Основы формирования функциональной грамотности дошкольников
методическая разработка

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir._funktsion._gram.docx18.51 КБ

Предварительный просмотр:

Основы формирования функциональной грамотности дошкольников

На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предошкольный период воспитания.

Еще Шалва Александрович Амоношвили сказал, что мы принуждаем наших детей заучивать огромный груз мёртвых знаний, на что уходит особо ценное время жизни. Именно на этом отрезке жизни, а не потом когда-либо, растущий и взрослеющий человек мог бы получить мощное развитие талантов и способностей, познавательных мотивов и взглядов, составить в себе целостную картину мира.

Актуальным взглядом в политике образовании становится необходимость в организации педагогической деятельности, ведение новых подходов в педагогической практике, который тесно связан с повседневной жизни дошкольников и с формированием основ функциональной грамотности.

Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: и в детских садах, и в школах, и в Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию. Почему же она становится такой важной?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека.

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видов его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.

Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:

• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;

• возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее.

Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО, который направлен на:

• формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста;

• формирование речевой активности дошкольников;

• формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников;

• формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Российские международные средства показывают, что многие российские школьники, обладая значительным объемом знаний, грамотно пользоваться этими знаниями, не умеют и до недавнего времени понятие «Функциональная грамотность» в Российском образовании уделялось недостаточное внимание. Педагогический процесс, осуществляемый в традиционной форме, с опорой на объяснительно-демонстративный метод сейчас не эффективен. Это доказывает практика. Этот метод требует от детей воспроизведение услышанного, прочитанного, активизирует конкретно образное мышление в ущерб логическому абстракту. А если этот ребенок с особенно образовательными потребностями, которому нужен особый дифференцированный подход. А как здесь быть?

Так что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянные приобретаемые знания, навыки и умения для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Каждый педагог дошкольной образовательной организации должен понимать, что функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сформированность предпосылок УУД).

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Таким образом, можно сказать, главное и сделать вывод, что функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. То есть

Функциональная грамотность связана с готовностью:

- добывать знания;

- применять знания и умения;

- оценивать знания и умения;

- осуществлять саморазвитие.

Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей. Это математическая грамотность, естественнонаучная и читательская грамотность. Из которых формируются глобальные компетентности.

Читательская грамотность:

- способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;

- расширять свои знания и возможности;

- участвовать в социальной жизни.

Естественнонаучная грамотность

- способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Математическая грамотность

- способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Что такое читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность, я об этом говорить не буду, т. к. об этом скажут коллеги.

Из этого вытекает глобальные компетенции.

Так что такое глобальные компетенции? Это:

- способность действовать индивидуально в зависимости от различных ситуаций, которые могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской, естественнонаучной грамотностью и умением работать, конечно же, в команде;

- способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

И инструментарий педагога должен, направлен, прежде всего, на управление поведений, на разрешение конфликтов, на умение правильно вести себя в незнакомой среде – культурной, профессиональной, социальной.

И на это нацелена государственная политика в сфере образования.

Конечно, для достижения детьми максимальных результатов необходимы:

- высокий уровень теоретической и практической подготовки воспитателя,

- организация и совершенствование предметно- развивающей среды

- грамотный, продуманный подход к организации всех режимных моментов с уместным использованием развивающих методик проблемного обучения и учетом индивидуального подхода к ребенку.

Функциональная грамотность – это не просто норма, но и обязанность педагога, наше с вами самообразование и саморазвитие.

Желаю всем успехов и высоких результатов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».

Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкальн...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников....

«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»

    Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах   одной из главных   функционал...

Игры на развитие смыслового чтения у детей старшего дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности

Смысловое чтение  в дошкольном возрасте предполагает развитие у ребёнка способности работать с текстовой информацией, воспринимать её на слух, обдумывать, анализировать, запом...

Проект "Формирование функциональной грамотности дошкольников по средствам методики Lesson study."

Исследование занятия – уникальная техника, с помощью которой воспитатели могут учиться и развивать свои практические знания вместе, что влияет на качество обучения и помогает коллективу всего де...

Основы формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста так как она становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах...