Картотека игр по ТРИЗ технологии. Ознакомление с родным городом. Старший дошкольный возраст.
картотека (старшая, подготовительная группа)

Ковалёва Елена Николаевна

    С самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать задачи творческого характера.

Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия ребёнку поможет ТРИЗ-пеагогика.

В даной разработке представлена картотека игр  по ТРИЗ технологии. Ознакомление с родным городом. Старший дошкольный возраст.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Теремок»

г. Болотного Болотнинского района    Новосибирской области

Воспитатель: Ковалёва Е.Н.

Игры ТРИЗ-технологии при ознакомлении

дошкольников с историей родного края.

Игра «Объяснялки»

Цель: Формировать умение строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Изображения (Река в городе Болотном, Новосибирской области. Лес.

«Теремок»-детский сад)

Задача: Составить объяснение (цепочку-рассказ, как от реки перейти к «Теремку».

Педагог начинает цепочку, дети продолжают.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

 -На краю Болотного протекает река, вокруг которой ….

-Растёт огромный лес и есть жилые строения…

     -Ведут длинные улицы….          

Игра «Хорошо — плохо».

Цель: Сформировать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление у которых, определяются положительные и отрицательные свойства. Предлагаю вам разделиться на две команды. Первая команда называет хорошие качества, вторая плохие. Картинка Город. — это: ХОРОШО: Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д. ПЛОХО: Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться и т. д.

Игра «Хорошо — плохо» 2 вариант (батл).

Например, Город – это (1 команда). Хорошо: Ярко светит солнце. (2 команда) Плохо – жарко и нечем дышать и т. д.

                                    Игра «Жилое – не жилое».

Цель: в игровой форме закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. Уметь доказывать свою точку зрения.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений города: Банк, больница, дом, коттедж, полиция, вокзал, драмтеатр, магазин, гостиница и т.д.

Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение и доказать почему так решил: Дом - жилой, магазин – нежилой….

Игра «Жилое – не жилое» 2 вариант

     Воспитатель показывает карточку «Не жилое», дети быстро называют здания и наоборот.

Игра «Узнай на ощупь».

Цель: конкретизировать представления детей о разнообразии архитектурных объектов; формировать представления детей о преимуществах и минусах того или иного материала и о том, чем обусловлено строительство дома из данного материала

Материал: мешочки с разнообразным материалом – камень, дерево, бумага, вата, лед, стекло и т.д.

Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать себе мешочек и на ощупь определить, из какого материала построен его дом. Назвать, почему такой дом – это хорошо и почему плохо.

Усложнение

Назвать, какие сооружения в нашем городе мы встретим из данного материала.

Игра «Думаем о родном городе».

Цель: закрепление правил поведения в городе и в природе, развитие экологических представлений.

Материал: мяч

Ход игры: Воспитатель предлагает различные ситуации, по которым можно определить любит ли человек свой город. Если ситуация положительная ребенок ловит мяч и доказывает почему он так думает и наоборот – ситуация отрицательная, ребенок откидывает мяч и так же доказывает свою точку зрения.

Домик «Эвроритм»

   А теперь предлагаю вам попутешествовать по этажам вот такого "Волшебного дома". Итак, подробнее остановлюсь на последовательности вопросов к детям при работе с данным домиком, другими словами предлагаю вашему вниманию алгоритм работы с данным пособием.

1. ДЕЛО

- Что это? Что умеет делать этот объект?

2. ЧАСТИ ЦЕЛОГО

- Из каких частей состоит объект? Для чего нужны части?

3. ДРУЗЬЯ.

- Какие разновидности нашего объекта вы знаете? (Множество одинаковых или похожих систем, выполняющих одну функцию)

4. SOS (время повлияло на объект)

- Объект есть, но его «дело» не выполняется. В каких условиях нельзя им пользоваться?  (Система есть, но её функция не выполняется из-за не востребованности внешним миром).

5. НЕУДАЧНИК (объект новый, но им нельзя пользоваться)

- Чтобы объектом невозможно стало пользоваться, как он должен испортиться? (Какие изменения в системе могут повлечь за собой невозможность выполнения функции?)

6. ОДИН.

- Если бы во всём мире остался один-единственный экземпляр объекта, какие трудности возникли бы у людей? (Система существует в единичном экземпляре или в ограниченном количестве. Это затрудняет или делает невозможным ее использование).

 7. ВОЛШЕБНИК.

- Объект научился выполнять новые «дела». Какие? Система получает новое качество.

Например, рассмотрим объект, который вы сами мне сейчас назовете. Для этого отгадайте загадку:

           В нем предметы старины

           До сих пор сохранены,

           Любознательный народ

           Поглазеть на них идет.        Ответ: Музей

Совершенно верно, в наш волшебный домик в гости пришел наш краеведческий музей

Начинаем путешествие музея по этажам "волшебного дома":

1 этаж - дело или функция объекта – Музей – стоит, собирает информация и предметы старины, хранит исторические факты, встречает гостей и т.д.

2 этаж - части объекта – фундамент, стены, крыша, крыльцо, пол, потолок, залы, лестницы и т.д.

3 этаж - друзья – музей – это историческое здание, его другом может быть драмтеатр, здание управления образования и т.д. Музей – это собрание ценных исторических экспонатов, значит его другом может быть выставочный центр «Радуга» (На начальном этапе можно взять область шире – сначала ограничится музеями страны – Эрмитаж, Третьяковская галерея и т.д.).

4 этаж - SOS – В здании краеведческого музея организован рынок и т.д.

5 этаж - неудачник – из музея пропали все экспонаты и т.д.

6 этаж – один – если музей останется один, то не сможет вместить все ценные экспонаты, которые за тысячи лет накопились в нашей стране.

7 этаж - волшебник – музей и школа искусств, музей – жилой дом и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию детского творчества в разных видах деятельности посредством ознакомления с родным краем. (старший дошкольный возраст)

   Приобщение к изобразительному искусству и развитие детского художественного  творчества посредством ознакомления с родным краем.  Формирование и активизация у детей прояв...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ Старший дошкольный возраст

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС РОДНЫМ КРАЕМСтарший дошкольный возраст...

Проект «Улицы родного города» (старший дошкольный возраст).

Цель: формирование интереса  к своему городу, приобщение к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения....

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Моделирование и применение игр по ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста» на 2021 – 2022 учебный год

В этом  учебном году я использовала элементы ТРИЗ технологии во всех образовательных областях и в свободной деятельности в работе с детьми.  Продолжаю составлять  картотеку игр для дете...

Экскурсия по городу «Достопримечательности родного города» Старший дошкольный возраст

Каждый ребенок очень любознателен и по мере взросления его кругозор становится все шире. И так постепенно, он начинает интересоваться своим городом, его особенностями и достопримечательностями.Экскурс...

Картотека игр по ТРИЗ технологии для формирования речевой активности детей дошкольного возраста

 В данной картотеке представлены игры по следующим методам технологии ТРИЗ:- метод мозгового штурма- метод системного анализа- метод фокальных объектов- метод Робинзона- метод каталога- ме...