Картотека игр по ТРИЗ технологии. Ознакомление с родным городом. Старший дошкольный возраст.
картотека (старшая, подготовительная группа)
С самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать задачи творческого характера.
Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия ребёнку поможет ТРИЗ-пеагогика.
В даной разработке представлена картотека игр по ТРИЗ технологии. Ознакомление с родным городом. Старший дошкольный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр по ТРИЗ технологии. Ознакомление с родным городом. Старший дошкольный возраст. | 17.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Теремок»
г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области
Воспитатель: Ковалёва Е.Н.
Игры ТРИЗ-технологии при ознакомлении
дошкольников с историей родного края.
Игра «Объяснялки»
Цель: Формировать умение строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.
Изображения (Река в городе Болотном, Новосибирской области. Лес.
«Теремок»-детский сад)
Задача: Составить объяснение (цепочку-рассказ, как от реки перейти к «Теремку».
Педагог начинает цепочку, дети продолжают.
Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.
-На краю Болотного протекает река, вокруг которой ….
-Растёт огромный лес и есть жилые строения…
-Ведут длинные улицы….
Игра «Хорошо — плохо».
Цель: Сформировать умение выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры: Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление у которых, определяются положительные и отрицательные свойства. Предлагаю вам разделиться на две команды. Первая команда называет хорошие качества, вторая плохие. Картинка Город. — это: ХОРОШО: Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д. ПЛОХО: Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться и т. д.
Игра «Хорошо — плохо» 2 вариант (батл).
Например, Город – это (1 команда). Хорошо: Ярко светит солнце. (2 команда) Плохо – жарко и нечем дышать и т. д.
Игра «Жилое – не жилое».
Цель: в игровой форме закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. Уметь доказывать свою точку зрения.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных строений города: Банк, больница, дом, коттедж, полиция, вокзал, драмтеатр, магазин, гостиница и т.д.
Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение и доказать почему так решил: Дом - жилой, магазин – нежилой….
Игра «Жилое – не жилое» 2 вариант
Воспитатель показывает карточку «Не жилое», дети быстро называют здания и наоборот.
Игра «Узнай на ощупь».
Цель: конкретизировать представления детей о разнообразии архитектурных объектов; формировать представления детей о преимуществах и минусах того или иного материала и о том, чем обусловлено строительство дома из данного материала
Материал: мешочки с разнообразным материалом – камень, дерево, бумага, вата, лед, стекло и т.д.
Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать себе мешочек и на ощупь определить, из какого материала построен его дом. Назвать, почему такой дом – это хорошо и почему плохо.
Усложнение
Назвать, какие сооружения в нашем городе мы встретим из данного материала.
Игра «Думаем о родном городе».
Цель: закрепление правил поведения в городе и в природе, развитие экологических представлений.
Материал: мяч
Ход игры: Воспитатель предлагает различные ситуации, по которым можно определить любит ли человек свой город. Если ситуация положительная ребенок ловит мяч и доказывает почему он так думает и наоборот – ситуация отрицательная, ребенок откидывает мяч и так же доказывает свою точку зрения.
Домик «Эвроритм»
А теперь предлагаю вам попутешествовать по этажам вот такого "Волшебного дома". Итак, подробнее остановлюсь на последовательности вопросов к детям при работе с данным домиком, другими словами предлагаю вашему вниманию алгоритм работы с данным пособием.
1. ДЕЛО
- Что это? Что умеет делать этот объект?
2. ЧАСТИ ЦЕЛОГО
- Из каких частей состоит объект? Для чего нужны части?
3. ДРУЗЬЯ.
- Какие разновидности нашего объекта вы знаете? (Множество одинаковых или похожих систем, выполняющих одну функцию)
4. SOS (время повлияло на объект)
- Объект есть, но его «дело» не выполняется. В каких условиях нельзя им пользоваться? (Система есть, но её функция не выполняется из-за не востребованности внешним миром).
5. НЕУДАЧНИК (объект новый, но им нельзя пользоваться)
- Чтобы объектом невозможно стало пользоваться, как он должен испортиться? (Какие изменения в системе могут повлечь за собой невозможность выполнения функции?)
6. ОДИН.
- Если бы во всём мире остался один-единственный экземпляр объекта, какие трудности возникли бы у людей? (Система существует в единичном экземпляре или в ограниченном количестве. Это затрудняет или делает невозможным ее использование).
7. ВОЛШЕБНИК.
- Объект научился выполнять новые «дела». Какие? Система получает новое качество.
Например, рассмотрим объект, который вы сами мне сейчас назовете. Для этого отгадайте загадку:
В нем предметы старины
До сих пор сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идет. Ответ: Музей
Совершенно верно, в наш волшебный домик в гости пришел наш краеведческий музей
Начинаем путешествие музея по этажам "волшебного дома":
1 этаж - дело или функция объекта – Музей – стоит, собирает информация и предметы старины, хранит исторические факты, встречает гостей и т.д.
2 этаж - части объекта – фундамент, стены, крыша, крыльцо, пол, потолок, залы, лестницы и т.д.
3 этаж - друзья – музей – это историческое здание, его другом может быть драмтеатр, здание управления образования и т.д. Музей – это собрание ценных исторических экспонатов, значит его другом может быть выставочный центр «Радуга» (На начальном этапе можно взять область шире – сначала ограничится музеями страны – Эрмитаж, Третьяковская галерея и т.д.).
4 этаж - SOS – В здании краеведческого музея организован рынок и т.д.
5 этаж - неудачник – из музея пропали все экспонаты и т.д.
6 этаж – один – если музей останется один, то не сможет вместить все ценные экспонаты, которые за тысячи лет накопились в нашей стране.
7 этаж - волшебник – музей и школа искусств, музей – жилой дом и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию детского творчества в разных видах деятельности посредством ознакомления с родным краем. (старший дошкольный возраст)
Приобщение к изобразительному искусству и развитие детского художественного творчества посредством ознакомления с родным краем. Формирование и активизация у детей прояв...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ Старший дошкольный возраст
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС РОДНЫМ КРАЕМСтарший дошкольный возраст...
Использование методов и приемов ТРИЗ-технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опыт работы...
Проект «Улицы родного города» (старший дошкольный возраст).
Цель: формирование интереса к своему городу, приобщение к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения....
План работы по самообразованию Направление деятельности: «Моделирование и применение игр по ТРИЗ технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста» на 2021 – 2022 учебный год
В этом учебном году я использовала элементы ТРИЗ технологии во всех образовательных областях и в свободной деятельности в работе с детьми. Продолжаю составлять картотеку игр для дете...
Экскурсия по городу «Достопримечательности родного города» Старший дошкольный возраст
Каждый ребенок очень любознателен и по мере взросления его кругозор становится все шире. И так постепенно, он начинает интересоваться своим городом, его особенностями и достопримечательностями.Экскурс...
Картотека игр по ТРИЗ технологии для формирования речевой активности детей дошкольного возраста
В данной картотеке представлены игры по следующим методам технологии ТРИЗ:- метод мозгового штурма- метод системного анализа- метод фокальных объектов- метод Робинзона- метод каталога- ме...