Сценарные планы занятий
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Конспекты занятий
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальное логопедическое занятие “Постановка звука «Ц»”.
Тема: Звук [Ц].
Цель: Постановка звука [Ц
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
формировать правильное произношение звука [Ц];
уточнить акустический и произносительный образ звука [Ц].
2. Коррекционно-развивающие:
учить правильно произносить звук [ц] с механической помощью и по подражанию;
продолжать учить выделять звук [ц] из ряда звуков;
закреплять диафрагмальный тип дыхания;
развивать плавный длительный выдох;
закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений. Закреплять звук [Ц] в изолированной позиции, в слогах;
развивать фонематические представления;
развивать мелкую моторику;
развивать слуховое внимание;
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия;
формировать положительное отношение к занятиям.
Оборудование: Игрушка «Цыпленок»; игрушечный забор; игрушка поезд, зеркало, набор карточек «Артикуляционная гимнастика» шпатель для постановки звука [Ц]; набор предметных картинок с изображением фруктов, овощей, цветов ( по 3 шт); игрушки ( слоненок, волчонок, утенок); пособие «Кнопки»; зрительный символ звука [Ц]; мозаика.
Ход занятия:
1.Орг. момент. К нам сегодня в гости пришел Цыпленок. Он хочет поиграть с тобой и у тебя поучиться.
2.Артикуляционная гимнастика. Цыпленок тебе улыбается, и ты ему улыбнись (упражнение «Улыбка»).
Цыпленок взлетел на забор. Покажи, какой у цыпленка забор (упражнение «Забор»).
Цыпленок хочет червячка поймать, широко рот открыл. Покажи, как Цыпленок широко рот открыл (упражнение «Птенчик»).
Цыпленок рассердился, что не получилось червячка поймать и взъерошил перышки. Покажи, как Цыпленок сердится (упражнение «Сердитая киска»).
Давай Цыпленка угостим блинчиком, но сначала испечём тесто. Постучим по язычку зубами: та-та-та (упражнение «Накажем непослушный язычок»).
А теперь положи на нижнюю губу плоский язычок. Вот и получился блинчик (упражнение «Блинчик»).
Блинчик горячий подуй на язычок.
А теперь надо зубки почистить. Покажи Цыпленку, как ты умеешь чистить нижние зубки (упражнение «Почистим зубки») Молодец!
3.Дыхательная гимнастика
Закрепление диафрагмального типа дыхания – игра «Мячик»
Развитие плавного длительного выдоха: «Соберем листики с Цыпленком».
4. Постановка звука. Цыпленок очень любит свое имя, но у него не совсем получается его произнести. Давай поможем ему. (постановка звука [Ц] с механической помощью, затем по подражанию: кончик языка за нижними зубами, произносим: ттт…., в момент произнесения нажать на кончик языка и отодвинуть слегка в глубь рта « Цыпленок спрятался»)
Цыпленок устал, давай его на поезде покатаем (постановка звука [Ц] от Т+С). Поезд едет быстро. Колёса стучат: тс-тс-тс-тс-тс…..поезд остановился: тс-тс-тс-тс-тс.
5 . Мелкая моторика. Решил цыпленок прокатиться на поезде, прилег отдохнуть попросил всех не шуметь. (пособие «Кнопки» произносим звук [Ц] 5 раз. Нажимаем на каждую кнопку пальцем: большой пальчик [Ц], указательный палец [Ц] и т. д.
6.Фонематическое восприятие: Остановка. На этой станции можно поиграть в колокольчик: позвони, если услышишь звук [Ц]:
П – Т- Ц – Ш – К –Ц –Ф – Л –М –Ц;
А сейчас научим Цыпленка играть в «мозаику». Положи столько синих фишек, сколько раз я произнесу звук [Ц]: [ Ц-Ц ], [ Ц-Ц-Ц], [Ц]
7. Проговаривание звука Ц в слогах. Поиграл цыпленок и поехал дальше на поезде, стучат колёса: АЦ-АЦ-АЦ.
Дальше поезд поехал, стучат колёса: ОЦ-ОЦ-ОЦ….. Поезд остановился: Ц-Ц-Ц.
8. Итог занятия.
Логопед. Сегодня на занятии ты не только познакомился с Цыпленком, но еще раз поучился сам и поучил Цыпленка произносить звук [Ц].
Ты молодец!!!! У тебя уже хорошо получается, а на следующем занятии получиться еще лучше!
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие
в старшей логопедической группе «Новая улица»
Цель: Развитие коммуникативных и творческих способностей детей
Детская: Пополнение игрового макета дорожными знаками и участниками дорожного движения.
Задачи: Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета в пределах10, умение решать примеры, ориентировки на плоскости, соотнесения числа и цифры.
Совершенствовать умение конструировать поделку из бросового материала.
Развивать фонематическое восприятие, формировать умение выполнять звуковой анализ и синтез слова. Развитие связной речи, грамматического строя. Активизировать в речи слова связанные с темой ПДД.
Развивать зрительно-пространственное восприятие, мыслительную и речевую деятельность, мелкую моторику.
Развивать умение работать в команде, проявлять активность, доводить начатое дело до конца.
Оборудование и материалы:
Ковер, музыкальный центр, магнитно-маркерная доска, макет улицы, сделанный детьми, круг выбора, прищепки по количеству детей, мнемо-схема для рассказывания про улицу.
«Центр Творческая мастерская» бросовый материал для изготовления дорожных знаков (коктейльные трубочки, палочки), двусторонний скотч, ножницы, пластилин.
«Центр грамоты»: разноцветные машинки, мелкие фигурки животных и героев мультфильмов,
Ведущие: 2 воспитателя и учитель-логопед.
Ход:
1Часть. Беседа в «Кругу»:
Дети под спокойную музыку проходят и садятся в круг.
Воспитатель: Девочки и мальчики, вспомните, чем мы с вами занимаемся? (Ответы детей). Кто хочет рассказать про улицу? (Дети решают, каким способом они будут рассказывать.)
Как называется наша улица? Сколько домов есть на улице? Посчитайте по порядку. Что еще есть на улице? (дорога и тротуары). Что шире дорога или тротуары? Что еще есть? (парк) Что есть в парке? (скамейки) Сколько всего скамеек на улице? (три). Как вы посчитали? Какой самый высокий дом на улице (аквапарк). Какой самый низкий дом на улице? (бензозаправка).
Воспитатель записывает на доске в первой колонке.
Воспитатель: Чтобы играть на нашей улице чего нам не хватает? (дорожных знаков пешеходов и машин).
Воспитатель записывает на доске во второй колонке.
У нас сегодня открыто два центра «Творческая мастерская и «Центр грамоты». Где можно изготовить дорожные знаки? (в «Творческой мастерской»). Тогда в «Центре грамоты» что мы можем найти? (пешеходов и машины). Если у нас открыто два центра на сколько групп нам лучше объединится? (на две).
Дети делятся на две группы с помощью прищепок.
2 Часть. Физминутка:
Воспитатель: Перед тем как отправиться в центры предлагаю поиграть в игру. Кто хочет провести с ребятами игру?
Речедвигательную игру проводит ребенок.
На улице нашей
машины, машины,
Машины малютки, машины большие.
Фырчат грузовые,
Спешат легковые.
Торопятся, мчатся, как будто живые.
Эй машины, полный ход,
Я –примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
3.Часть. Дети расходятся в два центра. По окончанию работы меняются местами.
«Творческая мастерская»
Воспитатель: Присаживайтесь. Что вы планируете сделать, ребята?
Какой материал вам может понадобится? У нас все готово или чего -то не хватает? Где это можно взять? Подумайте, какой знак и из чего вы хотите сделать и можете приступать к работе.
Изготовление детьми знаков.
Воспитатель: Вы закончили работу, что нужно сделать?
«Центр грамоты»
Логопед: Вам нужно найти машины и пешеходов? Нам подойдут не все. Чтоб правильно выбрать, нужно сделать расчеты. (Получают карточки с примерами, решают примеры). Нужно выбрать фигурку, в названии которой такое количество слогов, сколько обозначает ваша цифра.
- Часть Заключительный «Круг»
Воспитатель: Что вы изготовили? (дорожные знаки) Что вы принесли из центра грамоты? (пешеходов и машины). Кого мы сначала поставим? (дети предлагают)
Воспитатель спрашивает всех детей: какой знак они сделали и куда его поставят.
Воспитатель: Теперь можно играть в игру? Как лучше играть в группах или всем вместе.
Дети договариваются чья группа играет первая. А вторая группа может поиграть в центре настольных игр.
Предварительный просмотр:
Сценарный план в подготовительной к школе группе «Красноярск мы изучим, «Географическую матрешку» получим!»
Краткая анотоция:
Данная образовательная деятельность является итоговой в детско-родительском проекте «Географическая матрешка». В ходе которого дети создают дидактическое пособие (приложение 1) для сравнения маштабности и расположенности географических объектов.
Дети путешествуют по г. Красноярску, изучая его достопримечательности: музей им. Василия Сурикова, Дворец спорта им. Ивана Ярыгина, парк флоры и фауны «Роев ручей», строительство нового микрорайона. В ходе изучения данных объектов, они заполняют пустые места на карте Красноярска (приложение 2) и заканчивают изготовление игры - пособия «Географической матрешки», ставя на нем точку: «город Красноярск».
Во время НОД допустимо присутствие родителей, в качестве участников.
I Организационная информация(согласно ФГОС ДО) | ||
1 | Доминирующая образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие | |
2 | Вид деятельности детей: исследовательская, игровая, коммуникативная | |
II Методическая информация | ||
1 | Методы и приемы: Исследовательский (решение проблемной ситуации); практические, наглядные, игровые приемы. | |
2 | Интеграция образовательных областей: Познавательное, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие. | |
3 | Возрастная группа: 6-7 лет | |
4 | Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о родном городе – Красноярске, об основных его достопримечательностях . | |
5 | Задачи: Обучающие: Закреплять навыки выделять звук в слове; продолжать закреплять умение выполнять звуковой анализ слова и синтез слова; закреплять образование притяжательных прилагательных; закреплять умение подбирать однокоренные слова; Упражнять в решении логических задач, упражнять в умении выполнять постройку по плану. Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела (правая, левая рука), закреплять пространственные представления детей («над», «под», «слева», «справа», «посередине»); Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать. Продолжать учить составлять простые арифметические задачи: умение выделять 4 части в задаче (условие, вопрос, решение, ответ), умение решение задачи записывать. Закреплять представления о месяцах; продолжать формировать интерес к зимним видам спорта. Развивающие: Продолжать развивать зрительное и слуховое восприятие; продолжать развивать операции анализа и синтеза; закреплять пространственные представления детей («над», «под», «слева», «справа», «посередине») и умение ориентироваться на плоскости; Развивать общую и мелкую моторику; Воспитательные: Продолжать развивать умение действовать в коллективе сверстников. Воспитывать у детей патриотические чувства, любовь к родному городу. | |
6 | Планируемые результаты: Дети могут договориться о предстоящей деятельности, выдвинуть гипотезу, предположить результат, могут действовать в команде, распределяя обязанности, ориентируются в понятиях «материк», «страна», «край», «город», соотносят их по размеру и положению; имеют представления о достопримечательностях родного города; сформированы представления о разных видах спорта; ориентируются во временах года и месяцах; выполняют звуковой анализ и синтез слова; образуют притяжательные прилагательные; подбирают к слову однокоренные слова; решают арифметические задачи; классифицируют предметы по существенному признаку; понимают значение предлогов; выполняют конструирование постройки по схеме: находят «соседей» числа; решают логические задачи. | |
7 | Организация среды для проведения занятия: Группа разбита на 5 станций: -мольберт с макетом «Географической матрешки»; маршрутный лист; презентация с изображением карты Красноярска. «Удостоверения членов географического общества» -картина В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» (приложение 3); части картины «Взятие снежного городка»; предметные картинки с изображениями атрибутов масленицы; предметные картинки к шифровке; пеналы с фишками для звукового анализа; -макет стройки; схема стройки; логические карточки с геометрическими фигурами; кубики; мяч; -пиктограммы с зимними видами спорта; годовой круг; туннель, мат; картограф; -карточки с арифметическими задачами; карточки с изображениями животных зоопарка; дом на картографе. | |
8 | Подготовка к образовательной деятельности на занятиях в режимных моментах: Знакомство с понятиями «материк», «страна», «край», «город» и их особенностями. Знакомство с г. Красноярск. Развитие грамматического строя речи, психических процессов, фонематического восприятия, навыков связной речи. развитие временных и пространственных представлений. Формирование счетных умений. Все умения и навыки отработаны в течение учебного года; актуализированы в проектной деятельности. | |
Ход образовательной деятельности | ||
Мотивация деятельности детей: Закончить разработку игры-пособия для дошкольников по запросу «Русского географического общества» | ||
Целеполагание: (с организующей помощью педагога): Дети предлагают закончить разработку игры «Географическая матрешка»: формулируют цель своей деятельности, высказываются о предполагаемых результатах, о способах организации путешествия по г. Красноярску . | ||
I Вводная часть. Создание мотивационной ситуации. | ||
Дети заняты свободной деятельностью. Обращаются к воспитателю с предложением продолжить работу по изготовлению «Географической матрешки». По желанию, дети собираются возле магнитной доски, где размещен незаконченный макет пособия. Вспоминают о том, что по заказу «Географического общества России» они изготавливают игру для дошкольников «Географическая матрешка». Самая большая часть игры – материк Евразия, часть поменьше – Россия, еще меньше – Красноярский край. Самой маленькой частью должен стать город Красноярск. Но его еще нет на карте, так, как он не достаточно изучен. Дети предлагают заняться изучением г. Красноярска. Путешествие дети начинают с берега Енисея. Проводится речевая игра: (приложение 3) Могучая, сибирская течет наша река. (Идут по кругу.) Прекрасна так, не высказать. (Руки от груди в стороны.) Прохладна, глубока. (Приседают.) Тебе кипучее начало дано вершинами Саян Ты мчишься гордо величаво в грозный океан. (Идут по кругу.) Прекрасней нет в России всей Зовут тебя наш Енисей. (Руки на поясе, повороты влево, вправо.) Команды получают маршрутные листы и отправляются по станциям. | ||
II Основная часть. Актуализация знаний и представлений детей. | ||
Дети перемещаются по станциям в соответствии с маршрутным листом. Станция: «Стройка» (приложение 4) Воспитатель.(надевает строительную каску) Девочки и мальчики, вы попали на строительство нового микрорайона г. Красноярска. Я сотрудник стройки, разработала план нового микрорайона. Как вы думаете, какая у меня профессия? ( ответы детей) Воспитатель: У нас на стройке не хватает бригады строителей, вы бы не хотели помочь построить новый микрорайон в городе? (ответы детей). Тогда проверим ваши знания, необходимые для работы. 1. Дидактическое упражнение (с мячом) «Назови соседей числа». 2. Дидактическое игра «Какой фигуры не хватает». (приложение 5) 3. Дидактическая игра «Строительство улицы». Воспитатель: Такие строители, как вы нам подходят. Вот план микрорайона. Вам нужно построить одну улицу. Берите необходимые материалы и приступайте к работе. Дети выполняют задание. (приложение 6) Воспитатель: Вы закончили строительство? Нужно проверить и сопоставить вашу работу со схемой. Воспитатель: Как вы хотите назвать улицы нового микрорайона? (дети советуются и озвучивают название улиц нового микрорайона) Вы помогли работникам стройки. Успехов вам в вашем путешествии. Станция «Роев ручей» Воспитатель: Вы знаете, куда вас привел маршрут по карте? Молодцы, а я работник этого знаменитого, замечательного места. Что вы знаете про парк «Роев ручей»? (Предположительные ответы детей). - Строительная компания установила для обитателей парка новый комплекс. Но вот проблема, мы не знаем, как же лучше расселить животных. Помогите, пожалуйста! 1.Дидактическая игра «Рассели животных».(приложение 7) 2.Дидактическое упражнение «4 лишний». 3.Решение арифметических задач. (по карточкам). - Воспитатель: Вы нам очень помогли. Особенно вам благодарны животные зоопарка. Станция «Музей» Воспитатель (с указкой в руках): Добрый день, девочки и мальчики. Был ли кто-нибудь из вас в музее? Я работник музея, провожу для людей экскурсии. Как называется моя профессия? (ответы детей) В наш музей привезли на выставку картину Василия Сурикова. (приложение 8). Кто знает, что это за картина? Посетители выставки заметили недочеты нашей выставки. Я не знаю, как же мне все поправить. Вы мне поможете? 1. Упражнение «Реши шифровку». Воспитатель: Надпись с именем и фамилией автора указана неточно, помогите исправить. В имени пропущены буквы, в фамилии некоторые буквы зашифрованы. Дети решают шифровку, демонстрируется портрет художника. 2. Игра «Что из чего?» Воспитатель: Некоторые посетители музея плохо видят и хотели бы, чтоб им подробнее рассказали о том, что и из чего изображено на картине. У вас карточки с отдельными частями картины. Посмотрите внимательно, и скажите что из чего изготовлено? -Шубы у людей из меха, значит они какие? -Шаль из шерсти. Какая? -Сани из дерева. Какие? -Городок из снега. Какой? 3 Игра «Семейка слов» (приложение 9) Воспитатель: Городок снежный. А как вы думаете, нравятся ли людям эта забава? Чтобы посетители музея запомнили, как веселились в снежном городке люди, скажите, вы знаете слова, похожие на слово снег? Придумайте похожие слова, а картинки на экране вам помогут. (снежинка, снежок, снеговик, снегурочка, снегоход, снегопад). 4 Упражнение «Составь схему» (за столами) Воспитатель: А кто знает, празднование какого праздника изображено на картине? Какое блюдо принято есть на Масленицу? Воспитатель: Посетители музея попросили меня составить звуковые схемы для угощений, но я совсем не умею это делать. Вы мне поможете? Дети выполняют задание: Воспитатель: А теперь проверим, какое у кого было угощение. (Называет слова по звукам, просит угадать слово) Воспитатель: Спасибо вам большое, девочки и мальчики, теперь мои экскурсии будут гораздо лучше и интереснее. Станция «Дворец спорта» Воспитатель: Вы находитесь на одном из главных стадионов нашего города, Дворце спорта имени Ивана Ярыгина. И, как главный тренер, приглашаю вас в наш спортивный зал. Дети садятся в круг на спортивные маты. Дидактическое упражнение: «Назови виды спорта». Воспитатель: Все спортсмены начинают тренировку с разминки. Мы сейчас тоже разомнемся. Вы хорошо знаете виды спорта? Надо дать быстрый ответ на вопрос. Люди бегают по всему полю и пинают мяч ногами (футбол) Противники на ринге наносят друг другу удары в перчатках (бокс) Спортсмены красиво танцуют на льду (фигурное катание) Люди бегают по льду, отбивая шайбу клюшкой ( хоккей) Воспитатель:— Наша разминка закончена, и, действительно, вы —знатоки видов спорта. Д/ игра: «Составь расписание» (приложение 10) Воспитатель: Нам нужна ваша помощь. Нужно составить расписание на год, распределив виды спорта по месяцам. Вот наше расписание, а карточки с изображением видов спорта остались в другой части стадиона. До них можно добраться по этому коридору. Дети проходят по тоннелю к столу с карточками, и приносят их на стол с расписанием. Собрав все карточки, дети начинают составлять расписание, распределяя виды спорта по месяцам и времени года. Воспитатель: Расскажите, какие виды спорта есть в расписании? На какой месяц вы поставили карточку с этим видом спорта? Почему вы поставили карточку именно сюда? Воспитатель: Наше расписание составлено. Спасибо за помощь. | ||
III Заключительная часть Анализ и самоанализ деятельности детей | ||
Дети собираются в месте старта. Обсуждают, где они побывали. Воспитатель: Посмотрите на экран. (на проекторном изображении карты города белые места карты заполняются символами мест, где побывали команды) (приложение 2) Воспитатель: — Как вы считаете, карта нашего города закончена? Вами проделана большая работа и «Географическое общество» вручает вам удостоверения членов «Русского Географического общества». Награждение детей. Воспитатель: — Посмотрите на своё удостоверение, это документ, с которым вы сможете изучать любые уголки нашей планеты. Где бы вы хотели еще побывать?
| ||
Дальнейшая разработка темы. Постановка новой проблемы (предложения детей по дальнейшему развитию деятельности) | ||
Самостоятельное изучение разных уголков планеты детьми совместно с родителями; Придумывание правил для работы с пособием «Географическая матрешка»; Презентация пособия детям параллельной группы. | ||
Приложение 1 Макет дидактического пособия «Географическая матрешка» | ||
Приложение 2 Карта с белыми пятнами |
Карта заполненная | |
Приложение 3 Фрагмент занятия: игра «Мой Енисей» | Приложение 4 Работа детей на станции «Стройка» | |
Приложение 5 Д/и «Какой фигуры не хватает» Приложение 7 Д \и. «Рассели животных» | Приложение 6 Макет нового микрорайона Приложение 8 Картина В. Сурикова «Взятие снежного городка»
| |
Приложение 9 Д/и. «Семейка слов» | Приложение 10 Календарное расписание видов спорта |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» с обучающимся 2 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) Вариант 2.
Длительность занятия 15-20 мин.
Данные о ребенке: F72.0. НОДА системное недоразвитие речи тяжелой степени по типу анартрии.
Тема: Домашние животные
Цель: распознавание домашних животных кошки и собаки.
Задачи:
1.Закреплять понимание слов (кошка, собака, лает мяукает)
2.Развивать умение пользоваться жестами (привет, указание, пока, «да», «нет»).
3.Развивать ладонно - пальцевый захват (захватывать и доставать предмет из мешочка);
4.Развивать умение сопоставлять предмет с графическим изображением, развивать умение узнавать слово на картинке (глобальное чтение: слова «собака», «кошка»).
5.Развивать умение пользоваться звукоподражанием, (повторять голоса кошки, собаки).
6.Познакомить с пользой домашних животных (сторожит дом, ловит мышей)
7.Формировать умение оценивать собственную деятельность на занятии.
Оборудование: аудиозапись с голосами животных, сюжетная картинка с изображением домашних животных и человека. игра «Волшебный мешочек», картинки с изображением домашних животных, карточки с написанными словами, сюжетные картинки с изображением функций животных (собака сторожит дом, кошка охотится на мышь)
Ход занятий
I. Вводная часть Организация «рабочей позы» (логопед организует удобную для занятия позу ребенка). Логопед: давай поздороваемся, помаши рукой. Повторение правил поведения на занятии (сидеть тихо, внимательно слушать логопеда).
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия (закрепление ранее пройденного материала)
Логопед показывает картинки с изображением домашних животных.
Мы сегодня будем говорить о домашних животных.
Послушай их голоса и покажи, кто говорит?
Ребенок слушает голоса домашних животных по очереди показывает на картинку, используя указательный жест.
Логопед: Это мяукает кошка, это лает собака.
2. Имитация голоса животных.
Логопед: Как лает собака? Мяукает кот? Ребенок говорит сам или с помощью логопеда.
3. Игра «Волшебный мешочек».
Логопед: Поиграем: у меня есть мешочек. В нем спрятались домашние животные. Достань фигурку. Поставь ее на картинку с этим животным. (ребенок достает фигурку животного, ставит на картинку) Найди нужное слово. (ребенок выбирает слово на карточке из двух предложенных). Логопед повторяет: кошка, собака, указывая на картинку.
Динамическая пауза:
Логопед вместе с учеником выполняет упражнения:
Кошка лапкой умывается, (гладят щёки)
Видно, в гости собирается.
Моет носик, (трут ладонью носик)
Моет ротик, (проводят пальцем по губам)
Моет ухо, (поглаживают одно ухо, затем другое)
Кошка лапкой умывается, (поглаживают грудь)
К (имя ребенка) в гости собирается.
4. Игра «Польза домашних животных» (сообщение нового материала).
Логопед: Домашние животные помогают человеку. Логопед по очереди показывает сюжетные картинки о животных. Собака сторожит дом, кошка ловит мышей.
6. Закрепление нового материала. Логопед: Покажи картинку, о ком я скажу (ребенок выбирает нужную картинку). Покажи, кто дом сторожит. Покажи, кто ловит мышей. Покажи слово: Кто дом сторожит? Кто ловит мышей? (ребенок показывает карточку со словом)
III. Итог занятия.
Логопед: Тебе понравилось играть с животными. Давай попрощаемся с ними. Возьми собаку, дай ее мне. Помаши ей рукой. (ребенок выполняет действия сначала с собакой, потом с кошкой.
Логопед: Как ты думаешь, ты хорошо занимался? (ребенок показывает жестом « да» или «нет».
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков, неспецифических жестов;
- овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
занятие по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
Тема занятия: «Я умею выбирать»
Цель занятия: учить делать выбор
Задачи: 1. формирование умения выбирать поощрение за хорошую работу на уроке, одежду для прогулки, занятие в свободное время, предпочитаемое блюдо для приема пищи.
2. формирование умения использовать указательный жест при осуществлении выбора. 3. формирование умения следовать расписанию дня.
4. формирование умения оценивать собственную деятельность на занятии.
Материалы к занятию: расписание дня в виде изображений, пиктограммы правил поведения на занятии, коробка, детское пианино, картинки, предметы одежды, большой гимнастический мяч (фитбол), компьютер, аудиозапись релаксационной музыки
Ход занятия:
1. Организационный этап занятия.
1.1. Организация «рабочей позы» (учитель организует удобную для занятия позу ребенка).
1.2. Повторение правил поведения на занятии (надевать очки на занятии, сидеть тихо, внимательно слушать учителя).
2. Мотивационный этап занятия.
2.1. Сообщение цели занятия («Сегодня на занятии мы будем учиться делать выбор»).
2.2. Сообщение о поощрении в конце занятия с предоставлением ребенку выбора («Если ты будешь стараться, в конце занятия получишь награду. Что ты хочешь - смотреть мультфильм или играть со слаймом?»).
или
2.3. Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. На предыдущем занятии учитель обещал начать следующее занятие с осмотра закрытой коробки. Учитель встряхивает коробку, в которой лежит детское пианино, и предлагает ребенку узнать, что там находится.
3. Основной этап занятия.
3.1. Пальчиковая гимнастика. Для активизации моторной деятельности педагог предлагает ребенку поиграть (нажимать клавиши) на детском пианино.
3.2. Учитель направляет ребенка к расписанию дня, представленному изображениями, в котором после «занятия по альтернативной коммуникации» следуют «обед», «прогулка», «свободное время». Учитель называет произвольно виды деятельности и просит ребенка показывать их. (например, «Сегодня у тебя запланировано свободное время. Покажи картинку «свободное время»).
3.3. Учитель просит показать вид деятельности, который последует за занятием («Покажи, что будет после занятия»).
3.4. Учитель предлагает выбрать блюдо, которое ребенок хотел бы получить на обед - меню обеда предварительно обсуждено с родителями.
или или
3.5. Динамическая пауза. Учитель меняет позу ребенка: сажает его на большой гимнастический мяч (фитбол) и покачивает под релаксационную музыку. Учитель возвращает ребенка в «рабочую позу»
3.6. Учитель направляет ребенка к расписанию дня и просит показать вид деятельности, который последует за обедом («Покажи, что будет после обеда»).
3.7. Учитель предлагает выбрать предметы одежды, которые ребенок хотел бы надеть, когда пойдет гулять на улицу (перед ребенком разложены парные предметы одежды).
или или
3.7. Учитель направляет ребенка к расписанию дня и просит показать вид деятельности, который последует за прогулкой («Покажи, что будет после прогулки»).
3.8. Учитель предлагает выбрать вид деятельности, которым ребенок хотел бы заняться, когда придет с улицы.
или
4. Заключительный этап занятия.
4.1. Рефлексия учебной деятельности на занятии (учитель предлагает ребенку вспомнить (ориентируясь на наглядность), что было на занятии («Что делали на занятии? Давай вспомним»)). 85 4.2. Оценка ребенком собственной деятельности на занятии
4.3. (учитель спрашивает, как ребенок оценивает свою работу на уроке; ребенок, ориентируясь на визуальную опору, дает оценку).
4.4. Пояснение оценки ребенка и сообщение о получении поощрения за работу на занятии
- Освоение доступных средств невербальной коммуникации:
- взгляд,
- мимика,
- жест,
- предмет,
- графическое изображение,
знаковая система;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план занятия по познавательному развитию для детей второй младшей группы.
Сценарный план по познавательному рвзвитию для детей второй младшей группы...
сценарный план занятия "Путешествие в Мультляндию"
игровое занятие с использованием ИКТ для детей 6-7лет направлено на социально-познавательное развитие...
МАТРИЦА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ Сценарный план занятия с применением интерактивного оборудования в младшей группе
Тема: «Краденое солнце» Целью методической разработки НОД «Краденое солнце» закрепить представление детей о характерных признаках весны; развивать умение действоват...
Методическая разработка сценарный план занятия с применением интерактивного оборудования в средней группе Тема: «Краденое солнце»
Сценарий план занятия для детей среднего возраста с применением интерактивного оборудования. Тема:"Краденое солнце".Целью методической разработки НОД "Краденое солнце" является зак...
Сценарный план занятия по обучению грамоте "Знакомство со словом"
Дети знакомятся с понятием "слово". Учатся различать слово и звук, обозначать моделями, правильно задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам...
Сценарный план занятия по рисованию на тему "Портрет мамы"
В данном материале можно ознакомиться со сценарным планом по рисованию в подготовительной группе на тему "Портрет мамы".Цель: закрепление знаний детей о жанре портрета.Задачи:обу...
Сценарный план занятия с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со знаком плюс»
Сценарный план занятия с детьми подготовительной группыТема: «Знакомство со знаком плюс»Цель: продолжение знакомства детей с математическими знаками .Задачи:обучающая:- сформировать ...