбери по форме» «Найди, кто лишний» «Какой фигуры не хватает?» | 1.Выявление трудностей у детей. 2. Банк диагностических методик по проблеме: «Математические способности детей» Беседы о истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна Учить сравнивать свойства предметов. Закрепить свойства предметов. Закрепить сравнивать свойства предметов. Закрепить свойства предметов. |
Октябрь | Подгрупповая и индивидуальная работа по ФЭМП с использованием счетных палочек. «Что изменилось»
«Третий лишний»
«Четвертый лишний» «Лабиринты: кто кому звонит?» | Развивать мелкую моторику рук. Учить находить свойства предметов. Учить детей умению сравнивать группы предметов. Закрепить умение сравнивать группы предметов Закрепить умение сравнивать группы предметов. |
Ноябрь | «Дорисуй и раскрась» «Продолжи закономерность» «Найди одинаковые игрушки» «Четвертый лишний» | Учить соотношении: часть - целое. Закрепить пространственные отношения: на, под, над. Учить пространственные отношения: справа, слева. Закрепить пространственные отношения: справа, слева. |
Декабрь | «Дорисуй» «Чем отличаются клоуны» «Поменяй признак» «Лабиринты» | Закрепить взаимосвязь между целым и частью. Закрепить числа и цифры 1,2 Учить детей пространственным отношениям: внутри - снаружи. Развивать глазомер и образное мышление |
Январь | «Продолжи закономерность»
«Что общего» «Соедини предметы»
«Дорисуй» | Учить детей дорисовывать фигуры, развивать изобразительные навыки, образное мышление. Учить детей умению составлять равенства. Закрепить с детьми число и цифру 3, активизировать словарь. Закрепить числа и цифры 1-3. |
Февраль | «Догадайся, как надо раскрасить» «Разбей фигуры по признаку» «Какой домик лишний и почему» «Логические цепочки» «Математические загадки» | Закрепить знания детей о геометрических фигурах; учить составлять фигуры из треугольников. Закрепить число и цифру 4. Закрепить представление о многоугольниках. Учить находить закономерности, развивать внимание, умение запоминать. |
Март | «Перехват» «Обведи дорожки» « Реши и раскрась»
«Раскрась так же» | Закрепить число и цифру 5. Закрепить пространственные отношения: впереди - сзади. Учить детей сравнивать группы предметов по количеству. Закрепить сравнение групп предметов по количеству. |
Апрель | «Что сначала, что потом» «Математические задачки» «Вместе весело шагать» «Новоселье» «Математический диктант» | Закрепить у детей представления о понятиях «сначала-потом», учить правильно устанавливать причинно-следственные связи, используя наглядность. Умение решать простейшие задачи. Продолжать развивать навык ориентировки в пространстве. Учить детей ориентироваться в пространстве квартиры. |
Май | Тангран «Сложи фигуру» «Части суток» Палочки Кюизенера» Итоговое занятие «Математическое королевство» | Расширять представление о геом. фигурах. Игра на закрепление временных представлений Развивать у детей представление о числе на основе цвета и измерения Закрепить пройденный материал. |
ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6-7 лет
Месяц | Работа с детьми | Программное содержание |
сентябрь | Консультация для родителей «Развитие математических способностей у дошкольника» | |
Октябрь | «Штриховка». «Назови лишний предмет». «На что похоже?». «Считай дальше» | Сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования, уметь ориентироваться на листе бумаги. Развивать аналитическое мышление Упражнять в назывании предметов, изображенных на картинке. Закреплять умение считать до 10. |
ноябрь | «Пройди по лабиринту» «Водяной – шутник» «Расколдуй изображение» «Рисуем бусы» | Развивать зрительную ориентировку. Учить осуществлять обследование предметов поочерёдно при помощи зрения и осязания, сопоставлять и комментировать полученные результаты. Учить находить изображение цифр в заколдованном рисунке. Называть цвета и показывать соответствующий карандаш |
декабрь | «Внимательные художники» «Логическое домино» «Сбежавшие числа» «Нарисуй по памяти» | Развитие зрительного восприятия. Развивать зрительное восприятие, пространственное мышление. Классифицировать и сравнивать предметы по цвету или форме. Развивать внимательность и зоркость к знаково – символическим обозначениям. Учить детей воспроизводить по памяти содержание рисунка. |
январь | «Назови соседей» «Большие и маленькие фигуры» «Найди отличия»
«Роботы». | Закреплять у детей навык называть последующее и предыдущее число названному Учить называть все геометрические фигуры. Соединить фигуры с подходящей к ней маленькой. Развивать внимание, наблюдательность, умение находить сходство и различие Закрепить геометрические фигуры |
февраль | «Лабиринт» «Где моё место?»
«Указываем направление». «Кораблик Плюх – Плюх» | Развивать зрительную ориентировку. Учить детей устанавливать закономерность, вычеркивать лишнюю фигуру, правильно располагать предметы, развивать логическое мышление. Умение слышать словесное указание и выполнять задание в тетради. Учить решать задачи на сообразительность, способствовать освоению пространственных отношений; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. |
март | «Чудо – крестики» «Найди и обведи» «Рисуем кошку» Палочки Кюизенера» | Совершенствовать процессы логического мышления, внимания, пространственного мышления. Развитие мелкой моторики рук. Продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку. Развивать у детей представление о числена основе цвета и измерения. |
апрель | «Торопись, да не ошибись» «Будь внимателен!» «Моделирование из геометрических фигур»
«Соедини точки по образцу» | Закрепить знания состава числа первого десятка. Учить обводить фрагмент изображения в каждой строке Упражнять в знании геометрических фигур, определять многоугольники, учить правильно отвечать на вопрос: сколько? Учить детей быть внимательными, ориентироваться в пространстве. |
май | «Цирк» Чтение детям сказки «Про козленка, который умел считать до десяти» Задачи-шутки. «На островах математики» | Проверка знаний о счете, умения самостоятельно решать математические задачи. Развивать у детей усидчивость, внимание. Развивать у детей находчивость, смекалку, понимание юмора. Закрепить пройденный материал. |
Мероприятия с родителями в рамках реализации плана по самообразованию
- Наглядная агитация (стенды, памятки, буклеты, тематические папки с практическим материалом).
- Консультации, беседы, родительские собрания.
- Выставки.
- Сотрудничество в изготовлении дидактического материала, игр и пособий для реализации данного плана.
Риски и пути преодоления рисков
Особенности индивидуального развития ребенка;
Отсутствие мотивации ребенка и родителей;
Для устранения данного риска я включила в план инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и, как правило, представлены в игровой форме. Это стимулирует познавательную активность детей.
Диагностика .
Начало года: Конец года:
Высокий уровень – 7, 9 % Высокий уровень – 56,9%
Средний уровень – 47,% Средний уровень -38, 8%
Низкий уровень 44,3% Низкий уровень – 4,3%
Вывод
Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Дидактическая игра – это один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. При этом у детей развиваются произвольные память и внимание.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Консультация для родителей
"Математические игры в домашних условиях".
«Учиться можно только весело»
Французский романист Анатоль Франс.
Для того, что бы сформировать познавательные интерес у ребёнка необходимо выбрать наиболее эффективные средства. В дошкольном возрасте ребёнок всё познаёт через игру, это ведущий вид деятельности, в котором ребёнок получает новые знания. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме
Эта консультация об играх, и о том, как с ними играть, но эти игры необычные их нельзя купить в магазине, а их надо сделать самим.
Для занятий дома родители должны иметь: мелкие игрушки, предметы; карточки – картинки; силуэты птичек, фруктов, животных; геометрические фигуры разные по цвету и величине и т.д. Этот материал должен храниться отдельно от игрушек, которыми ребенок играет ежедневно и для каждого занятия отбирается в строгом соответствии с целью игры.
Уважаемые родители, ниже предлагаем Вашему вниманию простые и увлекательные игры, направление на развитие математических способностей. В игры Вы сможете поиграть с Вашим ребёнком дома.
Игры для закрепления количества и счета.
«Посчитай яблоки».
Схематично изобразите несколько тарелок, в каждой из которых - разное количество конфет или яблок. Попросите ребёнка обозначить цифрами количество яблок в тарелках. В какой тарелке больше яблок? Почему? Значит, цифра ,обозначающая количество яблок в этой тарелке, больше остальных чисел. Таким образом, сравнивая количество яблок в каждой тарелке, рассмотрите каждую цифру.
«Что изменилось?»
Предложить ребёнку пересчитать игрушки, а затем отвернуться. Взрослый меняет местами предметы или игрушки, ребёнок должен объяснить, что изменилось.
«Волшебная радуга» – картинка с изображением радуги для закрепления порядкового счёта (первая полоска красного цвета, вторая… и т.д.)
«Весёлый счёт».
Игру можно проводить на улице, по дороге в детский сад или из детского сада. Ребенку предлагается посчитать объекты, встречающиеся на пути: деревья, машины, цветы и т. д. Необходимо только именовать каждое число при пересчете предметов: например, одно дерево, два дерева, три дерева и т. д., и следить за четким проговариванием падежных окончаний числительных и существительных.
Игры и упражнения для закрепления понятия формы
«Найти предмет указанной формы».
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Из каких фигур состоит машина?»
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Коврик».
Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
«Найди предмет такой же формы».
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
«Какая фигура лишняя?».
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
Варианты:
- группировать по форме реальные предметы по 2-3 образцам, объяснять принцип группировки.
Игры и упражнения на закрепление понятия величины.
«Сравни предметы по высоте».
Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
«Палочки в ряд».
Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.
Варианты:
детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины ромбы разного цвета и формы.
«Самая длинная, самая короткая».
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты:
- сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
«Нарисуйте желтую дорожку длиннее серой».
«Найди предмет длиннее (короче, шире, уже)».
Скажи наоборот» ( ручеек узкий, а река широкая. Ветка тонкая ,а дерево толстое и т.д.)
«Разложи по размеру».
Ребенок раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Варианты:
- дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве.
«Какая рука?»
На картинке нужно определить, в какой руке девочка держит флажок, в какой руке мальчик держит шар, на какой ноге стоит девочка и т. д.
«Покажи правильно».
Взрослый на кукле показывает разные части тела в быстром темпе. Дети должны показать эту же часть на себе (левая нога, правая рука, левая щека и т. д.).
«Твой путь в детский сад».
Ребенку предлагают рассказать, как он идет в детский сад (в магазин, в парк и т. д.). В процессе рассказа уточняйте у ребенка, что находится справа от дороги, слева, впереди, сзади и др.
«Выполни задание».
Ребенку предлагают различные задания на ориентировку в пространстве комнаты и на улице.
Варианты:
определить местоположение отдельных предметов мебели;
определить местоположение других детей относительно себя;
определить местоположение других детей относительно себя при повороте на 180 градусов;
определить местоположение предметов относительно друг друга.
расположить предметы в пространстве по инструкции педагога (по образцу, макету, рисунку).
«Назови самые высокие и самые низкие предметы в комнате». Ребёнок называет предметы, объясняя, где они находятся, а затем сравнивают некоторые из них с помощью условной мерки (или метра).
Игры и упражнения на закрепление понятия «времени».
«Когда это бывает?»
Спросите у ребенка, знает ли он, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т.д. ответы ребенка показывают, в какой мере он соотносит те или иные явления и труд человека с временем года. Затем договоритесь с ребенком о том, какое время года будете описывать. Перебрасывая мяч друг другу, они называют признаки данного времени года. Выигрывает тот, кто назовет больше признаков.
«Домики времён года».
Материал: 4 домика разного цвета (красный-лето, желтый - осень, синий – зима, зелёный – весна), картинки: 4 девочки в разноцветных платьях (времена года), картинки с изображением природы (по месяцам), предметные картинки.
Покажите ребёнку домики и расскажите, что в каждом из них живет определенное время года. Определите в каком домике, какое время года живёт. Вместе с ребёнком назовите месяцы каждого времени года по порядку, подберите соответствующие картинки и вставьте их в окошечки. Покажите ребенку различные изображения предметов и определите, в какое время года используются эти предметы и почему.
«Лови, бросай, дни недели называй».
По очереди подбрасывая мяч, последовательно называть дни недели. Взрослый может начать с любого дня: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…».
Рекомендуем сделать с малышом паровозик, каждый вагон подпишите по дням недели. Смастерите вагоны разных цветов (можно взять цвета радуги по порядку, тогда малыш выучит еще и их), подпишите номера вагонов, это поможет выучить еще и цифры от 1 до 7.
Каждый день недели разного цвета (цвета радуги).
Понедельник – первый день, он начинает неделю.
Вторник – второй день.
Среда – этот день недели посреди недели, серединка.
Четверг – четвертый день.
Пятница – пятый день.
Суббота – кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.
Воскресенье – самый последний день недели, седьмой.
«Что мы делали».
Взрослый говорит предложение – задание: «Покажите, что вы делали утром». Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего угадать, что изображает играющий. Такую же игру проводим со словами «вчера», «сегодня», «завтра».
Сложи квадрат.
Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей и предложите ему составить из них фигуру. Разнообразить задания можно до бесконечности.
Успехов вам и вашим детям!
«Ниже - выше».
Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д.
«Цвета».
Игра развивает логическое мышление, наблюдательность. Предложите ребёнку назвать предметы, которые он видит вокруг себя, красного цвета, затем зелёного и так далее.
«Назови лишнее слово».
Данная игра поможет развить у ребенка математические представления. Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». Например: 1. Мяч, кубик, солнце, обруч. (Лишнее слово – кубик, потому что он квадратной формы, а все остальные предметы круглой формы). 2. Вишня, огурец, помидор, клубника. (Лишнее слово – огурец, потому что он зелёного цвета, а все остальные – красного).
Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка.
Уважаемые, родители, больше играйте с детьми! Поощряйте своего ребенка в желании учиться!
Математические загадки для дошкольников
Математические загадки в стихах помогут научить счету. Ребенок учится воспринимать и запоминать на слух, мыслительные процессы ведут к развитию памяти. Дети легко обучаются в игровой форме, а применение веселых математических загадок позволяет заинтересовать малыша и вовлечь его в занятия.
Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Вот смотри, не будь разиней:
Красный, черный,
Желтый, синий.
Отвечай - в руке моей
Сколько всех карандашей?
(4 карандаша)
Вот посмотрите,
Скажите, ребята,
Сколько углов
У любого квадрата?
(4 угла)
Упал орех у тропинки,
Разбился на две половинки.
Никак не поделят три ворона
Две половинки поровну.
Но тут - такая потеха!
Упало еще два ореха
И тоже на две половинки
Разбились у той же тропинки.
Теперь-то три черных ворона
Добычу поделят поровну!
Желаем им в этом успехов!
Но каждому ворону,
Ежели поровну,
Сколько досталось орехов?
(по одному ореху)
Барсучиха-бабушка
Испекла оладушков.
Угостила двух внучат -
Двух драчливых барсучат.
А внучата не наелись,
С ревом блюдцами стучат.
Ну-ка, сколько барсучат
Ждут добавки и молчат?
(ни одного)
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведерке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведерка,
Появился хитрый кот...
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесет?
(ни одного)
По дороге два мальчика шли
И по два рубля нашли.
За ними еще четыре идут.
Сколько они найдут?
(ни одного)
Десять деревьев было в саду.
Восемь срубили в прошлом году.
Ответ я, ребята, никак не найду:
Сколько деревьев осталось в саду?
(Чтобы тут найти ответ,
И считать не надо.
Коль восьми деревьев нет,
Значит, нет и сада).
У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
А сколько у сестры?
(1 мандарин)
Три голубя белых на крыше сидели.
Два голубя снялись и улетели.
Ну-ка, скажите мне поскорей,
Сколько осталось сидеть голубей?
(1 голубь)
Задали детям в школе урок:
Прыгает в поле десять сорок.
Девять взлетели, сели на ели,
Сколько осталось в поле сорок?
(1 сорока)
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
(2 карандаша)
Три яблока.
Одно сорвать
Ручонка так и тянется.
Но прежде надо сосчитать -
А сколько же останется?
(2 яблока)
В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько стало голосов?
(2 голоса)
Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно
Училось сорок?(3 сороки)
В класс вошла Марина,
А за ней - Ирина,
А потом пришел Игнат.
Сколько стало всех ребят?(3)
На тарелочке семь слив,
Вид их очень красив.
Съел четыре сливы Павел.
Сколько мальчик слив оставил?(3 сливы)
Три бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
Девять шишек принесла.
Разделите на троих -
Сколько каждому из них?(по три ореха)
Пять ребят в футбол играли
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет?(играет 4 ребят)
В кружку сорвала Марина
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке?(4 ягоды)
Я рисую кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки.(4 окна)
У пеструшки пять цыплят.
У крякушки пять утят.
- Пять плюс пять,-
Спросил Николка,-
Это ж вместе будет сколько?(10 цыплят)
Два мяча у Ани,
Два мяча у Вани.
Два мяча да два.
Малыш!
Сколько их?
Сообразишь?(4 мяча)
Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало?(4 кошечки)
К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей - сорок
Прилетело на урок?(4 сороки)
Ежик по грибы пошел,
Десять рыжиков нашел.
Восемь положил в корзинку,
Остальные же - на спинку.
Сколько рыжиков везет
На своих иголках еж?(2 гриба)
Хорошенько посмотри -
Есть две ручки на двери.
Двери можно посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будь прилежен.
Не зевай.
Сколько ручек?
Отвечай!(10 ручек)
Квочка решила
Цыплят посчитать.
Три петушка,
Да курочек пять.
А сколько их вместе?
Трудно узнать.
Она до пяти лишь
Умела считать.(8 цыплят)
Начинаем отнимать.
Кренделечков было пять,
А теперь осталась пара.
Сколько съела их Тамара?(3 кренделечка)
За неделю наш Марат
Съел четырнадцать гранат.
Посчитайте, коль не лень,
Сколько их съедал он в день?(2 граната)
Есть у бабушки Маруси
Кот, коза, щенок и гуси.
Кот мурлычет на крылечке.
Шесть гусей плывут по речке.
Где коза лозу грызет,
Щиплет гусь траву осот.
Из тарелочки Трезорки
Два гуся щипают корки.
Посчитайте поскорей,
Сколько вместе всех гусей?(9 гусей)
Папа, мама, братик, я -
Вот и вся у нас семья.
Все мы любим на обед
Съесть по парочке котлет.
Сколько маме, каждый раз,
Нужно жарить их для нас?(8 котлет)
Мы дали Лариске четыре ириски.
Еще три ириски мы дали Бориске.
Потом три ириски мы дали Лариске,
Четыре ириски мы дали Бориске.
Так сколько ирисок теперь у Лариски
И сколько ирисок всего У Бориски?
(Их нет у Лариски и нет у Бориски -
Давно уже съели они Все ириски)
Едут с горки три сестрички,
На ручонках рукавички.
Подскажите, у сестричек
Сколько вместе рукавичек?(6 рукавичек)
Собралась к обеду вся семья:
Папа, мама, бабушка и я,
И еще сестренка со щенком,
И с котенком маленький Пахом.
А теперь скажите мне, кто может,-
Сколько на столе должно быть ложек?(6 ложек)
Вот ребята вам задача.
На лесной опушке дача.
А на даче баба с дедом,
Папа с мамой, брат и я.
Посчитайте-ка, ребята,
Велика ль у нас семья,
Если есть еще сестренка
Несмышленая
В пеленках
И отсутствует один
Самый старший брат
Вадим.(8 человек)
Съели утром Нелли с Ниной
По две груши с половиной.
Сколько Нина, вместе с Нелли,
Этих груш на завтрак съели?
(5 груш)
Ориентировка во времени
Игра «Живая неделька»
Цель: закреплять названия дней недели, их последовательность; развивать внимание.
Материал: два набора карточек с цифрами от 1 1 до 7; фишки.
Вариант 1. Игровые действия: дети делятся на две команды по семь человек, для каждой команды на столе лежит набор цифр изображением вниз. Дети передвигаются по группе в произвольном порядке. По сигналу воспитателя они бегут к своим столам и берут по одной карточке. Каждая команда выстраивается по порядку в соответствии с выбранными цифрами. Педагог дает задания участникам игры, например, «Вторник», топни ногой три раза; «Третий день недели», назови себя и подпрыгни 4 раза. И т. д. Тому, кто правильно выполнит задание, дается фишка. Выигрывает та команда, которая насобирала большее количество фишек.
Вариант 2. Игровые действия: «построить» неделю со «вторника» (с «пятницы» и т. д.); ответить на вопросы воспитателя. Воспитатель.
- «Среда», назови своих «соседей».
- «Пятница», какой день недели будет после тебя?
- «Воскресенье», какой день недели был перед тобой? И т. д
Игра «Назови пропущенное слово»
Цель: содействовать развитию представлений о временах года, частях суток, днях недели.
Материал: мяч.
Игровые действия: дети образуют круг, ведущий стоит в центре. Он начинает фразу и бросает мяч одному из играющих, ребенок, поймавший мяч, добавляет недостающее слово и возвращает мяч.
Воспитатель.
- Утром я пришел в детский сад, а вернулся домой... (вечером).
- Если вчера была пятница, то сегодня —... (суббота).
- Каждое воскресенье мы ходим в парк. И вчера тоже ходили, какой день недели сегодня? (Понедельник.)
- За понедельником был вторник, а за четвергом будет... (пятница).
- Зиму сменяет весна, а какое время года сменит весну? (Лето.) И т. д.
Игра «Дни недели»
Цель: содействовать развитию временных представлений; закрепить знание дней недели.
Материал: мяч.
Игровые действия: дети стоят по кругу, педагог — в центре с мячом. Он бросает мяч кому-либо из детей и задает вопросы, ребенок, поймавший мяч, отвечает.
Воспитатель:
- Назови день недели после вторника.
- Назови день недели между вторником и четвергом.
- Какой день недели перед пятницей?
- Какой день недели сегодня?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра? И т. д.
Если кто-то из играющих не может сразу дать ответ, ведущий просит остальных детей помочь ему. Роль ведущего могут исполнять дети, передавая по кругу мяч и задавая вопросы друг другу.
Игра «Раз, два, три — вслед за мною говори!»
Цель: развивать временные представления о последовательности частей суток, дней недели; закреплять знание названий месяцев, времен года.
Материал: мяч.
Игровые действия: дети стоят по кругу, ведущий 4с мячом — в центре. Он бросает мяч со словами: — Раз, два, три — вслед за мною говори «пятница» (суббота, воскресенье, понедельник — продолжает ребенок).
— Раз, два, три — вслед за мною говори «вечер» (ночь, утро, день).
— Раз, два, три — вслед за мною говори «октябрь» (ноябрь, декабрь, январь).
— Раз, два, три — вслед за мною говори «лето» (осень, зима, весна). И т. д.
Игра «Что лишнее?»
Цель: содействовать развитию временных представлений; закреплять знания времен года, месяцев, сезонов, частей суток.
Вариант 1. Игровые действия: найти «лишнее» среди перечисленных педагогом понятий и объяснить почему.
- Осень, вечер, зима. (Вечер, так как это часть суток.)
- Апрель, март, июнь. (Июнь, так как это летний месяц.)
- Утро, день, осень. (Осень, так как это пора года.)
- Ночь, понедельник, среда. (Ночь, так как это часть суток.)
- Февраль, март, январь. (Март, так как это весенний месяц.)
Вариант 2. Игровые действия: обобщить перечисленные понятия и продолжить их.
- Сентябрь, октябрь... (ноябрь — осенние месяцы).
- Утро, день... (вечер, ночь — части суток).
- Вторник, среда...(четверг — день недели). И т. д.
Игра «Двенадцать месяцев»
Цель: обогащать представления о месяцах, об отношениях между ними; учить соотносить названия сезонов с названиями месяцев.
Материал: 12 карточек (условные обозначения месяцев по сезонам (3 зеленых, 3 синих, 3 красных, 3 желтых)).
Игровые действия: на столе лежат карточки, перевернутые изображением вниз. Дети двигаются по группе в произвольном порядке. По сигналу воспитателя ребята берут карточки и строятся по сезонам. Дети превращаются в 12 месяцев.
Воспитатель
- Летние месяцы, назовите себя по порядку.
- Первый месяц весны, как тебя зовут?
- Второй месяц осени, назови себя.
- Первый месяц года, назови себя.
- Последний месяц года, как тебя зовут? И т. д.
Игра «Который час?»
Цель: формировать умения определять сколько времени, пользуясь часами с точностью до часа, получаса.
Материал: макет часов с движущимися стрелками; фишки.
Игровые действия: показать на макете часов столько времени, сколько раз воспитатель хлопнет в ладоши (5 часов, 1 час, 9 часов, 12 часов). Воспитатель
- Покажите половину пятого, половину второго.
- Считаем пятерками по цепочке. (Во время счета педагог показывает цифры на циферблате.)
Педагог показывает время на часах, а дети определяют, который час. За правильный ответ дети получают фишки.
Игра «Раньше — позже»
Цель: расширить временные представления детей; уточнить отношение «раньше — позже».
Материал: картинки для развития временных представлений (цветы—ягоды, зерно—мука, яйцо — птенец, зима — весна и т. д.).
Вариант 1. Игровые действия: детям раздаются картинки, на которых прослеживаются временные представления «раньше — позже». Дети должны разложить их по порядку и ответить на вопрос «Что было раньше? Что позже?». Если нет картинок, можно задавать вопросы без наглядности.
Вариант 2. Игровые действия: вспомнить сказку «Колобок» (любую другую сказку) и выложить картинки в правильной последовательности. После выполнения задания воспитатель уточняет у детей, что согласно содержанию сказки, было раньше, а что позже.
Упражнения с палочками Дж. Кюизенера.
1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребенком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
2. Возьми в правую руку как можно больше палочек, а теперь в левую.
3. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
4. Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
5. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребенку нужно найти место для остальных палочек.
6. Можно строить как из конструктора объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.
7. Раскладываем палочки по цвету, длине.
8. Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?
9. Положи столько же палочек, сколько и у меня.
10. Выложи чередующиеся палочки: красная, желтая, красная, желтая (в дальнейшем ритм усложняется).
11. Выложите несколько палочек, предложите ребенку их запомнить, а потом, пока ребенок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребенку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
12. Выложите несколько палочек и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть все на место.
13. Выложите перед ребенком две палочки. Какая палочка длиннее? Какая короче? Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
14. Выложите перед ребенком несколько палочек и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
15. Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной.
16. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.
17. Попросите показать вам красную палочку, синюю, желтую.
18. Покажи палочку, чтобы она была не желтой.
19. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки. Какие они по длине? Какого они цвета?
20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее желтого, короче синего.
21. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребенка «поставить палочки парами».
22. Назовите число, а ребенку нужно будет найти соответствующую палочку (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребенок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображенными на них точками или цифрами.
23. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.
24. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.
25. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
26. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.
27. Перечисли все цвета палочек, лежащих на столе.
28. Найди в наборе самую длинную и самую короткую палочку. Поставь их друг на друга; а теперь рядом друг с другом.
29. Выбери 2 палочки одного цвета. Какие они по длине? Теперь найди 2 палочки одной длины. Какого они цвета?
30. Возьми любые 2 палочки и положи их так, чтобы длинная оказалась внизу.
31. Положите параллельно друг другу три бордовые палочки, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже. 32. Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке. Получится плоскостной квадрат.
33. Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной.
34. С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на нее и назови ее цвет (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).
35. С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?
36. С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек желтая, то можешь определить цвет другой палочки?
37. У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай ее цвет.
38. Назови все палочки длиннее красной, короче синей и т.д.
39. Найди две любые палочки, которые не будут равны этой палочке.
40. Строим из палочек пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и желтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.
41. Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладем три белых палочки – им соответствует голубая и т.д.
42. Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке.
43. Из каких двух палочек можно составить красную? (состав чисел)
44. У нас лежит белая палочка. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.
45. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)
46. На сколько голубая палочка длиннее розовой?
47. Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной.
48. Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон.
49. Составь поезд из двух желтых палочек. Выстрой поезд такой же длины из белых палочек.
50. Сколько розовых палочек уместится в оранжевой?
51. Выложи четыре белые палочки, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребенка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырех, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?
52. Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20.
53. Выложите из палочек фигуру, и попросите ребенка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребенка листом бумаги).
54. Ребенок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу желтую и т.д.
55. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой, а или в квадрат.
56. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.
Дидактическая игра «Судоку»
Цель игры: развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления; закрепление знания цветов; закрепление знания геометрических фигур, цифр, знаков.
Правила: На игровом поле из 9 (16) клеток необходимо разместить геометрические фигуры так, чтобы в каждом столбике и строке каждая фигура встречалась только один раз. Для начала нужно рассмотреть карточку с заданием, затем найти ряды, в которых уже по условию известны фигуры. Найти необходимые среди разрезных и положить на пустую клетку игрового поля. Проверить и потом двигаться дальше. И так до тех пор, пока не заполнятся все пустые клетки на карточке.
Усложнённый вариант: У детей только пустое игровое поле. Нужно разложить квадратики по своим местам, опираясь на ранее полученные
знания.
Стихи по ФЭМП
Двенадцать месяцев в году В свою играют чехарду:
Январь очень любит на санках кататься, Февраль очень любит снежками кидаться.
А март очень любит пускать корабли, Апрель весь снежок убирает с земли.
Май деревца одевает листвой, Июнь же - клубничку приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать, А август любитель грибы собирать.
Сентябрь разным цветом покрасит листочки, Октябрь льёт дождиком, словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озёра, Декабрь на окнах рисует узоры.
И вот с декабрем завершается год, Он ёлку ребятам в подарок несёт.
Сто лет пробежит - и закончится век. И время не может замедлить свой бег.
*****
В вечном танце
Земли и Солнца
Месяц за месяцем
Год пронесется.
Кружится в вальсе
Наша планета
Быстро скользит
По созвездий паркету —
Бал продолжается!
Снова как встарь
Год начинает морозный
Я н в а р ь.
Мягкою шубой укрылась земля,
В парке под снегом спят тополя.
Станем на лыжи — и в белую даль!
А на дворе уже злится
Ф е в р а л ь.
Бурь и ветров суровый приют
Холоден этот месяц и лют:
Снегом колючим бросается в лица.
Ночью голодным пичужкам снится
Теплое лето,
И думаем мы:
«Кажется нету конца у зимы!»
М а р т на пороге,
Солнце смеется!
Скоро веселый танец начнется:
Танец ручьев,
Танец капели,
Стихнут надолго злые метели.
Скоро не будет талого снега.
Слышишь — грохочет?
Это с разбега
Льдины круша
И кидая на мель
Вешние воды несут нам
А п р е л ь.
Мир затопило солнечным светом,
М а й начинается —
Близится лето.
Сорви одуванчик,
на зонтики дунь —
Кружась, прилетят они
Прямо в И ю н ь.
Яркое солнце землю греет,
Ночь все короче,
День все длиннее.
22 июня, и вот: года вершина —
Солнцеворот!
Лето, жара и не верится мне —
Путь свой Земля повернула к зиме.
Но далеко до морозов и бурь,
Царствует знойный месяц
И ю л ь.
Кузнечиков звон, слепящее небо.
Корзину бери и туда, где ты не был
Пойдем по тропинке за лес, за поля,
Туда, где сливается с небом земля.
Видишь под елкой маслят хоровод —
Их танец веселый
Нас в А в г у с т зовет.
Воздух здесь полон прощания с летом,
Запахом яблок, солнцем согретых,
Свежим дыханьем осенних дождей.
Лето прошло — только ты не жалей.
День приближается очень веселый —
Встретишься скоро с друзьями
И школой!
Скоро С е н т я б р ь
Свой достанет мольберт —
Месяц художник, месяц поэт:
Яркими красками вспыхнут леса,
В небе слышны журавлей голоса.
Каждый из листьев в пруду как корабль.
Ветер их кружит и гонит
в О к т я б р ь.
Все стало желтым —
Пожухла трава.
Желтым ковром облетает листва —
Словно рассыпали с золотом ларь.
А у порога —
Дремотный Н о я б р ь.
Вычернил дождик деревьям кору,
Прелою хвоей пахнет в бору.
Слышишь на улице крики и смех?
Рады все люди —
Идет первый снег!
Вихри снежинок столбом поднимая
Скоро примчатся из дальнего края
Ветры. И с ними —
Д е к а б р ь седой.
С посохом, в шубе,с большой бородой.
Холод и ночь он с собою ведет —
Близится зимний Солнцеворот:
Время покоя и сна для природы,
А для ребят —
Радость Нового Года!
Месяц за месяцем,
В танце Земли
Снова к началу времен
Мы пришли.
Встанем под елку,
В большой хоровод,
Крикнем: «Ура!
Наступил Новый год!»
Будем смеяться,
Будем плясать.
Будем всем людям на свете
желать
Того, что желает
Друзьям человек
Из года в год,
Из века в век!
Дни недели
В ПОНЕДЕЛЬНИК Черепаха Ткань купила на рубаху.
ВТОРНИК - резала, кроила.
В СРЕДУ шила, шила, шила…
К ЧЕТВЕРГУ она устала,
Так что в ПЯТНИЦУ дремала.
Пробудилась лишь в СУББОТУ.
Осмотрев свою работу,
День утюжила творенье.
Примеряла в ВОСКРЕСЕНЬЕ.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
В понедельник я стирал, А во вторник подметал.
В среду с медом пек калач, А в четверг играл я в мяч,
В пятницу посуду мыл, А в субботу торт купил.
В воскресенье отдыхал, Сказки добрые читал.
Части суток
Я хочу Вам объяснить, Как на части день делить.
Каждый может по часам Время дня увидеть сам.
Утром солнышко встает, За окошком рассветет.
Просыпаться нам пора, В детский сад идти с утра.
Вот на улице светло, Время полдника пришло.
Мы гулять, играть идем, Много дел бывает днем !
Вот и солнышко садится, Это вечер к нам стучится.
Вся семья вернется в дом, Соберется за столом.
День закончился давно. На дворе совсем темно.
Ночь приходит. Нам она Доброго желает сна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
План развития воспитателя на 5 лет...
План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель: Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...
Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...
Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".
Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...
План по самообразованию по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником ...
план самообразования «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Дошкольный возраст – относительно недолгий период в жизни человека, но, бесспорно, самый важный и насыщенный с точки зрения познания и приобретения знаний об окружающем мире. Дети получают и обо...
План работы по самообразованию на Тему: «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
В дошкольном учреждении одной из главных задач является формирование и развитие математических способностей детей. Математическое развитие оказывает большое влияние на умственную деятельность детей, б...