Проект «Улицы родного города» (старший дошкольный возраст).
проект (старшая группа)

Серякова Ольга Сергеевна

Цель: формирование интереса  к своему городу, приобщение к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект36.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 комбинированного вида

 Проект

 

«Улицы родного города» (старший дошкольный возраст).

Разработан воспитателем старшей группы

компенсирующей направленности для детей с ТНР

Серяковой Ольгой Сергеевной.

г.о.г. Шахунья

2023 год

  1. Информационная карта.

Наименование проекта

Проект «Улицы родного города»

Автор и

участники

проекта

Авторы проекта: Серякова Ольга Сергеевна – воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №41 комбинированного вида;

Участники проекта: воспитатели, воспитанники старшей группы, родители.

Обоснование актуальности и педагогической значимости проекта 

Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы патриотизма.  Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям. Первые друзья ребенка – детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине. Постепенно эти представления становятся шире. Понятие «Родина» уже связано не только с домом и с улицей, но и с городом, в котором мы живём. Таким образом, одним из приоритетных направлений нашей работы стало знакомство детей старшего дошкольного возраста с региональным культурным наследием своего города через знакомство с улицами города.

  Для успешности работы с детьми по ознакомлению с родным городом, где они живут, был разработан проект «Улицы родного города», цель которого - приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения, это будет способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Актуальность проекта: Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле. Диагностика детей показывала, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе, дети недостаточно владеют информацией, сомневаются в ответах, многие родители затрудняются в знании истории города. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относится к истории и культуре других народов. Поэтому считаю, что эта тема очень актуальна на данном этапе формирования нравственно- патриотических чувств.

Цель и задачи проекта

Цель: формирование интереса  к своему городу, приобщение к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.

Задачи:

- развивать познавательный интерес при изучении истории возникновения улиц, углублять знания о названиях улиц нашего города;

- сформировать представления о различных зданиях и сооружениях нашего города;

- обогащать знания детей о культурном своеобразии родного города, достопримечательностях;

- воспитывать любовь к родному городу, улице;

- развивать умение детей ориентироваться в городе;

- закреплять знания правил дорожного движения;

- обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование интереса к культурным ценностям родного города. 

 

Краткая аннотация содержания проекта

Проект направлен на ознакомление детей с культурным наследием своего города через знакомство с улицами ближайшего окружения, на формирование у детей и родителей любви к Родине, родному городу. В ходе проекта дети знакомятся с историей возникновения города, происхождением названий некоторых улиц, учатся узнавать достопримечательности города по фотографиям и называть их, ориентироваться на улицах ближайшего окружения.

Сроки выполнения проекта

долгосрочный,  с сентября 2022 г. по май 2023 г.

Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта

  1. Компьютер, принтер, мультимедийный проектор, фотоаппарат, USB – флешкарта, методический инструментарий, наглядно – методические пособия. 

 

  1. Актуальность и важность данной проблемы.

     Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Именно в дошкольном возрасте начинают закладываться основы патриотизма.  Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей. «Родной дом» - сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, к семейным традициям. Первые друзья ребенка – детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, - все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине. Постепенно эти представления становятся шире. Понятие «Родина» уже связано не только с домом и с улицей, но и с городом, в котором мы живём. Таким образом, одним из приоритетных направлений нашей работы стало знакомство детей старшего дошкольного возраста с региональным культурным наследием своего города через знакомство с улицами города.

Для успешности работы с детьми по ознакомлению с родным городом, где они живут, был разработан проект «Улицы родного города», цель которого - приобщение детей к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения, это будет способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. 

Актуальность проекта: Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, к своей земле.

Проблема: Диагностика детей показывала, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе, дети недостаточно владеют информацией, сомневаются в ответах, многие родители затрудняются в знании истории города. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относится к истории и культуре других народов. Поэтому считаю, что эта тема очень актуальна на данном этапе формирования нравственно- патриотических чувств.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.

По продолжительности: долгосрочный.

Срок реализации проекта: с сентября 2022 г. по май 2023 г.

Участники проекта: воспитатели группы, дети и родители.

Цель: формирование интереса  к своему городу, приобщение к истории и культуре родного города через знакомство с улицами ближайшего окружения.

Задачи:

- развивать познавательный интерес при изучении истории возникновения улиц, углублять знания о названиях улиц нашего города;

- сформировать представления о различных зданиях и сооружениях нашего города;

- обогащать знания детей о культурном своеобразии родного города, достопримечательностях;

- воспитывать любовь к родному городу, улице;

- обогатить детско-родительские отношения опытом совместной деятельности через формирование интереса к культурным ценностям родного города.

  1. Сбор и анализ информации по избранной теме.

Работу, предшествующую созданию проекта, можно разделить на несколько этапов:

  • уточнение представлений детей о родном городе, истории его возникновения, его достопримечательностях; знаний названий улиц родного города, о правилах безопасного поведения в городе, во время экскурсий;
  • анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы с родителями);
  • изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей;
  • анализ предметно - развивающей среды.

  1. Реализация плана действий проекта.

Этапы реализации проекта

 

1 этап: Подготовительный

  1. Выявления первоначальных знаний детей о том, что такое улица, какие улицы нашего города они знают, знают ли свой адрес, какие бывают здания и какие здания находятся в нашем районе.
  2. Подбор необходимой литературы, фотографий, предметов для продуктивной деятельности старших дошкольников по теме «Мой дом» и «Моя улица»
  3. Организация предметно-развивающей среды в группе по теме проекта.
  4. Заинтересовать родителей темой проекта, к совместной деятельности, для реализации проекта.

2 этап: Основной

Постановка проблемы: Во время прогулки дети заметили, что на домах висят таблички с надписями и номерами. Они заинтересовались, зачем нужны эти таблички. Возникший вопрос о табличках на домах показал, что многие дети не знают, что такое улица, название улиц нашего района, почему их улица так называется. В результате ситуативного разговора по теме «Где я живу» выяснилось, что многие дети не знают, на какой улице живут, не могут описать дорогу домой и как выглядит их дом.

Результаты диагностики детей по теме «Мой родной город» свидетельствуют: есть проблема, которую необходимо решать. Как? Прежде всего нужны эффективные средства. Я предположила, что таким средством может стать технология педагогического проектирования. Поэтому и возникла идея проекта «Улицы родного города».

 3 этап: Заключительный

Результат проекта:

Знания, приобретённые во время данного проекта, повысили значимость патриотического воспитания детей, сформировали основы патриотических чувств у дошкольников. Воспитатели и родители убедились в том, что тема изучения родного города очень актуальна. Проектная работа заинтересовала детей и взрослых, сплотила родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны. У них появился интерес к изучению истории нашего города. 
Все этапы проекта сопровождались разными видами деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку.
       В будущем мы хотим продолжить работу в этом направлении и создать картотеку данных по истории улиц нашего города и фотоальбом «Я гуляю по городу» с фотографиями детей около различных достопримечательностей нашего города.

Форма работы с детьми

 

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Обратить внимание детей, на таблички, которые находятся на домах. На основе полученных знаний провести беседу о них. Что это за таблички? Зачем они нужны? Примеры надписей на них. Цель: формировать знания о том, что такое улица, адрес и для чего он нужен.

  • Беседа на тему «Мой адрес». Цель: продолжать формировать понятие «адрес», дифференцировать понятие домашний адрес и адрес детского сада; развивать мышление.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, открыток с изображением жилых домов и зданий г. Шахунья.

Прогулка: обращать внимание на дома (высокий, низкий, большие, маленькие), из чего состоит дом (стены, крыша, окна, дверь), как возводится дом (снизу-вверх).

  • ЧХЛ: С.Я. Маршак «Дом, который построил Джек». Цель: Закреплять умение внимательно слушать литературные произведения. Развивать воображение в размышлениях о том, какого размера был построенный дом.
  • Сюжетно – ролевая игра «Строители». Задачи: формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата. Развивать навыки общения, устойчивость внимания, точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус, инициативность, творческую активность и воображение, образное мышление, самосознание.

 

Работа с родителями: Задание на дом: рассмотреть дом, в котором вы живёте, поговорить с ребёнком по дороге в детский сад о том, какие здания встречаются на вашем пути.

Совершенствование ПРС: Подготовить и выложить альбом для рассматривания с фотографиями нашего города.

 Октябрь

Беседа «Какой мой дом». Цель: развивать умение описывать внешний вид и детали в постройке здания. Развивать познавательный интерес и умение высказывать свои мысли.

  • Художественно-эстетическое развитие – рисование на тему: «Дом, в котором я живу». Цель: развитие умений у детей в рисовании высоких многоэтажных домов города.
  • Дидактическая игра «Кто, где живёт». Цель: продолжать формировать понятие дом. Закрепить знания о том, где живут различные животные.

Целевые прогулки по улицам нашего города «Гагарина», «Советской». Цель: Рассмотреть разнообразие домов, находящихся на улицах; закреплять знания детей о передвижении и поведении на улице.

  • Посещение народного фольклорно-этнографического музея.
  • Пальчиковые игры: «Строим дом» и «У ворот». Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие памяти.
  • Дидактическая игра «Найти путь к домику зайчика». Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо).
  • Разукрашивание раскрасок на тему: «Город». Цель: развитие творческих способностей детей, закрепить умение раскрашивать рисунки, не выходя за линию. Развивать познавательный интерес к изучению зданий.

 

Работа с родителями: Консультация  родителей на тему: «Познакомьте ребенка с родным городом».

Совершенствование ПРС: Пополнить уголок художественно-эстетического развития раскрасками на тему «Город».

Ноябрь

Беседа «Что такое улица». Цель: продолжать формировать представления детей об организации инфраструктуры города, уточнить понятие «улица».

  • Просмотр видеофильма о Шахунье. Цель: Познакомить детей с разными видами зданий, их назначением; Расширять и уточнять знания о родном городе; пополнять активный словарь детей: многоэтажный дом; воспитывать у детей любовь к своему родному городу, чувство гордости за красоту его облика, содействовать патриотическому воспитанию.

Прогулка: Подвижная игра «Быстрей по домам». Цель: Развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге, ходьбе, подпрыгивании.

Дидактическая игра «Узнай улицу по фотографии», «Чего не стало?». Цель: Закреплять представления о внешнем облике скульптурного убранства Шахуньи, развивать восприятие, внимание, память, речь.

  • Чтение стихов о Родине. Цель: воспитывать любовь к родному городу, району, улице. Развивать внимательность, умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга.

 

Работа с родителями: Предложить организовать выставку книг о стране, истории родного города. Подобрать стихи для детей на темы «Родина», «Город», «Дом».

Совершенствование ПРС: Подготовить и выложить альбом с фотографиями и рисунками для рассматривания на тему «Достопримечательности нашего города».

Декабрь - январь

Беседа на тему «Чьи имена носят наши улицы», «Достопримечательности нашего города» Цель: обогащать знания детей о культурном своеобразии родного города, достопримечательностях, патриотическое воспитание.

  • Конструирование из кубиков «Наш детский сад». Цель: развивать умение строить из кубиков высотные дома, располагать их по отношению к центральной постройки в соответствии с картой района. Развивать умение работать в команде. Развивать коммуникативные способности, умение договариваться находить компромисс, формировать устойчивый интерес к конструктивной деятельности, желание творить, изобретать.
  • Дидактическая игра «Какой дом». Задачи игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.

ЧХЛ: С. Михалков «Моя улица», «Мой город», чтение стихотворений местных поэтов.

Прогулка: Подвижная игра «Цветные автомобили». Цель: учить детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

Отгадывание загадок на тему «город». Цель: расширять познавательный интерес у детей, развивать словарный запас.

 

Работа с родителями: Подготовить консультацию для родителей на тему: «Познакомьте ребёнка с родным городом».

Совершенствование ПРС: Сконструировать тематическую раскладку для настольной игры «улица города».

Февраль - март

Беседа на тему: «Моя малая родина». Цель: продолжать формировать понятие «родина», учить рассуждать на заданную тему.

  • ООД по познавательному развитию на тему «Что было раньше, что сейчас», «Наш родной город». Цель: Расширять представления детей о родном городе в процессе знакомства с памятными местами и улицами нашего города.

Прогулка: Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Цель: приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Дидактическая игра «Ищем клад». Цель: развитие у детей пространственных представлений при прочтении ими готового плана открытого пространства.

  • ЧХЛ: С. Барудзин «Я люблю нашу улицу». Цель: развивать умение слушать большие произведения. Учить понимать смысл произведения и формировать умение кратко пересказывать текст. Воспитывать любовь к своей улице, любовь к малой родине.

 

Работа с родителями: Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми при создании зимних построек «Кошкин дом».  

Совершенствование ПРС: Выложить настольную игру «Россия». Сконструировать деревья из цветной бумаги для настольной игры с раскладкой «улица города».

Апрель - май

Беседа «Государственные символы нашего города». Цель: познакомить детей с флагом и гербом Шахуньи. Продолжать воспитывать любовь и патриотические чувства к своему городу.

Беседа «Первый полет в космос Ю.А.Гагарина». Цель: знакомство детей с жизнью великого космонавта, воспитание чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

  • Прогулка: Экскурсия в библиотеку. Посещение памятных мест нашего города на улице Гагарина.
  • Дидактическая игра «Назови улицу». Цель: закрепить полученные знания о достопримечательностях и улицах нашего города.
  • Игра «Пешеходы и водители». Цель: Воспитывать культуру поведения пешехода, пассажира, водителя. Воспитывать осторожность, дисциплинированность, уважение к своему труду и труду взрослых, доброжелательность по отношению друг к другу и чужим людям, умение договариваться во время игры, выручать товарищей.

 

Работа с родителями: Подготовить папку передвижку для родителей «Азбука патриотизма».

Совершенствование ПРС: Обновление машин маленького размера, для игры с городом, построенным из кубиков или конструктора «Лего». Внести в группы игру «Знаки дорожного движения».

  1. Ожидаемые результаты проекта.

Предполагаемые результаты:

- у детей появится интерес к получению знаний о нашем городе, об истории его возникновения;

- дети выучат свой домашний адрес (улица, номер дома, номер квартиры);

- увеличится запас знаний детей о достопримечательностях нашего города;

- в процессе изучения улиц нашего города у детей появиться чувство гордости и любви к своей малой родине;

- у детей сформируются представления о различных зданиях и сооружениях;

- родители проявят интерес к культурным ценностям родного города,  возможно этот проект подтолкнет их показать детям достопримечательности нашего города, познакомить с историей города;

- пополнение предметно-пространственной среды группы.

Продукт проектной деятельности:

Выставка рисунков в группе на тему «Моя улица».

Консультация для родителей на тему «Познакомьте ребёнка с родным городом».

Папка-передвижка для родителя «Азбука патриотизма».

Видеоотчет «Улицы родного города».

Список используемой литературы:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей». М.: Айрис-пресс, 2008.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений». – М.: Мозаика-синтез, 2008.

Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». М.: Мозаика-Синтез, 2020.

Интернет – ресурсы: http://vospitateljam.ru/; http://planetadetstva.net/; http://dou-sad.ru/; http://www.moi-detsad.ru/; http://dohcolonoc.ru/; https://nsportal.ru/; https://www.maam.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инновационный проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом".

"Формирование у детей  старшего дошкольного возраста  нравственно-патриотических чувств  посредством ознакомления с родным городом"....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «РЕБЁНОК НА УЛИЦАХ ГОРОДА»СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «РЕБЁНОК НА УЛИЦАХ ГОРОДА»СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ   Основные задачи Месяц Организация развивающей среды Содержание Формы совместной дея...

Проект "Улицы родного города"

Проект "Улицы родного города"...

Картотека игр по ТРИЗ технологии. Ознакомление с родным городом. Старший дошкольный возраст.

  С самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать задачи творческого характера.Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия ребёнку поможет ТРИ...

Статья «Формирование навыков и культуры безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста» Алексеева Е. В. -воспитатель, высшая квалификационная категория. ГБДОУ детский сад№19 Санкт-Петербург, город Пушкин

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспо...

Экскурсия по городу «Достопримечательности родного города» Старший дошкольный возраст

Каждый ребенок очень любознателен и по мере взросления его кругозор становится все шире. И так постепенно, он начинает интересоваться своим городом, его особенностями и достопримечательностями.Экскурс...